Рабочая программа по учебному предмету Ритмика
рабочая программа
Программа учебного предмета "Ритмика" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств". Целевая направленность учебного предмета "Ритмика"- приобщение детей к музыкальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ritmika.docx | 67.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО
Кайдаковской ДШИ
Вяземского района
Смоленской области
________ Е.Н.Федорова
«____»_______ 2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
РИТМИКА
Срок обучения:
3 года
Смоленская область
Вяземский район
д. Кайдаково
2017г.
ОДОБРЕНО ПРИНЯТО
Методическим советом МБУДО Педагогическим советом МБУДО
Кайдаковской ДШИ Кайдаковской ДШИ
Вяземского района Вяземского района
Смоленской области Смоленской области
Протокол № _____ Протокол № ______
от «____» ______2017г. от «____» ______2017г.
Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области
Разработчики: преподаватели МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области
Винокурова Людмила Павловна
Коломеец Елена Юрьевна
Штатная Людмила Станиславовна
Рецензенты:
Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области
Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Ритмика» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства. Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живем во времена, когда ребенок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело», находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно- творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Целевая направленность учебного предмета «Ритмика» - приобщение детей к музыкальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенства.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, так как предусматривает тесное взаимодействие музыки, хореографии. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект.
Учебный предмет «Ритмика» имеет практико-ориентированную направленность; занятия проводятся в игровой форме, основаны на активной деятельности детей.
Специфика учебного предмета «Ритмика» определяет разнообразие содержания и формы занятий: урок-путешествие, урок-концерт, урок-праздник, урок-сказка, урок-состязание и др. Наиболее эффективной формой урока является урок-игра, который позволяет максимально активизировать внимание детей.
Рекомендуемые формы и методы работы на уроке - рассказ, беседа, «живое» музыкальное исполнение, прослушивание и просмотр видеоматериалов и репродукций, музыкально-дидактические игры, викторины, ребусы, рисование музыкальных впечатлений, этюды на музыкальный образ в пластике, в жесте, в звуке, театрализация песни или инструментального произведения.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» для детей, поступивших в образовательную организацию в возрасте 6-9 лет, составляет 3 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом, составляет 34часа максимальной учебной нагрузки. Продолжительность учебных занятий в году – 34 недели.
Сведения о затратах учебного времени
Год обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | Итого часов |
Количество недель | 34 | 34 | 34 | 102 |
Аудиторная(в часах) | 34 | 34 | 34 | 102 |
Самостоятельная (в часах) | 17 | 17 | 17 | 51 |
Максимальная учебная нагрузка | 51 | 51 | 51 | 153 |
Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
- 1 год обучения – по 1 часу в неделю.
- 2год обучения – по1 часу в неделю.
- 3год обучения – по 1 часу в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебный предмет «Ритмика» реализуется в форме мелкогрупповых и групповых занятий (от 4 до 20 человек). Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю на группу.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
- Развитие музыкальных способностей обучающихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
- развитие музыкально-ритмических способностей;
- развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;
- активизация творческих способностей;
- психологическое раскрепощение;
- формирование умений соотносить движение с музыкой;
- приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ хореографического и музыкального искусства;
- обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;
- развитие художественного вкуса, фантазии;
- воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.
Структура программы учебного предмета
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета.
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы
Реализация учебного предмета Ритмика требует: наличие учебной аудитории, соответствующей требованиям санитарных норм и правил, с ковровым покрытием; стол, стулья, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов: бубны, свистульки, трещотки, молоточки, колокольчики; спортивный инвентарь: скакалки, верёвочки.
Учащиеся должны иметь спортивную форму; удобную, нескользкую обувь.
Технические средства: телевизор, музыкальный центр, фонотека, видеотека.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальной ритмикой, изучения основ хореографии до исполнения комбинаций и композиций.
Содержание программы группируется по следующим направлениям (видам деятельности):
1.Основы музыкальной грамоты.
