проект "Семейные эколого-туристические клубы"
проект
Данный проект был реализован МБУ ДО "Центром детского творчества "Ирбис" г.о. Самара" в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynyy_ekologo-turisticheskiy_klub.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ЦДТ «ИРБИС» г. о. Самара
Проект «Семейный эколого-туристический клуб»
Переориентация человеческих ценностей в отношении к природе с утилитарно-потребительских на экологически ответственные в глобальном масштабе в максимально короткие сроки предопределила потребность в сотрудничестве детей и взрослых в области экологического образования. Для того чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, необходимо вовлечь их в совместную деятельность.
Одной их форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи является организация семейного клуба. Общей идеей, объединяющей интересы детей и родителей, может быть совместная деятельность по изучению природных достопримечательностей родного края – экологический туризм. Мы понимаем семейный экотуризм, как определённую деятельность, направленную на организацию и проведение культурно-спортивно-оздоровительно-благотворительного времяпрепровождения детей, подростков, а также членов их семей под руководством или при опеке специалистов в области биологии, экологии, культуры. Основные функции экотуризма – воспроизводящая, познавательная и функция самовыражения. Экотуризм позволяет повысить интеллектуальный уровень путешествующих путем их участия в культурно-познавательных и обучающих туристских программах.
Главный акцент при этом делается на то, чтобы дать ребенку и родителям целостное, емкое и яркое представление об окружающей их природной и социальной реальности через занятия экологическим туризмом, направить их на пути определения самостоятельной позиции в мире, научить разумно строить отношения с окружающим миром и самим собой на основе идей гуманизма, формирование основ экологической культуры.
Формы работы семейного эколого-туристического клуба – открытые занятия по эколого-туристической тематике для родителей, ролевые игры, групповые и индивидуальные тематические консультации, походы выходного дня и экскурсии по изучению природных достопримечательностей рекреационной зоны г.о. Самара, создание экотроп в парках г. о. Самара и проведение экскурсий по ним, организация и проведение экологических акций, клубные вечера, родительские тренинги, дискуссионная форма общения родителей и детей – родительский ринг.
В процессе эколого-туристической деятельности у детей и родителей не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменяется мотивация поступков в природе, а также интересы. Проведение экологических акций с учащимися и их родителями будет способствовать осознанному включению обучающихся и взрослых в практическую природоохранную деятельность и развитию их экологической культуры.
Организация взаимодействия родителей и учащихся в форме семейного клуба на основе эколого-туристической деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе и способствует формированию экологической культуры учащихся и взрослых. Этот процесс включает четыре качественные характеристики: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социо-природной средой; формирование ответственного отношения личности и общества к природе; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей; обеспечение благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа — человек».
Проект «Семейный эколого-туристический клуб» поможет сплотить единомышленников, подскажет инновационные формы экологической работы с подрастающим поколением и взрослыми людьми. Масштабы проекта будут способствовать широкому распространению опыта экологической деятельности среди образовательных учреждений г. о. Самара.
Цель проекта
- формирование экологической культуры учащихся и их родителей, педагогов, социума средствами экологического туризма через деятельность семейных эколого-туристических клубов.
Задачи:
- на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить содержательные компоненты экологической культуры обучающихся и взрослых, принципы и условия формирования семейных клубов при образовательных учреждениях;
- на основе опыта работы ЦДТ «Ирбис» и других образовательных учреждений города подобрать средства и формы эколого-туристической работы в рекреационной зоне г.о. Самара, наиболее эффективно способствующие развитию экологической культуры обучающихся и взрослых;
- на базе образовательных учреждений – школ-партнеров создать семейные эколого-туристические клубы - сообщества на основе совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных эколого-туристических задач, норм общения и отношений, ориентированных на результат;
- развивать компетентности учащихся в ходе реализации социально-значимых, практико-ориентированных форм воспитания с приоритетом на общечеловеческие ценности;
- организовать курсы для педагогов ОУ по технологии экологического образования средствами семейного экологического туризма;
- разработать и реализовать комплекс мероприятий по организации экотроп в парках г. о. Самара для проведения экскурсий детям и взрослым;
- организовать и провести цикл эколого-туристических мероприятий для семейных эколого-туристических клубов;
- решение конкретных экологических проблем в Самарском регионе силами семей;
- активизация творческого потенциала семьи в решении экологических проблем;
- обобщить результаты деятельности по формированию экологической культуры обучающихся и их родителей средствами семейного экологического туризма и распространить данный опыт в образовательных учреждениях г.о. Самара.
