Работаем над текстом!
учебно-методический материал
Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки
Заголовок является «визитной карточкой» текста. Заголовком читателя надо заинтриговать. Придумывают его и пишут по окончании работы над текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagolovok_i_lid_1.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Работаем над текстом!
Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки
Заголовок является «визитной карточкой» текста. Заголовком читателя надо заинтриговать. Придумывают его и пишут по окончании работы над текстом.
Заголовок должен быть ясным, понятным, не комментирующим. В нем не должно быть лишних слов, особенно прилагательных. Следует избегать штампов. В заголовках можно использовать игры с рифмами, повторения, использование двузначных слов, аллитерации («Бессовестный советчик», «Слух и нюх» и т.п.).
Надзаголовки, подзаголовки дополняют основной заголовок, вносят дополнительную ясность. Графически изображаются более мелким шрифтом, иногда даже другого типа.
Виды лидов:
- Резюме – лид, кратко излагающий информацию, отвечает на основные вопросы – Кто? Что? Где? Когда?
- Одиночный – подчеркивает только один, самый важный факт. Его роль – расширение заголовка
- Драматический, подчеркивает остроту ситуации, очень экспрессивен
- Лид-цитата, основан на высказывании определенного лица
- Описательный (очерковый), начинается интересной, красочной деталью, которая вводит в атмосферу события
- Прогнозирующий – в нем автор предполагает какое-то событие и предвидит реакцию общественности на него
- Вопросительный – журналист может не раскрывать сути материала, обращается к читателю с вопросом
- Аналитический, в котором присутствуют как минимум два противоположных тезиса
- Анекдотический – анекдот, главная мысль которого является вступлением к тексту
Основной текст
Ученые утверждают: степень понимания текста зависит от длины предложения. Предложения должны быть по возможности простыми и короткими, состоять из нескольких слов. Очередность употребляемых слов имеет информационную ценность. Самые важные слова в предложении – первое и последнее.
Хороший абзац должен опираться на одно основное предложение, развивать мысль, которая содержится в основном предложении; быть связанным с предыдущим абзацем посредством повторения имени существительного, местоимения, а также связки.
Великий и могучий на службе у журналистики
Журналист должен свободно владеть литературным языком, но литератором ему быть необязательно. При написании журналистских материалов главное соблюдать основные правила:
Правило количества:
А) сделай свой текст настолько информационным, насколько это потребуется
Б) не перегружай текст информацией, если в этом нет необходимости
Правило качества:
В) старайся, чтобы твой текст передавал только правду (не пиши того, что кажется тебе фальшивым, или того, о чем у тебя нет четкого представления)
Правило адресации:
Г) пиши по теме и не пиши то, что для темы несущественно
Правило способа:
Д) пиши понятно, а именно:
– избегай неясных выражений
– избегай неоднозначных высказываний
Е) пиши связно
Ж) пиши упорядоченно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...