У войны не женское лицо
проект
«У войны не женское лицо».
Методическая цель: использование элементов технологии проблемного
обучения для развития поисково-познавательной деятельности воспитанника.
Цель:
Обучающая:
1.формирование умения анализировать художественный текст произведений;
пробуждать желание читать;
2. развивать умения интерпретировать текст художественных произведений
для выявления авторской позиции;
3.познакомить воспитанников с героическими страницами русской литературы,
показать ее значение в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая:
1.развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи;
2.овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа
литературного произведения;
3. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.
Воспитательная:
1. формировать жизненную позицию воспитанников по отношению к вечным
ценностям в меняющемся мире, ведя диалог с автором.
3.показать роль женщины в Великой Отечественной войне.
Методические приемы: рассказ, беседа, анализ произведений,
просмотр видео, опережающее задание.
Форма работы: индивидуальная , групповая.
Оборудование: презентация, видео, тетради, учебники, раздаточный
материал, тексты художественных произведений.
Задачи:
формировать жизненные позиции воспитанников по отношению к вечным
ценностям в меняющемся мире, организуя диалог;
создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,
чувства гордости за героическое прошлое страны;
показать роль женщины в период Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_voyny_ne_zhenskoe_litso.docx | 226.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«У войны не женское лицо».
Методическая цель: использование элементов технологии проблемного
обучения для развития поисково-познавательной деятельности воспитанника.
Цель:
Обучающая:
1.формирование умения анализировать художественный текст произведений;
пробуждать желание читать;
2. развивать умения интерпретировать текст художественных произведений
для выявления авторской позиции;
3.познакомить воспитанников с героическими страницами русской литературы,
показать ее значение в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая:
1.развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи;
2.овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа
литературного произведения;
3. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.
Воспитательная:
1. формировать жизненную позицию воспитанников по отношению к вечным
ценностям в меняющемся мире, ведя диалог с автором.
3.показать роль женщины в Великой Отечественной войне.
Методические приемы: рассказ, беседа, анализ произведений,
просмотр видео, опережающее задание.
Форма работы: индивидуальная , групповая.
Оборудование: презентация, видео, тетради, учебники, раздаточный
материал, тексты художественных произведений.
Задачи:
формировать жизненные позиции воспитанников по отношению к вечным
ценностям в меняющемся мире, организуя диалог;
создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,
чувства гордости за героическое прошлое страны;
показать роль женщины в период Великой Отечественной войны.
На уроке были использованы элементы технологий:
технологии проблемного обучения;
технология встречных усилий;
личностноориентированная;
мультимедийные компьютерные технологии;
Консект занятия "У войны не женское лицо"
объяснительноиллюстративная и информационнокоммуникативная;
обучение в сотрудничестве.
Тема: Советские женщины в Великой Отечественной Войне
Цель урока: углубить знания учащихся о вкладе советских женщин в победе над фашизмом; развить навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературы;
Оборудование: карта «Великая Отечественная Война Советского союза 1941-1945 г.», картины, таблицы, портреты женщин героев Советского Союза, к/ф «Кровь на снегу».
План занятия.
1. Вступительное слово.
2. Просмотр сюжета из к/ф «Кровь на снегу».
3. Ответы на вопросы.
Ход занятия.
1.Вступительное слово.
Война дело мужское. Это утверждение всегда принималось за аксиому и разумеется не случайно; на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда выступала в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем случае - в роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны.
А вот женщина - солдат, женщина с оружием в руках - это во все времена становилось событием невероятным. Женщина с оружием становится фактом русской истории. Первые примеры женщин сражающихся за Родину мы отмечаем в Отечественную войну 1812 г., ещё больше в годы первой мировой войны, и около 1 млн. советских женщин служили в армии в годы Великой Отечественной Войны. А ещё больше просились на фронт. Вот что записала в дневнике 27 мая 1943 года лётчица 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков Галина Докутович: «Помню 10 октября 1941 года. Москва. В этот день в ЦК ВЛКСМ было особенно шумно и многолюдно. И, главное, здесь, были почти одни девушки. Пришли они со всех концов столицы – из институтов, с учреждений, с заводов. Девушки были разные - задорные, шумные и спокойные, сдержанные; коротко стриженные и с длинными толстыми косами; механики, парашютистки , пилоты и просто комсомолки, никогда не знавшие авиации. Они по очереди заходили в комнату, где за столом сидел человек в защитной гимнастёрке.
- Твёрдо решили идти на фронт?
- Да!
- А вас не смущает, что будет трудно?
- Нет!
