Спонтанное самовыражение ребенка
статья

Белых Павел Валерьевич

Детям нужно перестать беспокоиться о всевозможных творческих правилах и стереотипах, так как давление определенных требований к правильности изображения

в какой-то момент способно одержать верх над детьми и помешать их творческому развитию.
Родителям важно помочь малышам искать и обрести свой собственный и неповторимый путь,

прислушиваясь к внутренним ощущениям. Когда детям не указывают на то, как сделать что-либо, и не просят следовать готовым шаблонам,

они находят вдохновение спонтанно и учатся прислушиваться к своей интуиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smovyrazhenie_rebenka.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                    СПОНТАННОЕ   САМОВЫРАЖЕНИЕ   РЕБЕНКА

Белых П.В.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска «Маленький принц»

        Детям нужно перестать беспокоиться о всевозможных творческих правилах и стереотипах, так как давление определенных требований к правильности изображения в какой-то момент способно одержать верх над детьми и помешать их творческому развитию.
Родителям важно помочь малышам искать и обрести свой собственный и неповторимый путь, прислушиваясь к внутренним ощущениям. Когда детям не указывают на то, как сделать что-либо, и не просят следовать готовым шаблонам, они находят вдохновение спонтанно и учатся прислушиваться к своей интуиции. Нет необходимости в подражании или следовании заданным путем. Каждое творение рождается из потребностей детей и является уникальным в своем выражении. Творчество нужно воспринимать как игру в чистом виде, поскольку только в таких условиях могут проснуться и расцвести радость и желание творить.
Если ребенок беспокоится по поводу того, что не знает, как ему нарисовать определенный предмет или, например, человека, поддержите его. Скажите, что это не повод грустить и отчаиваться, а наоборот, это прекрасная возможность творить так, как он сам пожелает и в соответствии с тем, что чувствует в данный момент. Пусть ребенок придает предметам любой размер, форму или цвет. Пусть рисует, изобретает и получает удовольствие, а не копирует предметы. Расскажите ему о том, что вы сами любите время от времени рисовать людей с разной длиной рук и разной формой головы, даже квадратной. Это должно рассмешить ребенка и немного раскрепостить его.
Все, что от вас требуется, это сделать так, чтобы ребенок воспринимал рисование как игру, а не как работу или обязанность. Если он не может, не знает или не хочет отображать реальную форму предметов, не заставляйте его делать это. Он хочет рисовать здания? Пусть проявит себя как уникальный, единственный в своем роде архитектор живописных строений. Между прочим, в наши дни архитекторы проектируют здания самых различных форм и размеров, порой очень причудливых и странных. Не говоря уже о всемирно известном Антонио Гауди, который в своих творениях вышел далеко за рамки привычных стилей и архитектурных традиций. Пусть же ребенок следует своей фантазии и творит так, как хочет.
Он может сконструировать самое удивительное и невероятное сооружение в стиле модерн с зелеными колоннами, станцией солнечных батарей и площадкой для приземления пришельцев на крыше. В какой-то момент ребенок почувствует, что оказался в собственном мире, где ему абсолютно не нужна помощь в рисовании, и он больше не боится упустить какую-то важную деталь. В конечном итоге, он несказанно обрадуется, что не стал рисовать здание по шаблону, которое не имеет ничего общего с его воплотившейся мечтой.

Крайне необходимо убеждать детей не бояться самостоятельно исследовать этот мир посредством творчества. Ведь, к сожалению, мы часто делаем их зависимыми от продемонстрированных нами примеров и детальных инструкций. В некоторых видах деятельности, таких как математика или другие точные науки, это необходимый шаг, но очень важно предложить детям по крайней мере один вид деятельности, в которой они смогут постоять за себя и найти свой неповторимый путь, смело изобретать, самовыражаться и свободно творить все, что только пожелают. Если мы не предоставим им такую возможность, дети будут бояться экспериментировать и откажутся от этого, а их вдохновение и творческий порыв попросту исчезнут. Единственное, что им останется, – это копировать, повторять или следовать инструкциям, но они уже никогда не смогут доверять тем огромным возможностям, которые раскрывает перед ними творчество.

То, чем занимается ребёнок каждый день, чем интересуется и увлекается, оказывает большое влияние на формирование его личности. И порой родители задаются вопросом: «Ну что он нашёл в этих компьютерных играх?», или того хуже – падают в обморок при виде татуировки у дочери-девятиклассницы, которая к тому же была несколько месяцев тщательно скрываема.

Здесь важно понять, что крики и осуждения никак не помогают. Нужно смотреть в корень проблемы. Ведь если подростку не дать возможность вовремя реализовать себя в том, что ему нравится, он может найти для себя вариант реализации, который не нравится родителям.

Какая самореализация нужна учащемуся?

Ребёнку необходимо почувствовать себя успешным. Он может смотреть на своих сверстников и понимать, что тот поехал на областную олимпиаду по английскому, а вот этот выиграл соревнования по спортивному ориентированию, и невольно словить себя на мысли, что сам ничем не выделяется. Это может быть далеко от правды, а может и не быть. Но в обоих случаях важно найти подход к ребёнку и узнать, чем бы ему хотелось заниматься, чего добиться и чем обладать.

Если ребёнок начал перечислять вам какие-то марки кроссовок и рюкзаков, а ещё вот такой смартфон или такая-то косметика – это говорит о том, что он хочет реализоваться среди одноклассников по критерию внешности. Можно сказать, что это полные глупости, ведь в конечном счете дело не в одежде и гаджетах. Однако для подростка крайне важно осознавать себя привлекательным. Это напрямую коррелирует с его восприятием себя и тем, как он общается с другими. Если учащийся чувствует, что выглядит хуже остальных, появляется сутулость, замкнутость и иногда даже агрессия. А уж в таких симптомах хорошего крайне мало. И в дальнейшем решать психологические проблемы, появившиеся на этом фоне, бывает нелегко.

Но одной внешней реализацией, конечно, всё не ограничивается. Ребёнку также необходимо найти то, в чём он будет успешен, лучше других, где сможет раскрывать свои таланты и возможно даже получать дипломы. Если этого не случится, со временем это приведёт к апатии, нежеланию добиваться чего-то, потому что уже вроде поздно, а в конечном счёте может даже испортить карьеру. Кроме того, успехи в увлечениях дают мощный толчок к развитию во всех остальных сферах, веру в себя и крайне позитивно сказывается на здоровье!

Как помочь ребёнку в самореализации?

Возвращаясь к первому, назовём его, типу реализации, мы говорим о материальных вещах. Это вовсе не говорит о том, что ребёнка стоит завалить всем, что он просит и одевать его в самые дорогие вещи, а в 5 классе купить айфон. Общайтесь с ребёнком больше, будьте в курсе его окружения, просматривайте вместе фото с прогулок (естественно делайте это ненавязчиво), так вы сможете узнать больше о том, что именно мечтает купить ребенок и почему, на кого он ориентируется, и насколько объективны его «запросы». Не упустите момент, когда ребёнок хочет обладать всем самым модным, чтобы с ним все общались, такой взаимосвязи быть точно не должно. Но не воспринимайте «в штыки» каждое его требование. Спокойно обсуждайте каждую просьбу и приходите к оптимальному решению.

Так вы точно избежите неожиданных ситуаций, когда дочь внезапно пришла с короткой стрижкой и синими волосами, а сын набил тату на полруки в обход тотальным запретам.

Что касается реализации в увлечениях, то тут важно поддержать всё, что не опасно для жизни. Не впадайте в панику, если сын хочется заняться боксом, не думайте о том, что его там изобьют (хотя, подобных секций к сожалению, не мало). Просто найдите хорошую спортивную школу, где работают профессиональные тренеры, и ваш сын вырастет настоящим защитником своей семьи.

Если видите, что ребёнок пропадает в онлайн-играх, предложите ему пойти на курсы программирования, чтобы в последующем научиться самому создавать игры или приложения. Кстати, на TutorOnline можно заниматься с репетитором по программированию прямо дома. Получив хорошую базу, ребёнок сможет легко совершенствовать её в университете. Кстати, IT-профессии сейчас одни из самых высокооплачиваемых в России.

Не забывайте восхищаться даже самыми маленькими успехами ребёнка. Это даёт сильный стимул двигаться вперед. Всё это для ребёнка – залог успешного, уверенного в себе человека, а ведь это самое важное для каждого родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр спонтанности, социодрама и социодрама: педагогические аспекты

очень интересная  технология, которой необходимо воспользоваться  классным руководителям в современной  школе...

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА В 5 КЛАССЕ. ТЕМА: «17 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ СПОНТАННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ».

1.помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать нравственные установки.2. Познакомить с понятиями «милосердие», «благотворительность»,«доброжелательность и т.п....

Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.

В статье анализируются трудности обучения немецкому языку как второму,предплагаются стратегии и решения....

Обобщение педагогического опыта на основе учебника «Литература» Ланина Б.А. "Учебник как фактор самовыражения ребенка"

УМК по литературе под ред. Ланина Б.А. начинает линию принципиально новых учебников по литературе, дающих возможность школьникам не только научиться выражать свое отношение к прочитанным произведениям...

Кожаная пластика как эффективное направление самореализации и самовыражения ребенка

Применение технологий ДПИ в воспитании и развитии детей на занятиях дополнительного образования...

Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека. (Луи де Бональд)

Литература это вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова....

О спонтанном самовыражении ребенка

Детям нужно перестать беспокоиться о всевозможных творческих правилах и стереотипах, так как давление определенных требований к правильности изображения в какой-то момент способно одержать верх над де...