Индивидуальный план самообразования
материал
Тема самообразования:
«Исследовательская и проектная деятельность как средство развития креативных способностей обучающихся»
Цель: создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую и проектную деятельность.
- Изучить литературу по теме самообразования.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, креативные способности обучающихся;
- Обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, применяя информационные технологии.
- Содействовать разработке обучающимися исследовательских проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_ashkarova.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Сургутского района
«Центр детского творчества»
Индивидуальный план
самообразования
Тема самообразования:
«Исследовательская и проектная деятельность как средство развития креативных способностей обучающихся»
2018-2021г.
Личная карта
Ашкаровой Марины Анатольевны,
1.Место работы: МАУДО «ЦДТ»
2.Занимая должность: педагог дополнительного образования
3. Образование: высшее, Ташкентский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Педагог дополнительного образования начальных классов», 1991 год
5. Педагогический стаж: 28 лет
6. Стаж работы в должности классного руководителя: 28 лет
7. Стаж работы в ОУ: 13 лет
7. Категория: высшая квалификационная категория, 24.03.2015 год
8. Дата рождения: 22.09.1965г.
9. Педагогическое кредо: ” Найти в ребёнке изюминку, зёрнышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать”.
10. Методическая тема: «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе дополнительного образования детей».
11. Прохождение курсов: «Организация проектной деятельности педагогов и детей в современном общеобразовательном учреждении», АУДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования»,72ч., 2014 г.; «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС», ООО «Мультиурок», 72ч., 2018г.; «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательных учреждениях», ЧОУ ДПО «УМЦ Педагог», 72ч., 2018 г., «Технологии открытого дополнительного образования», БУ ВО «Сургутский государственный университет», 36 ч., 2019г.
«Педагог дополнительного образования живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает педагог дополнительного образования»
К.Д.Ушинский
Пояснительная записка
Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе формирования личности отводится учреждению дополнительного образования. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому педагог дополнительного образования в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры педагога, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает педагога работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современным дополнительным образованием.
Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование педагога.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование — средство развития личности педагога, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление педагога к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Главными задачами современного дополнительного образования являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
МО педагогов дополнительного образования МАУДО «ЦДТ» работает над темой «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе»
Тема самообразования: «Исследовательская и проектная деятельность как средство развития креативных способностей обучающихся»
Цель: создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую и проектную деятельность.
- Изучить литературу по теме самообразования.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, креативные способности обучающихся;
- Обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, применяя информационные технологии.
- Содействовать разработке обучающимися исследовательских проектов.
- Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми.
Потребности и мотивы:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда педагога, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки педагога к каждому уроку. Педагог дополнительного образования тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Актуальность выбора темы:
Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед педагогами стоят актуальные вопросы: · Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? · Как развить способность искать новое? · Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? · Как правильно излагать и защищать свои идеи? «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». (А.И. Савенков) Исследование полностью незнакомая деятельность неизвестный результат. Проект есть задача, известен результат подбор алгоритма деятельности.
Актуальность этой темы для меня:
Я работаю по программе «Основы журналистики». Концептуальная основа этого предполагает деятельный подход к обучению, «предпочтение отдаются проблемно-поисковому подходу». Но, я считаю, что сегодня построение материала не способствуют в полной мере развитию исследовательских навыков, формированию информационной компетенции учеников. Исходя из вышесказанного, у меня назрела необходимость в выборе данной темы самообразования.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.
Срок работы над темой: 3 года.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты работы: В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:
- Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)
- Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
- Добывание знаний непосредственно из окружающей среды;
- Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации.
- Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
- Владение современными средствами информации информационными технологиями;
- Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
- Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
- Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
- Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
- Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её.
- Ценностно-смысловые:
- Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
- Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий;
- Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Форма самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности учрежденческого и районного методических объединений педагогов дополнительного образования, а также через участие в жизни учреждения
Источники самообразования:
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по журналистике, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- организация внеклассной деятельности;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии;
- общение с коллегами в учреждении, городе, районе и в Интернете и т.д.
- медиа-информация на различных носителях
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический |
| 2018-2019 |
Прогностический |
| 2019-2021 |
Практический |
| 2019-2021 |
Обобщающий |
| 2020-2021 |