Они, эти девушки, были готовы к подвигу.
Говорят у войны не женское лицо, и в этом признаются спустя годы те, кто выжил: « Когда посмотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного». Потом они сами будут удивляться тому, что смогли всё это выдержать.
«Мужчина, он мог вынести, - вспоминает бывший снайпер Т.М Степанов. Он всё - таки мужчина. А вот женщина могла, я сама не знаю. Я теперь как только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда всё могли; и спать рядом с убитым, и сама стрелять и кровь видела, очень помню , что на снегу запах крови как-то особенно сильный…. Вот я говорю, и мне уже плохо…. А тогда ничего, тогда всё могла.»
То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно противоречило её женскому естеству. Но жестокая необходимость толкнула её на этот шаг, желание самой защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившего на её землю, её дом, её детей. Это было священное право.
Массовый героизм советских женщин в годы войны - явление, которому нет равных в мире. Женщины защищали Родину с оружием в руках от гитлеровских захватчиков, не щадя жизни, показывая чудеса храбрости.
Тысячи женщин были телефонистками, радистками, связистками, врачами, медсёстрами, регулировщицами, а также лётчицами, снайперами, автоматчицами. Подвиг советских женщин совершенные в годы войны навсегда останутся в памяти нынешнего и будущих поколений, за свободу и счастье, которых они сражались. Имя каждой героини - символ беззаветной любви к Родине, воинской доблести, гражданского долга. Обо всех подвигах невозможно рассказать, но о некоторых мы сегодня будем говорить.
II. Беседа о фильме.
III. Воспитатель:
Женщины тыла - где найти слова, чтобы рассказать о безмерном их подвиге. Уже в первые дни войны они заменили ушедших на фронт мужчин на заводах, в полях, на транспорте. Взяли в свои руки производство военного снаряжения, военной техники, концентратов, хлеба и т.д. Преодолевали трудности военных лет, не щадя сил они делали всё, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Женщины собирали средства в фронт обороны страны, продукты и одежду для населения пострадавшего от оккупантов, становились донорами. На постоянную заботу о них и их семьях. Посылали воинам подарки, письма. Советские женщины в тылу стали боевым резервом действующей армии. Не сломили фашисты мужества советской женщины. Рука об руку с Красной Армией, принявшей на себя главную тяжесть удара гитлеровских войск, непоколебимо стояла советская женщина на своём посту.
VII. Просмотр слайдов о войне.
VII. Вопрос: Итак, женщина войны - это героиня или страдалица?
IX. Ответы детей.
X. Заключительное слово.
За последние годы число женщин - военнослужащих в Российской армии стало быстро увеличиваться. Вначале 1993 года их было около 100 тыс., сейчас- ещё больше. По мнению офицеров, женщины- военнослужащие отличаются большей исполнительностью, добросовестностью, дисциплинированностью. И сегодня в горячих точках воюют не только мужчины; женщины в камуфляже есть в Абхазии, Карабахе, Приднестровье, в Югославии. И «работают» они не только санитарами и поварами, но и снайперами. Женщины - наёмницы, «белые колготки» - жуткий призрак Чеченской войны. И это страшно. К этому невозможно привыкнуть. Потому что война - дело мужское. А «женщина на войне - жертва неразумной женской политики». Если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке – это явление чрезвычайное. И в общественном сознании оно навсегда останется таковым.
Занятие по теме: «Детям о войне»
Цели: Формирование у детей представления о войне и роли женщины на войне.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.
Воспитывать уважение к воинам-освободителям.
Оборудование:
Аудиозапись звуков бомбежки, песен «Священная война», «И прадед мой с войны вернулся», письмо правнучки.
I.Организационный момент:
Ребята у нас с вами сегодня серьезная беседа. Беседа в память нашим прадедам и прапрадедам, воевавшим на войне.
II.Вводная часть:
Всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Шестьдесят девять лет прошло с тех пор, как она закончилась. Но каждый год снова и снова в преддверии 9мая мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятим сегодняшнюю беседу.
III. Основная часть:
День Победы самый великий и серьёзный праздник для России и многих стран мира.
69 лет назад закончилась ВОВ, а началась…ранним утром, в воскресенье, 22 июня 1941года Германия вероломно напала на наше Отечество. Был нанесён удар неведомой силы почти по всей нашей западной границе – от Балтийского моря до Чёрного моря. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам и городам, самолёты бомбили железные дороги, вокзалы, аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война.
- Ребята, как вы думаете, почему на нашу страну напали враги-фашисты?(ответы детей).