Главная цель – научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее.
2.Упражнения на ориентировку в пространстве.
Обучение ориентироваться на танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе.
3.Упражнения с музыкально – ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки) Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
4. Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч)
Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.
5.Танцевальные движения.
Основа данного курса является подготовкой к последующим выступлениям на сцене. Используются не сложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
6.Музыкально-ритмические игры.
Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний и понятий. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры может корректировать отношения между детьми, активировать творческую деятельность группы, создать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
Учебно-тематический план (1 класс)
№ | Темы уроков | Общий объем времени (в часах ) |
Аудиторские занятия | ||
1 | Основы музыкальной грамоты | 4 |
2 | Упражнения на ориентировку в пространстве | 6 |
3 | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки) | 6 |
4 | Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) | 6 |
5 | Танцевальные движения | 6 |
6 | Музыкально-ритмические игры | 6 |
Итого: | 34 |
Годовые требования(1 класс)
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
1.Понятие о звуке (низкие, средние, высокие).
2.Характер музыки (грустный, печальный, веселый, задорный).
3.Динамические оттенки (громко, тихо).
4.Музыкальный размер 2/4
5.Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный).
6.Понятие «сильная доля».
7.Понятие «музыкальная фраза»
8.Длительности нот
Тема 2.Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.Нумерация точек.
2.Линия, шеренга, колонна.
Тема 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки).
1.Отстукивание простых ритмических рисунков
2.Упражнения на детских музыкальных инструментах
3.Шумовой оркестр
Тема 4 Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч).
1.Выполнение простых движений с предметами
2.Движение рук в одном направлении
Тема 5 Танцевальные движения.
1.Поклон
2.Шаги (марш, шаг каблук, сценический шаг, шаг на полупальцах с поднятием ноги назад и высоким и высоким коленом вперед)
3.Бег
4.Прыжки
5.Работа рук(понятие «право» и «лево», положение руку на талии, перед грудью, в кулаки)
6.позиции ног (I, II. III)
7.Работа головы(наклоны и повороты)
8.Движения корпуса (наклоны вперед, назад, в сторону в сочетании с работой головы)
9.Музыкально – ритмические упражнения (притопы, хлопки)
Тема 6 Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
Рекомендуемые:
«Музыкальная шкатулка», «Самолетики – вертолётики», «Змея», «Мышка – Хохотушка».
Учебно-тематический план (2 класс)
№ | Темы уроков | Общий объем времени (в часах ) |
Аудиторские занятия | ||
1 | Основы музыкальной грамоты | 4 |
2 | Упражнения на ориентировку в пространстве | 6 |
3 | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки) | 6 |
4 | Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) | 6 |
5 | Танцевальные движения | 6 |
6 | Музыкально-ритмические игры | 6 |
Итого: | 34 |
Годовые требования(2 класс)
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
1.Характер музыки (торжественный, величественный)
2.Музыкальный размер 4/4
3.Жанры в музыке (песня, танец, марш)
4.Понятие «слабая доля»
5.Понятие «такт»
6.Ритмический рисунок
Тема 2.Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.Диагональ.
2.Круг, два круга.
Тема 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки).
1.Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане
двумя палочками одновременно и каждой отдельно
2.Упражнения на детских музыкальных инструментах
3.Шумовой оркестр
Тема 4 Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч).
1. Движение рук в разных направлениях
2. Перекрестное поднимание и опускание рук
Тема 5 Танцевальные движения.
1.Поклон.
2.Шаги ( нога с высоким коленом вперед; переменный шаг; хороводный шаг; приставной шаг с приседанием )
3.Бег (легкий)
4.Прыжки
5.Работа рук (позиции рук I, II, III)
6.Позиции ног
7.Приседания ( полуприседания)
8.Галоп.
10.Музыкально-ритмические упражнения ( притопы)
11.Хлопки .
Тема 6 Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые:
«Сосульки», «38 попугайчиков», «Я змея, змея, змея!».
