Проект «Дети + Взрослые в созидании эко-пространства».
проект
Проект по созданию экотропы в городском парке был выполнен "Центром детского творчеста "Ирбис" г. о. Самара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologicheskim_tropam.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литвиненко О.Л., Рзаева Н.А.
МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара, г. Самара, Россия
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В массовом сознании людей не сформировано отношение к любому проявлению жизни и к окружающей среде, как к высшей ценности на Земле. До сих пор к природе относятся преимущественно потребительски, без прогноза краткосрочных и долгосрочных последствий вмешательства в естественные природные процессы.
Подобное отношение к окружающей среде можно переломить только средствами экологического образования и просвещения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Ирбис» г. о. Самара в 2015-2016 году в рамках Стратегии развития г.о. Самара до 2025 года реализовало городской инновационный проект «Дети + Взрослые в созидании эко-пространства».
Главная идея проекта – объединение усилий детей и взрослых в эко-образовании и природоохранной деятельности через участие в разработке, оборудовании и функционировании сети экологических троп в парках города.
Во всём мире экологическая тропа – это маршрут на местности, специально оборудованный для экологического просвещения населения через установленные на станциях по маршруту информационные и арт-объекты. В России эта практика представлена подобными объектами в национальных парках, в городских зелёных зонах. В Самарской области такие тропы расположены в национальных парках «Самарская Лука» и «Бузулукский бор».
Отличие нашего проекта от существующих, его уникальность для жителей Самары, заключается:
- в создании экологических троп в районах массовой транспортной доступности, т.е. в черте города;
- в создании механизмов включения детей в процесс создания и оборудования и функционирования экологических троп.
Основная цель проекта: оборудование экологической тропы в городском парке как интерактивной обучающей площадки, которая несет в себе эколого-образовательный и природоохранный потенциал в процессе ее оборудования и организации функционирования.
Проект подразумевает включение учащихся в деятельность по разработке и организации функционирования экологических троп, оборудование троп искусственными и природными объектами – носителями информации экологического и природоохранного содержания и узловыми станциями – центрами эко-деятельности.
Кроме того, в рамках проекта предполагается насыщение экологических троп информацией обучающего, познавательного и воспитательного характера в области экологии и защиты окружающей среды и создание условий для проведения в границах комплексного объекта «Экологическая тропа» массовых акций, инсталляций, развлекательных и арт-мероприятий экологического содержания.
Замысел проекта ориентирован на формирование у детей и подростков представлений о возможностях сохранения хрупкого мира природы, навыков оценки результатов воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, развитие исследовательских коммуникативных компетенций.
Направленность проекта обеспечивает выявление ранней социализации детей и молодежи, активизацию их познавательной активности и созидательной деятельности по производству общественно значимых ценностей; развивает дополнительное экологическое образование, повышает экокультуру жителей городского округа Самара посредством обеспечения доступности экологической информации для заинтересованных жителей и сообществ города за счет создания социальной экорекламы с использованием экобрендов и иных сфер.
Проект реализован в 4-х парках г.о. Самара:
- «Парк Победы»,
- «Молодёжный»,
- «50-летия Октября» (парк Металлургов),
- «Воронежские озёра».
Целевые задачи, раскрывающие суть проекта:
- Изучение теоретических аспектов организации экологических троп:
- сбор информации об имеющихся эко - объектах в парках;
- проведение конференции (круглого стола);
- подготовка методических разработок по организации троп;
- подбор специалистов по разработке квестов, geo-cash-игр, обучению экскурсоводов-аниматоров;
- поиск фирм по изготовлению объектов тропы (элементов тропы: стендов, экомоделей и т.д.).
- Реализация мероприятий по монтажу экологических троп:
- обучение педагогов и учащихся основам разработки и создания экотроп в парках города;
- разработка с учащимися маршрутов экотроп, geo-cash-игр, квестов в парках города;
- проведение среди учащихся конкурса по оформлению станций экотроп;
- изготовление элементов экотропы, подготовка к установке;
- оборудование совместно с учащимися экотроп в парках г.Самара.
- Организация и проведение экскурсий по созданным экологическим тропам:
- обучение педагогов и учащихся основам описания маршрута экскурсий по экотропам в парках города;
- проведение среди учащихся конкурса на лучшую разработку экскурсии, сценария путешествия (игры) на маршруте экотропы;
- разработка с учащимися маршрутов экскурсий;
- проведение экскурсий по экотропам в парках Самары,
- обучение педагогов и волонтеров для организации проведению экскурсий, geo-cash-игр,квестов.
- Тиражирование опыта работы по проекту:
- проведение анкетирования, устных опросов, интервьюирования, фото - и видеосъёмки участников проекта;
- обеспечение доступности информации о ходе и результатах реализации проекта через СМИ, интернет-ресурсы и сайт проекта
- проведение Интернет – конференции по итогам реализации проекта.
По итогам реализации проекта в 2015 календарном году мы получили:
- Экономию затрат на уборку территории парков за счет повышения уровня экологической и общей культуры горожан;
- Снижение затрат населения на медицину за счёт увеличения времени пребывания в здоровой экологической и психологической среде;
- Повышение уровня занятости детей во внеучебное время;
- Гармонизация отношений между поколениями;
Распространение опыта реализации проекта будет способствовать привлечению внимания детей и взрослых к экологическим проблемам в парках нашего города.
В дальнейшем при помощи обученных волонтеров образовательными учреждениями города будет выбрана своя территория, свой конкретный парк или сквер на территории г.о. Самара, где и развернётся работа с обустройством экологических троп и циклом экологических мероприятий. Таким образом, улучшится внешний вид парков г.о. Самара, начнёт проявляться природоохранная активность детей и взрослых.
Осознанное включение обучающихся в экологическую деятельность будет служить лучшим подтверждение развитости их экологической культуры.
В результате общество и государство получает образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"
Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...
Доклад на областном научно-практическом семинаре "Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство".
В нашем детском доме есть дети-инвалиды. У детей с ОВЗ совместное обучение и проживание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полн...
презентация "Intel club": Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством включения в социокультурное пространство
Идея клуба "Intel": Использование инновационных идей в расширении среды межкультурного общения и развитие социокультурной компетентности личности...
Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"
30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....
Презентация результатов изучения мотивации детей и предпочтений родителей в пространстве дополнительного образования
В презентации представлен пример оформления результатов проведенного исследования мотивации детей и предпочтений родителей в пространстве дополнительного образования....
социальный проект "Я-взрослый"
Цель проекта сформировать у воспитанников, обучающихся в выпускных классах первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из неско...
Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"
Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...