Рабочая программа по армрестлингу
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Борьба на руках всегда являлась неотъемлемой частью культур многих народов и одним из традиционных способов выявления сильнейших. Немногим более тридцати лет как армрестлинг принял современный облик, а законодателями его явились американцы. С тех пор армрестлинг стал полноправным видом спорта. Возросший в последние годы интерес к различным нетрадиционным и новым видам спорта не обошел стороной и армрестлинг. Стремительный рост популярности армрестлинга во всем мире приводит к появлению все новых и новых его поклонников. Интерес к борьбе на руках испытывают не только спортсмены, но и люди, далекие от спорта.
Доступность, зрелищность, непритязательность, популярность армрестлинга расширяет круг любителей борьбы на руках и способствует включению его в программы различных спортивных и культурных массовых мероприятий, проведению соревнований, использованию его в системе физического воспитания в образовательных учреждениях. Армрестлинг современный и динамично развивающийся вид спорта, является отличным средством для оздоровительного досуга, способствующему положительному эмоциональному подъему.
Направленность. Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Отличительной особенностью данной программы и новизной является то, что программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на подготовку спортсменов массовых разрядов, а так же на оздоровление и физическое развитие детей. В программу введены новые и частично изменены требования по ожидаемым результатам в технико-тактической подготовке, общей физической подготовке. В рабочей программе по армрестлингу представлен только спортивно-оздоровительный этап, отсутствуют этапы спортивной подготовки.
Адресат программы - обучающиеся в возрасте с 12 лет.
Для работы по программе формируется постоянные группы численностью 10-16 человек. Набор детей – свободный, но с предъявлением особых требований к здоровью детей. Дети могут быть зачислены в группу только с письменного заключения медицинского работника.
Группы формируются по возрастному признаку.
Для детей, успешно прошедших и освоивших всю программу, и желающих продолжить обучение, могут разрабатываться индивидуальные образовательные маршруты.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для физического развития и оздоровления обучающихся, развития их личности посредством армрестлинга.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и освоение правил спортивных игр;
- изучение базовой техники и ознакомление с тактикой ведения борьбы в армрестлинге;
- обучение ведению соревновательной борьбы на учебных занятиях и соревнованиях;
- формирование знаний об армрестлинге и о здоровом образе жизни.
Воспитательные:
- воспитание отношения к борьбе на руках как к серьезному, полезному и нужному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие силы, скорости, ловкости и выносливости) и укрепление здоровья.
Объём и срок освоения.
Программа рассчитана на 1 год. Общее количество основных учебных часов – 144. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы и методы проведения занятий:
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретические и практические занятия.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа проведённых поединков, разбора поединков известных рукоборцев. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это тренировочные поединки со сверстниками и с руководителем, практические приёмы по решению поставленных задач, занятия по отработке техники, занятия направленные на общее развитие и оздоровление, специализированные тренировки, домашние задания, соревнования и турниры.
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
1. Метод упражнений.
2.Игровой метод.
3.Соревновательный.
4.Метод круговой тренировки.
Планируемые результаты:
После окончания учебного года:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения армрестлинга;
- правила техники безопасности при занятиях армрестлингом;
- правила армрестлинга;
- правила личной гигиены;
- средства физической и технической подготовки;
- базовую технику армрестлинга;
- технику выполнения физических упражнений.
Учащиеся должны уметь:
- применять технику «крюк»;
- применять технику «верх»;
- использовать в спарринг - тренировках различные технические приёмы;
- самостоятельно составлять базовые программы тренировок.
Контроль за реализацией программы
Текущий контроль успеваемости.
Текущий контроль проводится в течение учебного года по итогам обучения по разделу программы. Форма проведения – итоговое занятие, на котором проводится наблюдение за детьми во время тренировок.
Промежуточная аттестация
Промежуточный контроль проводится в конце первого и второго полугодия. Форма проведения – зачет, который предполагает проведение соревнования.
В ходе проведения соревнования выявляется уровень технико-тактической подготовленности как показатель сформированности умений и навыков в армрестлинге, который выявляется с помощью метода наблюдения. Выявляются низкий, средний и высокий уровень развития умений и навыков.
