Афлатун узнаёт о правах
план-конспект занятия (5 класс)

Ольга Сергеевна Арефьева

Открытое занятие по внеурочной деятельности.

Тема: « Афлатун  узнаёт о правах. Похожие, но разные».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aflatunprava_arefevaos.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности.

Учитель истории и обществознания МОУ лицея № 42 Арефьева О.С.

Тема: « Афлатун  узнаёт о правах. Похожие, но разные».

Подчёркнутые ценности:

  1. Чувство собственного достоинства.
  2. Самосознание.
  3. Благодарность.
  4. Принятие.
  5. Осознание чьих-либо прав.

Цели:

1Дать возможность детям оценить свою уникальность и уникальность других.

2.Дать возможность детям принять сходство и различия детей.

3. Дать возможность детям понять, что, несмотря на различия, все дети имеют одинаковые права.

Процесс.

Дети запрыгивают в круг, когда слышат утверждение, которое относится к нему. После этого позволить детям поделиться наблюдениями. Подчеркнуть, что у них имеются различные особенности, черты, симпатии и антипатии. Но у них есть одни и те же потребности, и они все имеют право на удовлетворение (осуществление) своих потребностей.

  1. Организационный момент.

-Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, возьмёмся за руки, поздороваемся.

-Сейчас мы с вами команда ''Афлатун''. Что такое Афлатун?

Афлатун- это огонёк, путешествующий по миру, передающий свои знания другим.

- Давайте вспомним правила нашей команды.

(команда- группа связанных чем-нибудь людей).

(''Моё обещание''. с.9 рабочая тетрадь Афлатун.)

 -все члены команды равны между собой в своих правах;

-нельзя никого выгонять из команды;

-не выражать негодования по поводу высказывания мнения другим человеком, отличным от твоего;

 -выслушивать мнение всех членов команды;

-внимание к однокласснику;

-серьёзное отношение к мыслям, чувствам других;

-терпимость, дружелюбие;

-никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, так как имеет «право на ошибку».  

                                                       

  1. Готов действовать.

На полу лежат обручи, около каждого стоит группа по 4-5 человек. Учитель просит детей запрыгивать в круг, когда  называют что-нибудь, что относится к ним.

-У меня длинные волосы.

-У меня светлая кожа.

-Я живу с родителями.

-У меня карие глаза.

-Я живу в городе.

-Я люблю мороженое.

-У меня кудрявые волосы.

-Мою маму зовут Елена,  Мария, Светлана, Ольга.

-Вы заметили, что у вас и у ваших друзей есть различия. Вы запрыгивали в круг в разное время, потому что не все черты схожи с вашими. Вы все разные. Эти  отличия – то, что делает нас особенными и даёт нам возможность делать свой выбор, иметь собственное мнение и взгляд, которые должны быть уважаемы.

-Теперь проведём ещё один тур, только с другими утверждениями.

-Мне нужен дом.

-Мне нужна одежда.                                                                

-Мне нужна забота.

-Мне нужна семья.

-Мне нужно ходить в школу.

-Мне нужна защищённость.

-Мне нужна чистая вода.

-Мне нужно быть здоровым.

-Мне нужна безопасность.

-Вы все прыгали в круг, когда называли эти предложения? Это значит, что мы можем быть разными, но у всех людей есть общие потребности, которые все должны уважать.

 III. Подумай об этом.

-Сейчас вы выберите себе партнёра и расспросите друг друга о том, что вы любите и не любите, о чертах внешности и потребностях.

Затем дети заполняют таблицу в рабочей тетради «Афлатун» с.23.

Потом составляют диаграмму Венна. Диаграмма состоит из двух кругов, которые пересекаются друг с другом. Каждый круг представляет одного ребёнка из пары.

                                                                                                                   

-Запишите те вещи, которые объединяют вас с партнёром на пересечении кругов. Пересечения показывают ваши сходства. Потом запишите ваши различия на своих частях кругов.

Затем учитель выслушивает ответы детей.

 IV.  Изучай.

-Мы открыли, что, несмотря на различия между нами, у нас у всех одинаковые

нужды. Эти потребности – основа нашего выживания. Если эти потребности не удовлетворены, то мы не сможем жить так хорошо, как могли бы.

