Статья "Просто хорошие люди"
статья
Развитие и воспитание человека неразрывны. Есть разные пути достижения этой цеи. В этой статье мой путь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prosto_horoshie_lyudi.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Силантьева Маргарита Борисовна,
педагог дополнительного образования
Просто хорошие люди
Комплексная работа по воспитанию личности в коллективе
Школа - тяжелый период в жизни каждого ребенка. И не только ребенка, но и родителей. Классный руководитель - один из тех, кто должен помочь пройти этот этап с наименьшими потерями. Это и проблемы учебы, и проблемы здоровья, и проблемы межличностных отношений, и проблемы воспитания. Классный руководитель - это тот человек, который создает в коллективе атмосферу добра и уюта, с которым можно поговорить не только о делах, но и просто так. И это уже не коллектив, а семья, в котором есть и любовь, и уважение к каждому ребенку.
2013 год. Я стою на крылечке школы, в руках у меня табличка с надписью 5в класс. И рядом 21 личность, каждая из которых со своим характером, со своей ответственностью, со своей душой, со своим счастьем! Сама я по жизни боец и трудоголик. И с самого начала в работе с коллективом была сформулирована установка на рабочую атмосферу в классе. Девизом класса стало высказывание Леонардо да Винчи ”Счастье достается тому, кто много трудится”.
Небольшое отступление. Проблема трудолюбия очень актуальна во все времена. Оно формируется еще с детства, и особая роль отводится именно родителям. Роль семьи - определяющая в развитии ребенка, и именно с детства родители формируют привычку трудиться! Очень важен результат труда и понимание того, что он дарит человеку: минуты радости или наслаждения, а возможно и счастья.
А что же с трудолюбием в моем теперь 5в классе? В классе преобладающее количество девочек. Казалось бы надо радоваться, ведь женский пол считается, в отличие от мужского, более работоспособным. Но это не про мой класс! Большинство детей в классе по своей натуре склонны к лени, они не приучены к труду. Говорят, что “Спасение утопающего дело рук самого утопающего”, но у меня на этот счет свое мнение. Надо помочь человеку изменить себя, задать ему цель, найти ему дело, которое в дальнейшем будет приносить ему удовлетворение.
Но как победить лень?
Необходимо найти общее дело, создать атмосферу сплоченности в коллективе и работать на общий успех команды. Именно команды! Я желала бы, чтобы 5в стал командой, где каждый был бы связан со всеми общей идеей, общими интересами. Слово команда заимствована из спортивного лексикона, а поскольку я человек из спорта, мне это импонирует. И был рожден еще один девиз класса: “ Команда - когда мы вместе!”
А ещё важно, чтобы родитель посмотрел на своего ребёнка с другой стороны - каков же он в стенах школы. Поэтому в команду класса были подключены и родители, и их непосредственное участие в мероприятиях становится ещё более важно для формирования личности ребенка. Идеи мероприятий возникали спонтанно, внезапно, вдруг. И превращались в акции, проекты, интегрированные уроки, марафоны, походы, домашние чаепития, классные часы.
Первым нашим общим делом стало участие в Акции по сбору макулатуры. В нашей школе, два раза осенью и два раза весной, проводится организованный сбор макулатуры. Я провела классный час: "Собери макулатуру - спаси дерево!", объяснив смысл и идею акции. Принести макулатуру должен был каждый. Не все родители приняли мою идею на "ура". Где взять? Зачем? В каждом доме, в каждой семье неизбежно скапливаются старые бумаги. На удивление, дети ответственно подошли к этому делу. Но не обошлось и без тех, кто остался равнодушным. Мы собрали больше всех в школе и победили! Рады были все, и даже родители. Хоть раз мы в чем-то превзошли А и Б классы. Но суть в другом, в активной жизненной позиции! В течение нескольких лет мы, команда, уже 7в + родители, сдаем макулатуру и занимаем первые места в школе, хотя иногда они "бурчат", что устали, что макулатуры уже нет. Но каждый раз она опять появляется. Некоторые семьи подключают весь подъезд к сбору, у кого-то подключается офис. Бывало объем макулатуры переваливал за пол-тонны. Не скрою, что каждый раз, один, два человека безответственно подходят к общему делу. Но когда мы в очередной раз выигрываем по объему собранной макулатуры, а это есть трудовое воспитание, мы становимся Счастливыми! За два с половиной года нашими совместными усилиями было собрано 2980 кг. 50 деревьев были спасены от вырубки! Это благое дело будет иметь свое продолжение
Следующим направлением моей работы с детьми стало вовлечение их в занятия спортом. Я хотела свою любовь к волейболу передать детям. Волейбол очень интеллигентный и интеллектуальный вид спорта. Он учит общению в коллективе, он сплачивает команду. Волейбол дал мне возможность установить еще более тесную связь с детьми. В первый год обучения занималось 17 человек из 21 в классе. Конечно, отсев неизбежен. В настоящее время серьезно волейболом занимается 10 человек. И эти 10 являются связующим звеном в общении с остальными. Не скрою тот факт, что не все дети положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом. Причина такого отношения и есть лень; не заложена привычка физического труда с детства. А потом, когда человек взрослеет, возникает внутренний комплекс: я это не умею, я это не могу, у меня не получится. А те дети, назовем их воодушевленными волейболистами, своим спортивным настроем, своим сформированным характером, волей и опытом вдохновляют остальных, ленивых и слабых духом.
