Методическая разработка краткосрочного семейного проекта «Зимовье зверей»
методическая разработка
Цель проекта: Формирование у детей органичного единства с окружающей средой. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром, способствующей развитию свободной личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_zimove_zverey.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр культуры «Китеж»
Методическая разработка краткосрочного семейного проекта
«Зимовье зверей»
Автор:
Махотина Ирина Леонтьевна
педагог дополнительного образования,
педагог организатор
Введение
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так важно начинать экологическое воспитание детей, с раннего возраста.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Проблема
У взрослых очень часто возникают вопросы: Как объяснять детям что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы?
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только с детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.
Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников, прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Настоящим проектом мы хотим обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Пути решения проблемы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса,
вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными, выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способов достижения цели через детальную проработку проблемы. В случае с дошкольниками разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Целеполагание
Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экскурсий, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование у детей органичного единства с окружающей средой. Овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром, способствующей развитию свободной личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Задачи проекта:
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о среде обитания, повадках, питании зверей в зимнем лесу.
2. Учить детей делать небольшие сообщения по теме. Развивать познавательный интерес.
3. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе
4. Учить правилам наблюдения за животными
5. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями обучающихся в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Длительность проекта: 2 месяца
Форма совместной деятельности: сотрудничество.
Ожидаемый результат реализации проекта
Дети:
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней
• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
• У детей будут сформированы представления о природе Родного края.
• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
• Обогатиться уровень экологических знаний родителей.
• Повысится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
• Возможность участвовать в совместных экологических мероприятиях
Участники проекта:
Дети дошкольного возраста (5-6лет) их родители, педагоги дополнительного образования МОУ ДО Центр культуры «Китеж».
Реализация проекта
Проект состоит из серии связанных между собой мероприятий.
В ходе мероприятий, дети знакомятся с обитателями леса характерными для нашей местности, с их особенностями и внешним видом. Узнают о том, как звери ведут подготовку к зиме и как ее переносят. Для удержания интереса детей к теме выбраны разные формы проведения мероприятий:
- - Мастер-класс
- - Семейное посещение с библиотеки,
- -Экскурсия в фаун -парк.
- Выставка декоративно прикладного творчества
- Игровые программы с детьми и активным участием родителей.
Использованы такие методы как: игровой, наглядно- иллюстративный, практический, словесный, поисковый.
На занятиях использовались различные приемы: загадывание загадок, подвижные и дидактические игры, беседы, демонстрация наглядных пособий , эксперимент, применялись аудиозаписи, видеоматериалы, презентации через М. Power Point,
Кроме непосредственно мероприятий проходила совместная , детей и родителей, поисково- исследовательская работа. Каждая семья самостоятельно исследовала повадки и условия жизни выбранного ими животного и представляла свои исследования в виде творческой защиты исследования на итоговом мероприятии, которое проходило в форме семейной игры. Для родителей проводились индивидуальные беседы и консультации по проведению исследований.
Содержание проекта
№ занятия | Тема | Всего часов | теория | практика | ||
Проект «Зимовье зверей» | ||||||
1 | Запуск проекта. Семейная экскурсия в библиотеку. | 2 | 1 ч. Беседа «Животные нашего леса» Рассказ библиотекаря о правилах пользования библиотекой. Знакомство с литературой о животных. | 1ч. Выбор литературы | ||
2 | Экскурсия в МОУ ДО ЦК «Китеж» | 2 | 1. информационное сопровождение: Рассказ о материалах и техниках, применяемых, при изготовлении поделок. | 1ч. Посещение выставки изделий декоративно прикладного творчества «Зверята» | ||
3 | Познавательно-спортивная игровая программа «Как звери к зиме готовились» | 2 | 1ч информационное: сопровождение: Сценарий мероприятия | 1ч выполнение спортивных заданий | ||
4 | Поездка в фаун-парк с. Троицкое | 2 | 1ч информационное сопровождение: Рассказ экскурсовода о животных, зимующих в фаун- парке. Рефлексирующие вопросы. | 1ч осмотр вольеров с животными | ||
5 | Семейное составление фотоальбома по поездке в фаун - парк | 2 | 1ч информационное сопровождение: Загадки о животных. Рассказы детей о животных, увиденных в фаун-парке. | 1ч. оформление альбома | ||
6 | Итоговое мероприятие. Защита исследований. | 2 | 1ч информационное сопровождение Сценарий мероприятия | 1 выполнение интеллектуальных, творческих и спортивных заданий. |
Анализ:
В ходе реализации проекта дети познакомились с основными видами животных обитающих в наших лесах. Узнали о их среде обитания, особенностях питания. Узнали, почему некоторые животные меняют цвет шерстки, а некоторые ложатся в спячку. С интересом участвовали в исследованиях. Искали вместе с родителями ответы на вопросы. Готовились к выступлению. Очень запоминающимся событием стала поездка в фаунпарк, где дети своими глазами могли посмотреть на таких животных как лиса, хорек, волк, лось, олень, заяц. Они смогли покормить зверей, узнали о трудностях, с которыми встречаются звери зимой. О том, как лесники устраивают специально для зверей в лесах кормушки, чтобы помочь им перезимовать.
Итоговым занятием по проекту была игровая программа «Хочу все знать», в ходе которой была возможность отследить качество накопленных знаний о животных. Все дети, участвовавшие в проекте, показали хороший уровень знаний. Отмечена также возросшая активность и интерес родителей.
Литература к проекту:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском
саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Варно Ж « Моя первая энциклопедия. Животные»
Изд .Омега-пресс 2009г
3. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005
4. Руайе Анна, Колетт Барбе-Жульен. Серия «Энциклопедия животных для детей» Изд « Махаон» 2014г
5. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». М.1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
Методическая разработка проведения семейного праздника, посвященного "Дню матери"
Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в поколение дл...
Методическая разработка "Испанские семейные традиции."
Видеоуроки Испанские семейные традиции.https://zen.yandex.ru/media/id/5d5948f61ee34f00ad7a136e/ispanskie-semeinye-tradicii-5d610d08fbe6e700ad09b1afhttps://letidor.ru/otdyh/semeynyy-do...
Методическая разработка "Испанские семейные праздники, традиции, обычаи и предпочтения"
Методическая разработка "Испанские семейные праздники, традиции, обычаи и предпочтения"Почитание семейных традиций - вот кредо настоящего испанца. Хотите праздновать свой день рождения неско...
Проект "Зимовье зверей"
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
Проект «Зимовье зверей» (старший дошкольный возраст)
Проект «Зимовье зверей»(старший дошкольный возраст) Подготовили: учителя-логопедыКравченко Ю.В., Шарова Н.В...
Методическая разработка : Краткосрочный проект на тему" Что бы не было беды"
Цель проекта. Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружи...