Дидактический материал для развития техники чтения Г.Г. Мисаренко
картотека
пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
404_2-_didakt._mat._dlya_razv._tehn._chteniya_v_nach._shk._misarenko_2003_-128s.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мисаренко Г. Г.
Дидактический материал для развития техники чтения
в начальной школе
Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения.
Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении.
Введение
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Данный дидактический материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т. Г. Егоров).
Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.
Что же представляет собой этот процесс?
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого-то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т. е. достаточно автоматизироваться за то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, мост, блеск, строй, всплыл).
На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл.
Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения).
Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, равносильно тому, чтобы заставить молодого атлета, поднимавшего штангу весом 70 кг, поднять сразу 100 кг. Поднять-то он её может и поднимет, но с каким напряжением, и какой при этом вред нанесёт своему организму!
В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.
Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.
В 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.
Во 2-й группе содержатся слова, состоящие из открытых слогов и одного закрытого, находящегося в конце слова, типа забор, барабан, Велосипед. Она завершается словосочетаниями, предложениями и текстами, состоящими из слов 1-й и 2-й групп.
В 3-й группе закрытый слог перемещается в начало слова и рядом оказываются два согласных звука, что усложняет прочтение такого слова: ведро, доброта, пословица. В словосочетаниях, предложениях и текстах использованы слова 1-й, 2-й и 3-й групп.
Таким образом, от группы к группе структура слова усложняется.
В начале столбика слов каждой новой структуры даётся образец деления слова на слоги. Первое слово, открывающее группу новой слоговой структуры, выделено жирным шрифтом, разделено на слоги как образец, и в нём поставлено ударение.
Остановимся на некоторых особенностях расположения слов одной слоговой структуры. Слова данной структуры (равно как и всех остальных) разделены на части речи (они отделены друг от друга звёздочками) и, кроме того, сгруппированы по месту ударения. Исследования психологов показывают, что ребёнок легче читает двусложное слово, если ударение падает на гласный первого слога. Такие слова и вынесены в начало, за ними следуют двусложные слова с ударением на гласном второго слога. Среди трёхсложных слов вынесены вперёд как наиболее лёгкие для чтения слова с ударением на гласном второго слога, затем с ударением на гласном первого слога, и в конце стоят слова с ударением на гласном третьего слога.
Формы работы с данным пособием рассмотрены в конце книги.
1 группа | 2 группа) | 3 группа |
щи и-ва ба-ня а-ку-ла за-те-я ги-е-на бе-рё-за о-ко-ли-ца бе-го-ни-я ва-ре-ни-ки мо-ро-же-но-е ка-ра-ка-ти-ца | ёж бал боль и-ней о-бувь ве-ер ро-яль бе-рег би-вень а-на-лиз у-чи-тель хо-зя-ин бо-ти-нок во-ди-тель жа-во-ро-нок за-ма-ни-вать ли-но-ле-ум | ар-ка бан-ка день-ги ап-те-ка дик-ци-я бак-лу-ша боль-ни-ца из-де-ли-е ат-ле-ти-ка вол-не-ни-е гос-ти-ни-ца ав-то-бус ап-те-карь гал-чо-нок вер-ми-шель мил-ли-он вен-ти-ля-тор |
4 группа | 5 группа | 6 группа |
и-гол-ка бе-сед-ка пи-яв-ка ку-паль-ня и-зю-мин-ка ру-са-лоч-ка за-тей-ни-ца во-рот-ни-чок | ав-тор ап-рель бан-тик пол-день маль-чик о-реш-ник ба-гаж-ник за-мед-лить ба-гуль-ник па-по-рот-ник ко-ло-коль-чик | ан-тен-на из-воз-чик ват-руш-ка бал-кон-чик без-дель-ник бул-тых-нуть |
7 группа | 8 группа | 9 группа |
дно ста-я кло-ун блю-до бри-га-да зда-ни-е гло-бус гре-бень вла-де-лец кра-си-тель кру-пин-ка гра-бель-ки дра-кон-чик гла-голь-ный | блин бровь блюд-це свадь-ба брус-ни-ка блин-чик стуль-чик крен-дель граж-да-нин враж-до-вать | банк весть вальс я-хонт би-цепс жа-лость а-фо-ризм пе-ри-метр ди-ри-жабль тер-мо-метр |
10 группа | 11 группа | 12 группа |
ав-густ воз-раст вер-ность курт-ка галс-тук раз-вёрст-ка | блеск гвоздь свист-нуть от-блеск ком-плекс | всхо-ды вспо-ил вкла-дыш вбро-сить |
13 группа | 14 группа | |
взлёт встать склад-ка страж-ник вы-стрел | встре-ча вскрыть всплеск встряс-ка встре-во-жить вздрем-нуть |
1 группа
щи | * | каша | пара | ||
суша | духи | пята | была | ||
а-ку-ла | * | бе-рё-за | |||
качели | пещера | волосы пагода | |||
пахота | борода | * | |||
решила | велико | задание горошина | |||
гусеница | повариха | мо-ро-же-но-е выражение вычитание вышивание ликование поручение |
1. Мама и Лиза. Роща у горы. Мыла руки. Косы у Маши. Руки шире! Щука в реке. Няня села. Тётя Оля. Туча на небе. Лила воду. Была зима. Перо совы. Лиса в норе. Кора липы. Ещё рано. Рога лося. Осока у озера. (41)
2. Белые волосы. Вымытая посуда. Розовая пижама. Горячее какао. Марина болела. Капала вода. Зелёная горошина. Хорошие люди. Золотые руки. Высокое небо. Тикали часики. Начало недели. Лакала молоко. (26)
3. Широкая улица. Весёлая беседа. Горели фонари. Вязала рукавицу. Жареное мясо. Именины Веры, Нади, Любы и Сони. Чинили сапоги. Любимая собака. Махала руками. Хоровое пение. Малина на поляне. (27)
* * *
4. Ребята купали коня. Лена моложе Оли. Вороны сидели на заборе. Половина пути уже позади. Маляры белили ворота. Около норы лежала лисица. Весёлые каникулы – хорошая пора. Повариха варила макароны. Таня на уроке решила четыре задачи. (34)
5. На озере жили белые лебеди. Саша и Полина собирали помидоры. Дети переходили дорогу парами. Ежевика, малина, голубика, куманика – это ягоды. По радио передавали любимую Юлину мелодию. Ребята положили вещи на поляне и побежали к реке. (35)
6. Мы доехали до леса на машине. В мае родители подарили Володе ролики. «Почему посуда ещё не вымыта?» - ругала мама Карину. Черепаха высунула голову и пожевала кожуру банана. Гуси-лебеди полетели в село и утащили Ванюшу. (35)
* * *
7. На берегу моря были натянуты сети. Они были похожи на седую паутину. Эти сети натянули рыбаки. Сетями они ловили в море рыбу. (22)
8. Наташа сидела на даче в огороде и ела сырую кукурузу. Марина говорила Наташе: «Не бери сырую кукурузу!». Марина наварила кукурузы и посолила её. Хороша варёная кукуруза! (26)
9. Лариса и Вика ходили по улицам города. Вика захотела мороженого. Она тянула Ларису за руку и говорила: «Купи, Лариса, ореховое мороженое». Но орехового мороженого не было, и Лариса купила Вике ананасовое. (31)
10. Таня гуляла в долине по берегу реки и увидела пещеру. Около пещеры одиноко зеленело дерево. Таня села в его тени. Выбежала из пещеры ящерица. Тихо пела какая-то пичуга на дереве. Она была похожа на синицу. (36)
2 группа
ёж | воз | лев | нож | ||
суд | * | ночь | * | ||
и-ней | отец | * | икать | ||
бе-рег | кузов | рынок | багаж | ||
жилет | кулак | нарыв | показ | ||
рулет | сурок | шакал | новый | ||
би-вень | мебель | медаль | |||
бежать беречь | мигать | * | |||
посёлок | вечерок | козырёк | |||
муравей | пирожок | сарафан | |||
* | румяный | водяной | |||
во-ди-тель | веселить | получить | |||
велосипед | за-ма-ни-вать |
1. Веет ветерок. Ревёт бычок. Лежит удав. Липовый мёд. Молодой ветеринар. Метёт метель. Надеть берет. Вышел на морозец. Кивал головой. Пирожок с рисом. Шумел камыш. Розовый сарафан.
