ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО БОКСУ
статья
В статье представлены основые моменты организации и методики проведения занятий по боксу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_metodika_zanyatiy_po_boksu.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
г.Уварово Тамбовской области
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
ЗАНЯТИЙ ПО БОКСУ
и:
Попов Александр Николаевич,
Автор:
Гунбин Александр Васильевич,
тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ
г. Уварово
2019 год
Обычный спортивный зал, отдельная комната размером не менее 8X12 м или летняя площадка размером 15X25 м оборудуются рингом, блоками и крюками для подвески двух—трех боксерских мешков, двух насыпных груш и платформой с пневматической грушей. Кроме того, для группы в 12-15 человек необходимо иметь 16—18 пар боксерских перчаток (10, 12 и 14 унции), 8 пар перчаток для снарядов, 4-6 боксерских масок, 1—2 пары боксерских лап, скакалки, набивные мячи разного веса (1,5—4,4 кг), гантели (0,5—2,0 кг).
Желающие заниматься боксом должны пройти медицинский осмотр с обязательным заключением невропатолога и окулиста.
Занятия с начинающими проводятся 1-6 раза в неделю.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
В процессе учебно-тренировочной работы по боксу полностью соблюдаются принципы сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности и прочности. Знание этих принципов, умение применять их при обучении боксу позволяют тренеру правильно вести занятия и скорее добиться от обучаемых успешного усвоения учебного материала, а также разностороннего физического развития.
Принцип сознательности. Усвоение учебного материала должно быть сознательным и осмысленным. Для этого тренер объясняет занимающимся сущность бокса, его ценность как средства физического воспитания, разъясняет им, что мастерство боксера заключается в искусном обыгрывании противника при помощи разумного сочетания защиты и нападения.
Тренеру лучше вначале ознакомить обучаемых со всем основным арсеналом ударов и защит, который им предстоит освоить. Обратить внимание учеников на значение защит и прямого удара левой, на необходимость прочно усвоить эти элементы бокса.
Тренер должен рассказать о том, что все удары могут применяться в трех основных формах: атакующей, встречной и ответной.
При обучении технике бокса тренер объясняет значение и тактические возможности каждого удара, защиты или другого действия, особенности его исполнения, а также наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении этих действий и способы их исправления. Давая пояснения, тренеру полезно использовать примеры из боевой практики выдающихся мастеров бокса.
При обучении упражнениям на боксерских снарядах (мешке, груше и т. д.) тренеру следует объяснить обучаемым, как необходимо выполнять упражнения и какие качества они развивают у занимающихся.
Изучая общеразвивающие упражнения, необходимо рассказать о назначении упражнения, его особенностях, указать на необходимость усвоения правильного дыхания и развития способности расслаблять неработающие мышцы.
Боксеры, прошедшие подготовку, основанную на принципе сознательности усвоения изучаемого материала, способны самостоятельно и с успехом строить свои тренировки и бои на состязаниях.
Принцип активности. Активное участие в учебно-тренировочном процессе как каждого боксера, так и всего спортивного коллектива имеет большое значение для успешной работы секции бокса.
Тренеру надо на каждом занятии стараться стимулировать активность занимающихся, строить занятия так, чтобы они вызывали у учеников интерес. Учебный план, программу занятий, проект календаря спортивных мероприятий, а также итоги состязаний следует обсуждать на собраниях всего коллектива, внимательно прислушиваясь к предложениям и замечаниям членов секции. Можно поручить наиболее квалифицированным боксерам из числа занимающихся в секции или специально приглашенным сделать краткие сообщения по вопросам техники и тактики бокса, методов тренировки. Примерные темы таких сообщений: "Как я бегаю кроссы", "Защита - основа мастерства боксера", "Как я тактически строил бои на первенстве округа", "Почему я проиграл финальный бой", "Значение и методика проведения упражнений со скакалкой", "Обманные действия боксера в бою", "Как развивать боевое мышление боксера", "Тактика в боксе", "Техника и тактика лучших боксеров" и т. п. Во время практических занятий тренеру надо всячески поддерживать и поощрять любознательность и инициативу занимающихся. Проводя занятия групповым методом, нельзя уделять внимание только одному-двум наиболее одаренным боксерам, предоставляя остальных самим себе. Такое отношение снижает активность и интерес остальных занимающихся. Тренер должен постоянно проявлять педагогический такт и своим авторитетом не подавлять инициативу и активность занимающихся, а лишь направлять их к желаемой цели. Большую роль в повышении активности занимающихся играют даваемые им задания на самостоятельное изучение элементов техники, тактики бокса и выполнения упражнений с целью приобретения необходимых качеств. Эти задания следует предварительно обсудить с учениками, внимательно выслушав их мнения и желания. Задания на самостоятельную работу даются примерно следующего содержания: отработать правильное положение кулака и локтя при том или ином ударе, освоить технику защит отходами, уклонами, отбивами, нырками и т. п.; совершенствовать технику ближнего боя, улучшить передвижение, подобрать и выполнить упражнения, направленные на развитие силы ног, брюшного пресса, рук, укрепления связок рук или ног и т. д.
