Курсовая работа по современному русскому литературному языку
учебно-методический материал

Бугаёва Елена Владимировна

Тема «Морфологическое своеобразие словообразования относительных прилагательных» (На материале романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», т.1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Курсовая работа по СРЛЯ111 КБ

Предварительный просмотр:

       

Курсовая работа

по современному русскому литературному языку

на тему

«Морфологическое своеобразие словообразование

относительных прилагательных»

(На материале романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», т.1).

Содержание:

  1. Введение.

  1. Основная часть.
  1. Лингвистические взгляды А.Н.Гвоздева.

  1. Лингвистические взгляды Н.М.Шанского.

  1. Лингвистические взгляды Д.Э.Розенталя.

  1. Лингвистические взгляды Л.Д.Чесноковой и В.С.Печниковой.

  1. Лингвистические взгляды Л.Г.Панина.

  1. Лингвистические взгляды В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой.

  1. Лингвистические взгляды М.Т.Баранова, Т.А.Костяевой и А.П.Прудниковой.

  1. Словообразовательная характеристика относительных прилагательных (на материале романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», т.1).
  1. Способы образования относительных прилагательных в трудах А.Н.Гвоздева.

  1. Анализ работы.

  1. Общий вывод.

  1. Приложение.
  1. Схема.

  1. Литература.

Рассматриваемая мною тема: «Морфологическое словообразование относительных прилагательных (на материале романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», т.1)», является актуальной в современном русском языке. По данной теме курсовой работы я проанализировала словообразование относительных прилагательных в русском языке и поняла, что данной темой занимались и занимаются многие лингвисты: А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов, Н.М.Шанский, Д.Э.Розенталь, В.В.Бабайцева и Л.Д.Чеснокова, а также многие другие.

Цель курсовой работы: проанализировать словообразование относительных прилагательных в русском языке на материале романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», т.1.

Задачи: отграничить относительные прилагательные от других прилагательных в тексте, выяснить от каких частей речи образуются собственно относительные прилагательные в данном произведении; разбить их на группы по характеру номинации; проследить каким образом образуются относительные прилагательные внутри каждой группы.

Для раскрытия темы работы, мною было проанализировано много теоретического материала, проработана история вопроса с разных точек зрения. Я постаралась обратить внимание, как даны границы имени прилагательного в лингвистических трудах разных филологов.

Удивительна и таинственна природа нашего языка. Выдающийся лингвист В.В.Виноградов, размышляя о предмете и границах грамматики, в центр грамматической системы поставил учение о слове и его морфологических формах, учение о морфологических элементах и категориях, управляющих их связью; он подчеркивал, что граница между синтаксисом и морфологией «очень неустойчива и неопределенна». Для нас особенно интересны мысли В.В.Виноградова о «взаимосвязи», «скрещивании», «взаимоскрещивании» лексики и грамматики, морфологии и синтаксиса; мысли об «опосредованной связи» морфологии и синтаксиса, о формах и отношениях, в которых «сказывается синкретичная природа языка». Слово, являющееся центром грамматической системы, В.В.Виноградов определял как «внутренне конструктивное единство лексических и грамматических значений» и вместе с тем как « фокус соединения и взаимодействия грамматических категорий языка». Безусловно, все это особенно интересно для разработки в методическом аспекте.

Мысли о взаимосвязях в языке и представлении слова как «фокуса соединения и взаимодействия грамматических категорий языка» убеждает в необходимости изучать язык и слово как центр грамматической системы с опорой на языковые взаимосвязи, что и создает систему, в которой легче раскрывать одну из многих граней слова: как морфологического явления, синтаксического, орфографического и т. д.    

В курсовой работе я постаралась раскрыть несколько граней (морфологическую и словообразовательную) относительных прилагательных, взятых из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»     (1 том).

Прежде чем приступить к выполнению практической части курсовой работы, я обратилась к теоретическим источникам, чтобы посмотреть на «Имя прилагательное» с разных точек зрения. Экскурсию по данной части речи я хотела бы начать с учебника А.Н.Гвоздева «Современный русский литературный язык».