2. Тяжёлый чемодан. Показал фокус. Починить карусель. Сидел под тополем. Купил сахар-рафинад. Пищит комар. Слышен голос. Ледоход на реке. Дымок над селом. Нужен полив. Запоминать дорогу. (26)
3. Ледокол «Седов». Сушёный банан. Мужичок с ноготок. Малиновый кисель. Самолёт над лесом. Пузатый самовар. Дешёвый сувенир. Номер телефона. Напиток из вишен. Румянец на щеках. Огонёк за поворотом. (27)
* * *
4. Мышонок жил под полом сарая. Рыжий муравей тащил соломину. Юрий Иванович вошёл в вагон. Коля соорудил шалаш из веток. В этом году хороший урожай яблок. Рыболов сидел на берегу уже целый час, но рыба не ловилась. (36)
5. Летом Валерик работал на сенокосе. Василий Семёнович варил гороховый суп. За городом в осиновой роще жил Мышиный король. Убежал Колобок от бабы и деда на волю и попал Лисе на зубок. На тихой поляне под дубом вырос молодой боровик. (39)
* * *
6. На берегу озера рос полевой василёк. Он был голубой, как небо, как вода в озере. Тихий ветерок качал его. А василёк хотел улететь высоко в небо. (26)
7. В далёком солёном море жил кашалот. Могучий кашалот целый день лежал на воде и пел. Как-то раз весёлый тюлень загадал ему ребус. С тех пор кашалот не поёт, а день и ночь думает. (34)
8. В пещере жило чудовище с серыми рогами. Его голова была выше самого высокого дерева. Чудовище ловило рыбу и жарило её на обед. Вечерами оно сидело около пещеры и думало о том, как хорошо было бы иметь товарища, с которым можно поговорить.
Как-то раз к пещере подошёл Ивасик. Он собирал ягоды и потерял дорогу домой. Он увидел чудовище и подумал: «Оно меня зажарит, как рыбу». А чудовище подумало: «Теперь у меня будет товарищ». (73)
9. Был у короля любимый петушок. Он будил короля на заре. Король давал петуху гороху и зёрен, а петушок ходил по залу и кукарекал. От этого у короля было хорошо на душе.
Один раз попал король в беду, а конюх его выручил. Обещал король конюху любой подарок. Указал конюх на петуха, который будит на заре. Не хотел король дарить петуха, но делать нечего. Обещание нарушать негоже.
В народе говорят: уговор дороже денег. (71)
3 группа
ар-ка | бан-ка | дырка | масло | ||
почва | тачка | бедро | такси | ||
* | давно | борьба | |||
ап-те-ка | бак-лу-ша | награда | |||
женщина | * | ат-ле-ти-ка | |||
гос-ти-ни-ца | абрикос | * | |||
гал-чо-нок | микрофон | фантазёр | |||
вежливый | диктовать | вен-ти-ля-тор |
1. Белые нитки. Воют волки. Образец товара. Черновик решения задачи. Махровый халат. Почтовый голубь. Учить алфавит. Раннее утро. Полное ведро. Очки упали. Галка на ветке. Высокая волна. (26)
2. Песня о весне. Широкое окно. Лежит игла. Новая арфа. Ветка вербы. Резиновая соска. Топлёное масло. Поехал на лифте. Сердитая моржиха. Родная земля. Таблица умножения. Игривый козлёнок. (26)
3. Сильное волнение. Пятно от черники. Купим торты. Водные растения. На углу таксофон. Картофель в борще. Письмо от давнего товарища. Шишки на сосне. Охрана фабрики. Возьми больше! Вежливый человек. (28)
* * *
4. Пантера и тигрица – это большие хищные кошки. Кот Мурлыка пил молоко. Возле террасы росла сосна. В тоннеле метро темно. На мельнице из зерна получают муку. Алеша легко забросил мяч в кольцо. В гуще леса на поляне росли черника и костяника. (40)
5. Кенгуру носит детёнышей в сумке, которая расположена на животе. Яблоко от яблони недалеко падает. Полька, полонез, танго – это бальные танцы. Археологи нашли черепок от кувшина, которому тысяча лет. Миша разделил мандарин на четыре равные части. (35)
* * *
6. В цирке арена. На арене факир. На голове у факира чалма. В цирке тишина, факир показывает фокус. Вот появилась из короба утка. Утка улетела, а у факира в руках палка. Чудеса! Играет музыка. Палки уже нет, а в руках у факира лента. (42)
7. Бегала Ира по полю, собирала лютики. Очень они её радовали. Недалеко росли белые пахучие зонтики. У них были резные листья. Ира наклонилась, сорвала незнакомые растения и положила в букет.
Дома Ира поставила букет на полку около дивана. А к вечеру от сильного запаха у неё разболелась голова. Эти зонтики в народе так и называют – болиголов. (55)
8. Из-за тёмного облака вышел ясный месяц. Он сиял на тихом небе и был похож на золотой рожок. Ласково и тихо журчали родники под шатрами могучих елей. Вышла на поляну медведица. Около неё бежал мохнатый медвежонок. Он пугливо косился на качающиеся ветки кустиков.
