Сценарий беседы"Кто такие казаки"
методическая разработка

Борисова Валентина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl_pesni_i_plyaski_donskih_kazakov_gotova.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

г. Гуково


1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ДОНУ.

        Казаки, по определению, - это народность, которая образовалась   в  начале новой эры как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа коссака (или касака) и приазовских славян метео-кайсаров - с некоторой примесью аланов.

        Сообщения древних историков и географов вкупе с данными археологии позволяют исчислить историю казаков более чем двадцатью веками. Имя казаков в разных вариациях - Коссахи, Касакос, Касаги, Касоги, Казяги, - встречается у греков (Страбон, танаидские надписи и проч.), в русских летописях, в тюркских источниках и проч. "Коссахи" в переводе с языка  скифов значит "белые Сахи", или "Белые Олени" (название скифского племени). Не случайно поэтому у казаков в гербе - белый олень, раненый стрелой. Не вдаваясь в подробности, скажем, что расцвет государства Коссаков приходится на конец Х века (988 г.) когда один из Рюриковичей, Мстислав Владимирович, отложился от Киева и создал свое государство Томаторкань со столицей того же названия (русск. - Тьмутаракань), которое простиралось по Дону, Кубани вплоть до Курска и Рязани. В 1060 г. держава распалась, но земля Коссак со столицей Томаторкань еще полтора века оставалась независимым государством.

        С приходом монголо-татар в 1223 году казаки (Подонские Бродники) встали на их сторону и бились против Руси на реке Калке. В составе установившейся татарской империи Золотой Орды (1240 г.) казаки пользовались некоторыми автономными правами, сохраняли славянский язык и христианскую веру, имели свою Церковь и епископов.

        Когда в Орде начались междоусобицы, казаки страдавшие от своеволия ордынских шаек, приняли участие в восстании московского князя Дмитрия и бились на его стороне в Куликовском сражении (1380 г.). Однако эта битва не принесла освобождения для Руси и оказалась роковой для казаков. Татары вынудили их очистить берега степной части Дона, оттеснили их в верховья и дальше на север - вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Самыми упорными оказались Азовские казаки, державшиеся до ХV века, когда они все-таки рассорились с турками и перекочевали ближе к Северской земле.

        В XVI веке казаки Верхнего Дона объединяются с нагайскими и астраханскими и начинают возвращаться на свои исконные земли, т.е. на Нижний Дон. Вступив в активную борьбу с турками и ордынцами, они связывают  свою судьбу с двумя династиями: Рюриковичами в Московии и Гедиминовичами в Литве.

        Однако с этим союзом согласились далеко не все казаки. Протестом против такой политики явилось образование двух казачьих "речных  республик" – на Дону и на Нижнем Днепре. Они послужили очагами возрождающейся казачьей независимости. Надо сказать, что московские государи в проведении своей политики активно опирались на казаков и поддерживали их переселение на Дон. В 1560 году Иван Грозный отпускает на Дон служивших у него «казаков многих» и активно поддерживает их. Но уже в конце XVI века он в письме к турецкому султану признает, что фактически донские казаки неуправляемы и не подчинены Москве: «Наших Казаков на Дону нет и не посылаем никого, а живут на Дону всяких земель беглые люди, нашего государства и Литовския земли. Донские Казаки... не по нашему велению живут, бегая из нашего государства... Всякие такие дела у них делаются без нашего ведома».

        Положение стало меняться с приходом в Московии к власти Бориса Годунова (1598 г.). Сам родом татарин, он не мог спокойно выносить вольного существования донских казаков. Годунов перестал высылать на Дон традиционное «жалованье», запретил беспошлинную торговлю казаков и даже само посещение казаками Московского царства. Между Московией и Доном он основал город Царев Борисов с русским гарнизоном, чтобы  защищать свои владения с юга без помощи казаков и одновременно угрожать им с фланга. Поэтому неудивительно, что донские казаки поддержали и первого, и второго Лжедмитриев. А в 1613 году атаман Межаков помог завершить русскую  смуту, возведя на трон Михаила Романова. Атаман положил на стол перед  руководителями Земского Собора родословную запись Михаила и накрыл ее  своей шашкой. После чего "бысть единодушен ответ" всего Собора.

