ДООП "Память"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа по краеведению в Доме детского творчества Дигорского рвйона РСО-Алания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pfdo_kraevedenie.docx | 827.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИНАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ
363410, РСО-АЛАНИЯ, Дигорский район, г.Дигора, ул.Сталина 24, телефон( 886733)91492 ИНН 1514010665/151401001 л/сч 03103Ц47700 в Дигорском отделении УФК по РСО-Алании e.mail- digddt@mail.ru |
5 сентября 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности «Память»
Возраст обучающихся: 8 -14 лет
Нормативный срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Диамбекова А.Л.
педагог дополнительного образования,
Отличник просвещения РФ,
Заслуженный работник образования РСО-Алания
2018 г.
Пояснительная записка
Каждый человек должен опираться на свои корни и традиции - региональные, семейные, культурные, и в то же время он должен быть открыт миру.
Филипп де Вилье
(французский политик)
Глобальная научно-техническая революция, с одной стороны, обеспечивает прогресс человечества, а с другой стороны – стирает грани между народами, что приводит к исчезновению отдельных малых наций.
Как показали исследования директора Кавказского института современной идеологии Владимира Хатагова, в результате исторических обстоятельств Осетия пережила ряд сокрушительных ударов, которые деформировали её сакральные этнокультурные традиции.
Как следствие этого, сегодня прирост осетинского населения по сравнению с другими северокавказскими народами намного меньше, большинство молодёжи не владеет родным языком, не соблюдает культурные традиции предков.
Для сохранения нашего осетинского народа необходимо изучение родного языка и истории, соблюдение традиций своего края, воспитание патриота Иристона. Национальному возрождению эффективно способствует краеведение, что и диктует актуальность данной программы.
Ещё академик Лихачёв Д.С. говорил: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки».
Данная авторская программа предназначена для изучения основ краеведения в учреждении дополнительного образования и составлена в соответствии с положениями и статьями:
- Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
- приказа МО России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-Устава Муниципального казённого учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Дигорского района РСО-Алания.
Направленность программы туристско-краеведческая.
Краеведение способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Его изучение становится основой для гармоничного всестороннего развития личности ребёнка, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Деятельность учащихся осуществляется в трёх видах:
- получение учащимися готовых знаний о родном крае;
- самостоятельное приобретение знаний (последовательная исследовательская работа с исторической литературой, экспонатами музея, периодикой и встречи со старожилами);
- практическая работа на местности (походы, экскурсии, встречи).
Главной целью программы является нравственное и патриотическое воспитание учащихся, развитие их личности средствами краеведческой деятельности.
Задачи программы:
- углубление знаний по истории Осетии и Дигоры;
- формировать навыки работы детей с научной литературой и оформления исследовательских проектов;
- ведение работы по сохранению, восстановлению и пропаганде знаний о памятниках истории и культуры родного края;
- ознакомление учащихся с собранным материалом Дома-музея имени Георгия Цаголова и по возможности пополнения его;
- активизировать деятельность учащихся по улучшению природной среды своего края.
Отличительной особенностью программы является включение ребенка в личностно-значимую деятельность с целью развития его творческих способностей, что обусловлено близостью изучаемых объектов, находящихся в районном музее и у населения, представители которого являются очевидцами исторических событий, происходивших в нашей местности. При этом связь поколений – нынешних учащихся и ветеранов – пенсионеров, очень важна.
Краеведение – благоприятная возможность для патриотического и нравственного развития каждого ребенка.
Новизна программы отражается в её содержании, которое связано непосредственно с окружением учащихся, жизнью города Дигора и Дигорского района. Освоение материала строится по принципу комбинирования многих видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение, просмотр фильмов и презентаций, посещение музеев и выставок, подготовка и проведение творческих и юбилейных мероприятий, участие в различных акциях, конкурсах, соревнованиях, организация экскурсий, проведение Уроков мужества и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 8 – 14 лет. Этот возраст позволяет участникам программы самостоятельно собирать и обрабатывать краеведческий материал, накапливать его в краеведческом музее, а также анализировать полученные знания и применять их даже на уроках в школе.
