Работаем над текстом!
учебно-методический материал

Ашкарова Марина Анатольевна

Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки

Заголовок является «визитной карточкой» текста. Заголовком читателя надо заинтриговать. Придумывают его и пишут по окончании работы над текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagolovok_i_lid_1.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Работаем над текстом!

Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки

Заголовок является «визитной карточкой» текста. Заголовком читателя надо заинтриговать. Придумывают его и пишут по окончании работы над текстом.

Заголовок должен быть ясным, понятным, не комментирующим. В нем не должно быть лишних слов, особенно прилагательных. Следует избегать штампов. В заголовках можно использовать игры с рифмами, повторения, использование двузначных слов, аллитерации («Бессовестный советчик», «Слух и нюх» и т.п.).

Надзаголовки, подзаголовки дополняют основной заголовок, вносят дополнительную ясность. Графически изображаются более мелким шрифтом, иногда даже другого типа.

Виды лидов:

  • Резюме – лид, кратко излагающий информацию, отвечает на основные вопросы – Кто? Что? Где? Когда?
  • Одиночный – подчеркивает только один, самый важный факт. Его роль – расширение заголовка
  • Драматический, подчеркивает остроту ситуации, очень экспрессивен
  • Лид-цитата, основан на высказывании определенного лица
  • Описательный (очерковый), начинается интересной, красочной деталью, которая вводит в атмосферу события
  • Прогнозирующий – в нем автор предполагает какое-то событие и предвидит реакцию общественности на него
  • Вопросительный – журналист может не раскрывать сути материала, обращается к читателю с вопросом
  • Аналитический, в котором присутствуют как минимум два противоположных тезиса
  • Анекдотический – анекдот, главная мысль которого является вступлением к тексту

Основной текст

Ученые утверждают: степень понимания текста зависит от длины предложения. Предложения должны быть по возможности простыми и короткими, состоять из нескольких слов. Очередность употребляемых слов имеет информационную ценность. Самые важные слова в предложении – первое и последнее.

Хороший абзац должен опираться на одно основное предложение, развивать мысль, которая содержится в основном предложении; быть связанным с предыдущим абзацем посредством повторения имени существительного, местоимения, а также связки.

Великий и могучий на службе у журналистики

Журналист должен свободно владеть литературным языком, но литератором ему быть необязательно. При написании журналистских материалов главное соблюдать основные правила:

Правило количества:

А) сделай свой текст настолько информационным, насколько это потребуется

Б) не перегружай текст информацией, если в этом нет необходимости

Правило качества:

В) старайся, чтобы твой текст передавал только правду (не пиши того, что кажется тебе фальшивым, или того, о чем у тебя нет четкого представления)

Правило адресации:

Г) пиши по теме и не пиши то, что для темы несущественно

Правило способа:

Д) пиши понятно, а именно:

– избегай неясных выражений

– избегай неоднозначных высказываний

Е) пиши связно

Ж) пиши упорядоченно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...