Боксер, приученный к активному выполнению заданий в процессе учебно-тренировочной работы, обычно проявляет столь необходимую для достижения победы активность и на ринге с противником.
Принцип наглядности. Наглядность при обучении играет существенную роль для правильного, быстрого и прочного усвоения материала. Она достигается показом каждого изучаемого приема и действия.
В работе тренера имеет огромное значение умение образцово, выразительно показать удар, защиту, упражнение или их элементы в сочетании с рассказом.
Показывая элементы техники бокса, тренер должен стараться выполнить их образцово. Удар, защита или какой-либо другой элемент техники сначала показывается несколько раз в целостном виде и в боевом темпе, затем повторяется в замедленном темпе с указанием особенностей удара или защиты. Если упражнение сложное, то оно, кроме того, показывается по элементам.
Для улучшения наглядности обучения на занятиях используются рисунки, фотоснимки, кинограммы, плакаты, кинофильмы. Кроме того, полезным будет посещение с учебной целью состязаний и тренировок мастеров спорта.
Принцип систематичности. На основе многолетнего опыта боксеров и тренеров в настоящее время разработана рациональная система изучения техники и тактики бокса.
Тренер должен придерживаться установленной последовательности изучения ударов, защит и упражнений. При обучении от простых приемов и действий переходят к более сложным, от легких к более трудным, от уже знакомых к незнакомым. Тренеру необходимо учитывать индивидуальные качества и подготовленность каждого занимающегося, с тем чтобы соответственно подбирать и менять сложность и дозировку упражнений.
Занятия должны быть регулярными. Без соблюдения этого требования нельзя говорить о систематичности в обучении и тренировке боксера.
Только при соблюдении систематичности в прохождении материала и проведении тренировок боксер может овладеть многими техническими и тактическими приемами, а его общая и специальная физическая подготовленность достигнет высокого уровня, позволяющего одерживать победы.
Принцип доступности. Тренеру в своей работе придется иметь дело с различными по интеллекту, технической, тактической, физической и морально-волевой подготовке боксерами.
Естественно, что в зависимости от этого тренеру необходимо будет по-разному подбирать и излагать учебный материал, дозировать физические упражнения. То, что для одного боксера будет доступно, для другого может оказаться не под силу. Это относится не только к общеразвивающим упражнениям, но и к изучению техники и тактики бокса. Для квалифицированного боксера новая серия в 3-4 удара вполне доступна, а для молодого боксера она будет слишком трудна и преждевременна.
В зависимости от подготовленности занимающихся изменяются и методы их обучения. Для одного боксера достаточно лишь показать новую серию ударов, чтобы он ее усвоил в целом, а для другого придется эту серию изучать по элементам с подробными пояснениями и многократным показом.
На занятиях тренер также должен стремиться подбирать партнеров для тренировки примерно одного веса, опыта и возраста, устанавливая доступную для обоих нагрузку.
Принцип прочности. Элементы техники и тактики бокса должны настолько прочно усваиваться занимающимися, чтобы безотказно служить им и полностью использоваться не только на тренировке, но и в бою на ринге. В достижении этой цели заключается одна из важных сторон работы тренера. Все удары, защиты, контрудары, передвижения и их разновидности, зависящие от тактической целенаправленности, должны быть прочно усвоены занимающимися. Прочные знания и навыки - это надежный фундамент, на котором может совершенствоваться спортивное мастерство боксера. Они вырабатываются в процессе многократного повторения разученных приемов в разнообразных тактических условиях. Отсюда следует сделать вывод о необходимости достаточно продолжительного обучения и тренировок. Тренер имеет право разрешить ученику первый раз участвовать в состязаниях только тогда, когда он прочно овладел основными ударами и защитами. Особенно следует уделять внимание защитам, так как они усваиваются обычно труднее, чем удары. Срок обучения основам техники и тактики бокса может быть различным. Он зависит от физической подготовки и способностей ученика. В среднем этот срок равняется 6-8 месяцам.
Чтобы прочно усвоить и усовершенствовать в необходимой степени боевые навыки, боксеру следует тренироваться в выполнении ударов и защиты, проведении маневра во время "боя с тенью", упражняясь на боксерских снарядах, в парах с партнером, на лапах и т. д. Наиболее ценным упражнением следует признать ведение условных и вольных боев с партнером, во время которых боевые навыки боксера совершенствуются при взаимодействии с противником и в различных тактических условиях.