А.Н.Гвоздев среди имен прилагательных выделяет три основных разряда по значению: качественные, относительные и притяжательные. Кроме них данный лингвист выделяет промежуточные разряды: качественно-относительные и относительно- притяжательные. Какое определение дает А.Н.Гвоздев относительным прилагательным?

«Относительные прилагательные обозначают признаки предметов не непосредственно, а на основе отношений к другим предметам (в широком понимании), а также к месту и времени. Эти отношения являются абсолютными, то есть не допускают варьирования, например, пудовый всегда выражает одинаковый вес, в противоположность тяжелый, и поэтому один предмет не может быть более или менее «пудовым» по сравнению с другим. Также медный, выражая отношение к материалу, не допускает представления о более или менее «медных» предметах.

Отношения к предметам, выражаемые относительными прилагательными, разнообразны, - считает А.Н.Гвоздев; они указывают на материал: алюминиевая проволока, шелковое платье; на назначение предмета: учебная комната, студенческое общежитие; на состав участников: учительская конференция, школьный субботник; на принадлежность к лицу или предмету: детский смех, дождевая капля; на объект: мебельное производство, билетная касса; на местонахождение: сельская школа, здешние жители; на время совершения: январские морозы, утренний спектакль; на срок: надельная нагрузка, семестровый отчет». (3, с.134)

Такую характеристику А.Н.Гвоздев дает собственно относительным прилагательным. Теперь обратимся к тому, какую характеристику он дает промежуточным разрядам прилагательных.

«Прилагательные, у которых значение отношения между предметами отходит на второй план, а на первый – выступает качественная характеристика, нужно причислять к разряду качественно-относительных.

Так, относительное прилагательное туманный, обозначающее «состоящий из тумана, заполненный туманом»: туманные дали, приобретает значение «неясный, как в тумане»: туманное изложение». (3, с.136)

В конце темы «Качественные и относительные прилагательные» А.Н.Гвоздев делает следующий вывод:

«Таким образом, качественные и относительные прилагательные резко не разграничены между собой. Главенствует разряд качественных прилагательных, к нему примыкают многие относительные, развивающие качественные значения».

Говоря о сходстве относительных и качественных прилагательных, нельзя ни сказать о их грамматических различиях, связанных с особенностями их значений:

1.В зависимости от возможности выражать разную меру качества качественные прилагательные обладают степенями сравнения:

смелый – смелее – самый смелый; относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, так как обозначаемые ими признаки не допускают количественных изменений: серебряный.

2.По тем же основаниям от качественных прилагательных образуются формы оценки, указывающие на увеличенную или ослабленную меру качества (без сравнения с другими предметами): черный – чернехонький – чернущий – черненький – черноватый. Относительные прилагательные лишены таких форм. Изредка употребляемые от них формы с суффиксом –еньк- выражают только отрицательную оценку, а не уменьшенную меру признака: ситцевенькое платье, деревяненький домишко.

               3.Качественные прилагательные имеют двоякие формы: полные и       краткие, выражающие разные смысловые и экспрессивные оттенки: свежий – свеж, белое – бело. Относительные прилагательные имеют только полные формы: медный, медная». (3, с. 137)

«…Следующий промежуточный разряд – относительно-притяжательные прилагательные. К ним относятся прилагательные с суффиксами –ов-ый, -ин-ый, образуемые от названий животных, указывают на принадлежность целому ряду животных: осетровая икра, соловьиная песня; с суффиксами –ск- - -ов-ск образуются от фамилий и названий населенных пунктов: чеховский, саратовский, горьковский; -инск- : читинский». (3, с.137 – 138)

Также, касаясь раздела морфологии «Имя прилагательное», нельзя не упомянуть труды такого известного лингвиста, как Н.М.Шанский. Выделяя лексико-грамматические разряды имен прилагательных, Н.М.Шанский указывал, что по грамматическим, словообразовательным и лексическим свойствам имена прилагательные делятся на качественные и относительные. «Особых разрядов» Н.М.Шанский не выделял, но и не отрицал их существование.

Рассмотрим и сравним, чем же отличается точка зрения А.Н.Гвоздева от точки зрения Н.М.Шанского на разряды прилагательных.