По сроку программа рассчитана на один год, однако в последующие годы возможны включения в программу новых направлений.
Режим занятий –3 раза в неделю по 2 академических часа. Всего 216 часов. Программа состоит из практической части – встречи с ветеранами, походы и экскурсии, участие в различных акциях, конкурсах и мероприятиях – 98часов и теоретической части – 118 часов изучения материала.
При проведении экскурсий и посещении жителей происходит совмещение часов, и занятия осуществляются на природе и в соответствующих домах.
В практической части учащиеся также занимаются сбором и систематизацией материала для музея и для подготовки к написанию исследовательских реферативных работ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Развивать у учащихся умения и навыки работы с историческими материалами;
- Развивать наблюдательность, способность проявлять творческий интерес;
- Развивать умения выражать свое отношение к изучаемому предмету или событию;
- Развивать интерес к историческим событиям, происходившим в родном крае;
- Развивать коммуникативные навыки и создавать атмосферу увлеченности, взаимопонимания, взаимоуважения в процессе работы в коллективе;
- Привлекать родителей к процессу обучения и воспитания у детей чувства патриотизма и любви к малой родине.
Для выполнения поставленных задач следует наглядно показывать детям, как надо любить свой родной край, свою малую родину на примере любви своего края земляками, ныне престарелыми людьми, которые не жалели своих сил и жизней, трудились, все делали для улучшения жизни в своем краю. Программой предусматривается ознакомление обучающихся со всевозможными направлениями народного творчества, используемыми жителями Дигоры и сёл в оформлении своих жилищ, украшение одежды вышивкой, вязание изделий из шерсти животных.
Занятия, предусмотренные программой, немыслимы без особой эмоциональной атмосферы, создаваемой посредством живого слова педагога, его диалогов с детьми. Проблемы бережного отношения к истории своего края, его охраны, экологические вопросы рассматриваются на протяжении всего учебного года.
При выполнении некоторых видов работ по программе, организуется коллективный труд. Позитивность результата коллективного труда в том, что дети общаются не только с педагогом, но и между собой и у них развиваются коммуникативные навыки.
Конечными результатами завершения программы должны стать личные работы учащихся – рефераты, собранные экспонаты, их систематика и регистрация в музее, исследовательские работы и их защита на конференциях различного уровня.
Формы деятельности:
- Экскурсии, анкетирование, интервьюирование, фото- и видеосъёмки.
- Работа с архивными данными.
- Аудиторные занятия.
- Работа с литературой, документами, интернет ресурсами.
- Проведение и участие в различных мероприятиях.
В деятельности творческого объединения применяются следующие образовательные технологии:
- информационно – коммуникационная,
- проектно-исследовательская,
- здоровьесберегающие,
- игровые;
- дифференцированного обучения;
- сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- осознание воспитанниками значимости изучения краеведения;
- проявление устойчивого интереса к истории своего края, знание его основных дат и событий;
- знание и соблюдение культурных традиций старшего поколения;
- владеть информацией о видных выходцах из Дигорского района;
- умение проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
- уметь слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное и услышанное;
- научиться оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты.
Учебный план
Уровень сложности | Год обу- чения | Дисциплина | Трудоёмкость (кол-во акад. час) | Формы аттестации | ||
всего | теор. | практ. | ||||
Стартовый | 1 | Моя малая родина | 216 | 118 | 98 | Конкурс чтецов. Конкурс рисунков. Творческие работы. Викторина. |
ИТОГО | 216 | 118 | 98 |
МУНИЦИНАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ
363410, РСО-АЛАНИЯ, Дигорский район, г.Дигора, ул.Сталина 24 телефон( 886733)91492 ИНН 1514010665/151401001 л/сч 03103Ц47700 в Дигорском отделении УФК по РСО-Алании e.mail- digddt@mail.ru |
«УТВЕРЖДАЮ»
Кабанова И.С.