№ | Темы уроков | Общий объем времени (в часах ) |
Аудиторские занятия | ||
1 | Музыкальная грамота | 4 |
2 | Упражнения на ориентировку в пространстве | 6 |
3 | Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки) | 6 |
4 | Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) | 6 |
5 | Танцевальные движения | 6 |
6 | Музыкально-ритмические игры | 6 |
Итого: | 34 |
Учебно-тематический план (3 класс)
Годовые требования(3 класс).
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
Повторение пройденного на новом музыкальном материале.
1.Характер музыки (шутливый)
2.Музыкальный размер 3/4
3.Акцент
4.Понятие «затакт»
5Поочередное вступление (канон)
6.Строение музыкального произведения.
Тема 2.Упражнения на ориентировку в пространстве.
3.Улитка.
4.Змейка.
Тема 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки).
1.Выполнение ритмических движений в соответствии с различным характером музыки
2.Упражнения на детских музыкальных инструментах
3.Шумовой оркестр
Тема 4 Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч).
1.Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы
2.Упражнения на сложную координацию движений с предметами
Тема 5 Танцевальные движения.
1.Поклон.
2.Шаги (шаги на полупальцах нога поджата назад, переменный шаг; приставной шаг с притопом )
3.Бег ( на месте)
4.Прыжки ( поджатые прыжки)
5.Работа рук (позиции рук I, II, III)
6.Позиции ног ( II свободная, III)
7.Приседания ( полуприседания с каблуком)
8.Вальс.
9.Музыкально-ритмические упражнения ( дроби)
10.Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками.
Тема 6 Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя) Рекомендуемые:
«Мыши и мышеловка», «Волшебная шапочка», «Гиппопотам», «Почему на голове не растут цветочки?»,
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Ритмика»:
уметь:
- самостоятельно исполнять ритмические упражнения;
- исполнение танцевальных движений, комбинаций и композиций;
- соблюдение требований к безопасности при выполнении танцевальных движений.
знать:
- основы музыкальной грамоты;
- основы хореографического искусства;
- принципы взаимодействия музыки и танца.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- контрольные уроки;
- исполнение концертных программ.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
- 5 (отлично) - ставится, если учащийся точно и грамотно выполнил задания;
- 4 (хорошо)– ставится при некоторой неточности в исполнении заданных движений и комбинаций, недочетов в исполнении танцевальных композиций;
- 3 (удовлетворительно) - ставится, если исполнение неряшливо, недостаточно грамотно и маловыразительно.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача –активизировать и поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.
В процессе обучения ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость); познает двигательные способности своего тела. Учебная работа по восприятию данных качеств звука развивает музыкальные способности ученика, метроритмическое чувство. И, как результат развития этих способностей, - формирование навыков движения под музыку.
Программа имеет своей целью адаптировать относительно сложные музыкальные и хореографические понятия к младшему школьному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о хореографическом искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.
Музыкальное сопровождение урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.
На занятиях используется:
- классическая музыка,
- народная музыка,
- музыка в современных ритмах.
VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л. - М.,1964
- Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание: дети) - М.: Ральф, 2000
- Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Советский композитор, 1991
- Ваганова А.Д. Основы классического танца. Л.-М., 1963
- Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., 1968
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М., 2004
- Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
- Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы (любое издание)
- Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы(любое издание)
- Ивановский Н. Бальный танец XVI - XIX в. М. - Л., 1948
- Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1,2. - М.: Музыка, 1978
- Кулагина И. Художественное движение. - М.: Изд-во «Наука», 1999
- Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски - М.: Советский композитор, 1991
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972
- Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
- Франио Г.С. Методическое пособие по ритмике. 2 класс. М., Музыка, 1996
- Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
- Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. 1 класс. М., Музыка, 1995
- Шушкина З. Ритмика. – М., 1967
- Яновская В. Ритмика. – М., 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по учебному предмету Ритмика.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"....
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...