Подул ветер. Медведица подняла голову и повела носом. Медвежонок тоже закрутил головой. Ветер попахивал дымом. Рядом был лагерь геологов. Видно, геологи развели огонь возле палаток. (68)
4 группа
и-гол-ка | ёлочка | воронка |
копилка | подошва | русалка |
бабочка | салочка | бережно |
и-зю-мин-ка | невидимка | за-тей-ни-ца |
1. Иголка и нитка. Улитка на листике. Ягодка малины. Закупка овощей. Лужайка у дома. Валенки на печке. Родинка на щеке. Неполадка в моторе. Посадка рассады. Наволочка на подушке. Затормозил у забора. (30)
2. Капелька водички. Дедушка из деревни. Машеньке холодно. Хороша работёнка! Улыбка девушки. Рыбалка на зорьке. Маленькая русалочка. Вечерние заморозки. Донышко бутылки. Воротничок рубашки. (22)
3. Возле этажерки табуретка. Этикетка на пузырьке. Лебяжье пёрышко. Сынишка кузнеца. Искать ракушки. Пересадка вишенки. Сосиски на тарелке. Ложечка в чашечке. Пожарная каланча. Танцевать на полянке. (25)
* * *
4. На калитке висел зелёный почтовый ящик. Над ромашкой порхала бабочка-лимонница. Потянула иголочка ниточку – и вот пуговка на месте. Сидит на кочке Царевна-лягушка и ожидает Иванушку. Запекла бабушка изюминку в булочку. (32)
5. Запонки заменяют пуговки на рукаве рубашки. Ребята оставили сумки и налегке побежали к озеру. Осинка, сосенка и берёзка росли на опушке леса. «Городок в табакерке» - это волшебная история о мальчике, который заглянул в музыкальную табакерку. (35)
* * *
6. Побывала Маринка на море. А в море водичка солёная. «Это, наверное, от селёдки, - решила Маринка. - Селёдка ведь солёная, она в море живёт и море солит. Но почему же тогда остальные рыбы несолёные? Непонятно. У кого бы узнать?». (37)
7. Перед обедом пошла Оля в подвал за капустой, а бабушка говорит: «Возьми фонарик, в подвале потёмки». Вечером идёт Оля в сад, а бабушка опять: «Возьми, Оля, фонарик, уже сумерки». Думает Оля: «И в потёмках темно, и в сумерках. Значит, потёмки и сумерки – это одно и то же?». А как ты думаешь? (51)
8. Артём ученик. Он учится уже в 3 классе. В понедельник Артём поленился и не выучил урок. Учительница задала ему задачку, а Артём не мог её решить.
Печальный пошёл Артём домой. Говорить родителям или нет? Решил он не говорить. Но мама у Артёма умная и заботливая. Она увидела, что сынок невесел.
В народе говорят так: шила в мешке не утаишь. (59)
9. После уроков ученики пошли с учителем в музей народных ремёсел. Там дети любовались узорными бордюрами и пышными цветами на подносах. Их рисуют в селе Жостово. Узнали дети и о мастерах из села Хохлома. Они делают золотую роспись на деревянной посуде и мебели. Эту роспись так и называют – хохлома. А какие удивительные фигурки из села Дымково! Яркие да нарядные. Богата наша земля талантами. (62)
10. Маленькое слово «дом». Но обозначает оно разные жилища.
У кочевых народов дом ездит с хозяевами. Такие дома у цыган, их называют кибитками. У народов Азии переносные жилища из войлока – юрты. А жители Севера эвенки и чукчи называют свои дома «чум».
А на Руси дома не ездят. Они деревянные и называются избами. Мастера украшают их затейливой резьбой.
Дом – это и кибитка, и юрта, и чум, и изба, и ещё сакля горца, хижина папуаса. (72)
5 группа
ав-тор | обман | * | бан-тик | ||
ландыш | термос | вопрос | |||
колпак | ночник | поднос | |||
рюкзак | фарфор | * | |||
людный | тёмный | * | |||
* | мерцать | маль-чик | |||
о-реш-ник | ба-гаж-ник | булочник | |||
* | почётный | за-мед-лить | |||
па-по-рот-ник | водолазный |
1. Адрес магазина. Автор учебника. Юркий окунь. Искать кота. Горшок с кашей. Точный удар. Помпон на берете. Мутный поток. Чайник с водой. Шумный день. Сочный ананас. Бульдог на цепи. Учебный год. (30)
2. Состав числа. Целебный настой. Летний отдых. Яркий зонтик. Тетрадь по письму. Жёлтый янтарь. Бархат на костюм. Пешеходный переход. Фанерный кинжал. Большой самосвал. Кофейник на подоконнике. (25)
3. Солдат с ружьём. Чайный сервиз. Играть в волейбол. Хищный коршун. Соломенный бычок. Новогодний подарок. Купили будильник. Фигурный шоколад. Кафельный пол. Лепесток тюльпана. Идут гуськом. (24)
* * *
4. Наступил январь. Максим любит ягодный компот. Мокнут под дождём тёмные аллеи парка. По каменистой дороге торопятся четыре ослика. Кофейник немного не похож на чайник. Бондарь делает бочки. Щенок тявкал и тыкал мокрым носом в Сашкину ладонь. (36)
* * *
5. Барсук – любопытный хитрец. Он залез в палатку туристов и завернулся в рубашку. Антон поднял рубашку и закричал от испуга. А барсук ухватил кусок сыра и был таков. (27)
6. Яхты с белыми парусами вышли из гавани. Начались гонки – парусная регата. Вот яхта «Коршун». У руля матрос в полосатой майке. Яхта несётся по волнам и держит путь на восток. Она будет на финише первой и выиграет регату. (37)
7. Шумит людный базар. Раннее утро, а народу полно. Гончар нахваливает пузатый горшок и тонкий кувшин. Кузнец показывает подковы и кованую утварь. Булочник положил в ажурные сухарницы булки, пирожки и калачи. Потихоньку товар уходит к покупателю. «А ты почему без покупки? Торопись. В полдень базар затихнет. Уйдут отдыхать мастеровые люди». (49)
8. Черныш – это такса. Он хитрый и жадный обжора. Один раз Черныш гулял и увидел около будки Шарика. У Шарика был день рождения, и ему подарили жирный кусок мяса. У Черныша от зависти аж в животе заурчало. И только он хотел обмануть Шарика и утащить мясо, как добрый Шарик позвал его в гости. (52)
9. В субботу один дачник шёл пешком домой. Вот он вошёл в лес. Это был мелкий сосняк на берегу речки. Ясный день дарил тепло. И тут откуда ни возьмись идёт рогатый бодливый козёл. Дачник был весёлым человеком. Он упал на колени и заблеял. Козёл чуть в обморок не упал, а дачник пошёл себе дальше. (53)
6 группа
ан-тен-на | из-воз-чик | горбушка |
парнишка | весточка | гостинчик |
* | морковный | бархатный |
1. Жёлтая кувшинка. Картошка с луком. Выставка картин. Подписка на газету. Наливное яблочко. Запросто поднять. Кормушка на дереве. Полковник Романов. Тормозной путь. Чесночный соус. Высверлил дыру. Заплечный мешок. (27)
2. Пасмурный день. Застегнул пуговицы. Бултыхнул в воду. Восточный базар. Тонкая уздечка. Обложка журнала. Искорка огня. Полная цистерна. Воздушный шарик. Интервал между сигналами. Ярмарка в Нижнем Новгороде. Мясные консервы. (28)
3. Яркая лампочка. Забавная мартышка. Корзинка с нитками. Пышная ватрушка. Маленькое зеркало. Синяя футболка. Изнанка пальто. Кирпичный дом. Избушка на курьих ножках. Банкетный зал. Пятнышко на рубашке. Толкотня в раздевалке. Черничный рулет. (31)
* * *
4. В сентябре началась подписка на газеты. На салфетку поставили корзинку с лесной земляникой. Подсолнухи похожи на солнышко. Мансарда – это чердачное помещение, в котором живут. Тушканчик вырыл норку в песке. «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!» (Ю.Энтин) (34)
5. Солнечный луч упал на кирпичный забор. У витрины остановился невысокий парнишка с тетрадками под мышкой. Лидочка читала о волшебнике Изумрудного города. На обложке журнала нарисованы индейцы верхом на лошадях. Алик завернул шоколадное сердечко в салфетку. (35)
* * *
6. На узкой улочке есть один невысокий дом. Он известен целому городу. В его мансарде живёт художник. Он рисует голубей на асфальте, а вечерами играет на гармошке. (26)
7. В картонной коробке жили игрушки. Самым весёлым из них был Петрушка. Он сидел на дубовом сундучке и играл на дудочке. Солдатики, кукла Анфиска, циркачка в восточном костюме любили танцевать под эту музыку. А Петрушка кивал головой, и бубенчик на его голове позванивал. (43)