Н.М.Шанский дает следующую характеристику относительным прилагательным, как лексико-грамматическому разряду:

«Относительные прилагательные – это не прямые, а опосредованные названия признаков предметов. Признак в них указывает на разнообразие отношения: к предмету (ср.: железная кровать – кровать из железа; дынный запах – запах дыни), к лицу (ср.: мамино пальто – пальто мамы; отцова шапка – шапка отца), к месту (ср.: загородная поездка – поездка за город), ко времени (ср.: утренние сообщения – сообщения, сделанные утром), к действию как свойству (ср.: раздвижной стол – стол, который раздвигается), к числу (ср.: шестой стол – шесть столов) и другие». (6, с. 120)

Если А.Н.Гвоздев выделяет сходные и различные черты качественных и относительных прилагательных, то в трудах Н.М.Шанского сведений такого типа мы не наблюдаем. Дав характеристику относительным прилагательным, Н.М.Шанский кратко касается их грамматических особенностей:

«Все относительные прилагательные обозначают постоянные, неизменные признаки предметов: ложки не могут быть более (или менее) деревянными, ограды – самыми железными, а сок – наиболее (или наименее) березовым». (6, с. 121)

Как уже говорилось, Н.М.Шанский не выделяет «особых разрядов» прилагательных, но и не отрицает их существования, причисляя их к основным лексико-грамматическим разрядам прилагательных:

«Качественно-относительные прилагательные обладают качественным и относительным значением. Ср.: стальная (поволока) - относительное и стальные (нервы) - качественное. Качественные значения развиваются как результат переносного употребления относительных прилагательных.

К относительно-притяжательным относятся прилагательные, совмещающие значения относительных и притяжательных. Ср.: лисья морда (притяжательное) и лисья шуба (относительное). В семантике некоторых прилагательных совмещаются притяжательное, относительное и качественное значения. Ср.: медвежья лапа (притяжательное, медвежья шуба (относительное) и медвежья услуга (качественное)». (6, с. 123)

Рассматривая тему «Имя прилагательное» в лингвистических трудах Н.М.Шанского, нельзя не обратить внимание на границы лексико-грамматических разрядов имен прилагательных.

К именам прилагательным Н.М.Шанский относит слова типа третий, десятый, сороковой, миллионный и т.п., которые обычно рассматриваются как порядковые числительные. Он указывает, что данные слова образуются от количественных числительных и опираются на их семантику, но этого не достаточно, чтобы считать их числительными. Ведь слово сверлильный, - приводит пример Н.М.Шанский, - мы не относим к глаголу на том лишь основании, что оно образовано на базе глагола и его семантика мотивирована значением глагола. Для отнесения того или иного слова к определенной части речи необходимы грамматические основания. Слова третий, десятый и т.п. обозначают признак предмета: выражают отношение к числу так же, как выражают отношение к предмету прилагательные железный, деревянный и др. Значит, они обладают категориальным значением имени прилагательного, - считает Н.М.Шанский. Другие их грамматические признаки также совпадают с грамматическими свойствами прилагательных: они 1) изменяются по типу прилагательных (например, слово третий склоняется как прилагательное волчий, а пятый – как женатый); 2) имеют те же синтаксически зависимые категории рода, числа и падежа, что и прилагательные; 3) выступают в качестве определения, согласуясь с существительными в роде, числе и падеже (ср.: пятый дом, пятой кровати, на пятые сутки).

«Порядковые» слова имеют ту же словообразовательную структуру, что обычные относительные прилагательные. Ср.: слова 1) с нулевым суффиксом: добрый (ср. добро) и девятый ( ср. девять); 2) с суффиксами -н- , -ов- , -ий- : железный и тысячный, вековой и сороковой, лисий и третий.

В конце темы «Лексико-грамматические разряды имен прилагательных» Н.М.Шанский делает следующий вывод о границах относительных прилагательных:

«Слова типа третий, сороковой, тысячный и т.п. должны рассматриваться как относительные прилагательные». (6, с.123)

Лингвистические труды Н.М.Шанского, о которых было сказано выше, отличаются от трудов А.Н.Гвоздева не только выделением границ лексико-грамматического разряда относительных прилагательных, но и тем, что Шанский не выделял притяжательные прилагательные как отдельный разряд, а, учитывая специфическую семантику (значение принадлежности) и особенности склонения отдельных типов слов (например, слова на -ин, -ов), считал его особой группой относительных прилагательных.