Наша страна большая и прекрасная. Она очень богатая. А богата наша Родина
широкими реками, морями, лесами, полями, лугами, большими и маленькими городами и сёлами. В её недрах хранится золото и серебро, газ, нефть.
Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные должны им подчиняться.
Гитлер хотел завоевать Россию, вывезти всё наше богатство в Германию и превратить население нашей Родины в рабов, науку, культуру, искусство уничтожить, образование запретить.
- А кто мне скажет, почему эта война называется Великой Отечественной?(ответы).
Слово: «великий » означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную территорию нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года.
Отечественной войной она называется потому, что эта война справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная Отчизна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Враги, хорошо подготовленные к захвату нашей столицы, изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить самое сердце нашей страны. Они предполагали уничтожить наши войска и до наступления зимы пройти парадом по Красной площади. Впервые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Ведь они напали на нас неожиданно. Но воины Красной армии и весь народ, нашей многонациональной Родины, проявили беспримерное мужество. Фашисты рвались к сердцу нашей Родины – городу Москва. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Жизнь москвичей в те дни была очень трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт.
«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова стали символом московской битвы.
Отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последней капли крови! Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова: «Ни шагу назад!»
В Волгограде есть дом, получивший название дома Павлова. Многие сотни красноармейцев пали в боях, защищая его. Дом не сдался врагам, устоял, хоть и остались от него лишь обугленные стены. А домом Павлова его стали называть по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего дом до конца.
Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда. Его не стали восстанавливать. Он хранит память о страшной войне. Это сражение тоже закончилось победой наших войск!
А город Ленинград был всё это время в очень тяжёлом положении. Со всех сторон он был окружён врагами. В городе находилось более 3000000 человек. И среди них 400000детей. 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Люди умирали от холода и голода. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады. Но город не сдавался.
Работали заводы, школы и даже театры. Ленинград с большой землёй соединяла Дорога жизни. Зимой Ладожское озеро замерзало и по льду шли грузовики с продуктами, медикаментами, боеприпасами для ленинградцев. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей – женщин, детей, стариков. Одна женщина, которая была водителем грузовой машины легендарной Дороги жизни, рассказывала, что однажды в сильную пургу был большой налёт немецких самолётов. Возле её машины разорвалась бомба, машина стала опускаться под лёд, а она раненая выползла на лёд, где её подобрала и спасла женщина-врач.
V. Итог:
Вам герои ВОВ посвящается!!!
Война принесла в каждый дом горе и слёзы.
На хрупкие женские плечи легла тяжёлая неженская работа.
Женские плечи
На хрупкие женские плечи
Обрушилась тяжесть войны.
Хрупкие женские плечи,
Вы оказались сильны
Воинов вы поддержали
В ожесточённом бою.
Вы для детей отстояли
Землю родную свою!
Женщины в минувшей войне не только кормили страну, ковали оружие победы, водили машины и поезда, лечили раненых, они рядом со своими мужьями, отцами и братьями отважно сражались на фронтах войны.
Женщины – героини,
Они кормили хлебом
Огромную страну.
Над Гитлером победу
Готовили в тылу.
И немцам не сдаваясь,
В боях они сражались.
Женщины – героини!
Подвиг ваш не забыт.
Бесстрашной женщины имя
Навеки народ сохранит!
Благодаря всем тем, кто принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками, 9мая 1945 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России – Великая Отечественная война.
Итог:
День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживали мирную жизнь.
Начало: сценка «Мать провожает дочь на фронт» под музыку: «Бьется в тихой печурке огонь».
И так начинался каждый день у тысяч и тысяч семей в течении четырех долгих лет,когда женщины провожали своих мужей, отцов, сыновей и дочерей на фронт с надеждой, что они вернутся. Но возвращались не все.
Ведущий
Есть в летописи подвигов Великой Отечественной войны страницы, одно прикосновение к которым доставляет сердцу особую боль и особый восторг. Боль, которая может сравниться только с болью, причиненной разрушением отчего дома, родимой колыбели. Восторг, который может испытывать человек не на словах, а на деле, воочию убедившийся в том, что духу человеческому по силам победить не только смерть, но нечто значительно большее - муки и страдания, несовместимые с жизнью.
Страницы эти посвящены ЖЕНЩИНЕ НА ВОЙНЕ.
Стихотворение «У войны не женское лицо». (из слайда №2)
Во время Второй мировой войны женщины принимали активное участие в боевых действиях, в тылу, выживали в оккупационной зоне. Советские женщины выполняли роли связисток, летчиц, медсестер, разведчиц, а в тылу женщины освоили тяжелейшие мужские профессии.
