Теоретические материалы для телеоператоров
учебно-методический материал

Баяндина Алла Викторовна

Теоретические материалы для телеоператоров.

Видеокамера и видеосъемка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Теоретические материалы для телеоператоров

                         ВИДЕОКАМЕРЫ И ВИДЕОСЪЕМКА

        КАДР - это то, что вы отсняли между двумя нажатиями кнопки "RЕС", от "старт записи" до "стоп записи". Давайте рассмотрим ее повнимательнее: вот дома, под черепичными крышами, изгибы мощеных улочек, по которым неторопливо идут прохожие.  

Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, кладки висящей оконной гардины и пр. В вашем случае (вид на город из окна отеля) ориентируйтесь, например, по какой-либо постройке башенного или хотя бы по тому самому фонарному столбу. Ваш кадр "город из окна отеля" принял божеский вид. Теперь давайте попробуем отснять какой-либо фрагмент городского пейзажа, например, вон ту симпатичную церковь со шпилем.
Упражнение 1. Осмотритесь по сторонам и решите, что из окружающего пространства, на ваш взгляд, может быть интересно в кадре. - Экзотический пейзаж или обыкновенный городской, хотя бы тот же "вид из окна", одним словом, выберите сцену съемки. Возьмите видеокамеру, включите (в режиме AUTOLOCK и AUTOFOCUS), зажмурьте правый глаз и наведите камеру на сцену съемки, не глядя в видоискатель.

Теперь не исправляя погрешностей кадра, нажмите "REC" и постарайтесь как можно быстрее выровнять вертикали, линию горизонта и вообще сделать кадр таким, каким вы хотели бы его видеть (с помощью клавиши трансфокатора или слегка повернув камеру влево или вправо). Нажмите паузу записи, отмотайте пленку к началу, просмотрите и запомните, сколько секунд заняли у вас эти исправления.

Это упражнение следует повторять до тех пор, пока вы не научитесь приводить кадр "в порядок" за одну секунду или менее того, почти мгновенно.

Смысл такой тренировки заключается в том что:
- вы поймете, как бессмысленно и даже обидно тратить пленку на "выравнивание" кадра, и впредь не будете "снимать навскидку", а сначала "прицелитесь" как следует, а уж потом будете нажимать "REC"

- повторив упражнение хотя бы несколько раз, вы воочию убедитесь в том, как важна "вертикальность " и правильное расположение линии горизонта

- когда вы, с помощью трансфокатора или слегка поворачивая камеру в сторону, исправляли кадр так, чтобы он "хорошо смотрелся", вы занимались очень важным делом: определяли, что в кадре лишнее, а что обязательно должно в него войти.


Композиция

Любой кадр рассказывает (по приведенной выше аналогии с литературой) об одном или нескольких объектах съемки: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с остальными, второстепенными объектами. Если в вашем кадре все это «читается», тогда он «хорошо смотрится», то есть — правильно скомпонован.

Следовательно, прежде чем нажать "REC" определите объект или объекты съемки.
Объект съемки — это «главный герой» кадра, он должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Как этого добиться? Прежде всего зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещен.

А что делать, если объектов в кадре не один, а несколько? Определите для себя, на каком из них ваш взгляд остановился в первую очередь, именно этот объект и нужно снимать в качестве «главного героя». Однако чаще всего бывает так, что другие, второстепенные, на ваш взгляд, объекты тоже попадают в «поле зрения» вашей камеры. Как быть с ними?

Итак, перед нами стоит задача: расположить объекты съемки в пространстве кадра. Строго говоря, главный объект съемки должен располагаться —

В центре кадра, так как именно на центр кадра зритель обращает внимание, прежде всего. Судите сами: вот ваза с цветами, стоящая на столе.

