Рабочая программа по учебному предмету Шумовой оркестр
рабочая программа

Коломеец Елена Юрьевна

Программа учебного предмета "Шумовой оркестр" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств". Содержание учебного предмета "Шумовой оркестр" направлено на: формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shumovoy_orkestr.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Кайдаковской ДШИ

Вяземского района

Смоленской области

________ Е.Н.Федорова

«____»_______ 2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

Срок обучения:

3 года

Смоленская область

Вяземский район

д. Кайдаково

2017

ОДОБРЕНО                                                            ПРИНЯТО

Методическим советом МБУДО                          Педагогическим советом МБУДО

Кайдаковской ДШИ                                               Кайдаковской ДШИ

Вяземского района                                                 Вяземского района

Смоленской области                                              Смоленской области от «31» августа 2017г.

Протокол № 4 Протокол № 1

от «30» марта 2017г.                                                

Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области

Разработчики: преподаватели МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области

Винокурова Л.П., Журавлева Е.В., Коломеец Е.Ю., Матвеева Г.К., Маринина Н.О., Степаненкова Л.А., Штатная Л.С.

Рецензенты:

Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области

Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                 

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Шумовой оркестр» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Содержание учебного предмета «Шумовой оркестр направлено:

на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

на воспитание активного зрителя, участника творческой самодеятельности, а также на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в театральном искусстве.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7-10 лет.

Программа по учебному предмету «Шумовой оркестр»составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей обучения, а именно:

– обучаясь в эстетической группе, дети посещают групповые занятия по предметам ритмики, коллективное музицирования, но  не все получают предмет по выбору (фортепиано, баян, аккордеон, домра).  Поэтому свои знания и умения,  полученные на уроках  теории, дети с интересом воплощают  на практике во время занятий  шумового оркестра.

Назначение программы – обучение детей младшего школьного возраста коллективному музицированию. Программа адаптирована к условиям обучения в Кайдаковской  детской школе искусств.      

Направленность программы- художественно-эстетическая.

Срок освоения программы «Шумовой оркестр» составляет 3 года. Продолжительность учебных занятий - 34 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета

 Объем учебного времени, составляет 102часа  аудиторной нагрузки, 51 часа внеаудиторной (самостоятельной), максимальная нагрузка составляет 153 часов.

Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Итого часов

Количество недель

34

34

34

102

Аудиторная (в часах)

34

34

34

102

Внеаудиторная(самостоятельная, в часах)

17

17

17

51

Максимальная учебная нагрузка.

51

51

51

153

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

  • 1-3 годы обучения – по 1 часу в неделю;

внеаудиторная (самостоятельная):

  • 1-3 годы обучения – по 0,5 часав неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых  занятий (от 4 до 14 человек). Занятия проводятся из расчета 1 часа в неделю.

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

Развитие и совершенствование личности ребенка через занятия коллективным музицированием.

Задачи:

образовательные:

  • помочь детям в игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;  способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;

развивающие:

  • создать предпосылки к формированию творческого мышления; выявить и всесторонне развить музыкальные способности детей, сформировать первоначальные музыкальные представления и навыки;

воспитательные:

  • привить детям любовь и  интерес к музыке, способствовать накоплению         музыкальных впечатлений и   воспитанию художественного вкуса.

Структура программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и  содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:  

  • наглядные и учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.

Материально-технические:

  • учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;
  • учебная мебель (стулья, стол, лавки);
  • каждый учащийся может использовать на занятиях имеющиеся в школе шумовые и музыкальные инструменты.
  • руководитель подбирает и делает переложения произведений для того состава оркестра, который имеется на данный учебный год.
  • школьная библиотека.

II.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

1 год обучения

Темы уроков

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная

учебная нагрузка

1

Развитие чувства равномерной метрической пульсации  в размерах 2/4

8

4

12

2

Метрическая сетка.  Базисная партитура

8

4

12

3

Творческие занятия

10

5

15

4

Концертные номера

8

4

12

 

Всего

34

 17

51

2 год обучения

Темы уроков

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная

учебная нагрузка

1

Развитие чувства равномерной метрической пульсации в размерах 2/4 и 3/4

4

2

6

2

Метрическая сетка.  Базисная партитура в размерах 2/4 и 3/4

4

2

6

3

Тактирование в размерах 2/4 и 3/4

6

3

9

4

Длительности четвертная, восьмая, половинная, пауза четвертная. Ритмические эталоны.

 

8

4

12

5

Творческие занятия

4

2

6

6

Концертные номера

8

4

12

 

Всего

34

17

51

 

3 год обучения

Темы уроков

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная

учебная нагрузка

1

Развитие чувства равномерной метрической пульсации в трех видах размеров

2

1

3

2

Метрическая сетка.  Базисная партитура в размерах 2/4, ¾, 4/4

2

1

3

3

Тактирование в размерах 2/4, ¾, 4/4

2

1

3

4

Длительности шестнадцатые, пунктирный ритм, синкопа

4

2

6

5

Чтение и запись ритмических партитур

6

3

9

6

Речевой, двигательно-речевой, ритмический канон

6

3

9

7

Творческие занятия

4

2

6

8

Концертные номера

8

4

12

 

Всего

34

17

51

Годовые требования

1 год

Одной из главных задач этого года является необходимость дать детям представление о коллективных формах музицирования и активном их участии в этом процессе. Этот период может быть назван донотным. Вся работа с детьми имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых моделей происходит на слух. Детьми используются только шумовые инструменты. Важнейшее внимание здесь уделено метроритмическому воспитанию. Средства, используемые в работе с детьми – музыка, речь, движение. 