По мнению историков, первый бой советские женщины приняли в Брестской крепости 22 июня 1941 года. Немцы не могли взять эту крепость около месяца, в рядах оборонявшихся бойцов Красной Армии имелось большое количество женщин(в основном жены командиров, медсестры, связисты). Гитлеровцы даже распространили слух, что крепость обороняет специальный женский отряд НКВД. После того, когда Брестская крепость была взята, осматривая развалины, немецкие генералы с удивлением наблюдали большое количество женщин, с оружием в руках. Да и в плен попало немалое количество женщин.
Чтец 1
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова...
Голос уверено-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
Чтец 2
Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет,
Её октав железный гром
Мертвец в гробу - и тот услышит!
Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из всей симфонии войны
Я слышу только плач солдаток.
Ведущий
Женская доля... Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта. Это они заменили своих мужей, отцов, братьев в шахтах, вручную толкая вагонетки с углем. Это они в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах, под открытым небом, когда руки примерзали к металлу станков. Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать... ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин... И может быть не дождаться...
Чтец 3
Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон -
Растворились в пыли.
Вытекают из колоса зерна -
Это слезы несжатых полей,
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
Все единою болью болит,
И звучит с каждым днем непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых - любых, -
Только б не пустота похоронных,
Не предчувствие их!
Ведущий
Но не только мужчины уходили на фронт. Воевать шли и женщины, а часто совсем молоденькие, хрупкие девчонки становились медсестрами в госпиталях и на передовой. Это они, вчерашние школьницы, сменили легкие белые платьица и туфельки на сапоги и гимнастерки. Это они, такие хрупкие и тоненькие выносили на своих плечах раненых с поля боя, спасали их, помогали выжить, переживали их боль и страдания как свои. А часто, закрыв от пули своим телом, погибали.
ЧТЕЦ 1
Легкий школьный вальс
Тоже был у нас...
У него судьба была такая:
Помню, как сейчас,
Наш 10 класс
Закружила вьюга фронтовая.
Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат,
Что лежал без ног:
«Мы с тобой, сестра, еще станцуем.»
А сестра как мел...
Вдруг запела вальс.
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем:
«Это я для вас...»
А слеза катилась на улыбку...
Ведущий
Нам хочется, чтобы вы услышали о событиях той войны словами самих этих мужественных женщин.
Прислушайтесь к ним...
Из воспоминаний медсестры эвакогоспиталя Р. Поповой.
Когда началась война, я заканчивала школу медицинских сестер. В ноябре 1941 года получила долгожданную повестку. Военная служба для меня началась в госпитале станицы Михайловской, а затем на железнодорожной станции Курганной. В сентябре 1942 года вражеские самолеты разбомбили на станции эшелон с людьми, эвакуированными из Ленинграда и других фронтовых городов. Даже вспомнить страшно – так много в эту бомбежку погибло людей. В госпиталь подвозили и подвозили искалеченных детей, женщин, стариков. Фашисты упорно приближались к Курганной. Всех раненых эвакуировали в Сочи. Комиссар нашего госпиталя предложил медсестрам работать на «сан-летучке» – так называли товарные поезда, переоборудованные под перевозку раненых. Погрузку проводили скрытно, в основном ночью, избегая прицельных дневных бомбежек. Работали сутками без сна. Полностью потеряли счет времени, напрочь позабыли, какое сегодня число, какой день недели. В переполненном вагоне духота, стоны... Однажды приоткрыла дверь, с жадностью вдохнула прохладу ночи и... отключилась от свежего воздуха. Очнулась от сильного встряхивания. Кто-то привел меня в чувство и серьезно сказал: «Сестричка, будь осторожной, так можно и под колеса упасть!» В сентябре 1943 года вступили на территорию Белоруссии. Однажды в операционной я заменила свою подругу Зою. . Хирурги оперировали на трех столах одновременно. Работа шла быстро и слаженно. И вдруг – нарастающий звук немецких бомбардировщиков, визг летящих на нас бомб, взрывы, удары, жуткие крики. Кто-то крикнул: «Ложись!». Но на мне все стерильное, и я лишь слегка приседаю. Осколки бомбы вдребезги разносят все мои баллоны. Один осколок вонзился в мой правый коленный сустав Как вылезла из операционной палатки и дошла до стен школы, не помню. Вижу: вокруг горят дома, дым, множество убитых и раненых. Одну медсестру разорвало в клочья. Отовсюду – крики о помощи, стоны... Этот ужас до сих пор стоит у меня перед глазами. В самом кошмарном фильме не встречала ничего подобного.