Практически все филологи по-разному рассматривали границы лексико-грамматических разрядов прилагательных, говоря о их трудах, нельзя оставить без внимания взгляды В.В.Виноградова, а особенно его видение границ данной части речи.

В.В.Виноградов относил к прилагательным так называемые местоимения-прилагательные и причастия. Он, среди имен прилагательных, выделял особую группу местоименно-указательных слов: тот, этот, чей, свой, такой, каждый и т.п.

Многие лингвисты, а позднее и сам В.В.Виноградов, считали, что местоименно-указательные слова, являющиеся «морфологическим и лексическим пережитком в строе современного русского языка», нецелесообразно объединять с настоящими прилагательными (нормальными живыми словами) в одной части речи.

Что же касается причастий, то их не позволяет включать в прилагательные наличие таких грамматических свойств, какие отсутствуют у прилагательных. Это глагольные категории вида, времени и залога. Причастия образуют самостоятельный разряд слов, отличный как от прилагательных, так и от глаголов.

Далее в своей курсовой работе обращусь к лингвистическим трудам Д.Э.Розенталя. В соответствии с семантическими и морфологическими признаками все имена прилагательные Д.Э.Розенталь делит на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Как же характеризует Розенталь относительные прилагательные?

«Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение: железный, молочный - отношение  к материалу; деревенский, здешний - отношение к месту; вчерашний, осенний - отношение ко времени; детский, родительский - отношение к лицу; научный, философский - отношение к понятию; стиральный, подготовительный - отношение к действию; двойной, тройной - отношение к числу». (4, с.154)

В отличие от А.Н.Гвоздева Д.Э.Розенталь, как и Н.М.Шанский, не акцентирует внимание на сходстве и различии относительных и качественных прилагательных, а только вскользь касается этого вопроса:

«Признаки, о которых было сказано выше, не могут проявляться в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не изменяются по степеням сравнения, не образуют кратких форм, форм субъективной оценки, наречий на -и, -о/-е, абстрактных существительных и т.д.». (4, с.154)

Затем Д.Э.Розенталь подробно останавливается на следующем:

«Относительным прилагательным синонимичны именные или предложно-именные сочетания. Одним из синонимов относительных прилагательных является родительный приименный: берег Волги - волжский берег, здание университета - университетское здание. Конструкция с родительным приименным вызывает представление сразу о двух предметах, что и определяет ее наглядность и выразительность.

Некоторые относительные прилагательные могут заменяться предложно-именными синонимами - существительными в предложном падеже с предлогами для, из и существительными в винительном падеже с предлогом на: дровяной сарай - сарай для дров; парижские духи - духи из Парижа; месячный план - план на месяц». (4, с.154)

«Особых» разрядов у прилагательных Д.Э.Розенталь не выделяет, но отмечает переход относительных прилагательных в качественные и качественных в относительные, указывая, что, кроме основного различия, у относительных прилагательных может развиваться качественный оттенок. Это качественное значение является переносным (ср.: железный столб - железная воля). Некоторые качественные прилагательные (преимущественно в терминологии) приобретают относительное значение (и утрачивают свойства качественных прилагательных); ср.: глухой человек (качественное) - глухой согласный звук (относительное).

Нельзя оставить в стороне учебник Л.Д.Чесноковой и В.С.Печниковой «Морфология», в котором данные филологи, рассматривая тему «Имя прилагательное», указывают на следующее:

«В основе деления качественного, относительного и притяжательного разрядов лежит специфика их семантики: качественные передают прямое наименование признака (темное небо); относительные называют признак через отношение к другому предмету или явлению (горная река); притяжательные (с суффиксами -ин-, -ов-) обозначают признак индивидуальной принадлежности конкретному лицу (мамино письмо)». (5, с.29)

Изучая данное учебное пособие, сходные черты во взглядах Л.Д.Чесноковой, В.С.Печниковой и Н.М.Шанского, например, на грамматические признаки относительных прилагательных:

