статья Фестиваль, как метод социокультурной творческой реабилитации инвалидов по слуху.
статья
Статья о том, как способствует участие в фестиваля детям с нарушением слуха социализироваться в общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masyulis_t.i._statya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль, как метод социокультурной творческой реабилитации инвалидов по слуху.
Масюлис Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования
КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа – интернат».
«Все виды искусств
служат величайшему из искусств
– искусству жить на земле».
Бертольд Брехт.
Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактулизация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Одной из задач как школы, так и всероссийского общества глухих в сфере социокультурной реабилитации инвалидов по слуху, является сохранение и развитие творческого потенциала и разнообразия культурной жизни глухих. Я, считаю, что фестивали – это один из способов реализации данной задачи.
Давайте разберемся, что такое фестивали? Фестиваль – это широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких – либо искусств, который несет успех. Успех - насущная потребность творческих натур, несмотря на состояние здоровья. На сегодняшний день существует немало фестивалей. Они давно завоевали всеобщую любовь и стали истинно народными, массовыми. По моему личному опыту замечу, что мощным инструментом изменения отношения общества к инвалидам в целом и к самобытной культуре глухих, в частности, являются те фестивали, которые доступны не только обычным людям, но и людям с ОВЗ. Именно на таких фестивалях демонстрируются реальные результаты обучения и воспитания, эффективного сопровождения ребенка всеми педагогами школы и инклюзивного взаимодействия, так как многие организаторы и жюри фестивалей не рассуждают о каких – либо ограничениях, они просто показывают всем, что в танце, в песне, на сцене, в жизни все равны. Ведь иногда, чтобы сделать людей счастливее, достаточно просто обратить на них внимание или поддержать в том, что они делают так талантливо и увлеченно.
На протяжении 15 лет с творческой студией неслышащих детей «Ритм и Мы», бессменным руководителем которой я являюсь, мы участвуем в различных фестивалях. Систематичность выступлений и повышение профессионального уровня воспитанников студии позволяет говорить о фестивале, как о методе социокультурной творческой реабилитации инвалидов по слуху. Нам очень интересны те из них, которые дают возможность поучаствовать в различных номинациях. Ведь нашему коллективу присуща многожанровость: исполнение жестовых песен, чтение художественного слова, театрализация номеров, фольклор, танцевальное шоу. Каждая номинация раскрывает и развивает в ребенке уверенность в себе, в том, что он делает, это правильно. Например, художественное слов или декламация. Вы спросите: Но как же он будет читать, ведь глухой не умеет говорить?! Поверьте, умеет. Да, его устная речь имеет особенности, но чем больше и чаще неслышащий ребенок будет участвовать в фестивалях, иметь возможность реализации своих речевых навыков наравне со слышащими, тем богаче будет становиться его словарь, выразительнее и понятнее речь. Тем успешней в дальнейшем его жизнь в обществе нормально слышащих и говорящих. А номинация хореография? Тоже многие удивляются, как вы танцуете, вы же музыку не слышите? Да, восприятие музыки глухими детьми своеобразно: они воспринимают звуки как вибрацию, чувствуют также темповые различия, паузы, которые помогают ощущать форму произведения, отдельные его элементы. Постепенно, при целенаправленной работе детям становиться доступна красота музыкальных произведений, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие их личностной и эмоциональной сферы. Они не только начинают лучше воспринимать и понимать эмоции других людей, у них повышается внимание к средствам, с помощью которых могут быть выражены собственные эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи, ритмики устной речи. Главное не быть глухим душой.
В этом году мы участвовали в самом крупном для нас фестивале по хореографии – Всесибирском фестивале хореографического искусства им. М.С. Годенко. Помимо диплома I степени и спецприза от знаменитого коллектива «Танцы Сибири» ребята получили заряд позитива, эмоционального всплеска, восторга от того, что их принимали на сцене наравне со знаменитыми коллективами г. Красноярска.
Участие в мероприятиях такого рода влияет не только на реабилитацию социальную, но и профориентационую деятельность инвалидов по слуху в целом. Например, у нас в студии на протяжении 11 лет успешно занималась Елизавета Жидкова (глухая девочка). По окончании школы она выбрала профессию творческую, обучается на педагога дополнительного образования. Но самое главное, что многие выпускники школы и студии поступают в неспециализированные учебные заведения и продолжают обучение среди слышащих сверстников. И независимо от того, где они учатся или работают, являются активными участниками творческой жизни коллектива. Это один из показателей успешной социализации инвалидов по слуху. Девиз нашей школы «Ограниченные возможности, неограниченные способности» подтверждено практикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»
В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Социокультурная реабилитация инвалидов. Сценария праздничного мероприятия "Подари улыбку миру", посвященного "Дню смеха".
Социокультурная реабилитация инвалидов. Сценария праздничного мероприятия "Подари улыбку миру", посвященного "Дню смеха", методическая разработка сценария праздника содержит план п...
Социокультурная реабилитация инвалидов. Объединение "Родительское кафе": сценарий праздничного мероприятия "8 Марта - Международный женский день".
Социокультурная реабилитация инвалидов. Творческое объединение "Родительское кафе": сценарий праздничного мероприятия "8 Марта - Международный женский день"....
Современные технологии социокультурной реабилитации инвалидов: музыкотерапия.
Статья на тему: "Современные технологии социокультурной реабилитации инвалидов: музыкотерапия"....
Социокультурная реабилитация инвалидов. Комплекс игр для организации интересного и содержательного досуга.
Комплекс игр для интересного досуга....
ПРОГРАММЫ И ПРАКТИКИ В СФЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
МЕРОПРИЯТИЯ с КОУ «Мегионская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мегион https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2022/03/20/uchast...