Чтец 2
Я нес ее в госпиталь. Пела
Сирена в потемках отбой,
И зарево после обстрела
Горело на черной Невой.
Была она словно пушинка,
Безвольна, легка и слаба.
Сползла на затылок косынка
С прозрачного детского лба.
И мука бесцветные губы
Смертельным огнем запекла.
Сквозь белые сжатые зубы
Багровая струйка текла.
И капала тонко и мелко
На кафель капелью огня.
В приемном покое сиделка
Взяла эту жизнь у меня.
И жизнь приоткрыла ресницы,
Сверкнула, подобно лучу,
Сказала мне голосом птицы:
«Я так умирать не хочу!»
Из воспоминаний полевого хирурга Т. Глущенкова
Уходит время, слабеет память, но разве забудешь 1942 год, правый берег Волги у Сталинграда?
Город окутывали черные тучи дыма, пепла, пыли, ночью над ним стояло зловещее зарево пожарищ. Плывет горящая нефть по Волге — возле речного вокзала разбило баржу. Оттуда же на связанных бревнах добираются раненые. Их вылавливают санитарные посты и направляют в наш 78-й отдельный медсанбат.
В операционной палатке, развернутой в лесочке на берегу Волги, три операционных стола. Возле них — хирурги Маша Потапкина, Зина Кечетова и я. Здесь же медсестры и санитары. К нам пришли работать сталинградские девчушки.
Все они напугались, побелели, увидев работу хирургов. Некоторые попрятались за палаткой. Но раненых — нескончаемый поток.
А девчонки боятся подходить к больным. Как заставить их перебороть этот страх? Подошла я к ним, пристыдила, помогла засучить рукава. Вскоре я довольно строго сказала им:
— Вот так и надо помогать хирургам, а не падать в обморок.
Девчонки освоились и стали работать проворнее.
Крайне тяжелой, изнурительной была работа хирургов
...На операционном столе — человек, укрытый простынью. Большая потеря крови. Пульс едва прощупывается. Вместо ног —
кровавые култышки
Срочно стали готовиться к операции. Раненый тем временем пришел в себя, открыл глаза и шепотом — сколько у него был сил — запел: «Как много девушек хороших,— передохнул и дальше,— как много ласковых имен...»
Мы не выдержали. Стоим, готовые начать операцию, и плачем. А он увидел наши слезы и успокаивает:
— Не плачьте, дорогие. Я поправлюсь и без ног буду защищать Сталинград. Руками. Зубами. Но победа будет нашей...
Через операционную проходило до 110—120 раненых в сутки. Отдых у нас был короткий, спали по 3—4 часа в сутки, а иногда и того меньше.
Ведущий
Еще одна страница воинской славы - это женщины - летчицы. Подобного не знала история человечества. Ни в одной стране мира не было подобных примеров. И фашисты в страхе называли их «Ночные ведьмы».
Из воспоминаний И. Ракобольской
... 8 октября 1941 г. был подписан секретный приказ Главнокомандующего Советской армии N 00999 о формировании трех женских авиационных полков NN 586, 587, 588 - истребители, пикирующие бомбардировщики и ночные бомбардировщики. Вся организационная работа поручалась Герою Советского Союза Марине Расковой. И тогда, 9 октября ЦК комсомола объявил по Москве призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт. Сотни девушек пришли в армию по этому призыву.
...Нам выдали военное обмундирование. Но как мы неловко чувствовали себя в форме, когда надели ее в первый раз! Большие гимнастерки и брюки, длинные мешковатые шинели и - самое мучительное - сапоги от 40-го до 43-го размера. Нарочно нельзя было придумать одежды, так сильно лишающей девушек привлекательности!
Началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая "морзянку" и строевую подготовку. 7 ноября 1941 г. мы давали присягу... В феврале 1942 г. из группы формирования был выделен наш 588 ночной авиаполк на самолетах "У-2". Весь состав полка был женский
Наш учебный самолет создавался не для боевых действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, без радиосвязи и бронеспинок, с максимальной скоростью 120 км/час. Однако с первых дней Отечественной войны "У-2" начал приносить армии огромную пользу. Особенно успешным оказалось ночное бомбометание с этих маленьких машин по переднему краю противника. С наступлением темноты и до рассвета "У-2" непрерывно "висели" над целью, сменяя друг друга, методически, через каждые две-три минуты сбрасывая бомбы
В мае 1942 г. наш полк Марина Раскова привела на Южный фронт и передала в 4 Воздушную армию, командовал которой генерал-майор К.А. Вершинин. ...В воздухе господствовала немецкая авиация, и днем на "У-2" летать было очень опасно. Мы летали каждую ночь. Лишь только наступали сумерки, вылетал первый экипаж, через три-пять минут - второй, затем третий, когда на вылете стоял последний, мы уже слышали тарахтенье мотора возвращающегося первого. Он садился, на самолет подвешивались бомбы, заправляли бензином, и экипаж снова летел на цель. За ним второй, и так до рассвета.