«Грамматическими показателями относительных прилагательных являются: 1) наличие полной склоняемой формы; 2) отсутствие кратких форм». (5, с. 34)

Интересным показался для меня взгляд Л.Д.Чесноковой и В.С.Печниковой на прилагательные с суффиксом - й-:

«Прилагательные с суффиксом -й- можно выделить в особую группу (промежуточную) относительно-притяжательных прилагательных, либо отнести, с оговоркой, к притяжательным». (5, с.41)

Хотелось бы еще отметить взгляд на роль прилагательных в тексте:

«При функционировании прилагательных в тексте. может происходить изменение в значении слова, на базе одних значений развиваются другие: на базе притяжательных развиваются относительные, на базе тех и других - качественные». (5, с 42)

Учебное пособие Л.Д.Чесноковой и В.С.Печниковой «Морфология» можно считать классическим учебником, так как в нем сливаются воедино все представленные точки зрения. В нем, на мой взгляд, наиболее четко и полно даны границы лексико-грамматических разрядов прилагательных и их особенности, а так же представлены полные схемы разборов всех частей речи, в том числе и прилагательного.

Рассматривая тему «Имя прилагательное», нельзя опираться только на труды классических русских лингвистов: А.Н.Гвоздева, Н.М.Шанского, В.В.Виноградова, Д.Э.Розенталя, Л.Д.Чесноковой, В.С.Печниковой и т.д. - , игнорируя современные точки зрения, поэтому я хочу обратиться к лингвистическим трудам девяностых годов. Это работа Л.Г.Панина «О формах имени прилагательного в русском  языке». как же Л.Г.Панин видит границы прилагательного и его лексико-грамматических разрядов?

«Семантический анализ прилагательного свидетельствует о неоднородности этой части речи. Качественные прилагательные обозначают различные признаки предметов безотносительно к другим предметам. Все остальные прилагательные характеризуют предмет по отношению к другому предмету. Относительные и притяжательные прилагательные уже своим происхождением указывают на промежуточное положение: они являются дериватами от существительных.

Относительные прилагательные (объединим под этим термином и собственно относительные и другие некачественные прилагательные) как будто имеют ту же систему форм, что и качественные. Исключением могут являться лишь притяжательные прилагательные, характеризующиеся наличием смешанного типа склонения, но  соотношение форм даже у притяжательных прилагательных то же, что и у прилагательных типа красивый и золотой. На первый взгляд относительные прилагательные формально ничем не отличаются от качественных, следовательно, снимается вопрос о формальной констатации семантической оппозиции внутри прилагательных. Но насколько это так? Отвечая на этот вопрос, мы должны иметь в виду всю парадигму имени прилагательного.

Эту парадигму условно можно представить в виде трех парадигматических блоков: полные формы, краткие формы и формы степеней сравнения. И здесь оказывается, что два последних блока есть только у качественных прилагательных…» (7, 2000, №2, с.48)

Рассматривая только вузовские учебники, мы затрагиваем проблему только с одной стороны. Ведь начинается изучение морфологии еще в школьные годы, поэтому, говоря об «Имени прилагательном» как о части речи, необходимо брать во внимание и школьные учебники.

В курсовой работе я хочу уделить внимание взглядам таких филологов как В.В Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и А.В.Прудникова, которые вплотную занимаются проблемой обучения современных школьников грамотности.

Тема «Имя прилагательное» в школьном курсе русского языка занимает особое место, в ее изучении есть некоторая специфика. Во-первых, в системе изучения морфологии, в параллельной программе В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой, они открывают знакомство с группой самостоятельных частей речи, являющихся «распространителями» уже изученных частей речи - имени существительного и глагола, которые представляют основу предложения; имя прилагательное конкретизирует субъект или объект действия (состояния). Во-вторых, имя прилагательное третья часть речи, изучаемая школьниками, поэтому должны уже выработаться некоторые общие подходы к изучению любой части речи. Эти общие подходы заключаются в освоении понятия «часть речи», в реализации связей изученных ранее разделов курса и морфологии, а также программы развития связной речи.