Учебный план
Наименование модуля | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Формы промежуточной аттестации | |
1 | Учебный модуль первого полугодия | 72 | 21 | 51 | Зачет в форме проведения соревнования |
2 | Учебный модуль второго полугодия | 72 | 30 | 42 | Зачет в форме проведения соревнования |
Итого | 144 | 51 | 93 |
Рабочая программа учебного модуля первого полугодия
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Теоретическая подготовка | 10 | 10 | 0 |
Краткий обзор развития армрестлинга в России и за рубежом. | 2 | 2 | 0 | |
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. | 2 | 2 | 0 | |
Гигиена, закаливание, режим, питание. | 2 | 2 | 0 | |
Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа. | 2 | 2 | 0 | |
Места занятий. Оборудование и инвентарь. Техника безопасности. | 2 | 2 | 0 | |
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
2 | Общая физическая подготовка | 60 | 11 | 49 |
Выносливость. | 12 | 2 | 10 | |
Сила. | 12 | 2 | 10 | |
Быстрота. | 12 | 2 | 10 | |
Ловкость. | 12 | 2 | 10 | |
Гибкость. | 10 | 2 | 8 | |
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
3 | Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 21 | 51 | |
Рабочая программа учебного модуля второго полугодия | ||||
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Техническая подготовка | 38 | 8 | 30 |
Изучение приема «крюк». | 6 | 1 | 5 | |
Универсальные приемы борьбы. | 6 | 1 | 5 | |
Изучение приема борьбы «верхом». | 6 | 1 | 5 | |
Изучение атаки в «бок». | 6 | 1 | 5 | |
Работа над стартом. | 4 | 1 | 3 | |
Ознакомление с контратаками в борьбе. | 4 | 1 | 3 | |
Подготовительные спарринги. | 4 | 1 | 3 | |
Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Тактическая подготовка | 22 | 12 | 10 |
Изучение тактики ведения борьбы. | 4 | 2 | 2 | |
Изучение тактических действий соперника. | 4 | 2 | 2 | |
Изучение тактических действий мастеров спорта «видео материалы». | 2 | 2 | 0 | |
Развитие у подопечных собственного тактического мышления. | 4 | 2 | 2 | |
Спарринги с разбором тактических действий. | 4 | 2 | 2 | |
Судейский семинар с разбором спаррингов. | 2 | 1 | 1 | |
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
3. | Психологическая подготовка | 10 | 9 | 1 |
Психологическая подготовка. | 2 | 2 | 0 | |
Развитие самоконтроля. | 2 | 2 | 0 | |
Просмотр видео материалов прошедших соревнований. | 2 | 2 | 0 | |
Психологическая подготовка к предстоящим соревнованиям. | 2 | 2 | 0 | |
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости | 2 | 1 | 1 | |
Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | |
Итого по программе: | 72 | 30 | 42 |
Содержание программы учебного модуля 1 полугодия.
1.Теоретическая подготовка
Теоретический компонент:
Краткий обзор развития армрестлинга в России и за рубежом. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, закаливание, режим, питание. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа. Места занятий. Оборудование и инвентарь. Техника безопасности.
2. Общая физическая подготовка
Теоретический компонент:
Физическое качество «Выносливость». Физическое качество «Сила». Физическое качество «Быстрота». Физическое качество «Ловкость». Физическое качество «Гибкость».
Практический компонент:
Развитие выносливости. Развитие силы. Развитие быстроты. Развитие ловкости. Развитие гибкости.
Содержание программы учебного модуля 2 полугодия.
1.Техническая подготовка
Теоретический компонент:
Изучение приема «крюк». Универсальные приемы борьбы. Изучение приема борьбы «верхом». Изучение атаки в «бок». Работа над стартом. Ознакомление с контратаками в борьбе. Подготовительные спарринги.
Практический компонент:
Изучение приема «крюк». Универсальные приемы борьбы. Изучение приема борьбы «верхом». Изучение атаки в «бок». Работа над стартом. Ознакомление с контратаками в борьбе. Подготовительные спарринги.
2. Тактическая подготовка
Теоретический компонент:
Изучение тактики ведения борьбы. Изучение тактических действий соперника. Изучение тактических действий мастеров спорта «видео материалы». Развитие у подопечных собственного тактического мышления. Спарринги с разбором тактических действий. Судейский семинар с разбором спаррингов.
Практический компонент:
Изучение тактики ведения борьбы. Изучение тактических действий соперника. Развитие у подопечных собственного тактического мышления. Спарринги с разбором тактических действий. Судейский семинар с разбором спаррингов.