...Тем не менее, вскоре мы встали вровень с мужскими полками, а в чем-то и обгоняли их. Резко изменилось и отношение к нам. Командарм Вершинин стал гордиться нашим полком. "Вы самые красивые женщины в мире", - сказал он. И даже то, что немцы называли нас "ночными ведьмами", стало признанием нашего мастерства... Не прошло и года на фронте, как нашему полку, первому в дивизии, присвоили Гвардейское звание, и стали мы 46-м Гвардейским полком ночных бомбардировщиков.
Конечно, девчонки оставались девчонками - возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов.
...Каждую ночь боевые экипажи вылетают на цель. Вспыхивают лучи прожекторов, они шарят по небу, лучи сближаются, и вот самолет пойман. Штурмана и летчика ослепляет нестерпимый свет... Бьют зенитки. Хочется уйти вверх, вниз, но... перегруженный бомбами самолет идет с мизерной скоростью 60 - 100 км/час, в зависимости от скорости встречного ветра. Томительно тянется время. Иногда по 10 минут не удается уйти от прожектора. И это на высоте всего нескольких сотен метров. Выше мы обычно не летали: от нас требовалась особая точность бомбометания. В некоторые ночи экипажи успевали сделать по 8 - 10 боевых вылетов. Бывало и так, что на глазах летчика над целью гибли боевые подруги. Их самолеты, сбитые зенитным огнем или ночным истребителем, обычно загорались в воздухе и огненным факелом падали на землю... А ты возвращаешься домой, тебе подвешивают бомбы, и ты летишь снова на эту цель...
Ведущий
И еще одна женская дорога на войне: радистка – разведчица и девушки партизаны. Им приходилось очень тяжело: заброшенные в тыл врага, они должны были всеми силами, а часто и ценой своей жизни, помогать фронту, следить за передвижениями немцев и под самым носом у врага передавать радиошифровки.
Из воспоминаний радистки-разведчицы В. Волкович
С первых дней войны и до апреля 1942 года - на оборонительных работах. В апреле месяце на одной из последних машин в слезах покидала родной город, сопровождая осиротевших детей нашего дома на Большую землю. Передала ребятишек в детский дом и сразу же подала заявление - добровольцем на фронт! Но после детального собеседования меня направили в специальную школу радистов-разведчиков 4-го Украинского фронта - в войсковую часть особого назначения № 5053. Оказалось, что особое назначение части - подготовка специалистов для работы во вражеском тылу. 196 дней и ночей провела я за линией фронта.
Первое задание - в районе Кривого Рога. Двух девушек старшую группы, уроженку этих мест, Наташу и меня - выбросили с парашютом в самой гуще расположения гитлеровских войск. Обстановка была очень сложной: гитлеровцы располагались в каждом доме, плотно общались с населением, тщательно проверяли все дороги и очень дотошно интересовались всеми «новоселами»...
Первый шаг - добраться до Наташиного дома - оказался удачным: дом был цел, мама Наташи жива, здорова. Она-то и объяснила немецким солдатам, откуда вдруг взялись две ее дочки, одну из которых она видела впервые в жизни...
То, что в доме располагались гитлеровцы, стало для нас большим затруднением: куда деть радиостанцию, как спрятать ее от вражеских глаз, как осуществлять связь с Центром? Придумали: на чердаке в куче хранились тыквы. Мы выбрали самую большую, освободили ее от мякоти и внутрь спрятали рацию. Антенну незаметно протянули между черепицами крыши и удачно связались с Центром.
