Статья "Индивидуальный профориентационный маршрут особых категорий учащихся"
статья

В статье рассматриваются подходы к построению индивидуальных профориентационных маршрутов обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старовская Е.А.

Заведующий информационно-методическим отделом, методист

Коймова К.Л.

Педагог дополнительного образования

Рычагов А.С.

Педагог дополнительного образования

Яговкина Е.В.

Методист отдела техники

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга (ГБУДО ДТДиМ Колпинского района)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МАРШРУТ

ОСОБЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИХСЯ

Выбор профессионального пути – одна из вечных человеческих проблем. Поиск сферы деятельности, обеспечивающей профессиональный рост и общественное признание – довольно сложная задача для школьников. Общее образование не всегда обладает возможностью погрузить учащихся в профессионально-образовательную среду настолько, насколько это возможно в условиях системы дополнительного образования. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, предоставляющее личности целый спектр возможностей выбора для самоопределения, стимулирующее процессы личностного саморазвития, многогранное раскрытие способностей и ранней профориентации. Дети могут выбрать то направление творчества, которое им близко, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.

Во Дворце творчества детей и молодежи Колпинского района подходы к построению индивидуальных профориентационных маршрутов складывались постепенно. Первым этапом стала разработка специальных карт для построения индивидуальных образовательных маршрутов одаренных обучающихся: в 2014-2015 учебном году появилась карта ребенка с особыми образовательными потребностями и талантами; в 2015-2016 – план индивидуально-профилактической работы для детей, нуждающихся в особой заботе; в 2017-2018 была разработана карта педагогического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Построение индивидуальных образовательных маршрутов, как правило, в большей или меньшей степени сопряжено с профориентационной работой. Таким образом, на сегодняшний день, во Дворце творчества индивидуальный профориентационный маршрут может быть построен для всех категорий обучающихся с учетом персональных особенностей.

Индивидуальный профориентационный маршрут обучающихся отдела техники строится из ряда взаимосвязанных компонентов. В первую очередь осуществляется определение образовательных потребностей обучающихся. Далее по мере обучения техническому творчеству педагог наблюдает за ребенком и производит анализ реальных учебных возможностей обучающегося. Следующим важным шагом в построении профориентационного маршрута является определение целей первичного профессионального самоопределения обучающихся. Здесь важно отметить, что педагог выступает лишь в роли тьютора, а с целью обучающийся определяется самостоятельно. Далее педагог подбирает индивидуальные составляющие профориентационной работы. Именно через данные профориентационные шаги строится персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося.

Схематично индивидуальный маршрут каждой категории обучающихся можно представить в виде спиралей. Так спираль личностных возможностей одаренных детей имеет более частые витки, а переход на новый виток спирали происходит достаточно быстро. Таким образом,  детям с повышенной мотивацией к обучению будет предоставлена возможность высокого темпа освоения программы технической направленности, а, следовательно, ребенок получит больше возможностей для профессиональных проб, что и отражается в карте построения индивидуального маршрута одаренного ребенка.

Спираль личностных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья будет существенно отличаться: витки спирали будут более широкими, а их количество не столь большим, как в предыдущем случае. Данные изменения вызваны тем, что увеличивается временной диапазон перехода с одного витка на другой, что обусловлено особенностями здоровья обучающегося.

У детей группы социального риска витки спирали будут иметь острые углы. Ведь основной задачей в построении индивидуального профориентационного маршрута для данной категории детей является в первую очередь коррекция особенностей поведения (умение обходить «острые углы») через создание комфортной среды самоопределения и творчества на занятиях.

Система построения профориентационного маршрута в отделе техники является довольно гибкой. Это обусловлено возможностью использовать как внутренние (внутри объединений), так и внешние (выходящие за пределы ДТДиМ) формы работы, способствующие самоопределению и самореализации обучающихся.

Например, к внешним формам профориентационной работы относится участие в конкурсе  профессионального мастерства в рамках Регионального Чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Junior. Обучающиеся из объединений «Графический дизайн на компьютере» и «Мехатроника» уже несколько лет включены в движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. С каждым годом движение WorldSkills Russia растет за счет появления новых компетенций. А каждое участие обучающихся отдела техники ДТДиМ дает все новые и лучшие результаты. Растет движение и ребята вместе с ним. Участие в конкурсе позволяет ребятам полностью погрузиться и развить уже зародившиеся навыки мастерства в выбранной специализации. Даже само участие в подобных конкурсах вдохновляет ребят на освоение новых знаний в выбранной профессиональной области. Таким образом, конкурсы стимулируют обучающихся к достижению наилучших результатов. Планирование, участие, а также результаты конкурсов и соревнований отражаются в картах ребенка с особыми образовательными потребностями и талантами.