3. Психологическая подготовка
Теоретический компонент:
Психологическая подготовка. Развитие самоконтроля. Просмотр видео материалов прошедших соревнований. Психологическая подготовка к предстоящим соревнованиям. Спарринги.
Практический компонент:
Спарринги.
Условия реализации программы.
Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым для работы: столы, стулья, стол для борьбы на руках в положении стоя, резиновые и пружинные амортизаторы, цепи и тросы, рукоятки, ремни, перекладина, гимнастические скамейки, гимнастические маты, штанги, гантели, парные гири, поясные ремни, секундомер, скакалки, мячи игровые, блочные устройства, методическая литература, фото и видеоматериалы.
Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурно-спортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения армрестлингу.
Методическое обеспечение
№ п/п | Разделы и темы | Формы занятия | Приемы и методы организации занятий | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение |
1 | Теоретическая подготовка. | Беседа, рассказ. | Словесный, наглядный. | Литература, фотоматериал, видеоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. Стол для борьбы на руках в положении стоя. |
2 | Общая физическая подготовка. | Беседа, рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Литература, фотоматериал, видеоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. Стол для борьбы на руках в положении стоя, резиновые и пружинные амортизаторырукоятки, ремни, перекладина, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гантели, секундомер, скакалки, мячи игровые. |
3 | Техническая подготовка. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Литература, фотоматериал, видеоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. Стол для борьбы на руках в положении стоя, резиновые и пружинные амортизаторырукоятки, ремни, перекладина, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гантели, секундомер, скакалки, мячи игровые. |
4 | Тактическая подготовка. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Литература, фотоматериал, видеоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. Стол для борьбы на руках в положении стоя, резиновые и пружинные амортизаторырукоятки, ремни, перекладина, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гантели, секундомер, скакалки, мячи игровые. |
5 | Психологичес- кая подготовка. | Рассказ, объяснение, практикум. | Словесный, наглядный, практический. | Литература, фотоматериал, видеоматериал. | Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик. Стол для борьбы на руках в положении стоя, резиновые и пружинные амортизаторырукоятки, ремни, перекладина, гимнастические скамейки, гимнастические маты, гантели, секундомер, скакалки, мячи игровые. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК АРМРЕСТЛИНГ
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего недель/ часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09.-02.09. | 03.09.-9.09. | 10.09.-16.09. | 17.09.-23.09. | 24.09.-30.09 | 01.10.-07.10. | 08.10.-14.10. | 15.10.-21.10. | 22.10.-28.10. | 29.10.-04.11. | 05.11.-11.11. | 12.11.-18.11. | 19.11.-25.11. | 26.11.-02.12. | 03.12.-09.12. | 10.12 .-16.12. | 17.12.-23.12. | 24.12.-30.12. | 31.12.-06.01. | 07.01.-13.01. | 14.01.-20.01. | 21.01.-27.01. | 28.01.-03.02. | 04.02.-10.02. | 11.02.-17.02. | 18.02.-24.02. | 25.02.-03.03. | 04.03.-10.03. | 11.03.-17.03. | 18.03.-24.03. | 25.03.-31.03. | 01.04.-07.04. | 08.04.-14.04. | 15.04.-21.04. | 22.04.-28.04. | 29.04.-05.05. | 06.05.-12.05. | 13.05.-19.05. | 20.05.-26.05. | 27.05.-02.06. | 03.06.-09.06. | 10.06.-16.06. | 17.06.-23.06. | 24.06.-30.06. | 01.07.-07.07. | 08.07.-14.07. | 15.07.-21.07. | 22.07.-28.07. | 29.07.-04.08. | 05.08.-11.08. | 12.08.-18.08. | 19.08.-25.08. | 26.08.-30.08. | 31.08. | |||||
1 | 0 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 0 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 0 | 36 / 144 |
Условные обозначения:
промежуточная аттестация
ведение занятий по расписанию
каникулярный период
общая нагрузка часов в неделю
Оценочные материалы
Критерии текущего контроля успеваемости, проводимого в форме наблюдения
Низкий уровень – учащийся владеет техникой выполнения физических упражнений, но базовую технику армрестлинга освоил плохо.