8. Давным-давно по улицам ходили шарманщики. Они вертели ручку шарманки и пели песни. Шарманка – это большой музыкальный ящик, дедушка нашего магнитофона. Часто у шарманщика была мартышка. Она держала карманчик, в который люди кидали монетки. (34)
9. На вершине небольшой берёзки ребятишки соорудили синичкам кормушку. Синички – отважные пичужки и запросто летят к людям. Они тотчас уселись на кормушку в ожидании корма. Дети набросали им кусочки ватрушки и картошки. Машенька положила морковку, а Ирочка – кусочки шарлотки. Шарлотка – это пирог с яблоками. (43)
7 группа
дно | блю-до | ступа | пчела | ||
бри-га-да | ткачиха | глубина | |||
гло-бус | список | дворец | |||
призёр | снежок | * | |||
гре-бень | вратарь | бродить | |||
вла-де-лец | следопыт | кремовый | |||
кру-пин-ка | травинка | гра-бель-ки | |||
* | временный |
1. Хмурый день. Рваный рукав. Прямой угол. Спелый колос. Глоток воды. Сначала обед. Шлёпать по лужам. Тонкие кружева. Родная сторона. Сильная гроза. Девица-краса. Широкая просека. Хорошее зрение. Свиной пятачок. (29)
2. Холодный квасок. Волосы с проседью. Лёгкий пример. Красивое блюдо. Влага на стене. Лихой скакун. Пряные травы. Старинная шкатулка. Ржаная мука. Жгучая крапива. Трещина в скале. Приятные хлопоты. Правильный ответ. (29)
3. Чтение книги. Свежие продукты. Гранитная плита. Спелый крыжовник. Пропеллер самолёта. Свекольный сок. Пробирка с водой. Сгущённое молоко. Скалистый берег. Прилежный ученик. Хлебушек с маслом. Розовый фламинго. Хитрые глазёнки. Прямой пробор. (30)
4. На дороге грузовик. Прожектор на стадионе. Свободный проход. Ближайший пригород. Красивая причёска. Проверка знаний. Свежий творожник. Прыгать с вышки. Плетёная кроватка. Кружевной платочек. Звонить по телефону. Плюшевый медвежонок. (28)
* * *
5. Клара Трофимовна работает на студии звукозаписи. На пруду квакали лягушки. У причала стоял ледокол «Красин». Тропинка шла прямиком через болотную трясину. «Избушка, избушка, повернись ко мне передом!» - приказал Иван. Гриша поднялся на сцену и преподнёс певице букет цветов. (38)
6. Весной с юга прилетают грачи. Прохожий был одет в штопаный пиджак и потёртые брюки. На ужин Света сделала творожники. На прилавке булочной лежали плетёнки с маком. Начинался слабый снегопад. На стакане была трещина. Дрова были уложены в штабель. (38)
* * *
7. Пряными называют травы, которые люди кладут в кушанье для вкуса. Эти травы придают еде приятный аромат. К пряным травам относятся мята, укроп, петрушка, сельдерей, базилик и другие. (27)
8. Один волшебник купил себе микроскоп. В микроскопе всё маленькое становилось большим. Хвойная иголочка казалась поленом. Крохотный комар становился громадной птицей. А песчинка казалась скалой. «Превеликий маг этот микроскоп», - проговорил старый волшебник. (31)
9. Слава и Гриша косили траву. Слава начал хвалиться: «Вот накошу травы, поставлю красивый стожок. Меня отец будет хвалить». А Гриша не слушал Славу, всё косил да косил.
Вечером пришёл отец. Глянул на Гришину работу и сказал: «Молодец, Гриша». Глянул на Славин прокос и промолчал.
В народе говорят так: не спеши языком, торопись делом. (53)
8 группа
блин | звук | крот | свет | ||
стул | шлем | бровь | * | ||
блюд-це | крошка | спичка | |||
* | свадь-ба | блин-чик | |||
хлопчик | тройник | дружный | |||
снежный | стуль-чик | граж-да-нин |
1. Свет огня. Врач Иванов. План дома. Крот в норе. Слон из Африки. Брить бороду. Звать сына. Шкаф у окна. Плыть по реке. Спать до утра. Вход в магазин. Тройка лошадей. Внутри коробки. Слегка потянуть. Смести со стола. Сверчок за печкой. (40)
2. Гражданин России. Плескать водой. Скользить по льду. Шкодливый котёнок. Штормовой ветер. Рассказ о зубре. Дедушкин плед. Большой двор. Новый плащ. Алый цвет. Тонкая змейка. Тяжёлая штанга. Вкусный блинчик. Потайная дверка. (30)
3. Свежий хлеб. Вьётся плющ. Вкусный квас. Синяя краска. Дверка в стене. Звать врача. Играть снежками. Слышу флейту. Хрупкий цветок. Спелая клюква. Два плюс три. Смотреть с прищуром. Спинка кресла. Красный цвет. Высокий блондин. Далёкая звезда. (35)
4. Связка шнурков. Стирка во вторник. Вкусный пломбир. Слизняк на грядке. Стук в дверь. Хлипкий стульчик. Длинные шнурки. Цветной джемпер. Смесь клубники и клюквы. Сборник задач. Старший брат. Крупный сверчок. Смести крошки. Плоский стол. Вкусная гречка. (35)
* * *
5. Плоды картофеля – его клубни. Из клубней делают крахмал. Имя прилагательное обозначает признак предмета, например: красный, длинный, круглый, светлый. Утром мама приготовила гренки и блинчики с черникой. Триста штук тюльпанов прислали в Россию наши друзья из Голландии. (36)
6. Витя попал снежком в стекло. Шпиль древней ратуши треснул. Хрустит под ногами снежок. Над клумбой кружились пчёлки. Олег нёс плоский свёрток, в котором что-то жужжало. Утка кряква вьёт гнездо в зарослях осоки, рогоза и других водных растений. Такие заросли называются плавнями. (42)
* * *
7. Ландыши – нежные весенние цветы. Они прячутся от солнышка в самой гуще леса. Жадные люди рвут ландыши и губят их. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. Не рвите ландыши! Сохраним красоту природы! (32)
8. Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то визжит…
(П.А.Вяземский)
9. Древний город Владимир стоит над рекой Клязьмой. Когда-то давным-давно был он столицей Руси. Причаливали к его пристаням корабли со всего света. Знал Владимир и трудные времена. Враги брали его штурмом и сжигали дотла. Но снова стучали стальные топоры, поднимался город краше прежнего. (44)
9 группа
банк | кекс | порт | шарф | ||
вальс | гепард | жа-лость | |||
| |
1. Лист бумаги. Курс корабля. Лифт в доме. Литр молока. Мост над рекой. Сорт яблок. Торт с кремом. Фильм о друге. Рецепт мази. Дирижабль в небе. Болезнь горла. Новости недели. Азарт погони. Нужный винт. Ночной рейс. Зелёный зонт. (37)
2. Новый рекорд. Долгий ремонт. Умелый хирург. Морозный декабрь. Написала повесть. Какая жалость! Возьми термометр! Купил мотоцикл. На связи радист. Комната для невест. Музыкант на сцене. Снежный вихрь. Опытный терапевт. Теннисный корт. (31)
3. Тёмный лабиринт. Морс из клюквы. Борщ из свёклы. Ремонт квартиры. Стальной сейф. Сдобный кекс. Быстрый ритм. Молодой пианист. Пройти километр. Удивительный факт. Трудный момент. Цветет вереск. Журавль в гнезде. Танцевать вальс. Герб города. (33)
* * *
4. Скоро наступит декабрь. На картинке изображён динозавр. Художник-маринист рисует море. Врач-окулист принимал больных. Моторист Иван Шелест плавает на теплоходе «Россия». Романс А.А. Алябьева «Соловей» - настоящий шедевр русской музыки. Объявили посадку на рейс шестьдесят восьмой. (35)
5. Лифт сохраняет здоровье людям. Берегите лифт! Мотоцикл промчался в один момент. На десерт подали яблочный мусс. Вчера заложили фундамент нового здания. Коля измерил периметр квадрата. Вот и начался футбольный матч! Высоко в альпийских горах цветёт красивый цветок – эдельвейс. (39)
* * *
6. Перламутр – это внутренний слой раковины моллюска, который живёт в море или в реке. Внутри такой раковины стенки отливают радужным блеском. Из перламутра делают пуговицы и украшения для женщин. (28)
7. В порт входил белый красавец корабль. На нём плыли туристы. Они толпились на палубе. Один турист сильно наклонился и упал за борт. Все закричали: «Человек за бортом!»
