Рабочая программа
рабочая программа (10 класс)
Психофизиологические основы деятельности водителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologiya.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ О.Ю. Соколова «03» сентября 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУ ДО « МУК п. Пионерский» ______________ П.И.Калёнов «03» сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019-2020 учебный год
группа ААМПТ-38(А,В), ААМПТ-38 (В,С)
По предмету: «Психофизиологические основы деятельности водителя»
Уровень обучения: Дополнительное образование
Общее количество часов: 12 часов.
Количество часов в неделю: 2 часа.
Педагог дополнительного образования: Соколова Ольга Юрьевна
Программа разработана на основе: Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по примерным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408, постановления Правительства РФ от 09.09.2014 №907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10 1993 № 1090»
п. Пионерский
2019 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Психофизиологические основы деятельности водителя»
Цель: формирование и развитие у обучающихся по профессии «Водитель транспортных средств соответствующей категории (подкатегории)» знаний и умений, направленных на безопасное и безаварийное управление автотранспортными средствами соответствующих категорий (далее –транспортных средств).
Задачами учебного предмета являются:
- Изучение основных психофизиологических особенностей человеческого организма, играющих решающую роль при обучении управлению автотранспортными средствами различных категорий (подкатегорий);
- Выявление, развитие и использование личностных качеств обучающихся инициативности, целеустремлённости, ответственности, толерантности, способности работать самостоятельно и в коллективе;
- выработка понимания о том, как наилучшим образом использовать особенности собственной психики и физиологии для наиболее эффективного формирование умений и навыков управления автотранспортным средством, применения знаний правил дорожного движения при управлении транспортным средством, в оценке и прогнозировании дорожной ситуации и принятии решений в конкретной дорожной ситуации.
Требования к уровню освоения содержания предмета.
В результате освоения учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» обучающиеся должны знать:
1. Особенности физиологии человека влияющие на формирование психомоторных навыков управления автотранспортным средством.
2. Значение высших психических функций (память, мышление, внимание, восприятие) для безопасного управления автотранспортными средствами.
3. Факторы, влияющие на изменение концентрации внимания.
4. Признаки наступающего утомления и снижения работоспособности.
5. Влияние собственного темперамента на будущий стиль вождения.
6. О социальном давлении при формировании стиля вождения.
7. Общепринятые этические нормы современного водителя.
8. Нормы общения и взаимодействия водителей в условиях современного транспортного потока.
9. Факторы, способствующие возникновению конфликтов на дороге.
10. Этапы развития конфликтов и способы их нейтрализации.
11. Причины стрессовых состояний современного водителя.
12. Психологические техники совладания со стрессовым состоянием.
В результате освоения учебного предмета ««Психофизиологические основы деятельности водителя» обучающиеся должны уметь:
1. Грамотно распределить часы практических занятий по времени суток и дням недели с целью наилучшей выработки психомоторных навыков вождения.
2. Определять временной диапазон своей работоспособности за рулем.
3. Выходить из состояния утомления.
4. Эффективно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения.
5. Прогнозировать развитие дорожной ситуации.
6. Грамотно считывать и правильно интерпретировать дорожную информацию.
7. Предотвращать развитие конфликтов, возникающих в дорожной ситуации.
8. Прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-
транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом
транспортных средств).
9. Своевременно принимать правильны е решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях.
Учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя» входит в базовый цикл примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Объем времени, отведенного на изучение предмета и виды учебной нагрузки.
На изучение учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» программой предусмотрено 12 академических часа, из них: 8 часов теоретических занятий, 4 часа - практических занятий.
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм.
Контроль знаний по учебному предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» включает:
- текущий контроль знаний;
- зачет на основе контрольных вопросов.
Текущий контроль знаний осуществляется методом опроса по темам: «Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки», «Этические основы деятельности водителя», «Основы эффективного общения», «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов», «Саморегуляция и профилактика конфликтов».
Допускается письменный контроль знаний путем самостоятельного решения ситуационных психологических задач по соответствующим темам или устным путем по итогам работы в группе.
Теоретические занятия по учебному предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» проводятся в форме комбинированного урока с использованием объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Комбинированный урок — это тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы образовательных учреждений.
В структуре комбинированного урока имеются следующие этапы:
- Организация (настрой) обучающихся к занятиям;
- повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
- работа по осмыслению и усвоению нового материала;
- работа по закреплению изложенного материала;
- подведение итогов урока с выставлением оценки за работу отдельным обучающимся на протяжении всего урока;
- выдача домашнего задания.