Средний уровень – учащийся владеет техникой выполнения физических упражнений, освоил базовую технику армрестлинга, хорошо знает правила проведения поединков.
Высокий уровень – учащийся самостоятельно использует арсенал физических упражнений, изучил и применяет на практике технику «крюк» и технику «верх», использует в спарринг – тренировках различные технические приёмы, самостоятельно составляет базовые программы тренировок.
Промежуточная аттестация, проводится в конце учебного года, в форме проведения итоговых соревнований для выявления уровня освоения техники борьбы
В ходе проведения соревнования выявляется уровень технико-тактической подготовленности как показатель сформированности умений и навыков в армрестлинге. Выявляются низкий, средний и высокий уровень развития умений и навыков.
Критерии оценки результатов:
• Высокий уровень – в ходе соревнований ученик правильно показал и применил элементы технико-тактической подготовки;
• Средний уровень - в ходе соревнований ученик правильно показал и применил элементы технико-тактической подготовки, но с некоторыми помарками;
• Низкий уровень - в ходе соревнований ученик не смог правильно показать и применить элементы технико-тактической подготовки.
Список литературы:
1. А.В. Скоробогатов, М.В. Перфильев, Высоцкий В.Л. Сборник методических материалов по организации учебной деятельности на предмете «физическая культура» у детей среднего школьного возраста. Красноярск, 2000
2.Иванов В.А., Высоцкий В.Л, Терешкина Т.Н. и др. Программа детско-юношеского клуба физической подготовки. Красноярск, 1997г. (34 стр.)
3. Живора П.В., А.И. Рахматов. Армспорт. Техника, тактика, методика обучения. М. ACADEMIA. 2001
4. Журнал «Спортивная жизнь России».
5. Усанов Е.И., Бурмистров В.Н. Армрестлинг - борьба на руках. Москва.2002. Издательство Российского университета дружбы народов. С. 288
6. Усанов Е.И., Чигина Л.В.. Ойкумена. 2002
7. Информационный бюллетень Федерации армрестлинга. Санкт-Петербург.
8. Спортивный журнал «Олимп»
9. Справочник. Звезды российского армрестлинга
10. Информационные материалы на сайте WWW/ armsport - rus. Ry.
11. Информационные материалы на сайте WWW. Armwrestling.com. США
12. Информационные материалы на сайте WWW. Armsport/ spp. Ru. Санкт- Петербург
Приложение 1
Техника безопасности
Занимающиеся должны быть проинструктированы об особенностях поведения в зале. Нельзя начинать занятия в зале после влажной уборки. Необходимо дождаться его полного высыхания.
Опасность представляют отдельные спортивные снаряды, конструкции с выступающими в зал частями, на которые кто-то из занимающихся может наткнуться и получить травму. Перед началом занятий педагогу необходимо обратить внимание на все то, что может представлять опасность получения травм занимающимся: двери, окна, открытые в сторону зала т.д.
Педагог должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы его воспитанники были защищены от получения травм.
Подавляющее большинство травм возникает вследствие организационных и методических ошибок в учебном процессе. Однако нельзя не учитывать индивидуальные особенности учащихся, такие как уровень технической и физической подготовленности, состояние здоровья.
К организационным причинам, вызывающим получение травм учащихся при проведении учебного процесса и соревнований, следует отнести ошибки педагога, связанные с недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовленности, неудовлетворительным состоянием санитарно-гигиенических и метеорологических условий, низким качеством и не соответствующим возрастным особенностям ребенка, спортивного инвентаря, оборудования, одежды и обуви.
К методическим причинам, стимулирующим травмы, следует отнести нарушение принципов постепенности, непрерывности, цикличности проведения учебного процесса, нарушение правил врачебного контроля, пренебрежительное отношение к индивидуальным средствам защиты (по И.Ф. Башкирову).
Наиболее уязвимыми звеньями опорно-двигательного аппарата являются локтевой, плечевой, лучезапястный суставы, а также мышцы туловища.
Основной причиной многих травм является низкий уровень технической подготовленности.
Меры профилактики. Основными средствами профилактики травм опорно-двигательного аппарата являются обучение основам техники, исключающей работу суставов и мышц, противоречащей законам анатомии и физиологии спорта человека.