                         

Если сместить вазу от центра кадра, то при рассматривании такого кадра взгляд зрителя все равно вернется к центру, но уже с вопросом: «Может быть, посередине стола (в центре кадра) лежит что-то такое, чего я не заметил?» Однако смещение объекта от центра кадра играет огромную роль в обозначении взаимоотношений этого объекта с другими, находящимися в кадре. Если на стол, рядом с цветочной вазой поставить чашку с чаем (второстепенный объект), то, очевидно, необходимо «уравновесить» композицию, так как в ней появился второй объект, в данном случае — несколько сместить вазу от центра кадра в сторону, противоположную той, где появилась чашка.

  Какой из кадров вы считаете более удачным?

Здесь ясно виден контраст между неподвижной, величественной постройкой и торопливой уличной суетой. (Не страшно, что дальняя часть здания «подрезана» краем кадра, это вполне допустимо, потому что, во-первых, она затенена и ее детали трудно разглядеть если там есть  действительно интересные детали — это уже совсем другой кадр, во всяком случае, его следует снимать не из окна, а подойдя поближе), во-вторых, фасад всегда «главнее» боковой или тыльной стены, а в-третьих, если у вас в кадре.  Кроме неподвижного здания появилась и оживленная улица, это значит, что кроме первого объекта съемки церковь в кадре появились и другие объекты съемки — все, что идет, едет или хотя бы стоит на той части улицы, что оказалась в кадре.

                                      ОБЩИЙ ПЛАН

Итак, существуют определенные по крупности планы в кадре. Прошу вас, не пытайтесь (хотя бы поначалу) отступать от этих стандартов: это когда человек виден целиком. Если Объект сидит, то его высота «с головы до пят» гораздо меньше, соответственно, на общем плане он получается крупнее.

                                     

ОТ ОБЩЕГО К СРЕДНЕМУ

За общим планом по увеличению крупности следует план «средне-общий», а в сценариях он обозначается «СРД-ОБЩ». Используется в динамичных кадрах, например: человек бежит по улице. (Сред-общ. план хорош для обозначения отношений человека с второстепенными, тем не менее значащими персонажами и предметами на дальних планах глубины кадра: крупность плана достаточна, чтобы видеть детали всех объектов.

                                                                             

                                          КРУПНЫЙ ПЛАН

Их два: просто крупный «КРП» и очень крупный «оч. КРП». «Очень крупный» — это просто лицо. Обратите внимание: на этом плане глаза всегда должны находиться «на линии горизонта».

Исключение составляют кадры, снятые с верхнего или нижнего ракурса.

Возможны  еще  более крупные планы человеческого лица.                                                       



Предварительный просмотр:

Теоретические материалы для корреспондентов

 

  1. Журналистика как массово-информационная деятельность.

 «Действующими силами» массово-информационной деятельности (МИД) в журналистике являются:

Учредитель (У) - государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов.

Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики, а так же определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Канал (К) - используемые журналистами (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Массовая аудитория (МА) - часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание и к которой постоянно обращено (расчетная аудитория).  Которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим», которую можно привлечь дополнительно.

Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики. РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по теоретическому материалу за курс 7 класса

Здесь размещено 2 варианта тестирования по теории за курс 7 класса...

Теоретические материалы по физической культуре

Устный и письменный опрос, включая контрольную беседу, которая стимулирует самостоятельность и аргументацию суждений учеников по разным аспектам физической культуры....

Теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 класс

В данной работе собраны в соответствии с КИМами все материалы для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Теоретические материалы.

Представленные файлы - плод кропотливого труда по сбору и цифровой обработке теоретического материала для подготовки к ЕГЭ. В каждом файле собраны основные теоретические сведения для решения того или ...

Авторские теоретические материалы по подготовке к ЕГЭ.

Авторский теоретический курс для подготовки  ЕГЭ Овчинниковой Ольги Валентиновны.Часть 1. Общая химия....

Теоретические материалы по геометрии (карточки)

Данные карточки выполнены в программе MimioStudio и предназначены для повторения теоретического материала по планиметрии при подготовке к ГИА по математике. Содержат как основной, так и дополнительный...