поурочный план "ритм и ритмический рисунок"
план-конспект урока (5 класс)
поурочный план урока "Ритм и ритмический рисунок" для учащихся первого года обучения в ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmicheskiy_risunok_1_god_obuch.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва
Открытый урок
«Ритм и ритмический рисунок»
для учащихся 1-го года обучения хорового класса
Подготовила:
Монгуш Чечена Олеговна
преподаватель хорового класса
Чаа-Холь
Тема: Ритмический рисунок музыкального произведения.
Цель занятия: Познакомить с понятием ритмический рисунок, где длительности звуков разные: длинные и короткие.
Задачи:
1. Обучающая: пополнить знания детей по теме – ритм.
2. Развивающая: развивать музыкальный слух, чувство ритма, совершенствовать слуховое внимание, память, мышление,
развивать воображение, ассоциативное мышление, активность и выразительность в исполняемых детьми музыкальных произведениях.
3. Воспитательная: обогащать музыкальный опыт воспитанников, обогащать словарный запас детей, повышать уровень интеллектуального и речевого развития. Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества, умение анализировать свою деятельность и деятельность сверстников.
Тип занятия: освоение новой темы.
Методы обучения: слуховой, наглядно-слуховой, практический, игровой, интегративный, проблемный.
Оборудование: инструмент фортепиано, музыкальный центр, доска, мелки, магнитная доска с нотоносцем, нотки из картона. Картинки с изображением дети поют, хлопающие ладошки, карточки с изображением больших ладоней и маленьких, маска «дятел». Ладошки с изображением нот каждому ребёнку.
Место проведения: ДШИ, кабинет сольфеджио
Возраст воспитанников: 8-9 лет.
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Сообщение цели и задач занятия.
3.Основная часть
3.1.Песня «Арыкчыгаш».
3.2.Физминутка.
3.3.Игра «Ритмическое эхо».
4.Подведение итогов.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Дети заходят в зал)
Педагог: Ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.
Музыкальная подпевка:
- Здраствуйте, дети!
- Здравтсвуйте, башкы!
2.Сообщение цели и задач занятия.
Педагог: Ребята, что я сейчас делаю?
Дети: Хлопаете.
Педагог: Зачем люди хлопают? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, а сейчас что я делаю?
Дети: хлопаете песенку.
Педагог: Как вы догадались, какую песенку я хлопала?
Дети: хлопали по-разному.
Педагог: Дети, посмотрите на картинки, подумайте и скажите, чем мы сегодня будем заниматься? (картинки дети поют, хлопающие ладошки)
Дети: Хлопать песенку.
Педагог: Правильно.
3. Основная часть.
3.1. «Арыкчыгаш» детская песня.
Педагог: Ребята, послушайте, какую песенку я сейчас хлопаю? (произвольные хлопки). Не понимаете? Тогда, я сыграю её на инструменте. (игра мелодии ровными длительностями). Что-то снова не выходит! Я поняла. Звуки решили с нами поиграть, они взяли и перепутались. Чтобы они встали по порядку, давайте попробуем изобразить их на бумаге.
Итак, у меня есть карточки: долгий звук – это будет большая ладошка, а короткий – маленькая.
Дети прохлопывают ритм по фразам и выставляют карточки в нужном порядке.
Педагог: Ребята, у нас с вами снова проблема: не хватает карточек…
А мы можем заменить рисунок на что-то более простое?
Далее ритм изображается при помощи палочек: длинных и коротких.
Педагог: Вот мы с вами и разложили звуки по порядку.
А теперь давайте пропоём с хлопками и ещё раз проверим, правильно мы ли мы сделали!
(Дети поют под аккомпанемент ф-но1 куплет, одновременно прохлопывая ритм)
Педагог: Получилась у нас песенка? Правильно стоят звуки? (ответы детей)
Такое чередование длинных и коротких звуков называется ритмический рисунок.
Ну что ж, давайте ещё раз споём песню Арыкчыгаш.!
(исполнение песни под фонограмму)
Педагог: Ребята, вы сейчас исполняли песню, и, наверное, обращали внимание друг на друга, кто как поёт? Пусть каждый из вас назовет того, кто ему больше понравился и почему (обсуждение исполнения).
3.2. Физминутка.
Педагог: А теперь давайте немного отдохнём. Представьте, что вы художники. И рисовать мы будем животных.
(дети под музыку выполняют движения).
3.3. Игра «Ритмическое эхо».
Педагог: Ребята, вы слышите какой-то стук? Кажется, у нас гости!
(показывает маску «Дятел»). Посмотрите, к нам прилетел дятел, и он хочет нам простучать свою песенку.
(сначала педагог, потом дети по очереди выходят и простукивают произвольный ритм, а все повторяют, хлопая в ладоши)
Педагог: Ребята, давайте попробуем записать песенку дятла!
Скажите, какие вы знаете звуки?
Дети: музыкальные и шумовые, высокие и низкие, громкие и тихие.
Педагог: А при помощи чего записываются музыкальные звуки?
Дети: При помощи нот.
Педагог: как вы думаете, в нотах наши хлопки поместятся, или они как-то иначе изображены? (ответы детей)
Педагог: На самом деле музыканты нотами изображают не только мелодию, но и длительность звука. Посмотрите, как выглядит длинная нота (показывает четвертную)! А так выглядит короткая нота (показывает восьмую).
(Далее идет выкладывание заданного ритмического рисунка нотами на нотоносце)
Педагог: Ребята, посмотрите на ритмический рисунок, который у нас получился и сравните его с ритмическим рисунком песни «Кота Леопольда». Скажите – они одинаковые или нет? (ответы детей)
Правильно, у каждой песенки свой рисунок!
4. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, наше занятие заканчивается. Прежде, чем попрощаться, хлопните один раз в ладоши те ребята, кто сегодня узнал для себя что-то новое. (дети перечисляют новые понятия)
А теперь топните один раз те, кому занятие не понравилось. А теперь похлопайте много раз те, кому занятие понравилось.
Мне тоже вы очень понравились и я хочу вам тоже похлопать и на память подарить вам вот такие ладошки. (педагог раздает детям вырезанные из бумаги ладошки, на которых нарисованы ноты).
Спасибо всем. Урок окончен до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сохранить созданный рисунок. Как открыть сохранённый на диске рисунок. Материал к уроку информатики в 5 классе
Предлагаемые материалы к уроку информатики в 5 классе представляют взаимосвязанные между собой электронную презентацию к уроку, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» про...
Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.
Графический редактор Paint Тема урока:Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Тип урока: Изучение нового материала. Вид: Урок – практикум Цели урока: Образовательная: отра...
Словарь основных ритмических рисунков.
Представлены основные виды ритмических рисунков....
Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.-5 класс.
Тема «Компьютерная графика» на неё отводится 8 часов этот урок в данной теме – 5 Цель урока: создать условие для усвоения понятия фрагмент и для самостоятельной творческой работы на компьют...
Методическая разработка по предмету рисунок « Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки» 2 класс ДШИ
В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием фо...
«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ
Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...
Экспедиция Г.Я. Седого_ Рисунок (серия рисунков)
Материал к Всероссийскому детско-юношескому конкурсу Русского географического общества «Арктика – притягательная загадка»!. Серия рисунков выполнена ученицей 11 "А" класса Самойленко Лилией...