Другой возможностью предотвратить получение травм является правильная организация учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Для этого необходимо:
- качественно проводить разминку;
- мышцы верхних конечностей и туловища подготовить к предстоящим физическим нагрузкам;
- следить за техникой выполнения приемов борьбы;
- следить за состоянием спортивного инвентаря, оборудования;
- постоянно совершенствовать материально-техническое обеспечение и условия проведения учебных занятий и соревнований.
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Развитие физической культуры и спорта в РФ.
1-год обучения Физическая культура и спорт как одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития человека. Значение физической культуры для трудовой деятельности.
Краткий обзор развития армрестлинга в России и за рубежом.
1-год обучения Характеристика армрестлинга. Место и значение в системе физического воспитания. Возникновение армрестлинга и его становление как вида спорта и его выход на международную арену.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека (опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы, связки) их строение и функции).
Гигиена, закаливание, режим, питание.
Понятие о гигиене и закаливании. Личная гигиена рукоборца, уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Гигиена сна, одежды, обуви. Гигиена места занятий. Значение водных процедур и мест занятий. Значение закаливания, основы и принципы. Средства закаливания - солнце, воздух, вода. Занятия армрестлингом - один из методов закаливания.
Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа.
Понятие о врачебном контроле и особой роли его для рукоборца. Значение врачебного исследования оценки физического развития и степени тренированности. Понятие об утомлении. Самоконтроль - важное средство, дополняющее врачебный контроль. Объективные и субъективные показатели: пульс, дыхание, вес тела, сон, работоспособность, самочувствие. Методика ведения самоконтроля.
Виды последовательности массажных приемов. Поглаживание. Растирание, разминание, выжимание, поколачивание, похлопывание, рубление, потряхивание, встряхивание, валяние, вибрационный массаж. Классификация спортивного массажа: гигиенический, тренировочный (частный и общий), предварительный (согревающий, успокаивающий, возбуждающий, восстановительный). Самомассаж при травмах. Приемы. Техника.
Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности.
Техника безопасности на занятиях.
Требования к спортивному залу: размеры, освещение, покрытие и т. д. Столы для борьбы. Борцовские тренажеры, ремни для завязывания захвата, резиновые амортизаторы, штанги, гантели, брусья, перекладина, специальная скамейка, эспандеры, блоки, цепи, тросы.
«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» (ОФП)
Теория по разделу ОФП
В процессе общефизической подготовки спортсменов изучают теоретические материалы по данному разделу программы: общая физическая подготовка юных рукоборцев и ее роль в процессе учебных занятий. Понятия качеств общей физической подготовки. Контрольные тесты для выявления уровня развития общей физической подготовки.
Практика по разделу ОФП
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
(для всех возрастных групп)
Упражнения для воспитания силовых способностей:
в период обучения по программе в основном выполняются упражнения с отягощением собственным весом тела и небольшими отягощениями: гантели до 0,5 кг и более, тренажеры и блоки.
Упражнения с преодолением собственного веса:
- поднимание на носки;
- приседания на двух ногах при разном положении ног: ноги вместе, пятки вместе - носки врозь, ноги на ширине плеч и т.п.;
- приседания на одной ноге;
- пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног - впереди то левая, то правая;
- отталкивания от стены двумя руками, каждой рукой поочередно;
- отжимания от скамейки, от пола, ноги на полу, на скамейке;
- подтягивания на перекладине на одной, двух руках;
- поднимание туловища лежа на животе, на спине;
- из положения лежа на спине, ноги согнуты поднимание туловища и скрестное доставание локтем колена;
- одновременное поднимание ног и туловища лежа на спине, на животе и т.п.
Упражнения для воспитания скоростных и силовых качеств:
- упражнения на развитие силовых качеств с гирей, гантелью, штангой, блоками и др. техническими средствами.
- жимы, подъемы, рывки, разведения, приседания, тяги для развития мышц предплечья, плеча, грудных, дельтовидных, трапециевидных, бедренных, икроножных мышц, мышц спины и брюшного пресса.
- упражнения с применением пружин, резиновых амортизаторов, блоков, тренажеров, гантелей, гирь, цепей, тросов в статистическом режиме под различными направлениями и углами.
- упражнения с партнером - различными хватами и зацепами, в разные стороны на себя, в сторону, от себя, в положениях стоя без стола, стоя за борцовским столом, сидя за столом, лежа на полу.