Проект рассчитан на участие в нём педагогов, учащихся школ г.о. Самара и их родителей. Общий охват участников проекта составит около 400 человек.
В ходе реализации проекта планируется проведение походов выходного дня, экскурсий и экологических акций по рекреационной зоне г.о. Самара. В городских парках «30 лет Победы», «Воронежские озера», «Молодежный» по разработанным маршрутам экологических троп будут проводиться экскурсии и экологические акции для учащихся и их родителей, посетителей парка.
Важность проекта
Экологическое образование, являясь междисциплинарной областью знаний, более других дисциплин формирует социальные компетенции, позволяет сформировать ответственное отношение к себе, окружающим людям и всей окружающей среде.
Оригинальность нашего проекта:
- создаются семейные клубы, где дети и взрослые объединены одной идеей и реализацией ее в жизни в ходе совместной деятельности – экологическим туризмом;
- формирование основ экологической средствами экологического семейного туризма строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении.
- органическое сочетание отдыха, оздоровления и познания во время движения по эколого-туристическому маршруту;
- массовое вовлечение детей и части взрослых в практическую природоохранную деятельность;
- направление практических природоохранных действий подрастающего поколения на близлежащие территории.
Формирование экологической культуры учащихся и их родителей может обеспечить реализацию разносторонних познавательных и творческих потребностей учащихся, включая: использование в работе полевых практик, экскурсий на экологической тропе или пешеходном маршруте и освоение новых форм деятельности, направленных на развитие творческих способностей учащихся при обучении в условия окружающей среды.
Экологический туризм является эффективным средством распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями нового социального идеала часто выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослыми особенно остро. Участники походов и экскурсий, экологических акций задумываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему поколению.
Конкретные результаты
- создание семейных эколого-туристических клубов на базе 4 школ
- разработка 5 семейных образовательных эколого-туристических маршрутов по рекреационной зоне г. о. Самара;
- разработка и создание экологических троп в парках г. о. Самара;
- разработка и проведение экскурсий по экологическим тропам для детей разного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, посетителей парка;
- проведение экологических мероприятий в рекреационной зоне г.о. Самара;
- экологическое образование способствует развитию социума района, т.к. является одной из наиболее актуальных проблем всего районного сообщества.
- в результате неформального общения детей и взрослых создается атмосфера, способствующая раскрытию творческих способностей детей и взрослых, их успешности и самоудовлетворенности, формированию основ экологической культуры.
В дальнейшем проект может быть продолжен с целью обучения педагогов и учащихся новым технологиям, используемым в семейном экологическом туризме и расширения сферы действия проекта.
Распространение опыта деятельности семейных эколого-туристических клубов в образовательных учреждениях г. о. Самара участниками проекта будет способствовать привлечению внимания детей и взрослых к экологическим проблемам нашего города. В перспективе можно сделать акцент на охране памятников природы, расположенных на территории г. о. Самара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Программа "Эколого-туристического" кружка
Модифицированная программа "Эколого-туристического" кружка...
Методическая разработка эколого-туристического слета "Мой город - чистый город"
Содержит не только сценарий и описание конркурсных испытаний, но и методические рекомендации по организации всего мероприятия...
Проект "Модель эколого-туристического лагеря"
Проект разработан на курсах повышения квалификации в г.Хабаровске совместно с коллегами...
Программа эколого-туристической площадки по месту жительства «Родничок»
Программа эколого-туристической площадки по месту жительства «Родничок»...
Эколого - туристическая деятельность в МОУ "Турунтаевская районная гимназия". статья
В статье кортко описана работа по экологичекому и туристическому направлению...
Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов « По тропе туриста»
Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне о...