У штурмана корабля был пёс по кличке Кент. Он прыгнул в море, подплыл к человеку и схватил его за воротник. Турист был спасён. (50)
8. Реликт – это растение и животное, сохранившееся на Земле с первобытных времён. К реликтам относятся папоротники и всем знакомая черника. Крокодилы и вараны – реликтовые потомки древних ящеров. Домашняя нечисть – тараканы – тоже реликты. Они появились на земле даже раньше людей. (38)
10 группа
ав-густ | вер-ность |
галс-тук | * |
1. Повязать галстук. Верность другу. Осенняя листва. Конкурс поваров. Сервант с посудой. Отпуск в июле. Подполз к дереву. Синяя куртка. Арбитр матча. Суффикс в слове. Индекс на конверте. Надёжный партнёр. Восход солнца. (31)
2. Большая нежность. Разность двух чисел. Музыкальный аккорд. Могучий Атлант. Люстра на потолке. Тёмная жидкость. Дождливый август. Цепкость рук. Контрольный диктант. Тусклый свет. Играем в гандбол. Мужской характер. Морской бой. Чистка одежды. (31)
3. Артист на сцене. Гладкий асфальт. Верхний этаж. Школьный возраст. Лёгкий насморк. Портрет на стене. Погожий октябрь. Большая редкость. Успешный концерт. Завтрак на траве. Толстый портфель. Верстак в мастерской. Щёлкнул пальцами. Двугорбый верблюд. (32)
* * *
4. Героя древних греческих мифов Геракла воспитал кентавр Хирон. Знаменитый форвард «Динамо» забил гол. Сообщи всем друзьям свой почтовый индекс! Мустанг – дикая лошадь американских степей. Наступит март, и директор уйдёт в отпуск. Жонглёр на арене подбрасывал мячи. (36)
5. В конце подписи Иванов ставил красивый росчерк. Центнер равен ста килограммам. По полю медленно полз комбайн. Портной сшил прекрасный костюм. Для лыжного похода долго выбирали подходящий маршрут. В тот год стояла на редкость тёплая осень. Декабрь приносит новогодние торжества. (39)
* * *
6. Толстяк пингвин обитает в далёкой Антарктиде. Стоит он на морском берегу и смотрит вдаль. Очень эффектно выглядит пингвин на фоне снежных глыб в свете заходящего солнца. (26)
7. Август идёт к концу. Скоро сентябрь. Рекс подполз к столу и смотрит, как Митя кладёт в портфель тетради, ручку и карандаши. «Вот, Рекс, - говорит Митя, - кончились каникулы. В четверг начнётся первая четверть». Рекс поднял торчком одно ухо и понимающе закрыл глаза. (41)
8. Ещё все спали, когда Дениска вытащил шезлонг на балкон. Он решил обязательно увидеть рассвет. Лёгкий морской ветер навевал прохладу и шевелил листву деревьев. Небо было ещё тусклым. Но вот облака порозовели. Это поднималось солнце. Оно отражалось в море и было сказочно красиво. (42)
9. Есть в Белоруссии местечко Белая вежа. Вокруг неё заповедные леса – Беловежская пуща. Тридцать лет назад в Беловежской пуще стали разводить зубров. Зубры – древние животные, которые уже почти вымерли. Сегодня стадо зубров в Беловежской пуще самое большое в мире. Зубр – настоящий хозяин леса. (42)
11 группа
блеск | столб | * |
1. Блеск воды. Хвост павлина. Пласт земли. Плеск волны. Столб у дороги. Птичий свист. Грызть морковку. Класть в карман. Снасть для рыбалки. Прясть пряжу. Скульптор Конёнков. Лисий хвост. Сочный фрукт. Сильный шторм. Спортивный комплекс. (33)
2. Розовый флокс. Мокрый грунт. Фиолетовый штамп. Резиновый шланг. Первый класс. Тонкая трость. Мелкий конфликт. Известный спортсмен. Понять смысл. Крутой спуск. Московский Кремль. Грозовой фронт. Крупный шрифт. Комплект учебников. Певчий дрозд. (30)
* * *
3. На стене висел стенд с объявлениями. Села старуха прясть свою пряжу. Небо затянули тучи, видимо, надвигался шторм. Соловей щёлкнул, два раза свистнул и надолго смолк. Ветка больно хлестнула Климку по лицу. Мальчики с вечера приготовили снасть, чтобы утром не терять времени. (41)
4. Мама купила комплект постельного белья. Мальчик увидел в дали красноватый отблеск костра. Антон подумал: «Влезть на это дерево будет непросто!» Смерч прошёл стороной и не задел деревню. В углу стояла трость с костяной ручкой. Монументы на Мамаевом Кургане в Волгограде создал скульптор Вучетич. (43)
* * *
5. Смолкнул птичий гвалт. Блеск солнца погас. Свет стал тусклым. Облака отсвечивают тёмным перламутром. Резкий ветер хлестнул в лицо. Приближался грозовой фронт. (21)
6. Заказ на перевозку грузов по морю называется фрахт. Когда капитан корабля получает фрахт, то он заключает контракт, то есть договор с отправителем груза. (23)
7. Одни слова живут много веков. Другие стареют, как люди. Давным-давно на Руси развилку дорог называли красивым словом «роскресь». Сегодня мы уже так не говорим. Ушли в прошлое слова «снем» - съезд русских князей и «смерд» - крестьянин. А слово «смоль», означавшее чёрный и блестящий цвет, живёт до сих пор. Мы говорим: чёрный как смоль; смоляные волосы. (55)
8. Интересную историю двух мальчиков поведал миру Марк Твен в своей книге «Принц и нищий». Маленький бродяга и отпрыск короля были похожи как две капли воды. Однажды они поменялись местами: принц попал в трущобы, а нищий стал жить во дворце. Но власть не испортила бедняка. Его сердце осталось добрым. (48)
12 группа
всхо-ды | скворец | вбро-сить |
1. Всходы редиса. Вкладыш в журнале. Струна гитары. Шпроты в масле. Скроить пиджак. Скворец на ветке. Скрежет металла. Стрелец, удалой молодец. Стручок гороха. Вскипело молоко. Сплавать наперегонки. Стрелок из лука. Строгать доску. (31)