Упражнения для воспитания скоростных качеств:
- ловля или отбивание руками мяча (волейбольного, баскетбольного, теннисного), посылаемого партнером с разной силой, с разного расстояния;
- ловля мяча, брошенного партнером из-за спины игрока в неизвестном направлении после первого отскока;
- ловля мяча, брошенного из-за спины игрока в стенку, после первого отскока от пола, сразу после удара о стенку и т.п.
Быстрота начала движений и быстрота набора скорости:
- бег на 10, 20, 30, 60 м;
- рывки на отрезках от 3 до 20 м из различных положений (стоя боком, спиной по направлению движения; сидя, лежа в разных положениях), - бег со сменой направления (зигзагом);
- 2-3 прыжка на месте и бег на короткую дистанцию.
Упражнения для воспитания координационных способностей:
- из упора присев, поочередно переставляя руки, прийти в положение упора лежа, а затем обратно в исходное положение;
- из упора присев, выпрямляясь, падение вперед в упор лежа на согнутых руках, то же вперед - вправо, вперед - влево, из других исходных положений;
- 2 прыжка вверх с поворотом на 360° в разные стороны, прыжок вперед;
- прыжки со скакалкой с изменением направлений вращения скакалки, с различной постановкой ног при приземлении и т.п.
Упражнения для воспитания гибкости:
- общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений - махи руками, ногами - вперед-вверх, в стороны - вверх;
- наклоны вперед, в стороны, назад из разных исходных положений - ноги вместе, шире плеч, одна перед другой и т.п.;
- повороты, наклоны и вращения головой;
- наклоны, повороты и круговые движения туловищем, в положении лежа на спине поднимание ног за голову (эти упражнения могут выполняться активно и пассивно);
- всевозможные упражнения на гимнастической скамейке, стенке, в положении лежа на полу.
Упражнения для воспитания выносливости:
- бег равномерный и переменный;
- ходьба на лыжах, катание на коньках и велосипеде, плавание (в виде домашних заданий);
- спортивные игры (модифицированные): баскетбол, футбол.
При воспитании выносливости целесообразно применять варианты круговой тренировки.
Примерные варианты упражнений для круга.
Вариант № 1
1.Прыжки на скамейку с последующим быстрым спрыгиванием.
2.Прыжки «кенгуру».
3.Из положения, лежа на животе - руки вверх, прогнуться.
4.Из положения, лежа на спине одновременно поднять ноги и туловище
5.Сидя на скамейке, держась за нее руками, поднимать и опускать прямые ноги, пола не касаться.
6.Из положения стоя бросить набивной мяч (0,5кг) вверх, присесть, встать и поймать мяч.
7.Отжимания от пола.
8.Из положения руки в стороны, набивной мяч (0,5кг) в левой руке. Бросить мяч через голову в правую руку и наоборот.
9.Из положения, лежа на спине, руки с набивным мячом (0,5-1кг) вытянуты вперед, быстро поднимать и опускать руки в исходное положение.
Вариант № 2
1.Упор присев-упор, лежа - упор присев с последующим выпрыгиванием вверх.
2.Впрыгивание на гимнастическую скамейку и соскок на двух ногах (отдельно на правой и левой ноге).
3.Прыжки вверх с высоким подниманием колен.
4.Прыжки из стороны в сторону.
5.Одновременные подъемы ног и туловища из положения, лежа на животе.
6.Вращение ног в положении лежа на спине.
7.Поднимание ног в положении лежа на спине (в висе на перекладине или гимнастической стенке).
8.Отталкивания от стены двумя руками.
9.Отжимания руками от пола, ноги могут быть на гимнастической скамейке.
Вариант № 3
1.Прыжки в стороны с имитацией ударов справа и слева с лета.
2.Бег лицом вперед с возвращением обратно спиной вперед
3.Бег лицом вперед на 4-5м с отбеганием назад и последующим выпрыгиванием вверх.
4.Бег приставными шагами правым-левым боком на 8-10м.
5.Бег «лезгинка». При беге налево (направо) правая (левая) нога ставится то перед левой (правой), то позади нее.
6.Прыжки в полуприседе.
7.Одновременное поднимание ног и туловища из положения, лежа на животе.
8.Одновременное поднимание ног и туловища из положения, лежа на спине.
9. Наклон вперед с касанием руками пола и последующим быстрым прогибом назад и касанием руками пяток.