5 сентября 2018г.
Календарный учебный график
на 2018-2019у.г.
(приложение к рабочей программе «Память»)
Наименов. объеди- нения | Уровень/ год обучения | Срок уч.г. (продолж. обучения) | Кол-во занятий в нед., продолж. в мин. | Наименование дисциплины | Всего академ. часов в год | Кол-во академ. часов в неделю |
«Память» | 1год Стартовый | 36 недель | 3 раза в неделю по 80 минут | Моя малая родина | 216 | 6 |
ИТОГО | 216 |
МУНИЦИНАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ
363410, РСО-АЛАНИЯ, Дигорский район, г.Дигора, ул.Сталина 24 телефон( 886733)91492 ИНН 1514010665/151401001 л/сч 03103Ц47700 в Дигорском отделении УФК по РСО-Алании e.mail- digddt@mail.ru |
«Согласовано»
Кабанова И.С.
5 сентября 2019
Рабочая программа
творческого объединения «Память»
туристско-краеведческой направленности
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Моя малая родина»
Форма обучения: очная
Место реализации: г.Дигора,
ул. Сталина, 24
Срок реализации программы: 1 год
Количество учебных недель: 36
Всего академических часов: 216
Количество час/нед: 6
Продолжительность занятий: 80 мин.
Педагог:
Диамбекова Алла Лазаровна,
высшая квалификационная категория,
Отличник просвещения РФ,
Заслуженный работник образования РСО-Алания
2018 г.
Содержание программы
№ | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
теор. | практ. | всего | |||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. Беседа на тему: «Что изучает краеведение?» Знакомство с источниками краеведческих знаний. Карта как источник информации. | 2 | 2 | ||
2 | Мой дом. Родословная семьи «Я и моя семья». Теория: Беседа на темы: «Моя семья», «Мои предки», «Что означает мое имя?», «Моя родословная». Практика: Обучение составлению генеалогического древа. Сбор материалов о своих родственниках. Составление генеалогического древа. | 10 | 8 | 18 | Мини-проект «Моё родословное древо» |
3 | Школы. Теория: Беседа на тему: «История и традиции наших школ». Практика: Посещение учителей ветеранов. | 12 | 12 | 24 | Эссе «Несущие свет знаний» |
4 | Дигоре – 166 лет. Теория: Беседы на темы: «История и причины возникновения поселения». Храм Пресвятой Богородицы. Памятные места района. Практика: Экскурсия на Аллею Славы. Посещение музея им.Г.Цаголова и храма, памятных мест района. | 20 | 12 | 32 | Коллективная творческая работа, оформленная в виде брошюры «Храм Рождества Пресвятой Богородицы» |
5 | Природный комплекс нашего района. Теория: Знакомство с растительным и животным миром нашего района. Практика: Экскурсия в урсдонский лес. | 12 | 4 | 16 | Конкурс рисунков «Природа моего района» |
6 | Известные люди нашего района. Теория: Беседы на темы: «Герои –земляки». Просмотр фильма о Герое Советского Союза из Дигоры Батышеве Н. «Мой отец». «Учёные–выходцы из Дигоры». Практика: подготовить и провести вечер памяти учёного-географа Д.А.Дзагурова; Урок мужества «Опалённые огненной дугой» об участниках Курской битвы – выходцев из Дигоры. День памяти участника Великой Отечественной войны, учителя средней школы №1 г.Дигора Цаголова В.А. | 28 | 18 | 46 | Коллективная творческая работа «Цаголов Владимир Александрович» , оформленная как сочинение для участия в Республиканском конкурсе «Человек в истории- 2019» |
7 | Народное творчество представителей Дигорского района. Теория. Беседы: Творческое объединение «Саг-Арт». Художники Едзиев Сосланбек, Туганов Махарбек, Караева Людмила, Калоева Мая, Георгий Кайтуков, Владимир Корнаев. Поэты Малиев Георгий, Гурдзибеев Блашка, Тетцоев Таймураз, Гибизов Оскар. Практика: посещение выставок, декламирование стихов. | 24 | 14 | 38 | Конкурс чтецов. |
8 | Народные игры дигорских детей. Практика: Сбор материала по теме. | 4 | 4 | Творческая работа «Народные игры дигорских детей» к конкурсу «Ступень в науку | |
9 | Войны-интернационалисты. Теория: Беседа «Кто он – воин-интернационалист?» Практика: Сбор материалов об участниках «кровавой осени Будапешта» - выходцев из Дигорского района. | 6 | 22 | 28 | Творческая работа «Верные сыны Отечества» к конкурсу «Первые шаги в науке» |
10 | Тогузаев Марк Цараевич – живая легенда Дигорского района. Теория: Знакомство с жизнедеятельностью выдающегося педагога и общественного деятеля Дигорского района. Практика: посещение музея – детища Тогузаева М.Ц. | 4 | 2 | 6 | |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Викторина «Знай и люби свой район» | |
Итого | 118 | 98 | 216 |
Материально- техническое обеспечение реализации программы.