2. Скребок дворника. Вставить стекло. Строгать палочку. Стрелять по мишени. Сплясать на празднике. Первые всходы. Склонить голову. Вдеть ногу в стремя. Басовая струна. В банке шпроты. Сказать строже. Вскочить на стул. Талантливый скрипач. (32)
3. Ручной скворец. Вкрутить лампочку. Вбросить шайбу. Храбрый стрелец. Вскопать огород. Тонкая стрела. У ворот стража. Строить дом. Первая строка. Родная страна. Вода вскипела. Быстро вскочил. Аккуратно вставил. Тихо скрипеть. Спрятал в тумбочку. (32)
* * *
4. «Ай да Машенька! Хороша!» - вскинула руки бабушка. Русский народ никогда не склонял голову перед врагами. Вечером шел фильм «Неуловимые мстители». Весной на поле появились зеленые всходы лука. Скворец летел к гнезду, где его ждали птенцы. «В самом разгаре страда деревенская» (Н.А.Некрасов). (40)
5. По вагону шел контролер и штрафовал безбилетных пассажиров. Метко пущенная стрела попала прямо в цель. Вовка прибил скворечник и спрыгнул с лестницы. Мама завернула бутерброд со шпротами в фольгу. Быстрые стрижи носились над степью, вспарывая знойный воздух. Ржавые дверные петли тихо скрипели. (42)
* * *
6. Рос стручок, и жили в нем шесть горошин. Жили они дружно, но однажды среди них возникла склока. Заспорили горошины, кто из них самый хороший да самый пригожий. Больше всех спорила шестая горошина. «Я самая круглая, гладкая и красивая», - кричала она.
Пришла весна. Горошины посеяли в землю, и выросли из них пять густых кустиков с новым урожаем. А шестая горошина за зиму потеряла силу и стала негодной.
В народе говорят так: не тот хорош, кто пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (82)
7. «Мама, а что такое струги? И на какой это стрежень они выплыли?» - спросил Костя, оторвавшись от книжки, которую читал. Мама склонилась над Костиной книжкой и показала на картинку: «Струги – это небольшие речные суда. Раньше русские купцы перевозили на стругах свои товары. На стругах плыли стрельцы в ту сторону, откуда шел на нашу страну враг.
А стрежень – это обычное течение посередине реки. Струги часто старались попасть на стрежень реки, а вот почему, догадайся сам». (73)
13 группа
взлет | встать
|
страж-ник | вкладной |
1. Вплыл в гавань. Взлёт самолёта. Склад игрушек. Ствол берёзы. Шквал ветра. Скрип двери. Скромно стоял. Сквозь деревья. Стлать постель. Складный юноша. Выстрел в цель. Застрял в грязи. Постричь волосы. Взрослый человек. (31)
2. Стрельба из лука. Сплавщик плотов. Тоненькая струйка. Стражник на башне. Скверный характер. Складной ножик. Скромный подарок. Стройный клён. Штрафной удар. Срочный вызов. Спрос на книги. Короткая строчка. Значительный штраф. Обувной склад. (31)
3. Вклад в дело. Большой спрос. Денежный штраф. Старинная скрипка. Складки на юбке. Чёткий штрих. Встать в строй. Хороший настрой. Склянка с лекарством. Цветная скрепка. Нужна справка. Бесконечная стройка. Меткая стрельба. Сильный сквозняк. Склон горы. Быстрый стриж. Настройщик роялей. (38)
* * *
4. Сквозь густую листву проглядывало неяркое солнышко. Крошка пирога застряла в глубокой складке. Парикмахер достриг клиента и сбрызнул волосы одеколоном. Внезапно налетел шквал ветра. Ямщик взмахнул кнутом, свистнул, и тройка помчалась вскачь. На сковороде шипели свиные шкварки. (36)
5. Струны скрипки пели и плакали под смычком музыканта. В каждом деле важен правильный настрой. Грузовик застрял в глубокой колее. Спортсмен был скверным спринтером, зато прекрасно стрелял из лука. Главный бомбардир команды пробил штрафной удар. Справки были скреплены большой скрепкой. (39)
* * *
6. В подводном гроте жил страшный спрут. Он скрывался в глубине грота и ждал добычу. Сквозь кусты кораллов, которые росли у входа, он наблюдал за стайками рыб. (26)
7. На окне в цветочных горшках росла «бабья сплетня». Так в народе называют цветок. Он вьётся и сплетается тонкими веточками, цепляясь за всё, что попадётся на пути. (26)
8. Итальянский мастер Антонио Страдивари делал удивительные скрипки. Их звук мог взлететь к солнцу и скрыться в глубине моря. До сих пор ни один мастер не умеет делать такие скрипки. (29)
9. Шёл футбольный матч. Форвард команды «Спартак» Сергей Петров рвался к воротам противника. А защитники команды «Строитель» старались его удержать. Судил этот матч арбитр Стрельцов.
Вдруг Петров упал. Это защитник Трофимов подставил ему ногу. За такой нечестный поступок арбитр Стрельцов назначил штрафной удар в ворота «Строителя». Форвард Петров точным ударом забил гол. «Спартак» победил. (53)
10. Живёт в русском языке смешное слово «стряпать». В народе так называют приготовление пищи. А женщин, которые варят пищу для других людей, именуют то поварихами, то стряпухами.
Но были в России и мужчины стряпчие. Только пищу они не варили. Сперва стряпчими называли чиновника при хозяйственном дворе царя. А после Петра I стряпчими стали называть чиновников, которые работали в суде.
Долго суды тянутся. Дела в них решаются медленно. И стало слово «стряпать» обозначать «медлить, долго собираться».
«Приезжай ко мне в гости, да побыстрей, не стряпая», — писал один приятель другому.