В занятиях с детьми нельзя применять только обще-подготовительные или специально-подготовительные средства, поскольку занятия не должны быть монотонными и однообразными. Именно по этой причине для воспитания физических качеств очень эффективны подвижные игры и эстафеты. Приведенные ниже подвижные игры способствуют совершенствованию всех физических качеств с преимущественной направленностью на какое - либо из них.
«ТЕХНИКО - ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» (ТТП)
Теория по разделу
В процессе технико-тактической подготовки спортсменов изучаются теоретические материалы по данному разделу программы: понятие о спортивной технике и тактике. Взаимосвязь и взаимозависимость техники и тактики. Техника борьбы - один из главных разделов подготовки спортсмена. Что такое техническое мастерство, от чего оно зависит. Необходимость всестороннего физического развития.
Практика по разделу
(для всех возрастных групп)
Основное внимание при обучении и тренировке следует уделять технической подготовке занимающихся, прививать их умения пользоваться изученными приемами, защитами, контрприемами и комбинациями в борьбе. Рукоборцы должны стремиться к тому, чтобы с одинаковым мастерством применять изученные технические действия. В дальнейшем, при совершенствовании усвоенного приема, каждый занимающийся, сохраняя структуру приема, вносит в его выполнение лишь ему присущую особенность, которая и определяет индивидуальные различия при выполнении приема. Следует принимать во внимание различное расположение подлокотников, опорных стоек, ограничительных валиков, сопоставление антропометрических показателей соперников и своих. Занимающиеся, выполняя захват, определяют наиболее выгодные для себя положения, продолжая их совершенствовать.
Захват является сложным техническим приемом, от которого полностью зависит результат поединка. Существует несколько разновидностей захватов, четыре из которых - основные: открытый - закрытый (различие по положению пальцев) и высокий - низкий (по уровню хвата).
В выборе захвата следует руководствоваться антропометрическими данными своей руки, руки соперника, предполагаемым техническим действием соперника и предстоящим своим действием.
При этом главными условиями могут являться: как можно большая площадь покрытия тыльной части ладони соперника своими пальцами и сильное сжатие? пальцев. Причем расположение пальцев может быть сомкнутым, разомкнутым попарно или отдельно и т. д.
В захватах лучше избегать однотипности, чтобы соперники не могли определить предстоящее техническое действие.
Обучающиеся, помимо атакующих действий, в обязательном порядке изучают контрприемы, которые являются неотъемлемой частью технических действий.
В поединке спортсмены используют наиболее отработанные способы борьбы, а также по возможности применяют неудобные для соперников положения захватов и технических приемов. Зная индивидуальные особенности каждого воспитанника, его склонность к освоению тех или иных приемов, педагог вместе с ним определяет наиболее целесообразные технические средства борьбы, которые ему следует в дальнейшем совершенствовать в зависимости от уровня физической подготовки и антропометрии. При этом нужно стремиться к тому, чтобы каждый из занимающихся овладел как можно большим числом различных технических действий.
В процессе освоения технического действия учитывается сложность выполнения движения, возраст и травмоопасность во время проведения технических действий.
Включать технические действия в учебный процесс следует без спешки, по мере освоения элементов техники и готовности опорно-двигательного аппарата.
По мере совершенствования технических действий и уровня спортивного мастерства четких направлений в соревновательном движении может и не быть. Оно должно проводиться в том направлении и комбинациях, которое наиболее подходит к тем условиям, которые создает соперник и которые можно провести с наибольшей эффективностью. Рациональнее направлять атаку в сторону наименьшего сопротивления, создаваемого соперником.
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка занимающихся, неразрывно связана с технической. Она выражается в умении борца сознательно пользоваться в поединке усвоенными средствами борьбы, учитывая обстановку, состояние своей подготовки и степень подготовленности противника. От правильно построенного тактического замысла зависит результат поединка. При этом учитываются теоретические основы физиологии и биохимии спортсмена с различной композицией мышц и соотношением числа медленных и быстрых волокон, различия в силе сокращения и выносливости. С учетом этих различий тактика ведения поединков во временном интервале различна. Спортсмены, преимущественно скоростные, включаются в борьбу максимально быстро и мощно и в основном рассчитывают на победу в начале поединка, не затягивая фазу захвата. Спортсмены с замедленной реакцией на команду и включением мышц приступают к поединку до начала команды старта, напрягая руку, но ведут не атакующую, а оборонительную тактику, тем самым затягивая поединок и выматывая соперника. При изучении новых приемов следует объяснять воспитанникам, в каких случаях данный технический прием применять целесообразно, то есть рас крыть тактические возможности применения приема.