Учебный кабинет.
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, фломастеры, ручка, альбом.
Технические средства ИКТ (компьютер, экран, мультимедийный проектор, принтер, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций).
Информационное обеспечение реализации программы.
- Батыров У.А. Солдаты Победы. Книга 2.Владикавказ: 2007.
- Гибизов Р. Герой Войска Польского//Вести Дигории. 21.12.2000.
3. История города Дигоры./ Икаев Г.Дз. и другие. – Владикавказ.: ИР. 1992.
4. Лолаев Б.П. Славные имена улиц Дигоры. – Владикавказ. 2007.
6. Миллер Ф.В. Дигорские сказания.
5. Сабанов К. Кавалер ордена Славы // Вести Дигории. – 2011. - №105
6. Сыны Осетии в Великой Отечественной. / Рук. редкол. Д.З. Муриев. -Владикавказ: Ир. 1999.
Интернет-ресурс.
- «Память Народа» -информационный проект. – Режим доступа: pamyat-naroda.ru – Заглавие с экрана.
- «Подвиг народа»- информационный ресурс. - Режим доступа: podvignaroda.ru - Заглавие с экрана.
Животные, растения и природа Северной Осетии –
ECOportal.info›priroda-severnoj-osetii/
10. География и рельеф Республики Северная Осетия-Алания
spravochnick.ru›geografiya/prirodnye …osetiya…
Оценочные материалы
Викторина «Знай и люби свой район»
1.В каком году появились первые переселенцы в Дигоре?
2.Как называлось поселение?
3. Когда его переименовали в Дигору?
4. Когда Дигора стала городом?
5. Когда была открыта первая школа?
6. Какая школа является её преемницей?
7. Кто был первым учителем?
8. Когда была построена Дигорская средняя школа №1?
9. Когда построен первый храм в Дигоре?
10.Кто является инициатором постройки нынешнего храма?
11.Назовите видных учёных – выходцев из Дигорского района.
12.Назовите видных писателей и поэтов – выходцев из Дигорского района.
13.Назовите видных художников – выходцев из Дигорского района.
14.Назовите Героев Советского Союза – выходцев из Дигорского района.
15.Назовите полных кавалеров Ордена Славы – выходцев из Дигорского района.
16.Кто возглавлял революционную партию «Кермен»?
17.Когда был убит Георгий Цаголов?
18.Назовите соратников Г.Цаголова.
19.Кто открыл музей в Дигоре?
20.Какие залы действуют сегодня в этом музее?
21.Назовите улицы Дигоры, носящие имена видных людей Дигоры.
22.Кто является инициатором постройки Аллеи Славы?
23.Сколько памятников участникам Великой Отечественной войны находится на территории района?
24.Какие святилища располагаются в районе?
24.Какие дикие животные водятся в Дигорском районе?
25.Назовите деревья и кустарники, растущие в районе.
26.С какими районами граничит наш район?
27.Что такое родословное древо?
28.Что изучает краеведение?