Основной формой обучения и тренировки является учебно-тренировочное занятие, которое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Все части занятия органически связаны между собой и последовательно переходят одна в другую. Во всех трех частях занятия решается общая задача, стоящая перед занимающимися в целом. Кроме того, в каждой части занятия решаются еще и частные задачи.
Каждое занятие по своей целенаправленности должно быть связано с прошедшим и последующим.
Задачи, выполняемые в каждой части занятия, и содержание этих частей приведены ниже.
1. Подготовительная часть.
Задача. Подготовить организм к предстоящей нагрузке.
Содержание. Построение и краткое объяснение задач занятия. Ходьба простая, ускоренная, бег, упражнения во время ходьбы, "бой с тенью".
2. Основная часть.
Задачи:1)Общее физическое развитие;
2)Изучение элементов техники бокса и выработка навыков;
3) Тренировка (закрепление изученных элементов техники, совершенствование физических и морально-волевых качеств).
Содержание. Изучение элементов техники бокса, условные и тренировочные бои, упражнения на различных боксерских снарядах, "бой с тенью", упражнения на боксерских лапах, со скакалкой. Гимнастика лежа, сидя, стоя.
3. Заключительная часть.
Задача. Приведение организма в относительно спокойное состояние.
Содержание. Медленная ходьба, глубокое дыхание, расслабление мышц.
При обучении время каждой части занятия распределяется примерно следующим образом:
- подготовительная часть - 20-30 минут;
- основная часть - 55-80 минут;
- заключительная часть - 5-10 минут.
Последовательность изучения техники:
- назвать удар, защиту или упражнение;
- показать упражнение (удар, защиту) в целом, сопровождая кратким пояснением техники выполнения и тактических особенностей его;
- опробовать упражнение (удар, защиту) в целом;
- показать упражнение (удар, защиту) по элементам, если оно сложно;
- изучить упражнение (удар, защиту) по элементам;
- изучить упражнение (удар, защиту) в целом;
-тренироваться в выполнении упражнения (удара,
защиты).
Например, при изучении прямого удара левой в голову тренер должен выполнить следующее.
1. Несколько раз показать удар в целом, поясняя при этом, что прямой удар левой является основным ударом в боксе, имеющим то преимущество, что он проходит по кратчайшему расстоянию к противнику и поэтому может быть быстрым и точным. Прямой удар левой может подготавливать собственную атаку и останавливать атаку противника. Тренер должен показать правильное положение кулака при соприкосновении его с целью и указать на необходимость страховки правой рукой на случай возможных ударов со стороны противника.
2.Дать опробовать всем обучаемым выполнение
удара (по воздуху).
3. Показать и пояснить, что прямой удар левой
складывается из трех основных элементов: перемеще
ния тяжести тела на левую ногу; поворота туловища
вправо; движения руки вперед к цели.
4. По нескольку раз повторить с обучаемыми элементы удара в такой последовательности: перемещение тяжести тела на левую ногу, поворот туловища вправо.
В итоге получается одно движение, состоящее из двух
основных элементов. К этим движениям добавляется
движение левой руки к цели.
Когда все три элемента исполняются слитно, почти одновременно получается прямой удар левой в голову.
5. Изучить с обучаемыми удар в целом, указывая на
ошибки и на способы их исправления.
6. Тренировать в нанесении удара в целом на мешке, груше, в условном бою с партнером или на лапах.
Указанный здесь порядок изучения прямого удара левой в голову распространяется на все удары.
Более простые элементы техники бокса, как, например, передвижения, некоторые защиты (подставка, отбив, отход, отклон, уклоны), изучаются и усваиваются не по элементам, а в целом.
Техника бокса изучается в такой последовательности:
- боевая стойка;
-передвижения - прямые удары, защиты от них, контрудары;
-боковые удары, защиты от них, контрудары;
-удары снизу, защиты от них, контрудары;
-ближний бой;
-бой на средней дистанции;
- серии ударов.
Удар следует первоначально изучать без перчаток, в одной шеренге, нанося удары по воздуху. Затем обучаемые разбиваются на пары и без перчаток изучают попеременно удар и защиту от него.
Изучение ударов и защиты с партнерами без перчаток необходимо для того, чтобы обучаемые хорошо усвоили и осознали технику нанесения ударов и применение защиты.
Изучению защиты, как уже говорилось, необходимо уделять больше внимания и времени, чем ударам, так как на каждый удар имеется несколько приемов защиты, которые труднее усваиваются, чем удары.