Основным средством тактической подготовки служат учебно-тренировочные схватки, в которых занимающиеся по заданию педагога совершенствуют конкретные тактические действия, для развития у занимающихся тактического мышления необходимо разнообразить условия тренировки, давая возможность работать борцу в парах с более сильными и слабыми, скоростными и медлительными, высокими и низкими и другими соперниками.
Во избежание привыкания к соперникам, мешающим разнообразить свои действия, следует менять рукоборцев в парах не реже чем через две тренировки. Зная заранее соперников перед соревнованиями, борец выбирает и совершенствует на тренировках тактику и технику ведения поединка непосредственно под них для достижения победы в каждой схватке.
Если же рукоборец не знает противников, с которыми ему предстоит встречаться, то он совершенствует приобретенные им тактико-технические действия исходя из своей тактико-физической подготовленности.
Во многом решающее влияние на результат поединка оказывает предугадывание направления технического действия соперника.
Подготавливая учащихся к конкретному соревнованию, следует с каждым пересмотреть все применяемые им тактические действия, наметить пути устранения имеющихся недостатков, а также подобрать и отработать новые тактические действия, которые окажутся для противников неожиданными.
Одной из главных задач в тактико-техническом мастерстве является выявление двигательной предпочтительности (выбора борцовской руки), достижение согласованности, последовательности включения мышц в борьбе.
Подготовительная фаза (фаза захвата):
Выход спортсмена к столу, выбор правильной индивидуальной стойки. Расположение ног под столом с учетом ростового показателя. Установка и выбор техники борьбы с учетом антропометрии кисти, плеча, предплечья, туловища, выдерживание между этими звеньями углов, обеспечивающих жесткую постановку руки и быстрое, мощное развитие усилия. Сохранение прямой линии спины и одной ноги. Выбор вида захвата с учетом техники и особенностей соперника (высокий, низкий, открытый, закрытый).
Обеспечение: контакты туловища и стола, правильное дыхание. Достижение преимущества в захвате.
Фаза борьбы:
Реализация достигнутого преимущества: максимальное усилие на старте с последующим ускорением. Правильный выбор направления ускорения движения в конечную точку. Выдерживание правильного положения в период борьбы. Способность к быстрой смене технического действия и перемещению по подлокотнику для выбора более удобного положения в зависимости от обстановки в процессе борьбы.
Спарринги (поединки).
В процессе каждого занятия обязательны схватки с использованием различных видов борьбы. Они проводятся между рукоборцами различных физических, психических, эмоциональных особенностей, мышечных композиций.
В процессе борьбы отрабатывается выявление вероятного тактико-технического действия соперника, поиск контрприемов и их реализация.
Виды поединков: свободные и в соревновательном варианте.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие в соревнованиях - необходимое условие проверки и совершенствования моральных, волевых качеств, повышения уровня спортивного мастерства. В процессе обучения обучающимися изучаются теоретические материалы по данному разделу программы.
Теория по разделу
Значение спортивных соревнований. Правила соревнований. Их организация и проведение. Воспитательная роль судьи на соревнованиях. Значение правильного судейства для достижения высоких спортивных результатов. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные первенства, розыгрыш кубков, показательные и др. Организация и проведение соревнований внутри образовательного учреждения. Положение о соревнованиях. Состав судейской коллегии, обязанности судей. Представители. Общий тактический план встречи. Основные тактические задачи. Средства их разрешения.
Практика по разделу
Участие учащихся в соревнованиях: групповых, районных.
По окончанию соревнований педагог проводит разбор прошедших поединков участников соревнований. Проводит объяснение и показ техник борьбы. Учит находить ошибки в технике соперника. Выявляет положительные и отрицательные стороны поединка, причины недостатков.
Обучающиеся приобретают на учебных занятиях, соревнованиях начальные навыки работы в качестве помощника педагога и судьи.
Приложение 3
Лист корректировки программы
№ | Дата корректировки | Причина корректировки | Внесённые изменения |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...