К внутренним профориентационным формам работы относится проектная деятельность. Так  обучающиеся из объединения «Графический дизайн на компьютере» продолжают развивать свои профессиональные компетенции через участие в совместном проекте с отделом «Экоцентр» - «Музей природы «ЛиннеУм». В этом году ребята уже успели поработать над созданием логотипа интерактивно-образовательного пространства «ЛиннеУм». А весь прошлый год учащиеся оттачивали профессиональные навыки в области компьютерного графического дизайна через оформление афиш к мероприятиям, проводимым внутри Дворца. Ребята из объединения «Мехатроника» также принимают активное участие в проектной деятельности. Проекты в данной области способствуют формированию умения находить, анализировать и оценивать информацию, а также умению работать с библиотеками приложений и составлять собственные программы для микроконтроллера Arduino. Важно отметить, что проектная деятельность является универсальной формой деятельности доступной для любой категории учащихся. Участие в проектах отражается  в формах фиксации построения индивидуальных маршрутов для каждой категории особых обучающихся.

К внутренним формам работы относятся  и различные игры с профориентационным направлением, организуемые для детей группы социального риска. Индивидуальный профориентационный маршрут для данной категории детей строится, опираясь на поведенческие особенности. Игровая форма работы способствует в первую очередь привлечению внимания обучающихся к техническому творчеству и техническим профессиям соответственно, а также создает благоприятную коммуникативную среду, что также содействует профессиональному самоопределению обучающихся и отражается в плане индивидуально-профилактической работы.

Профориентационные формы работы для детей с ограниченными возможностями здоровья подбираются с учетом возможностей конкретного обучающегося. Так в объединении «Графический дизайн на компьютере» при создании дизайнерского продукта каждый обучающийся выполняет определенную часть работы. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья подбирается специальное задание, с которым, он хорошо справляется. Например, подбор шрифтов в процессе создания афиши. Все нюансы профориентационного сопровождения обучающегося  вносятся в карту педагогического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении хотелось бы отметить, что эффективность построения индивидуальных маршрутов, способствующих самореализации и профориентации обучающихся напрямую зависит от педагогического анализа, который строится, в том числе и с опорой на указанные выше  формы фиксации.

Педагогическая практика отдела техники Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района позволяет включать компоненты профориентационной работы в индивидуальный маршрут любой категории обучающихся, предоставляя личности каждого ребенка возможность на самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пеший спортивный туристский маршрут 1 категории сложности по Западному Кавказу "Реки Предгорья"

Маршрут "Реки Предгорья" проложен по территории Северского, Геленджикского и Абинского района Краснодарского края по верховьям рек Афипс, Пшада, Убин и низкогорью Западного Кавказа. Маршрут проходит п...

ОТЧЕТ о прохождении водного туристского спортивного маршрута 2 категории сложности по Западному Кавказу совершенном группой туристов МО Выселковский район в период с 20.07 по 24.07. 2016 года.

ОТЧЕТо прохождении водного  туристского спортивного маршрута___2___ категории сложности по Западному Кавказусовершенном группой туристов МО Выселковский районв период с    20.07...

Отчет о прохождении водного туристского маршрута 1 категории сложности по реке Вороне

Отчер об учебно-тренировочном водном походе, в котором воспитанники обучаются технике гребного слалома, учатся проходить водные препятствия, готовятся к соревнованиям по технике водного туризма, приоб...

Отчет о прохождении маршрута 1 категории сложности

Отчет о прохождении спортивно - туристского маршрута составлен мной по итогам зачетного аттестационного мероприятия для обучающихся по программе "Юные судьи туристских соревнований". Отчет и...

Отчет о прохождении маршрута 2 категории сложности

Отчет о прохождении спортивно - туристского маршрута составлен мной по итогам зачетного аттестационного мероприятия для обучающихся по программе "Юные судьи туристских соревнований". Отчет и...

Статья "Имплантируемые дети как особая категория обучающихся"

В данной статье рассматриваются кохлеарноимплантированные обучающиеся как особая группа учащихся, отличная от слышащих учащихся и учащихся с нарушением слуха....

«Дети войны – особая категория людей!»

Методическая разработка воспитательного мероприятияГражданское и патриотическое воспитание1.1 Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание1.2 Тема воспитательного мероприятия...