Краткосрочная программа профилактики самовольных уходов несовершеннолетних «Мой защищенный мир»
рабочая программа
Данная программа направлена на работу со всеми несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству. Программа предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_zashchishchennyy_mir.docx | 42.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Краткосрочная программа
профилактики самовольных уходов несовершеннолетних
«Мой защищенный мир»
Разработчик: социальный педагог
отделения диагностики и
социальной реабилитации
Поливода Ольга Александровна
ст. Новоминская
Пояснительная записка
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из направлений деятельности социально-реабилитационного центра, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
Проанализировав профилактическую работу в учреждении за 3 года, было выявлено, что большинство поступающих несовершеннолетних имеют склонность к бродяжничеству, самовольным уходам из дома, конфликтные отношения с родителями, учителями.С целью профилактики и предупреждения асоциального поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».
Цель программы
оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.
Задачи программы:
- Предупреждение самовольных уходов.
- Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
- Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
Методика и технология реализации:
Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к бродяжничеству, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Для эффективного проведения профилактической работы программа разделена на 2 блока:
1 блок - Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками(включает первичную профилактику: просвещение детей о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов - развитие уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.
2 блок - Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход из учреждения (проводится работа по оказанию помощи и предупреждению повторениясамовольного ухода в будущем).
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.
Форма проведения: групповая, индивидуальная, кружковая.
В программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации, дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.
Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий.
Групповые занятия - 1 раз в неделю по одному академическому часу (45 минут).
Индивидуальные занятия - для каждого воспитанника, нуждающегося в данной помощи, мероприятия проводятся в течение 10 дней после совершения самовольного ухода.
Этапы реализации программы
1. Первый этап - диагностическая работа (включает диагностические методики: тест акцентуации характера, опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)).
2. Второй этап - формирующий (проведение занятий).
3. Третий этап – завершающий (результативность программы отслеживается с применением методов первоначальной диагностики: опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», «Шкала личностной тревожности», тест акцентуации характера, методы педагогического наблюдения).
Состав исполнителей: профилактическую работу с несовершеннолетними проводят педагогические работники учреждения: воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог и приглашенные: инспектор ОПДН, священнослужитель.
Материально - техническое обеспечение занятий: комната психологической разгрузки, игровой зал, модульное и сенсорное оборудование, компьютер, музыкальный центр для создания эмоционального настроя и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), интерактивная доска, видео и аудио материалы, дидактические игры, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.
- Сформированность у несовершеннолетних нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Список используемой литературы:
1. Вахромов Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Вахромов. – М.: Чистые пруды, 2006.–
32 с.
2. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2004. – 464с.
3. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М, Шипициной. - СПб.: «Речь», 2003. -144с.
4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. – 288 с.
5. Зиновьева Н.О., Микайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: «Речь» , 2003. -248 с.
6. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Белорусская наука,1999. – 189 с.
7. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе, 2005. – 132с.
8. Колпакова Н.В., Захарова Т.Г. Программа коррекционно-развивающей работы «Познай себя» для подростков 12-14 лет с минимальными мозговыми дисфункциями. – Барнаул, 2002
9. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2004. – 447с..
10. Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать «нет»!»). Сост. М.А. Костенко, О.В.Вараксина, Л.Г.Сковоронская, Н.Б.Костенко, А.В. Мальцева. - Барнаул, Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002. -150с.
11. Статмен Пола Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей /Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
Интернет ресурсы:
Календарно-тематический план
краткосрочной программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних:
«Мой защищенный мир»
№ п/п | Дата | Название занятий | Количество часов | |||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Предупредительно-профилактическая работа | 18 | 11 | 7 | ||
1.1. | - «Мои права и обязанности»- беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
1.2 | - «Учусь быть взрослым» - ситуативный практикум | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.3 | -«20 желаний» - беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
1.4 | - «Ты и улица» - беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН | 1 | 1 | - | ||
1.5 | - «Разумное решение проблем» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.6 | - «Я сам строю свою жизнь» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.7 | - «Мои сильные стороны» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.8 | - «Я-ты-мы» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.9 | - «Мир, в котором я живу» - беседа с приглашением священнослужителя | 1 | 1 | - | ||
1.10 | - «Неприятность эту мы переживем» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.11 | - «Трудно быть богом» - просмотр и обсуждение видеоролика | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.12 | - «Я и мир вокруг меня» - беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
1.13 | - «Мои чувства, желания взгляды» - беседа с элементами тренинга | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.14 | - «Моя крепость» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.15 | - «Я принимаю решение» - ситуативный практикум | 1 | - | 1 | ||
1.16 | - «Остановись и подумай» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.17 | - «Как справиться с самим собой» - беседа с элементами тренинга | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.18 | - «Учимся доверять друг другу» - беседа с элементами тренинга | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения | 14 | 8 | 6 | ||
2.1 | - «Правила центра. Ты знай и соблюдай» - беседа | 1 | 1 | - | ||
2.2. | - «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» - ситуативный практикум | 1 | - | 1 | ||
2.3 | - «Мотивы моего поведения» - беседа-рассуждение | 1 | 1 | - | ||
2.4 | - «Соблюдение закона - главное правило» - беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
2.5 | - «Мое окружение – компания по возрасту» - беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
2.6 | - «Навыки личной безопасности» - ситуативный практикум | 1 | - | 1 | ||
2.7 | - «Цена поступка»- занятие-размышление | 1 | 1 | - | ||
2.8 | - «Жизнь по собственному выбору» - беседа с элементами тренинга | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2.9 | - «Я в ответе за свои поступки» - беседа с элементами тренинга | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2.10 | - «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» - беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
2.11 | - «Просто поверь в себя» - ситуативный практикум | 1 | - | 1 | ||
2.12 | - «Я становлюсь старше» - беседа-диалог | 1 | 1 | - | ||
2.13 | - «Мой жизненный путь» - создание коллажа | 1 | - | 1 | ||
2.14 | - «Спасибо, нет» - ситуативный практикум | 1 | - | 1 | ||
ВСЕГО | 32 | 19 | 13 |
Содержание программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних«Мой защищенный мир»
1. Блок «Предупредительно-профилактическая работа»
1.1. «Мои права и обязанности»- беседа-диалог
Углубить первоначальное представление детей об основных правах человека.