Изучение темы «Понятие о прилагательном» начинается с повторения материала уже знакомого учащимся. Рассматривая: общее значение, морфологические признаки и синтаксические признаки прилагательных, - ведутся наблюдения над их ролью в языке и в разных жанрах. типах и стилях речи.

Далее, в процессе изучения темы «Имя прилагательное» учащиеся знакомятся с многообразием конкретных лексических групп, объединенных общим грамматическим значением «признак предмета», с тем чтобы научиться пользоваться в своей речи многосторонней характеристикой предмета. Учащимся даются лексические группы качественных, относительных и притяжательных прилагательных, чтобы вспомнить их морфологические признаки. Далее эти значения могут пригодиться учащимся при дальнейшем изучении разрядов имен прилагательных (промежуточных).

В.В.Бабайцева и Л.Д.Чеснокова в своем учебнике по русскому языку дают наиболее полную классификацию разрядов прилагательных, чем другие учебные пособия, используемые в школе до них. В своей классификации лексико-грамматических разрядов прилагательных В.В.Бабайцева и Л.Д.Чеснокова близка к рассмотренным выше лингвистическим трудам А.Н.Гвоздева. Они выделяют кроме основных разрядов (собственных) промежуточные (особые): относительно-притяжательные и качественно-относительные. Также ими отмечается переход качественных прилагательных в относительные и относительных в качественные, он находит свое отражение в предлагаемых упражнениях, которые находятся в практической части их комплекса.

Следует отметить, что В.В.Бабайцева и Л.Д.Чеснокова не игнорируют другой немаловажный вопрос о роли прилагательных в словосочетании. Ею (программой) делается особый упор на словосочетания, в которых в качестве главного слова выступает имя прилагательное.

В программе В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой мною были отмечены положительные стороны, например, наличие отдельной книги, в которой изложена теория, позволяет учителю по-разному организовать содержание обучения; если учитель привык обучать детей с помощью опорных конспектов, блоковой подачи материала, то ему легко построить работу по теме; книга, в которой содержатся упражнения, позволяет организовать хорошие уроки-практикумы.

Обратимся к теме «Имя прилагательное», которая рассматривается в комплексе под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Костяевой и А.В.Прудниковой. Эта тема дается вслед за темой «Имя существительное», то есть на морфологическом кульминационном этапе всего обучения, потому что в центре внимания данных лингвистов находится слово как главный компонент грамматической системы. Сначала учащимся дается понятие об имени прилагательном как о морфологическом явлении: выделяют категориальное значение части речи, представляющее ее грамматические категории и синтаксическую функцию. Границы имени прилагательного данные лингвисты рассматривают также, как  В.В.Бабайцева и Л.Д.Чеснокова, но в отличие от них, группа филологов под руководством М.Т.Баранова, не выделяет в школьном курсе изучения имени прилагательного «особых» (промежуточных) разрядов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных М.Т.Баранов и его коллеги видят в том же аспекте, что и А.Н.Гвоздев. В ходе практической деятельности с данной программой мною были выявлены некоторые положительные стороны: 1) в программе широко и доходчиво рассмотрены способы образования имен прилагательных; 2) дозированная отработка тем и соединение их на заключительном этапе в общее целое. Сказанное выше способствует лучшему усвоению, ведет к успешным правописным действиям учащихся.

Изучений мною теоретический материал, в ходе написания курсовой работы, помог более глубоко и многогранно подойти к имени прилагательному как части речи, рассмотреть его в совокупности с другими частями речи. Проведенные мною теоретические исследования склонили меня к точке зрения А.Н.Гвоздева на лексико-грамматические разряды прилагательных. По моему мнению, данный автор наиболее точно. или скорее понятно, дает характеристику данной части речи. Отталкиваясь от его взглядов на морфологические и словообразовательные особенности прилагательных, я буду проводить аналитическую работу.

Как показывают процессы, происходящие в словообразовательной системе русского языка, слова различных частей речи образуются по-разному и в количественном отношении, и с точки зрения использования тех или иных способов деривации.