        Новый перелом в отношениях Москвы и казачества происходит в результате церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.). Приверженцы старообрядчества, казаки Центральной России хлынули на Дон, создавая новую

прослойку - казаков бесхозяйственных, озлобленных на Москву за церковные

новшества и другие обиды. Выразителем антимосковских настроений стал  Степан Тимофеевич Разин, который сначала провел успешный грабительский  поход на Каспий  ("зипунов добывать"), а потом решил "тряхнуть Москву" - с целью ослабить мощного соседа, все упорнее стремившегося ограничить независимость вольного Дона. Однако "старожитные", "домовитые" казаки не  поддержали "голытьбу". После поражения Разина они выдали его и даже согласились принять присягу государю, приняв главенство династии, которая царствовала на Москве. Впрочем, отношения России и  казачества были  униатскими, то есть это было соглашение персонально с царем, а не с государством в целом. Московские государи не вправе были назначать на Дон  своих управителей, навязывать свои законы и изменять казачьи, руководить экономической и социальной жизнью казачества.

        Так что до начала XVIII века казаки считали себя полностью независимыми от России и московских государей. Сами цари также не считали их своими подданными: они только хотели иметь в степях надежные "глаза и уши". Казаки не считали себя русскими людьми. В XVIII веке генерал А.И. Ригельман пишет, что донцы мнят свое происхождение от черкесов "и для того н почитают себя, чтоб они подлинно были из русских людей или чьи бывшие подданные". До 1721 года сношения с донскими казаками велись посредством Посольского Приказа, который ведал отношениями с иностранными государствами.

        Резкое изменение такого положения произошло при Петре Первом. Император не хотел примириться с повальным бегством крестьян из России на Дон. Он считал беглецов своими подданным. Между тем сюда бежали многие старообрядцы, и казаки видели в них братьев если не по крови, то по вере. Возникли разногласия, которые вылились в 1707 году в вооруженное столкновение. Казаков возглавил донской атаман  Кондратий Федорович Булавин. Однако после ряда неудач Булавин был предан сторонниками подчинения Москве и застрелился, а его сподвижник Игнат Некрасов с несколькими тысячами казаков скрылся в Турции. После этого войска Петра устроили кровавую резню. Казаки гибли на виселицах и на  плахах, огнем и мечом было уничтожено 48 городков и поселков с большинством населения. Русские люди и казаки-новоприходцы были возвращены под господское ярмо, на Дону остались только старожилы.

        С 1709 года и вплоть до революции положение казаков в Российской полу-чили статус колонии с некоторыми признаками автономного управления. Древ-ний донской герб "Елень пронзен стрелою" Петром был отменен, а вместо это-го как бы в насмешку введен новый "голый казак верхом на бочке и с шашкой".

        Последнее крупное выступление казаков было в 1773 году, когда донской хорунжий Емельян Иванович Пугачев стал во главе яицких казаков, восставших против русских порядков и властей. В 1775 году восстание разгромлено, Пугачев казнен в Москве.

        В феврале 1775 года на Дону учреждается гражданское правительство, донские старшины получают права русского дворянства, начинается социальное расслоение казаков.

        В 1820 - 1827 годах казачьим вольностям был нанесен еще один страшный удар. Военный министр того времени А.И. Черныше  потребовал от атаманов "оставить мечтательные мысли насчет самостоятельности их отчизны" и "проявлять полное повиновение". Резкие  протесты донских атаманов окончились трагически: борцы за  казачьи права  атаманы А. Денисов и А. Иловайский были сняты со своих постов и преданы суду. В 1827 году атаманом всех казачьих войск был назначен наследник престола Александр, остальные, наказные атаманы, стали не избираться, а назначаться.

        Казачьи войска участвовали во всех значимых битвах русского оружия. Особенно отличились они во время Отечественной войны 1812 года (атаман Матвей Иванович Платов), кавказских войн и первой мировой войны 1814 года (во время которой донские казаки выставили более 100 тысяч шашек и штыков).

        Став верными защитниками трона, казаки избежали коренных перемен  в гражданских правах, но зато в глазах большинства русских людей образ казака стал ассоциироваться с душителем свободы.