1.2«Учусь быть взрослым» - ситуативный практикум
Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.
1.3 «20 желаний» - беседа-диалог
Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях.
1.4 «Ты и улица» - беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН
Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.
1.5 «Разумное решение проблем» - тренинг
Научить осознавать проблемы и их обсуждать, отработать навыки решения проблем.
1.6 «Я сам строю свою жизнь» - тренинг
Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.
1.7 «Мои сильные стороны» - тренинг
Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.
1.8 «Я-ты-мы» - тренинг
Учить несовершеннолетних внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, повысить самооценку воспитанников.
1.9 «Мир, в котором я живу» - беседа с приглашением священнослужителя
Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.
1.10 «Неприятность эту мы переживем» - тренинг
Формирование у несовершеннолетних нравственных качеств, общечеловеческих ценностей.
1.11 «Трудно быть богом» - просмотр и обсуждение видеоролика
Развивать нравственные качества, умение оценивать поступки и находить выход их сложных ситуаций.
1.12 «Я и мир вокруг меня» - беседа-диалог
Выявление интересов, склонностей несовершеннолетних, знакомство с кругом его общения.
1.13 «Мои чувства, желания взгляды» - беседа с элементами тренинга
Развивать саморефлексию; формировать установки на активную жизненную позицию.
1.14«Моя крепость» - беседа-диалог
Коррекция эмоционального состояния. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
1.15«Я принимаю решение» - ситуативный практикум
Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.
1.16«Остановись и подумай» - тренинг
Осознание своей позиции по отношению к запретам.
1.17«Как справиться с самим собой» - беседа с элементами тренинга
Формировать негативное отношение к агрессии. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их регулирования.
1.18 «Учимся доверять друг другу» - беседа с элементами тренинга
Формировать навыки конструктивного взаимодействия.
2. Блок «Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения»
2.1 «Правила центра. Ты знай и соблюдай» - беседа
Повторное знакомство с правилами пребывания несовершеннолетнего в учреждении.
2.2 «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» - ситуативный практикум
Формирование у несовершеннолетнего эмоциональной стабильности и положительной самооценки.
2.3 «Мотивы моего поведения» - беседа-рассуждение
Содействовать осознанию воспитанником того, что самовольный уход не является способом решения возникающих проблем;способствовать развитию навыков разрешения проблемных ситуаций.
2.4 «Соблюдение закона - главное правило» - беседа-диалог
Развивать этические и правовые нормы поведения в обществе.
2.5 «Мое окружение – компания по возрасту» - беседа-диалог
Развивать умение анализировать жизненные ситуации, воспитывать чувство ответственности за своё будущее.
2.6 «Навыки личной безопасности» - ситуативный практикум
Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.
2.7 «Цена поступка»- занятие-размышление
Содействовать формированию у несовершеннолетних умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;убедить в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
2.8 «Жизнь по собственному выбору» - беседа с элементами тренинга
Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.
2.9 «Я в ответе за свои поступки» - беседа с элементами тренинга
Формировать чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своему жизненному опыту.
2.10 «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» - беседа-диалог
Коррекция эмоционального состояния, профилактика самовольного ухода.
2.11 «Просто поверь в себя» - ситуативный практикум
Сформировать мировоззрение, осознание ценности жизни, чувство уверенности в себе.
2.12 «Я становлюсь старше» - беседа-диалог
Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей.
2.13 «Спасибо, нет» - ситуативный практикум
Научить подростков нести ответственность за свои поступки и действия.
2.14 «Мой жизненный путь» - создание коллажа
Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних детей из дома"
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: - Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы...
Выступление "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
В статье представлен материал по профилактике самовольных уходов....
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)
Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, ...
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)
Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а такж...
Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома
Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома "Я в мире взрослых"...
Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома "Я в мире взрослых"
Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома "Я в мире взрослых"...
Родительский всеобуч" Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи".
Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия....
- Мне нравится (1)