Прилагательные возникают в настоящее время, как считает А.Н.Гвоздев, в основном с помощью суффиксального сложения и лексико-семантического способа словообразования. Но нельзя забывать и другие, не менее важные, способы образования имен прилагательных. Среди них есть прилагательные первообразные и прилагательные производных разных типов. Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную группу прилагательных, и всегда относятся к качественным: молод-ой, стар-ый, син-ий и т.д. Другие качественные, все относительные и притяжательные прилагательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ.

У относительных прилагательных наиболее распространен суффиксальный способ образования:

 -н-: образует прилагательные от существительных, глаголов и наречий;

-льн-: образует прилагательные от основ инфинитива;

-овн-(-евн-): образует прилагательные в основном от существительных;

-ебн-: образует прилагательные от существительных;

-ов-: придает аналогичное значение суффиксу -н- и образуется от тех же

частей речи;

-ан-(-ян-): образует прилагательные от существительных;

-онн- и -енн-: образуют прилагательные от существительных;

 -ск-: образует прилагательные от существительных;

-ческ-: образует прилагательные от существительных;

-инск-: образует прилагательные от существительных женского рода.

Все приставки А.Н.Гвоздев делит на две группы:

первая - приставки, образующие качественные прилагательные,

вторая - приставки, образующие относительные прилагательные. Последняя группа приставок по значению распадается на несколько групп. Они всегда употребляются совместно с суффиксами и образуют прилагательные префиксно-суффиксальные.

При таком способе образования прилагательных употребляются в основном суффиксы: -н-; -ск-; -ов-; приставка за- и суффикс -н-; приставка за- и суффикс -ск-; приставка без-(бес) и суффикс -н-; приставка не- и суффикс

-н-. Также для образования прилагательных подобным способом служат приставки: по-; про-; анти-; сверх-; над-; под-; при-; за-; до-; пред-; после-.

Реально зависимое слово в контексте является не только носителем лексических значений, но и выразителем смысловых ассоциаций. Писатель определяет эстетическую ценность каждого слова, которое намерен употреблять, его стилистическую принадлежность, степень адекватности своему замыслу и в соответствии с этим выбирает единственно нужное слово.

Многие работы Л.В.Щербы, Б.А.Ларина, В.В.Виноградова посвящены изучению языка писателя. Язык художественного произведения рассматриваются лингвистами в разных аспектах. Нас интересует словообразовательная структура слова и его функция в художественном произведении Л.Н.Толстого.

В тексте художественного произведения слово часто претерпевает определенный сдвиг. Рассмотрим относительные прилагательные, употребленные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Для проведения аналитической работы мною была изготовлена 61-а карточка. На них записаны предложения из текста, подчеркнуты необходимые относительные прилагательные. Ниже дана словообразовательная цепочка подчеркнутого прилагательного.

После деления карточек (выписка материала из текста была сплошной), мною была составлена таблица (см. далее).

Исследования прилагательных показали, что самой многочисленной оказалась группа относительных прилагательных (ОП), образованных от нарицательных существительных, неодушевленных , суффиксальным способом (18 шт.). В образовании данных прилагательных принимали участие суффиксы: -н- (13 шт.); -ск- (1 шт.); -ян- (3 шт.). При образовании ОП с помощью суффикса -н- наблюдается корневое чередование согласных звуков и гласных с нулем звука (5шт.).

Вывод: при образовании ОП суффиксальным способом от имен существительных неодушевленных, нарицательных, чаще всего применяется суффикс -н-; в данных словах возможны чередования как согласных, так и гласных звуков в корне.

ОП, образованные от нарицательных одушевленных существительных суффиксальным способом (17 шт.). В образовании данных прилагательных принимали участие суффиксы: -овск- (3 шт.); -ск- (6 шт.); -к- (2 шт.); -ов- (5 шт.); -н- (1 шт.). Чередований в данных прилагательных не наблюдалось.

Вывод: при образовании ОП суффиксальным способом от нарицательных одушевленных существительных чаще всего применяются суффиксы: -ов- и - ск-. Чередований не отмечается.

Теперь рассмотрим ОП, образованные от собственных существительных суффиксальным способом (11 шт.). В образовании данных прилагательных принимали участие суффиксы: -ск- (11 шт.).Чередований в этой группе прилагательных не наблюдается.