-Представьте ребёнка, потребности которого не удовлетворены. Что с ним произойдёт?

Далее дети заполняют таблицу.

Без еды-

Без дома-

Без одежды-

Без семьи-

Без защиты-

Без воспитания-        

- Каждый ребёнок, вне зависимости от расы и религии имеет право рассчитывать на удовлетворение этих потребностей! У вас у всех есть право получить это!

- Что такое право? (Право - ты это то, что имеешь право делать).

- Закон говорит, что ты тоже имеешь свои права. Это международное право называют ''Соглашение по правам ребёнка''. Закон гарантирует заботу о каждом ребёнке.

Показ слайда «Права ребёнка».

- Но за каждым правом следует обязанность. Обязанность – это работа, которую ты должен выполнять. Например, ты ходишь в школу. Твоя обязанность заключается в том, чтобы выполнять домашние задания.                                                            

- Вот несколько из твоих прав. Давайте подумаем и правильно распределим права и обязанности.

Права

Обязанности

Право жить

Слушаться и уважать родителей, помогать им в домашних делах

Право иметь имя

Следить за своим здоровьем

Право жить с родителями (если это не угнетает  тебя)

Учиться, выполнять домашние задания

Право на получение образования

Убирать игрушки, следить за порядком в своей комнате (на рабочем месте)

Право играть и отдыхать

Гордиться своим именем, фамилией, семьёй

- Проверьте правильность ваших ответов.

Права

Обязанности

Право жить

Следить за своим здоровьем

Право иметь имя

Гордиться своим именем, фамилией, семьёй

Право жить с родителями (если это не угнетает тебя)

Слушаться и уважать родителей, помогать им в домашних делах

Право на получение образования

Учиться, выполнять домашние задания

Право играть и отдыхать

Убирать игрушки, следить за порядком в своей комнате (на рабочем месте)

- Несмотря на закон, в котором утверждается, что все  дети имеют права, всё равно остаются дети, чьи нужды не удовлетворены.

Далее учитель показывает фотографии, на которых права ребёнка ущемлены.

Ученики обсуждают каждую ситуацию.

После обсуждения учитель предлагает на небольших листочках написать свои мысли и чувства, связанные с этим материалом. Затем прикрепляют их на магнитной доске.                                                            

-Что произойдёт, если кто-то из вас не будет выполнять свои обязанности?

 ( учитель слушает ответы детей).

-У ваших родителей есть обязанность нести за вас ответственность.

-Как вы это понимаете? (кормить, одевать, лечить своих детей, дать им образование).

-Как вы можете им в этом помочь? (экономить деньги семьи, не просить покупать лишние игрушки, дорогие вещи, если они ''не по карману'' родителям, одеваться по погоде, чтобы не заболеть, т.к. нужно будет покупать лекарства).

- Представьте себе, что ваша группа- это семья. В каждой семье взрослые всегда планируют свои расходы. Мы с вами это уже обсуждали. На каждом этапе жизни необходима та или иная вещь. Как сэкономить на неё деньги?

Каждая семья получит задание и будет решать эту проблему.

1.Покупка машины.

2.Ремонт квартиры.

3.Поездка в отпуск.

4.Покупка одежды.                                                              

5.Строительство дачного домика.  

6.Покупка стиральной машины.                                                  

Затем каждая семья выдвигает версию, как будет решать эту проблему.

-Почему некоторые покупки можно отложить?

- Все покупки можно разбить на две категории: «Потребности» и «Желания».

 -Какие вещи мы относим к потребностям, а какие к желаемым? (Необходимые вещи – это те, что нужны тебе, чтобы выжить.  Желаемые – это вещи, которые бы ты хотел купить).

Вывод: у одних людей есть больше денег, чем у других. Некоторые тратят больше, чем другие. Некоторые люди откладывают малую часть того, что у них есть, тогда как другие - нет.

-Почему? (в зависимости от зарплаты)

-Чтобы была высокая зарплата, нужно иметь хорошее образование.

V. Итог урока.

-Что мы сегодня узнали о себе? О своих друзьях?

-Как называется закон о правах ребёнка?

-Для чего нужно в семье экономить деньги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...