Сеансы связи шли строго по расписанию. Мы втянулись в этот ритм и как-то успокоились, полагая, что немцы ни о чем не подозревают. Тут-то и произошло ЧП! Я слишком увлеклась передачей по рации очередных разведывательных сведений и не услышала шагов поднимающегося по лестнице на чердак немца... Очнулась лишь под его удивленным пристальным взглядом. Автоматически передала в Центр условный сигнал опасности и замерла. Ничего не сказав и не сделав, немец - его звали Лео - спустился вниз. Я тоже спустилась с чердака и лихорадочно думала, что же предпринять?.. Бежать бесполезно: кругом патрули. Вышла во двор и увидела, что Лео занимается ремонтом машины своего хозяина. Женское чутье подсказало абсолютно нелогичный шаг: я взяла четыре красивых больших яблока, подошла к немцу и передала эти яблоки прямо ему в руки. Лео молча взял яблоки и положил их на сиденье. После этого, также молча, дал мне в руки гаечный ключ; и я, как вкопанная, стояла с этим ключом, не зная, что делать, ждала: что же будет дальше? Закончив работу, солдат взял яблоки, забрал у меня ключ и, не проронив ни слова, ушел в дом. Весь день он не выходил из комнаты.
Вечером я вошла в его комнату. Лео в ужасном состоянии сидел, обхватив руками голову. Долго молчал, все сильнее обнимая свою голову и все ниже опуская ее. Потом порывисто и быстро стал мне рассказывать:
- Я родом с Рейна. Англичане разбомбили мой дом. Погибла вся моя семья - мать, отец и сестра. В нашей части служит один офицер, который был в отпуске на моей родине. Этот офицер женился на моей невесте. Больше у меня ничего и никого не осталось...
Для меня и моей Родины этот 22-летний парень был и оставался врагом. Но чисто по-человечески было очень жаль его. Солдат ни о чем меня не спрашивал и не упоминал о происшествии на чердаке. Через несколько дней между ним и его начальником произошел конфликт. Лео зашел ко мне попрощаться и сказал, что его отправляют в Югославию, воевать против партизан. Так мы и расстались навсегда.
Радом с домом появились гитлеровские пеленгаторные установки, в том числе печально известная автомашина с антенной-рамой. Начальник установок майор Адам часто заходил в наш дом и хвастал:
- Здесь близко партизаны. Мы слышим очень близко работу их радиостанции. Скоро мы их поймаем. Ты первая увидишь, как мы будем их расстреливать!
Я кивала головой и думала: конечно же, самая первая я об этом и узнаю, когда вы будете меня расстреливать...
Приближалась развязка. Гитлеровцы вели себя все тревожнее: к Кривому Рогу приближалась Красная армия. Нервозность врагов невольно передавалась и мне, заставляла работать еще бдительнее, еще осторожнее.
И вот наступил счастливый день 29 февраля 1944 года - наши войска освободили Кривой Рог. А в праздничный день 8 марта за мной приехали друзья из разведуправления: война еще не окончилась, меня ждал очередной боевой приказ.
Нас в составе семи человек десантировали в Чехословакию
Фашистам все же удалось обнаружить нашу группу во время сеанса связи с Большой землей. Завязался жестокий бой. Разведчик Ваня был ранен в руки и ноги, лежал без движения. У Бориса снарядом оторвало ногу. Я была ранена, лишь только успела спрятать шифр и рацию. Гитлеровцы сбросили всех нас в яму и заживо засыпали землей.
После кровавой бойни к нам пробрался разведчик Ян-большой и откопал нас из могилы. Несмотря на страшное потрясение и ранение, я нашла шифр, радиостанцию и передала в Центр сообщение о выполнении порученного задания.
Ведущий
Но, пожалуй, одна из самых трагических и самых волнующих страниц посвящена солдатским матерям. Это они собственными руками собирали в дорогу своих сыновей и дочерей, они писали на фронт, что дома все хорошо, в то время как сами сутками работали в поле или на заводе, полуголодные и усталые, это они со страхом и надеждой ждали почтальонов. Но для многих матерей вести, принесенные почтой, были страшными.
Ведущий
Прасковья Еремеевна Володичкина проводила в 1941 году на фронт 9 своих сыновей. От порога этого дома ушли защищать Родину Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин... За 6 лет до этого схоронила Прасковья Еремеевна мужа и молила судьбу уберечь детей. Не уберегла... Все 9 ее сыновей погибли. Тяжкий крест выпал этой женщине.
На родине Прасковьи Еремеевны Володичкиной в поселке Алексеевка Самарской области установили мемориал: скорбно застыла фигура матери, а вверх, в небо, в вечность, словно души ее девяти сыновей, устремляются 9 журавлей.
Ведущий
Анастасия Аркадьевна Ларионова, простая сибирская женщина, жительница деревни Михайловка - мать, отдавшая на алтарь Отечества семерых сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила и Николая. Всех семерых забрала война. Никто не ведает, сколько выпало ей бессонных, рвущих душу ночей, как кричало от боли материнское сердце.
Чтец 1
Постарела мать за 30 лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло?!