Вывод: при образовании ОП суффиксальным способом от собственных существительных, используется только суффикс -ск-. Чередований нет.

Следующая группа - ОП, образованные от собирательных существительных суффиксальным способом (6 шт.). В образовании данных прилагательных принимали участие суффиксы: -н- (1 шт.); -озн-  (1 шт.); -енн- (1 шт.); -ческ- (2 шт.). При образовании ОП с помощью суффикса -еск- наблюдается чередование согласных звуков в корне.

Вывод: при образовании ОП суффиксальным способом от собирательных  существительных могут использоваться следующие суффиксы: -н-; -озн-; -енн-; -ческ-; -еск-. При образовании ОП с помощью суффикса -еск- в корнях возможно чередование согласных звуков.

Следующая группа - ОП, образованные от нарицательных неодушевленных существительных приставочно-суффиксальным способом (5 шт.). В образовании данных прилагательных принимали участие суффиксы и приставки: приставка бес- и суффикс -н- (1 шт.); приставка по- и суффикс -н- (4 шт.). Чередований не отмечается.

Вывод: при образовании ОП от нарицательных неодушевленных существительных приставочно-суффиксальным способом могут использоваться следующие группы: приставка бес- и суффикс -н-; приставка по- и суффикс -н-. Чередований нет.

Далее - ОП, образованные от наречий с помощью суффикса -н- и -шн-. Также данные прилагательные могут образовываться безафиксным способом от существительных и приставочно-суффиксальным от собственных существительных.

Общий вывод:

Как видим из выше сказанного, относительные прилагательные чаще всего образуются от нарицательных  неодушевленных существительных суффиксальным способом. Относительные прилагательные могут образовываться с помощью суффикса ( и чаще всего образуются): -н-; но при этом в корне происходит чередование гласных и согласных звуков. От нарицательных неодушевленных существительных относительные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -ов-; -ск-; от собирательных существительных - с помощью суффиксов: -н--; -озн-: -енн-;

 -ческ-; -еск-. Относительные прилагательные могут образовываться от нарицательных неодушевленных существительных приставочно-суффиксальным способом, с помощью групп приставок и суффиксов: приставки бес- и суффикса -н-; приставки по- и суффикса -н-. Не исключены способы образования относительных прилагательных от наречий суффиксальным способом, от нарицательных неодушевленных существительных безафиксным способом и от собственных существительных приставочно-суффиксальным способом.

Таким образом, анализ даже небольшого числа относительных прилагательных, употребленных Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир», показывает, насколько они значительны и многообразны.

 

                                            Литература:

1. Баранов М.Т., Прудникова А.В., Костяева Т.А., Русский язык в      школе, пособие для учителя, М.: Дрофа, 1997.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык в школе, пособие для учителя, М.: АСТ-пресс, 1998.

3. Гвоздев А.Н., Современный русский литературный язык, М.: Просвещение, 1973.

4. Розенталь Д.Э., Современный русский язык, М.: Просвещение, 1986.

5. Чеснокова Л.Д., Печникова В.С., Морфология, Р/Д, 1998.

6. Шанский Н.М., Тихонов А.Н., Современный русский язык, М.: Просвещение, 1984.

7. Журналы «Русский язык в школе» 1982 г. - № 4, 6;

                                                                1984 г. - № 3;

                                                                1987 г. - № 5;

                                                                2000 г. - № 2, 3.

8. Словари:

   Ожегов С.И., Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1972.

   Тихонов А.Н., Словообразовательный словарь. 2 тома, - М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....

Проектная работа учащихся 6 класса "Причина появления разносклоняемых существительных в системе склонений современного русского литературного языка"

Изучение склонений современного русского литературного языка начинается еще в младших классах. В пятом классе знакомство с этой морфологической категорией существительного продолжается, но на уровне п...

Практическая работа по теме " Морфологические нормы современного русского литературного языка"

Задания могут использоваться для закрепления норм морфологии,а также для подготовки к ЕГЭ....

Практическая работа. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

Файл содержит предложения, с нарушением синтаксической нормы русского литературного языка. Материал составлен на основе романа - эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"...