Вот какое это удивительное слово. (91)
14 группа
встреча | отстричь |
1. Встряхнул пузырёк. Миша всплакнул. Резкая встряска. Всплеснула руками. Вскрыл конверт. Расспросить прохожих. Всплыл из глубины. Трехстворчатый шкаф. Родственник из Саратова. (20)
2. Близкое родство. Отстригла косы. Чувствовать радость. Вздремнуть на полчаса. Всклокоченные волосы. Случайная встреча. Отстрогать доску. Подстраховать на случай ошибки. Знаменитый спортсмен. (21)
3. Встроенная мебель. Собака встряхнулась. Немного подстрочить шов. Добрые чувства. Расстроенное пианино. Живёт и здравствует. Подстриги чёлку! Вскрикнуть от изумления. Поверхность стола. (21)
* * *
4. Антон Иванович вскрыл конверт с письмом. Подводная лодка всплыла на поверхность. Доктор встряхнул градусник и протянул его больному. «Ты зачем, Антошка, встрял в разговор?» — сказал дедушка. К папе приехал его родственник. (31)
5. Контрастный душ — хорошая встряска для организма. Пузырьки всплывали на поверхность и лопались. У самого берега всплеснула рыба. После войны город был отстроен заново. Пётр Ильич приподнял всклокоченную голову и спросонья пробормотал: «Здравствуйте». (32)
6. В траве расстрекотались кузнечики. Увидев грустного сына, мама сильно встревожилась. В углу комнаты находился встроенный шкаф. Владик далеко заплыл, и Сергей Петрович почувствовал тревогу. Внучка расспрашивала бабушку о том, как жили раньше. Юля была очень растрогана, получив подарок от брата. (40)
* * *
7. Витя Крылов и Серёжа Строев сегодня дежурные. Но Серёжа известный соня и может проспать. Витя решил подстраховать друга. Он расспросил маму о том, как завести будильник, чтобы встать пораньше. Утром Витя вскочил чуть свет и позвонил Серёже по телефону. «Что случилось?» — услышал он встревоженный голос Серёжиной мамы. «Разбудите, пожалуйста, Серёжу, он сегодня дежурный, — решительно сказал Витя. — А я уже встал».
Он тряхнул головой и отправился в ванную, уже не расстраиваясь, что Серёжа опоздает. И вдруг ему в голову пришла мысль: а не вздремнуть ли ещё немного, ведь Серёжка уже встал, а уж он-то, Витя, не опоздает! (96)
8. Случай на рыбалке.
На вечерней зорьке Гоша сидел с удочкой у глубокого речного омута около старой ветлы. Вдруг поплавок дёрнулся и ушёл под воду. Гоша подсёк, потянул удочку сперва легко, потом сильней и ещё сильней. В глубине омута что-то всклокотало, и по воде пошли круги. Гоша увидел, что из глубины всплывает нечто большое и тёмное. «Водяной! — встрепенулся Гоша и почувствовал, как его волосы встали дыбом. — Сейчас всплывёт и скажет страшным голосом: "Здравствуй, Гоша, а пожалуй-ка сюда, на дно!"»
Вода всё клокотала, большое и тёмное всё ближе. Гоша подпрыгнул, стремглав кинулся прочь от омута и наткнулся на папу, который шёл звать Гошу ужинать. «Там!.. Там!..» — вскричал Гоша, показывая рукой на омут. «Что? — удивился папа. — Ну, пойдем, взглянем».
Они подошли к воде. Отец поднял удочку и потянул. На поверхности воды показалась чёрная сгнившая ветвь дерева, которую Гоша зацепил крючком.
В народе говорят: у страха глаза велики. (143)
Как работать с пособием
Прежде чем начать работу с материалом пособия, необходимо путём несложной диагностики определить для каждого ребенка «рубежную» группу слов. Для этого надо предложить ученику прочитать несколько любых предложений 1-й группы, затем — столько же предложений 2-й группы и так далее до того момента, пока в чтении ученика не появятся ошибки. Например, это будет в 4-й группе; значит, чтение слов данной группы и является тем рубежом, когда у ребёнка возникают трудности и появляется излишнее напряжение.
Определив «рубежную» группу, работу тем не менее следует начинать с чтения слов 1-й группы. Здесь материал для работы определяется в зависимости от возможностей каждого ребёнка. Так, детям со значительными трудностями предлагаются слова самых первых столбиков: щи, ива. Другим детям можно начать со структуры слов типа баня, берёза, третьим — вареники. Чтение 2-й и последующих групп всегда начинается с самого первого столбика слов.
На работу с каждой «предрубежной» группой отводится 1—2 занятия. Они нужны для того, чтобы ребёнок почувствовал, что он может читать без ошибок и ощутимого напряжения, внушить ребёнку веру в собственные силы.
Начиная с «рубежной» группы слов количество занятий увеличивается. С каждой группой нужно работать до тех пор, пока не исчезнут ошибки и напряжение при чтении. Количество занятий определяется сугубо индивидуально в зависимости от успехов ребёнка. Так, на одну группу может понадобиться 7—10 занятий, а на другую — 3—4.
Иногда возникает ситуация, когда ошибки и напряжение у ребёнка не исчезли, а весь материал, представленный в данной группе, исчерпан, и ребёнок потерял к нему интерес. Тогда взрослый может самостоятельно составить карточки со словосочетаниями и предложениями, дополнять словосочетания до предложений и пр., используя слова из столбиков той группы, с которой работает ребёнок, и ранее отработанных групп.
Обязательным методическим требованием к работе с пособием является постепенное движение от группы к группе. Не рекомендуется перешагивать через какую-либо группу, структурную подгруппу или менять их местами.
Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы с плохо читающим ребёнком во внеурочное время, так и для работы на уроках чтения.
Рассмотрим оба варианта работы с пособием на примере одной «после-рубежной» группы.
1-й вариант — индивидуальная работа во внеурочное время. Занятие с первоклассниками длится 10—15 минут, с учениками 2—4 классов — 15—20 минут.
На первых занятиях примерно 75% времени отводится чтению столбиков слов. Количество слов или столбиков для чтения определяется взрослым каждый раз индивидуально в зависимости от возраста, усидчивости, желания читать, самочувствия и настроения ребёнка и т. п.: для одного ребёнка достаточно прочитать 15—20 слов, другой осилит два столбика. А можно предложить ученику самому определить количество слов и читать до тех пор, пока ему это не надоест.
Потренировавшись в чтении слов, оставшиеся 25% времени занятия ученик читает одну из групп словосочетаний, обозначенных цифрами. На следующем занятии он будет читать другую группу словосочетаний и т. д. Постепенно, от занятия к занятию, время чтения слов уменьшается, а словосочетаний — увеличивается.
Когда ребёнок научится относительно легко и без ошибок читать слова и словосочетания данной группы в темпе, приближенном к нормативному, можно переходить к чтению предложений. На чтение слов, словосочетаний и предложений отводится примерно по 1/3 времени, отведённого на занятие. Проведя таким образом 1—2 занятия, можно исключить чтение словосочетаний. Ребёнок будет читать слова и предложения.
Когда взрослый увидит, что ребёнок читает предложения практически без ошибок, можно переходить к чтению текстов. На этих занятиях примерно 25% времени отводится на чтение слов или словосочетаний, остальное время — на чтение текстов. Доведя чтение предложений и текстов данной структурной группы до нормативных требований, можно переходить к следующей группе.
2-й вариант — работа с пособием в классе. На уроке пособие может решать четыре задачи.