Как - то раз прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто ее не знал
Перед горькой памятью людской
Разлилася ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать!
Мать узнала сына в тот же миг
И понесся материнский крик:
- Алексей! Алешенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог!
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась - вдруг он упадет.
Но сквозь пули мчался сын вперед!
- Алексей, - кричали земляки. -
Алексей, - просили. - Добеги!
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит:
Жив, здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алешенька! Сынок!
Словно сын ее услышать мог...
Постарела мать за 30 лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать!
Но война не только не женское лицо, но тем более не детское. Я хочу показать вам видео о детях, которые вложили свой огромный вклад в Победу. Это «Молодая Гвардия».
Видео
Звучит музыка «В тихой печурке огонь»
Повторяется сценка о матери и дочке.
ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ.
1. Проект «У войны не женское лицо».
2. Название проекта: «У войны не женское лицо».
3. Краткое описание проекта:
Проведение работы с детьми, коллективом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны.
5. Сроки:
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Цель проекта
Активизировать работу с детьми по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
2. Познакомить с историческими фактами военных лет; а также роли женщины на войне.
3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию детей;
4. Создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;
5. Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
6. Воспитывать будущих защитников Отечества;
7. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
8. Использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
Описание проекта. Его актуальность.
Одной из главных задач заложенных в «Программе воспитания в центре» является патриотическое воспитание детей. В частности, в Программе говорится: «Воспитателю необходимо: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма.»
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Нами изучены нормативные документы: «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства, Федеральный закон от 13.03.1995 г. №32 - ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», «Закон об образовании», Федеральные законы о Государственных Символах России, документы Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных Государственных символов РФ и их популяризации».
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать детям величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, с учреждениями дополнительного образования, социумом.
Деятельность в рамках проекта:
В рамках проекта проводится следующая работа:
1) Открытие проекта «У войны не женское лицо».
Цель: сформировать знания детей о Великой Отечественной войне и роли женщины на войне.
Педагогический час на тему: «Воспитательно - образовательная работа с детьми в связи с подготовкой праздника Дня Победы в Великой Отечественной войне».
Разработан план работы с детьми по теме.
Рабочий план:
Подготовительный этап:
1. Изучение нормативных документов.
2. Поиск единомышленников. ( Блок №6.)
Основной этап:
1. Открытие проекта. « У войны не женское лицо».
2. НОД по изобразительной деятельности «Рисунки о войне. Женщина на войне».
3. Просмотр фильма «Молодая гвардия».
4. НОД по художественной литературе «Поэтические строки о войне».
5. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои». «Женщины на войне». Презентации, видеоролики.
Количественные показатели:
Экскурсия в информационный центр РОАЭС на просмотр фильма «Обыкновенный фашизм».
Экскурсия в информационный центр РОАЭС на выставку «Картины о войне».
Приглашение ветерана ВОВ. (дитя ВОВ Таранова Людмила Максимовна).
Мероприятия по проекту:
С детьми:
1. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои». «Женщина на войне.»
2. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».
3. Просмотр фильма «Молодая гвардия».
4. НОД по изобразительной деятельности «Рисунки о войне. Женщина на войне».
5. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев, «Прощание» (3. Александрова, «И снова писем нет из дома». «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев, «Навек запомни» (М. Исаковский). «Братские могилы» (В. Высоцкий)
6. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Соловьи», «Вечный огонь». «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».
7. Подготовка встречи с ветеранами войны (разучивание стихов, песен, инсценировки).
8. Экскурсия в информационный центр РОАЭС на выставку Картины о войне».
9. Экскурсия в информационный центр РОАЭС на просмотр фильма «Обыкновенный фашизм».
10. Военно - спортивная игра «Зарничка» (Закрытие проекта).
Ресурсы проекта.
В центре имеется музыкальный зал, уголки «Русской избы», патриотические центры в группах, это способствует патриотическому воспитанию детей.
Проведение экскурсий в информационный центр РОАЭС .
Библиотека - изучение художественной литературы.
Родители - участие спортивных соревнованиях.
Краткая характеристика участников проекта:
Воспитатель проводит экскурсию по музею, знакомит с историческими фактами и героями Великой Отечественной войны, которые жили и живут в нашем городе.
Родители - участвуют в спортивных соревнованиях.
Актуальность проекта
Выполнение данного проекта покажет возможности и перспективы работы в решении проблемы по активизации работы с детьми, родителями, педагогами и социумом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны. В результате реализации проекта мы смогли собрать необходимый материал для патриотического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....
Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"
Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...
Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....
Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»
Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....