        Несмотря ни на что, донские казаки продолжали подчеркивать  свою исключительность, жили замкнутыми обществами, избегая даже смешанных браков. Русских и представителей других наций и национальностей здесь считали чужаками, "иногородними". После отречения царя в феврале 1917 года на Дону после двухвекового перерыва собрался Войсковой Круг. Избирается правительство во главе с атаманом А.М.  Калединым. Казаки требуют, чтобы новой русское правительство считалось с их правом самим избирать форму взаимоотношений с Россией.

        Временное правительство потребовало отдать атамана под суд и готово было бросить на Дон крупные военные силы. В этих условиях 20 октября 1917

года Войсковой Круг постановил считать Донскую Землю независимой республикой вплоть до образования в России приемлемого для казаков порядка.

        С приходом власти большевиков казаки поначалу соблюдали нейтралитет: их привлекала перспектива обещанного окончания войны. Казачьи полки возвращались домой, к семьям, и эта радость гасила всякие мысли о сопротивлении красным комиссарам. В результате красные войска  сравнительно легко заняли Дон, 16 апреля провозгласили образование Донской  Советской Республики, одновременно насаждая свои порядки в станицах и  уничтожая физически всех, кто был с ними не согласен.

        Очень скоро, однако, казаки опомнились; на севере Дона было организовано мощное сопротивление. 6 мая 1918 года красные были выбиты из Новочеркасска (столицы донского казачества), принят проект Донской Конституции и провозглашена независимость Дона.

        Однако раскол в казачьем движении произошел тогда, когда донское казачество оказалось вовлечено в круг политических интересов русского "белого движения". Казачьи массы не захотели брать на себя роль спасителей России, как этого требовал генерал Деникин. Казаки хотели сражаться только за свою независимость. В январе 1920 года на Верховном Круге  Дона, Кубани и Терека в Екатеринодаре была подписана декларация объединения трех казачьих республик в одно независимое федеративное государство. Однако эти  ярко выраженные сепаратистские, местнические тенденции, нежелание  выступать единым фронтом с другими антибольшевистскими силами привели  к краху казачьего сопротивления. После его разгрома казачеств как сословие большевиками было полностью упразднено. Запрещены всякие казачьи атрибуты, полностью искажена история казачества: теперь казаками объявили  русских крестьян, бежавших на Дон с начала XVI века. Таким образом, ни о какой самобытности и "автономности" казачества не могло быть и речи.

        Некоторое изменение в отношении к казачеству начинает происходить к концу 30-х годов. 20 апреля 1936 года публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачества вплоть до казачьей формы и атрибутов. Это происходило в русле сталинской политики укрепления государственности, возрождения исторических русских традиций и уничтожения старой "интернациональной" гвардии большевиков-разрушителей. Укрепляя любыми (в том числе варварскими) способами страну, Сталин пытался вернуть России национальные ориентиры (в том числе и перед лицом набиравшего силы фашизма).


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АНСАМБЛЯ ДОНСКИХ КАЗАКОВ.

 

  1. АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ:

РУКОВОДСТВО И ТРУППА.

 -

Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаковОписание: Ансамбль песни и пляски донских казаковОписание: Ансамбль песни и пляски донских казаковОписание: Ансамбль песни и пляски донских казаков

Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаковОписание: Ансамбль песни и пляски донских казаковОписание: Ансамбль песни и пляски донских казаков

е 


  Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков  Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков      Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков  Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков  Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков  Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков  Описание: Ансамбль песни и пляски донских казаков 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Что такое грипп?"

Учащимся разясняются прифилактические действия....

В сценарии описан обряд проводов казака на военную службу. Действие происходит накануне самих проводов.

Сценарий реконструкции обряда «Проводы казака на службу в кубанской традиции» На авансцене - ведущие пролога   В1: - Мы – люди 21-го века. В2: - Века высоких технологий, сверхмощного ор...

Сценарий Часа атамана-реабилитация казаков

материал соднржит информацию. посвящнную реабилитации казаков...

сценарий мероприятия "Посвящения в казаки"

Сценарий мероприятия может быть полезен при принятии 1-4 классы в казаки...

Беседа. Тема:"Забавы казаков - шермиции"

Шермиции-широкомасштабные состязания....

Конспект урока на тему: «Кто такие казаки?»

Конспект урока на тему:  «Кто такие казаки?»...

Презентация "Кто такие казаки? "

Презентация "Кто такие казаки? "...