horovod.osnovy_russkogo_narodnogo_tantsa_3
материал
мюзикл, виды современного танца, их основоположники, основы танца модерн. Постановка номеров к спектаклю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovod.osnovy_russkogo_narodnogo_tantsa_3_1.docx | 761.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУДО города Москвы
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СВИБЛОВО»
План – конспект занятия
на тему:
ПОСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ
РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
РУССКИЙ ХОРОВОД
Педагог дополнительного образования: Илларионов С.В.
ТЕМА:
«ПОСТАНОВКА
ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.
РУССКИЙ ХОРОВОД»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Год обучения: 4-й
Форма занятий: групповая, состав 12 человек
ЦЕЛЬ: познакомить с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- знакомство с хореографическим наследием русского народа;
- обучение основам и технике исполнения русского народного танца;
- освоение нового хореографического рисунка русского танца;
- обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля.
Развивающие:
- развитие общей физической подготовки: сила, ловкость, выносливость;
- развитие чувства ритма, развитие координации, чувства сцены;
- развитие внимания, двигательной памяти, музыкальности, артистизма;
- развитие творческой активности, эмоциональной выразительности.
Воспитательные:
- воспитание и развитие личностных качеств обучающихся: культуры общения и поведения, коммуникабельности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре русского народа;
- воспитание эстетического и музыкального вкуса;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
Оздоровительные:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- постановка правильного дыхания в танце;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для педагога: музыкальный центр, CD и DVD диски с музыкальным и видео материалом, компьютер, экран, стенд с фотографиями.
Для обучающихся: костюмы для танца.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Большой, светлый, хорошо проветриваемый хореографический зал с большими окнами, зеркалами и хореографическими станками.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный этап.
Начало занятия: вход в зал и поклон (под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон).
Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности к занятию, настроения.
- Вводное слово педагога.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце всегда существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков – построений.
В танце прежде всего существует радость, веселье, и не случайно в древнем русском словаре «Азбуковнике иностранных слов, перешедших в русский язык», – рядом со словом «танец» стоит слово «лик» (славянское «лик» – лицо, образ, а также хор, собрание ликующих, поющих). Танцую – значит «ликую», пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь.
2. Этап подготовки детей к усвоению знаний.
- Ознакомление с темой и ходом занятия.
- Постановка целей и задач.
Мотивация на успех: высокохудожественное исполнение номера.
Разминка: обработка правильной постановки корпуса, работа над развитием основных групп мышц и суставов.
- Упражнения для разогрева стоп обеих ног с вытянутым подъемом.
- Упражнения для развития внутренних бедренных мышц, сухожилий и тазобедренных суставов.
- Усложнение движений на полу в партере.
- Партерная гимнастика: растяжка на шпагаты с дополнительным подъемом, перекат с фиксированием, «домики», «лягушки» и т.д.
3. Создание психологического настроя на учебную деятельность.
Активизация внимания: повторение изученных танцевальных элементов, работа в парах, этюды на артистизм.
Замечания педагога, поощрения.
Импровизации на тему русских танцев (для отдыха и переключения детей на основную часть занятия).
- Этап усвоения новых знаний.
- Изучение темы.
Слово педагога:
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопровождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Менялись эпохи, менялось отношение к народному танцу, но он не потерял своей самобытности, своих подлинно народных корней. Русское танцевальное искусство является неотъемлемой частью общенациональной культуры. Красотой русского танца восхищались и Г.Р. Державин, и А.Н. Радищев, и А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и многие другие русские писатели и деятели культуры. Державин оставил восторженное стихотворение, воссоздающее картину русской девичьей пляски:
Зрел ли ты, певец тиинский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Русский танцевальный фольклор бережно хранится и развивается. Среди прославленных профессиональных коллективов, хранящих и воссоздающих традиции русского танца, можно назвать Государственный академический ансамбль народного танца им. И.А. Моисеева, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» и многие другие.
Хоровод – один из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, «посолонь», берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях: можно встретить двойной круг – круг в круге, или два круга рядом, иногда они переливаются один в другой, образуя «восьмерки», зигзаги, линии. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например, «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д.
Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.
- Упражнения по новой теме.
Выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу. Постановка элементов русского народного танца.
Последовательность работы.
Показ педагогом и выполнение обучающимися упражнений у станка.
Полуприседания и полные приседания: муз. размер 2\4; в русском лирическом характере.
2 полуприседания – 1 такт в закрытой позиции, 2 такт в выворотной позиции.
1 полное приседание – на два такта.
Упражнения на развитие подвижности стопы и каблучные упражнения: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере.
Маленькие броски: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере, в сочетании с приседанием и ударом в позицию.
Круговые движения ногой по полу: муз. размер 3\4, Мазурка. В комбинации используется ключ и переступание с маленьким броском в сторону. Обязательна работа головы.
Каблучные упражнения и верёвочка: муз. размер 2\4, в русском плясовом характере. В комбинации с верёвочкой используются молоточки и вынос ноги на каблук с ножницами.
Соскоки: муз. размер 2\4; в белорусском характере «Лявониха».
Развороты бедра: муз. размер 6\8; в молдавском характере, музыка молдавская Хора. Комбинация в сочетании с tombee и releve. Рука открыта в сторону.
«Мазки»: муз. размер 2\4; в цыганском характере.
Большие броски: муз. размер 2\4; в венгерском характере, в сочетании с developpe и с выпадом в колено с разворотом.
Повторение изученных ранее элементов русского танца: «моталочка», «молоточки», «веревочка», «дробь».
Комбинация с «моталочкой». В комбинации используются «молоточки» и «вихилястник».
Комбинация с «верёвочкой»: одинарная, двойная, с ударом, с выносом на каблук (темп!).
Основные фигуры хороводов: круг, восьмерка. Шаг: простой, переменный.
6. Этап. Закрепление изученного.
Формирование визуальных представлений о русских народных танцах. Показ видеоматериалов.
Исполнение выученных элементов и комбинаций.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Уровень исполнения элементов танца удовлетворительный.
Дети самостоятельно отмечают лучших. Педагог эмоционально поддерживает остальных.
Указания на дом: совершенствование изученных элементов.
Перспектива на следующее занятие: изучение комбинаций русского народного танца.
Поощрение.
Поклон.
Выход из зала.
Самоанализ педагога:
Занятие прошло в режиме диалога воспитанников с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решены: освоены элементы русского народного танца – хоровода.
Литература
- Климов А.А. основы русского народного танца: Учебник для студентов хореограф. отд-ий ин-тов культуры, балетмейст. ф-тов театр. ин-тов и учащихся хореограф. училищ. – М., Искусство, 1981.
- Хрестоматия русского народного танца. Сост. Л.Е Кальвэ. – М., Музыка, 1977
- Соковикова Н.В. Хореографический словарь. Сб. словарных статей с кратким описанием танцев, танцевальных традиций, видов танца и танцевальных терминов. – Новосибирск: ИД «Сова», 2007.
http://www.berezkadance.ru/about