Роль эколого - биологической направленности образовательного процесса в развитии личности младшего школьника
статья
В истории нашей планеты непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли.
С появлением могущественного фактора – человеческого разума – начался качественно новый этап в эволюции органического мира. Благодаря глобальному характеру взаимодействия человека с окружающей средой он становится крупнейшей геологической силой, способной либо ускорить экологическую катастрофу, либо предотвратить её наступление. Исходя из основной закономерности географической оболочки – целостности, человек и природа едины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_publikatsii_dopolnitelnoe_obrazovanie_rol_ekologo.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эколого - биологической направленности
образовательного процесса в развитии личности
младшего школьника
Вареникова Тамара Ивановна, педагог ДО
СОГБУ ДО «Станция юннатов»
В истории нашей планеты непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли.
С появлением могущественного фактора – человеческого разума – начался качественно новый этап в эволюции органического мира. Благодаря глобальному характеру взаимодействия человека с окружающей средой он становится крупнейшей геологической силой, способной либо ускорить экологическую катастрофу, либо предотвратить её наступление. Исходя из основной закономерности географической оболочки – целостности, человек и природа едины. Более того, являясь частицей целого, человек вмещает в себя законы Вселенной (микрокосм), повторяя в себе многие черты природы (на уровне эмбрионального развития, круговорот воды и веществ и т.д.) Природа – саморегулируемая система, отсюда человек, являясь её частью, наделён генетическим опытом самоорганизации. Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, однако наши способности к этому имеют определённые границы. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления.
В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума. Наряду с обострением экологических проблем и вытекающей актуальности поиска путей их решения на современном этапе социально – экономического развития человеческого общества возрастает опасность природных и техногенных катастроф, терроризма, свободного доступа к интернету, где в большинстве программ культивируются идеи абсолютно противоположные идеям воспитания социально – адаптированной, физически здоровой и морально устойчивой личности.
Идею краеведческого подхода в становлении личности ребёнка можно назвать истоком реки жизни его. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно восприимчивы к красоте, так как если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходит к человеку в детстве, то они, как правило, не приходят уже никогда.
Необходимость развития интересов младших школьников в области краеведения, экологии родного края, формирует, закладывает основы фундамента светлого храма знаний, побуждая ребёнка, к воспитанию любви к природе. И чем полнее будут знания детей о воспитании любви к природе, тем более действенными они окажутся в связи с социальным заказом общества.
Практически во всех сферах общественной жизни востребованы грамотные и конкурентно способные специалисты, способные к самоорганизации, осознанному выбору и перепроектированию своего жизненного пути, готовых к выбору эталонов поведения в экономике с установкой на социально значимые ценности. В этом ответе на новые вызовы особую активность приобретает формирование экологической культуры младших школьников, которые со временем должны влиться социально ориентированными личностями в обширную государственную сферу экономической культуры. Чему должным образом способствует вот уже 100 летний ресурс дополнительного образования.
Так программа «Природа и здоровье человека» трактует осознание школьником своего места в жизни, именно сегодняшней жизни, ибо завтра уже может быть поздно, своего места в природе, частью которой он является, понять, что именно от него будет зависеть, улучшение или ухудшение экологической обстановки. Формируя чувство особой ответственности (об этом в своё время очень проникновенно сказал наш великий кинематографист Ролан Быков: «В 15 лет я почувствовал, что мать – это моя дочь и Земля тоже моя дочь.») за своё физическое и нравственное здоровье, за здоровье окружающих людей и здоровье планеты («Планета больна и повинен этом человек»), молодой человек становится личностью.
Программа включает два основных направления:
1) пробуждение младшего школьника к самосовершенствованию – экология души;
2) бережное отношение к природе, недопустимость варварского отношения к ней - экология Земли
В воспитании экологического сознания и культуры важно не ограничиваться небольшой группой учащихся – творческое объединение, факультатив, класс, так как результат в основном даёт массовая работа, охватывающая все звенья школьного коллектива (принцип часового механизма) на основе взаимной поддержки и сотрудничества.
Перед современной системой образования в период модернизации его содержания поставлена задача включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность, что способствует формированию общеучебных компетентностей, развитию культуры, рефлексивного мышления, привитию навыков направленной деятельности. И эта задача несомненно служит залогом эмоционального личностного развития младших школьников, а так же будущей успешности в дальнейшем при получении профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника.
Выступление на педсовете...
Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"
Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...
«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»
Докладна педагогическом советепо теме:«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
Методика воспитания и развития личности младшего школьника
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...
Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника
Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника...
Конспект лекций "Развитие личности младшего школьника"
Оглавление:1. Развитие личности_ - 3 -2. Эмоциональная и мотивационная сфера_ - 4 -2.1. Общая характеристика эмоциональной сферы_ - 4 -2.2. Формирование сдержанности чувств и ее индивидуальные проявле...