Обычно обучаемые все свое внимание отдают удару, стараются скорее его освоить, полагая, что мастерство бокса заключается в нанесении ударов. На самом деле мастерство заключается в сочетании удара и защиты. Вот почему приемы защиты должны быть изучены так же хорошо, как и удары.
Изучив удары и защиты без перчаток, переходят к закреплению изученного в перчатках. При этом обучаемые должны будут применять более быстрые и сильные удары, что в известной мере приближает их к боевым условиям и способствует выработке необходимых навыков. Изучение ударов и защит строится таким образом, что один из боксеров наносит удар, а другой защищается, применяя по очереди все защиты. Затем они меняются.
После этого удары и защиты закрепляются в так называемом условном бою. Условным боем называется бой с применением только тех ударов и других действий, которые разрешил тренер.
В дальнейшем удары, защиты и другие действия совершенствуются при выполнении упражнений на боксерских снарядах и лапах. Так, по мере усвоения техники и тактики бокса обучаемый будет постепенно обогащаться все новыми и новыми элементами техники бокса. Условные бои будут разрешены тренером с применением почти всего основного арсенала боевых средств боксера и постепенно перейдут в тренировочные бои.
Тактика бокса изучается одновременно с изучением техники. При изучении удара или защиты тренер должен разъяснять и показывать различное их применение и видоизменение в зависимости от тактических задач, действий противника, характера складывающегося боя. Например, прямым ударом левой можно:
- не позволить противнику сосредоточиться для атаки;
- остановить атаку противника;
- подготовить собственную атаку;
- атаковать противника;
- контратаковать.
В зависимости от тактического назначения меняются характер, техника удара и даже положение кулака при соприкосновении с целью. Например, при остановке атаки противника прямой удар левой наносится жестко, вес тела резко вкладывается в удар, мышцы руки напряжены, кулак - пальцами вниз.
При подготовке собственной атаки или с целью не позволить противнику сосредоточиться для наступления удар прямой левой наносится легко, расслабленной рукой с небольшим и плавным перемещением веса тела на левую ногу. Пальцы кулака направлены вправо или по диагонали (вправо вниз).
Если боксер решил избежать прямого удара противника, не отдавая ему инициативы, то он может нанести быстрый удар левой, который будет менее жестким, нежели при остановке атаки, и более резким, чем при подготовке собственной атаки. Как видно, техника нанесения удара изменилась в зависимости от его назначения.
То же самое происходит и с защитами. Владея всеми видами защиты, боксер будет применять ту, которая способствует выполнению его тактики.
Например, от прямого удара левой в голову можно применить 10 видов защиты: подставка, отбив правой рукой влево, отбив правой рукой вправо, отклон назад, отход назад, уклон влево, уклон вправо, нырок влево и нырок вправо, боковой шаг с поворотом "сайд-степ".
Если боксер не хочет сближаться с противником, он может защищаться отходом назад или применить нырок вправо с шагом вправо. Если же он хочет использовать удар для сближения с противником, то ему следует защищаться либо уклоном, либо нырком, либо отбивом влево.
Если боксер предпочитает сохранить имеющуюся дистанцию боя, то он может использовать защиты подставкой или отклоном назад.
Тренеру необходимо рассказывать и показывать обучающимся все тактические возможности ударов, защит и контрударов.
Процесс обучения, по существу, продолжается в течение всей спортивной деятельности боксера. Изучив основы техники и тактики бокса, боксер в дальнейшем постоянно совершенствует их. Опытные мастера ринга, даже в процессе подготовки к крупным соревнованиям обязательно продолжают повторять и изучать элементы техники и тактики бокса.
Участие в соревнованиях является неотъемлемой и важной частью учебно-тренировочного процесса. Поэтому после усвоения основ техники и тактики каждый боксер стремится участвовать в соревнованиях.
По материалам книги: В. Степанов, Ю. Соколов, Ю. Радоняк "Бокс". М. 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заезд задним ходом в бокс
Данная презентация обучает учащихся правила заезда задним ходом на зиле в бокс...
бокс
призентация к секции по боксу...
Рабочая программа по боксу
В данной программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, план построения тренировочного процесса группы НП 1года обучения, тренировочные занятия разной направленности. В док...
Спортивное питание в боксе
Статья о питании спортсмена боксера....
Спортивные единоборства. Бокс
Программа дополнительного образования детей среднего и старшего школьного возраста...
Мастер класс по организации дистанционных занятий по боксу
https://www.youtube.com/watch?v=M9e3XcBPavQ...
Бокс для детей. О пользе занятий боксом.
Бокс для детей. О пользе занятий боксом....