Теория: дать представление о метроритмической организации музыки, познакомить на практике с понятиями метрический пульс, сильная и слабая доли; темп медленный и средний; длинные и короткие звуки; динамические оттенки громко и тихо.

Воспитание метроритмического чувства: научить слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа, осознанно выделять на слух сильную долю в двухдольном размере (показ в движениях). Учить слышать и исполнять базисную партитуру.

Воспитание интонационного, звуковысотного и тембрового слуха: дать представление о высоких, средних и низких звуках; познакомить детей с тембрами шумовых инструментов.

Творческое музицирование: побуждать детей принимать активное участие в играх звуками, тембрами, ритмами, движениями. Придумывать простейшие ритмические аккомпанементы с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. Всевозможными способами развивать воображение, фантазию и изобретательность.

Концертное музицирование: разучить 4 произведения и исполнить их на детских праздниках. Дать детям представление о концертном качестве исполнения, воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.

2 год

Второй год обучения предполагает закрепление знаний и умений, полученных ранее. Наряду с устной формой музицирования, прибавляются  различные способы моделирования ритма (графический, двигательный, слоговый). Разучивание исполняемых моделей ведется по одно- и двустрочной ритмической партитуре. К шумовым добавляются мелодические инструменты. Начинается знакомство с названием и расположением нот.

Теория: продолжать работу над понятиями метрический пульс, акцент, сильная и слабая доли; размеры, тактирование в них; темп медленный, средний, быстрый, ускорение и замедление темпа; длительности четверть, восьмая, половинная, четвертная пауза; Динамические оттенкиforte, piano, crescendo, diminuendo; повторение (остинато, реприза).

Воспитание метроритмического чувства: учить определять на слух музыкальный размер и тактировать его; Исполнять ритмические эталоны, комбинации из них в игре «эхо» и как остинатные аккомпанементы к пению, речи, танцевальной музыке.

Воспитание интонационного, звуковысотного и тембрового слуха: дать детям представление о музыке как о языке, на котором можно разговаривать с помощью музыкальных слов. Использовать речевые упражнения как мостик к интуитивному пониманию выразительных возможностей различных музыкальных средств: темпа, тембра, динамики, агогики, артикуляции, звуковысотной линии, фразировки. Учить интерпретировать текст, декламируя его в разных темпах, тембрах, размерах и т.п.

Дать представление об общем направлении звуковысотной линии: вверх-вниз. Научить ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона. Познакомить с названиями нот, играть на инструментах песенки по гамме и песенки-ритмы на одном звуке со словами и нотами (на слух).

Творческое музицирование: учить придумывать и импровизационно (спонтанно) обращаться со знакомым материалом. Продолжать побуждать детей принимать активное участие в играх звуками, тембрами, ритмами, движениями. Придумывать простейшие ритмические аккомпанементы с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты. Всевозможными способами развивать воображение, фантазию и изобретательность.

Концертное музицирование: разучить 4-6 произведений и исполнить их на детских праздниках.

3 год

Именно на третьем году обучения, используя активные «словари» элементов музыкального языка, накопленные детьми в предыдущие два года, можно реально организовать творчески-импровизационную работу. Она должна стать превалирующей формой деятельности на занятиях. Третий год обучения предполагает знакомство детей с записью высоты и длительности звуков для расширения их возможностей музицирования. Необходимость эта обусловлена широким применением для работы звуковысотных ударных инструментов – металлофонов, ксилофонов. Здесь также важное внимание уделяется дальнейшему метроритмическому воспитанию.

Теория: познакомить детей с записью высоты звуков, используя песенки-попевки из 2-3 звуков, затем с полным звукорядом мажорной гаммы. Дать графическое представление об общем направлении мелодического движения. Познакомить с понятиями гамма, тоника, трезвучие, октава, канон.

Воспитание метроритмического чувства: продолжать работу по воспитанию чувства метра, используя для этого более сложную музыку. Добиваться точного слышания, умения отмечать ритмический пульс и сильную долю в музыке различного темпа и характера, а также свободного владения ритмами второго года обучения. Учить исполнять усложненную базисную партитуру с введением в нее ритмических остинато, слышать простейшую полиритмию, исполнять речевые и двигательно-речевые каноны. Развивать умение придумывать и составлять сложные аккомпанементы с использованием «звучащих жестов» на 2-4 такта. Осваивать на слух исполнение новых ритмов: шестнадцатых, пунктирный ритм, синкопа.