Очень важно заниматься спортом! Спорт воспитывает культуру движений, но самое главное, учит человеческому общению, учит понимать друг друга, учит дружбе!
Увлечение волейболом выходит у нас за рамки спортивного зала. Мы путешествуем, ходим в походы, выезжаем на турниры. В копилке наших выездов города: Сестрорецк, Кировск, Псков, Великий Новгород, Алушта
Традиционным является Рождественский турнир в городе Сестрорецке. Дети играют на открытом воздухе, на снегу наравне со взрослыми. В прошлом, 2015 году, команда юношей, тогда еще 6в, в составе 4 человек выиграли у ребят специализированной спортивной школы.
Поездка в город Кировск также является ежегодной и имеет не только соревновательную направленность, но и является одной из форм патриотического воспитания молодежи. Открытый турнир по волейболу на снегу в городе Кировске, а он проводится в этом году уже в 4 раз, посвящён 72-годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Это есть турнир памяти для всех россиян и особенно, для жителей Ленинграда/Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и для ребят моего класса несомненно.
Первый детский всероссийский фестиваль волейбола в Великом Новгороде, фестиваль снежного волейбола “Масленица” в Пскове - это ещё одна часть наших совместных поездок. Показать себя как неплохого волейболиста на соревнованиях - это здорово! А ещё важно развивать и расширять свой кругозор, что и дают нам поездки. А знакомство с историей и другой культурой позволит вырасти в Личность!
Спорт даёт понимание смысла жизни, даёт клик в Счастливую жизнь.
2014 год. В российском городе Сочи проходят Зимние Олимпийские Игры. Мне необходимо было связать столь великое событие как национальное достояние с пониманием важности и гордости за свою страну у ребят.
Интереснейший проект был придуман одним из родителей. Это творческий человек, мама, неравнодушная ко всему, что происходит в жизни класса. Название проекта: “Спортивный корреспондент”. Дети брали интервью у учителей. Узнавали о спортивных увлечениях их детства, спрашивали, ведут ли они сейчас здоровый образ жизни и какие виды спорта им более интересны (не только теоретически), ходят ли учителя сегодня в спортивный зал, будут ли они следить за новостями Олимпиады. Ребята рассказывали о спортивных объектах Олимпийской деревни, о том, какое это грандиозное событие! Причём делали они это самостоятельно, с энтузиазмом. И напоследок было снято видео-интервью с директором школы. В итоге, анализируя, я поняла, что детям необходимы такие проекты. Им только дать идею, направить, подтолкнуть, и они готовы самостоятельно себя реализовывать.
А дальше 2015 год. Учебный процесс идет вяло, из двоек не вылезаем, особенно печально с предметом "русский язык". В голову пришла мысль, а что если соединить два предмета - русский язык и физическую культуру. Во-первых, интересно и ново, во-вторых, стимул для совершенствования себя в гуманитарной области. Не могу сказать, что произошли какие-то глобальные изменения в качестве знаний по русскому языку, но менять стиль в обучении детей, менять методику преподавания важно, особенно для детей, не заинтересованных процессом учёбы. И ещё очень важно развивать стремление у детей к физическому и духовному самосовершенствованию. Межпредметная связь расширялась, добавлялись и другие предметы гуманитарного цикла: литература и география. В перспективе есть желание провести интегрированный урок немецкого языка и физической культуры по любимой моей и, думаю, детей теме: ”Волейбол”.