При проведении занятия целесообразно использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, а также через мультимедийное пособие;
- репродуктивный метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Практические занятия по учебному предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» проводится в форме урока повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала с использованием репродуктивного метода обучения.
Для реализации данного метода преподаватель использует следующие педагогические технологии:
развивающие (проблемно-ориентированное обучение, коллективная мыслительная деятельность).
деятельностные (анализ конфликтных дорожно-транспортных ситуаций, решение ситуационных психологических задач связанных с данной дорожной ситуацией).
В ходе практического занятия, обучающиеся под руководством преподавателя производят разбор типичных конфликтных дорожно-транспортных ситуаций, решают ситуационные задачи с использованием различных психологических подходов. По окончании практического занятия преподаватель проводит контроль знаний.
Для разбора типичных конфликтных дорожно-транспортных ситуаций с использованием учебно-наглядного пособия «Электронная доска» преподавателю необходимо заранее смоделировать различные дорожные ситуации и демонстрировать их на уроке в режиме презентации. В ходе демонстрации слайдов обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы. Неточные и неполные ответы исправляются и дополняются другими обучающимися или выносятся на общее обсуждение группы где преподаватель играет роль модератора направляющего обсуждение в правильное русло отсекая при этом негативные оценочные высказывания относительно других участников беседы. В ходе демонстрации тематических задач преподаватель, сравнивая различные точки зрения и опираясь на положения Правил, помогает обучающимся найти правильное решение каждой задачи.
Необходимо следить за тем, чтобы свое мнение высказал каждый учащийся. В конце обсуждения преподаватель подводит итоги обсуждения, заостряя внимание еще раз на ключевых моментах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ
«Психофизиологические основы деятельности водителя»- 12 ч
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | |
Теоритические занятия | Практические занятия | ||
1. | Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | 2 | |
2. | Этически основы деятельности водителя | 2 | |
3. | Основы эффективного общения | 2 | |
4. | Эмоциональное состояния и профилактика конфликтов | 2 | |
5. | Саморегуляция и профилактика конфликтов (Психологический практикум) | - | 4 |
Итого: | 8 | 4 |
1. Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки- 2 часа.
Теория- 2 часа.
Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.
2. Тема 2. Этические основы деятельности водителя-2 часа.
Теория- 2 часа.
Цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
3. Тема- 3. Основы эффективного общения- 2 часа.
Теория- 2 часа.
Понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.
4. Тема -4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов- 2 часа.
Теория- 2 часа.
Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.
5. Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов – 4 часа.
Практические занятия- 4 часа.
Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум.
Зачет по рабочей программе учебного предмета "Психофизиологические основы деятельности водителя".
Календарно – тематический план по предмету
«Психофизиологические основы деятельности водителя»
группа ААМПТ-38 (В,С), 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану – 12 час
Календарно – тематический план по предмету
«Психофизиологические основы деятельности водителя»
группа ААМПТ-38 (А,В), 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану – 12 час
№ п/п | Дата | Тема урока (занятия) | Количество часов | ||||
план | факт. | ||||||
Тема № 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | |||||||
1 | 09.01.2020 | Познавательные функции, системы восприятия, психомоторные навыки. | 1 | ||||
2 | 09.01.2020 | Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов. Формирование психомоторных навыков будущего водителя. | 1 | ||||
Тема № 2. Этически основы деятельности водителя | |||||||
1. | 16.01.2020 | Этика водителя. | 1 | ||||
2. | 16.01.2020 | Типы темперамента. Факторы риска при вождении автомобиля. | 1 | ||||
Тема № 3. Основы эффективного общения | |||||||
1. | 23.01.2020 | Невербальные средства общения. Приёмы невербального общения на дороге. | 1 | ||||
2. | 23.01.2020 | Барьеры, препятствующие эффективному общению. Правила эффективного общения. | 1 | ||||
Тема № 4. Эмоциональное состояния и профилактика конфликтов | |||||||
1. | 30.01.2020 | Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов. | 1 | ||||
2. | 30.01.2020 | Конфликтные ситуации в дорожном движении. Правила поведения при встрече с агрессивным водителем. | 1 | ||||
Тема № 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов | |||||||
1. | 06.02.2020 | Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения. | 1 | ||||
2. | 06.02.2020 | Саморегуляция, первичные навыки профилактики конфликтов. | 1 | ||||
3. | 13.02.2020 | Решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. | 1 | ||||
4. | 13.02.2020 | Зачет по рабочей программе учебного предмета "Психофизиологические основы деятельности водителя". | 1 | ||||
Итого: | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...