Воспитание интонационного и звуковысотного слуха: продолжать развивать интонационный слух в речевых упражнениях, вокализации бытовой речи, речитации, учить петь и играть на ксилофонах песенки-попевки со словами и названиями нот, петь более сложные песни с остинатным аккомпанементом шумовых инструментов.

Творческое музицирование: создавать условия, ситуации для творческих проявлений детей. Поощрять всеми способами их инициативу. Учить спонтанно использовать ритмические эталоны и мелодические комбинации звуков в пределах звукоряда для составления аккомпанементов, мелодизации текстов. Продолжать развивать фантазию и воображение в игре звуками, тембрами, ритмами, учить разворачивать и расширять форму, придумывать «спонтанные» звуковые композиции и графические записи к ним. Озвучивать темброво-ритмические стихи и сказки, уметь по-разному интерпретировать это звучание. Развивать умение экспромтом принять участие в бытовом музицировании, проявлять при этом выдумку, юмор и изобретательность.

Концертное музицирование: выучить 3-4 произведения для публичного исполнения, использовать выступления для совершенствования навыков коллективной игры. Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.  

IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

В конце каждого полугодия учащимся выставляются оценки по результатам работы на занятиях. Итогом работы считается выступление оркестра на отчетном концерте отделения.

Критерии оценки

Основным критерием оценки является степень приобретения необходимых навыков ансамблевой и оркестровой игры, а также старательность учащегося. Выступление оркестра на отчетном концерте отделения является одновременно зачетом как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические  рекомендации  педагогическим  работникам

Методические рекомендации преподавателям

Ритм – это одно из важнейших выразительных средств в музыке. Поэтому ритмические упражнения являются своеобразным «центром тяжести» на первоначальном этапе обучения. Ритмика предусматривает развитие свободы и координации мышечной работы, способствует развитию двигательных навыков, а также ощущению простейших видов метра и ритма.Одновременно с ритмическими и речевыми упражнениями вводится игра на простейших шумовых инструментах, которыми легко овладеть.Кроме практических упражнений дети знакомятся с элементами «теории», а также учатся понимать дирижерские жесты. Работа, проводимая на первом этапе занятий, позволяет подготовить детей к согласованным совместным действиям, развивает, столь важное для игры в оркестре, чувство ансамбля.

Второй этап – это игра в ансамбле и оркестре уже не только на шумовых инструментах, но в основном на своих «родных» инструментах. Первое время дети чувствуют себя в оркестре скованно, поэтому важно, чтобы те трудности, с которыми встречается ученик, не превышали его исполнительских возможностей, чтобы ученик чувствовал уверенность, решая те или иные задачи, поставленные перед ним.Только в этом случае воспитывается и укрепляется заинтересованность ученика в рвботе.

Последний этап работы- игра в оркестре, которая является лучшей возможностью пробудить интерес у детей к русским народным инструментам, обогащает их музыкальные впечатления и инструментальные навыки.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

  1. Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 1. М; 2007
  2. Берак О.Л. Школа ритма.  Часть 2. М; 2007
  3. Виноградов Л. Сборник пьес для групповых занятий на блокфлейте. М; 1990
  4. Виноградов Л. Элементарное музицирование. М; 1997
  5. Вогралик Т. Метроритмический букварь часть 1. С-Пб; 2008
  6. Вогралик Т. Метроритмический букварь часть 2. С-Пб; 2010
  7. Геллер Е. Детский шумовой оркестр, выпуск 1. М., 2011
  8. Ефремова Л. Ритм — песни и игры. Нестерова Н. Начинаем мы считать 1 класс.  С-Пб., 2011
  9. Жилин В. Речевые упражнения - .
  10.  Зенина Л. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта. – Новосибирск, 1986г.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный мир. С-Пб; 2005
  12. Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для ДШИ. – М., 1990г.
  13. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». М., 1990.
  14. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании. – Новосибирск., 1989г.
  15. Лаптев И. Детский оркестр в начальной школе. – М., 2001г.
  16. Лаптева И.Г. Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского. М., 2001
  17. Металлиди Ж., Перцовская А. «Сольфеджио» 1-ый класс. С-Пб., 2011
  18. Металлиди Ж., Перцовская А.  Сольфеджио. Подготовительная группа. С-Пб; 2004
  19. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ». М., 1998
  20. Нестерова Н. Начинаем мы считать 1 класс.  С-Пб., 2008
  21. Нестерова Н. Начинаем мы считать 2 класс.  С-Пб., 2011
  22. Орф К. Шульверк (русская версия) том 1. Челябинск, 2008
  23. Поплянова Е. «Уроки господина канона». С-Пб., 2009
  24. Портнов Г. «Легкие концертные пьесы». С-Пб., 2001
  25. Просандеева О.А. «Детский ансамбль — от идеи до концерта». Р-Д., 2009.
  26. Ритмика. Методологические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М., 1989г.
  27. Сургаутайте В. Использование музыкальных инструментов на уроках. В сб. Музыкальное воспитание в школе. – вып. 7. – М., 1971г.
  28. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!». Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. С-Пб.,2003.
  29. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. – М., 1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 7-9 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 7-9 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...