В продолжение той же темы - нежелания учиться, нежелания учить стихи. Это и есть жизненная леность, и, как следствие, двойки текущие, четвертные, годовые. Что удивительно, в отличие от детей, думаю об этом денно и нощно. Мне захотелось сделать нечто, развивающее душу и внутренний мир ребенка. Появился проект “Литературный марафон”, приуроченный к году литературы. Возможно, это будет мотивировать их учиться, хотя бы в литературной области. Было решено один раз в месяц проводить тематические литературные чтения. И данный проект будет объемной работой, к ней подключились и другие учителя, и родители, которые вошли в состав жюри. Первым условием участия было желание самих детей читать стихи, "обязаловки" не должно было быть. Прежде всего, необходимо было письменно заявиться для участия. А дальше готовиться, выбирать произведение и учить его наизусть. Хочу отметить, что к выбору стихов дети подошли очень творчески. Ребята читали В. Высоцкого, Р. Рождественского, К. Симонова, В. Жуковского, У. Шекспира.
Читая стихи, дети пропускают их через себя, я это вижу! Они выражают свои чувства, свои эмоции посредством стихов. А когда в голове стихи, то и проблем меньше. Надо видеть, как дети волнуются перед выступлением, держа в руках сборники стихов и бубня про себя текст. А как они слушают друг друга, а как они поддерживают друг друга! И оценивают честно!
Учителя - а это, прежде всего, учитель русского языка и литературы, учитель географии и я, учитель физической культуры - своим примером, читая стихи, доказываем детям, прежде всего, что это не так страшно и полезно для жизни. И делаем это искренне, плача, слушая ребят. Не выдерживают и родители, тоже, переживая, всплакнут, а порой и сами почитают любимые стихи.
Хотелось бы немного затронуть тему "Родители". Что же они для меня? И что же я без них?
Это те же люди, как и я, но со своими взглядами на жизнь, на воспитание детей, со своими житейскими проблемами. Порой найти общий язык, ох, как тяжело! Есть мама, с которой мы начали общаться, приятно друг для друга, только спустя два с половиной года. А толчком для этого послужили Литературные чтения! Раскрывав в ребенке грани чего-то, что не знал он сам про себя, не знал и родитель. Так интересный проект изменил самое главное в человеке. Он дал возможность всем - и ребенку, и маме, и мне - поверить в себя! Значит, все делается не напрасно!
С помощью родителей создаются гениальные презентации, пекутся фантастические пироги, планируются интересные поездки и многое ещё чего. Вот, что такое родители!
Для меня главным во взаимоотношениях с родителями является отношение к их детям. Прежде всего, уважение к человеку-личности, которое перерастает в Любовь!
И дети откликаются на такие чувства к ним. Со всей откровенностью скажу, что коллектив В класса душевный и надежный. Если надо организовать приём макулатуры в школе, “Вэшки” безотказно скажут ДА! На любую просьбу они откликаются.
Если рассматривать вопросы учебы, то моё мнение таково. Сравнивать успехи надо только с собственными результатами обучения. Было пять двоек, а осталась одна и появились четвёрки.
Я думаю, то, что вкладывается в детей, вернется сторицей. А в моей жизни важнее всего - что-то делать для людей, радовать их, воспитывать Просто хороших людей. И жить на этом свете не зря.
Закончатся ли наши проекты? Думаю, что порох в пороховницах еще есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ»
Каждый день мы с вами идем по пути здоровья. Разные доктора помогают нам на этом пути. А какой доктор помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить людям радость?...
Как сохранить хорошее настроение и дарить радость людям
Беседа-презентация из цикла бесед "Хорошие манеры"...
КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ
КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ Цели: – формирование необходимых знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья;– развитие умений использования полученных з...
Для чего людям разных национальностей России нужно хорошее знание русского языка.
В мире есть много вещей, которое сильнее человека: природные стихии,государство. Но у людей есть очень сильное оружие-язык, который помогает человеку защититься от...
Хорошие люди на жизненном пути Алеши Пешкова. Вера писателя в творческие силы народа.
Анализ эпического произведения, анализ эпизода. "Детсво" М.Горький - характеристика героев....
Презентация "На земле хороших людей не мало"
Презентация посвящена Ипатовой А.А., человеку, отдавшему себя педагогической деятельности более 40 лет, человеку, который осваивал целинные земли......
Методическое пособие "Все хорошие люди"
Методическое пособие "Все хорошие люди" для обучающихся 8 и 9 классов....