Во-первых, служить неким подобием камертона. Известно, что для того, чтобы человек успешно выполнил работу, он должен быть настроен на её выполнение, и не только на уровне «хочу — не хочу», но и на психофизиологическом уровне.
Отличительной особенностью данного пособия является весьма строгое структурирование, основанное на психологии чтения. Чтение столбиков слов помогает анализаторной системе ученика настроиться на определённый вид деятельности, образовать нужную систему межанализаторных связей.
В начале каждого урока чтения целесообразно предлагать ученикам своеобразную разминку: сначала прочитывать столбики слов, затем словосочетания (1—2 кл.) или предложения (3—4 кл.). Такая разминка поможет ученикам быстро переключиться с перемены на урок.
Учителя, работавшие с пособием, предлагают разнообразные приёмы разминки:
а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;
б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый — по 3 слова;
в) дети объединяются в пары и читают слова или словосочетания друг другу по очереди — 1—2 слова один ученик, 1—2 слова другой и т. д.;
г) дети читают хором;
д) ученики читают «для себя», отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.
Во-вторых, пособие может быть использовано как материал для словарной работы. В нём встречается слова, которые могут быть незнакомы детям, такие, как этикет, тайга и др. Это объясняется тем, что перед данным пособием поставлены две задачи:
1) научить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет;
2) учить детей догадываться о смысле незнакомого слова по контексту. Решение второй задачи и можно положить в основу словарной работы на уроке.
В-третьих, пособие может служить источником для подбора словарного материала к урокам русского языка. Например, при изучении категории рода в столбиках легко отыскать слова с ударным и безударным родовым окончанием. На основании структурной последовательности можно спланировать работу по обучению первоклассников звуко-буквенному анализу. Сначала дети будут анализировать слова 1-й группы, в которых есть изученные буквы, затем структура анализируемых слов будет усложняться.
В-четвёртых, пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма, поскольку позволяет составлять индивидуальные карточки для коррекции пропусков букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. В пособии предусмотрено такое деление слова на слоги (бор-тa, кар-ман, кар-тош-ка), которое может предупредить специфические ошибки письма в виде пропуска букв при стечении согласных. При разведении согласных в разные слоги слуховой и артикуляционный образ каждого согласного воспроизводится и воспринимается ребёнком более отчётливо, нежели в соединённом произношении -рта, -рман, при котором более чёткий образ одного из звуков, случается, «перекрывает» менее чёткий образ, и ребёнок пропускает одну из букв.
Как при индивидуальной работе во внеурочное время, так и при работе в классе необходимо уделять внимание и упражнениям в смысловом чтении. Однако эти упражнения не следует вводить сразу на первых занятиях по отработке очередной структуры. Они вводятся постепенно, с учётом тех усилий, которые ребёнок затрачивает на чтение. Если он читает медленно, с трудом соединяя слоги в слова и делая много ошибок, то в этом случае лучше подождать, пока процесс чтения не станет для ребёнка более лёгкой работой. Таким образом, задавать вопросы на понимание смысла прочитанного следует тогда, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.
Вопросы и задания на понимание смысла прочитанного могут быть самыми разными. Но в основу этих заданий, с точки зрения современной педагогики, следует положить поиски скрытого смысла, понимание опосредованной информации, которая содержится в речи. Приведём примеры таких вопросов и заданий.
К столбикам слов любой группы:
1. Найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, профессии и т. п.).
2. Прочитывай про себя слова столбика и произноси вслух только те слова, смысл которых тебе не очень понятен.
3. Прочитывай вслух только те слова, которые оканчиваются буквой -о (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.
4. Прочитай 10 слов. Слово, которое оканчивается буквами -ар, читать вслух не надо.
5. Взрослый выбирает столбик слов с нечётным количеством букв, например, лук, комар, акробат. Затем он (или ребёнок) берёт в руки нитку и прокладывает её так, чтобы она проходила через среднюю букву. Ребёнок должен читать слова, не отводя глаз от нитки, т. е. боковым зрением.
Для выполнения этого задания сначала подбираются слова из трёх букв. Когда ребёнок с ними освоится, он начинает читать слова из пяти букв, затем из семи. Но при этом взрослый должен быть особенно внимателен к ребёнку. Как только он увидит, что ребёнку слишком трудно справляться с предложенным количеством букв, необходимо вернуться на ту структуру, которую школьник читает без труда.
Сначала, в любой структуре, ребёнок читает хорошо знакомые слова. По мере освоения такого способа чтения слов данной структуры (три, пять, семь и т. д. букв), взрослый вводит слова из пассивного словаря ученика типа зал, лещ, моль; почва, возня. Если они не вызывают затруднений, можно вводить малознакомые слова типа дог, рой, сев; копна, пурга, суфле.
6. Так же ребёнок читает слова, проложив нитку по первым буквам. Структура слова усложняется в следующей последовательности: ум, мак, рука, комар. Требования к смысловому содержанию, как в предыдущем задании.
7. То же упражнение выполняется с ниткой, проложенной по последним буквам. Структура слов усложняется, как в задании 6. Требования к смысловому содержанию сохраняются.
К словосочетаниям, предложениям и текстам.
Общая рекомендация заключается в следующем. Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов от первой буквы до последней. После этого взрослый задаёт вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает абзац обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Не рекомендуется позволять бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться в том, что это правильный и единственный ответ.
№ абзаца | Задание |
1 группа 8 | Какое словосочетание имеет отношение к обеду? (Жареное мясо). В каком предложении действие происходит летом? (Ни в одном из предложений нет указания на время года, однако собирать помидоры, о чём говорится в 6-м предложении, можно только летом, следовательно, ответом служит именно 6-е предложение. Так можно учить детей отделять существенное от несущественного.) Как ты думаешь, кто старше — Ира или Наташа? Как тебе кажется, кто они друг другу — мать и дочь, сестры, подруги? |
2 группа 6 | Прочитай словосочетания. Что можно пить? (Малиновый кисель. Напиток из вишен.) Какого цвета васильки? Как ты думаешь, чудовище доброе или злое? Расскажи, почему ты так думаешь. |
3 группа | В каком словосочетании говорится о музыкальном инструменте? (Новая арфа.) Что пил кот Мурлыка? Ира гуляла в городском парке. Это правильное утверждение? |
4 группа 2 | В каком словосочетании говорится об автомобиле? (Неполадка в моторе. Затормозил у забора.) Где живёт дедушка? Как ты думаешь, сколько лет Маринке? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по развитию техники чтения
Представлено 9 занятий для корректировки и повышения техники чтения, для детей имеющих отставание в обучении....
Упражнения для развития техники чтения
Упражнения для развития техники чтения...
Дидактический материал по контролю навыков чтения с полным пониманием содержания
Данный дидактический материал предназначен для студентов первого курса групп СПО по теме "Aus der Geschichte des Autos"...
Г.Г Мисаренко. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
Автор подробно описывает технологию развития техники чтения, группирует слова по типу слоговой структуры от простого к сложному....
Методический материал для проверки техники чтения
Методический материал для проверки техники чтения используется в 5-8 классах. Его можно использовать и для подготовки к ОГЭ как в письменной , так и в устной форме. Тексты носят поучительный характер,...
Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...
Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Тренировочные упражнения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...