поурочный план "ритм и ритмический рисунок"
план-конспект урока (5 класс)

Монгуш Чечена Олеговна

поурочный план урока "Ритм и ритмический рисунок" для учащихся первого года обучения в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskiy_risunok_1_god_obuch.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва

Открытый урок

«Ритм и ритмический рисунок»

для учащихся 1-го года обучения хорового класса

Подготовила:

Монгуш Чечена Олеговна

 преподаватель хорового класса

Чаа-Холь

Тема: Ритмический рисунок музыкального произведения.

Цель занятия: Познакомить с понятием ритмический рисунок, где длительности звуков разные: длинные и короткие.

Задачи:

1. Обучающая: пополнить знания детей по теме – ритм.

2. Развивающая: развивать музыкальный слух, чувство ритма, совершенствовать слуховое внимание, память, мышление,

развивать воображение, ассоциативное мышление, активность и выразительность в исполняемых детьми музыкальных произведениях.

3. Воспитательная: обогащать музыкальный опыт воспитанников, обогащать словарный запас детей, повышать уровень интеллектуального и речевого развития. Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества, умение анализировать свою деятельность и деятельность сверстников.

Тип занятия: освоение новой темы.

Методы обучения: слуховой, наглядно-слуховой, практический, игровой, интегративный, проблемный.

Оборудование: инструмент фортепиано, музыкальный центр, доска, мелки, магнитная доска с нотоносцем, нотки из картона. Картинки с изображением дети поют, хлопающие ладошки, карточки с изображением больших ладоней и маленьких, маска «дятел». Ладошки с изображением нот каждому ребёнку.

Место проведения: ДШИ, кабинет сольфеджио

Возраст воспитанников: 8-9 лет.

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Сообщение цели и задач занятия.

3.Основная часть

3.1.Песня «Арыкчыгаш».

3.2.Физминутка.

3.3.Игра «Ритмическое эхо».

4.Подведение итогов.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

(Дети заходят в зал)

Педагог: Ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.

Музыкальная подпевка:

- Здраствуйте, дети!

- Здравтсвуйте, башкы!

2.Сообщение цели и задач занятия.

Педагог: Ребята, что я сейчас делаю?

Дети: Хлопаете.

Педагог: Зачем люди хлопают? (Ответы детей).

Педагог: Ребята, а сейчас что я делаю?

Дети: хлопаете песенку.

Педагог: Как вы догадались, какую песенку я хлопала?

Дети: хлопали по-разному.

Педагог: Дети, посмотрите на картинки, подумайте и скажите, чем мы сегодня будем заниматься? (картинки дети поют, хлопающие ладошки)

Дети: Хлопать песенку.

Педагог: Правильно.

3. Основная часть.

3.1. «Арыкчыгаш» детская песня.

Педагог: Ребята, послушайте, какую песенку я сейчас хлопаю? (произвольные хлопки). Не понимаете? Тогда, я сыграю её на инструменте. (игра мелодии ровными длительностями). Что-то снова не выходит! Я поняла. Звуки решили с нами поиграть, они взяли и перепутались. Чтобы они встали по порядку, давайте попробуем изобразить их на бумаге.

Итак, у меня есть карточки: долгий звук – это будет большая ладошка, а короткий – маленькая.

Дети прохлопывают ритм по фразам и выставляют карточки в нужном порядке.

Педагог: Ребята, у нас с вами снова проблема: не хватает карточек…

А мы можем заменить рисунок на что-то более простое?

Далее ритм изображается при помощи палочек: длинных и коротких.

Педагог: Вот мы с вами и разложили звуки по порядку.

А теперь давайте пропоём с хлопками и ещё раз проверим, правильно мы ли мы сделали!

(Дети поют под аккомпанемент ф-но1 куплет, одновременно прохлопывая ритм)

Педагог: Получилась у нас песенка? Правильно стоят звуки? (ответы детей)

Такое чередование длинных и коротких звуков называется ритмический рисунок.

Ну что ж, давайте ещё раз споём песню Арыкчыгаш.!

(исполнение песни под фонограмму)

Педагог: Ребята, вы сейчас исполняли песню, и, наверное, обращали внимание друг на друга, кто как поёт? Пусть каждый из вас назовет того, кто ему больше понравился и почему (обсуждение исполнения).

3.2. Физминутка.

Педагог: А теперь давайте немного отдохнём. Представьте, что вы художники. И рисовать мы будем животных.

(дети под музыку выполняют движения).

3.3. Игра «Ритмическое эхо».

Педагог: Ребята, вы слышите какой-то стук? Кажется, у нас гости!

(показывает маску «Дятел»). Посмотрите, к нам прилетел дятел, и он хочет нам простучать свою песенку.

(сначала педагог, потом дети по очереди выходят и простукивают произвольный ритм, а все повторяют, хлопая в ладоши)

Педагог: Ребята, давайте попробуем записать песенку дятла!

Скажите, какие вы знаете звуки?

Дети: музыкальные и шумовые, высокие и низкие, громкие и тихие.

Педагог: А при помощи чего записываются музыкальные звуки?

Дети: При помощи нот.

Педагог: как вы думаете, в нотах наши хлопки поместятся, или они как-то иначе изображены? (ответы детей)

Педагог: На самом деле музыканты нотами изображают не только мелодию, но и длительность звука. Посмотрите, как выглядит длинная нота (показывает четвертную)! А так выглядит короткая нота (показывает восьмую). 

(Далее идет выкладывание заданного ритмического рисунка нотами на нотоносце)

Педагог: Ребята, посмотрите на ритмический рисунок, который у нас получился и сравните его с ритмическим рисунком песни «Кота Леопольда». Скажите – они одинаковые или нет? (ответы детей) 

Правильно, у каждой песенки свой рисунок!

4. Подведение итогов.

Педагог: Ребята, наше занятие заканчивается. Прежде, чем попрощаться, хлопните один раз в ладоши те ребята, кто сегодня узнал для себя что-то новое. (дети перечисляют новые понятия)

А теперь топните один раз те, кому занятие не понравилось. А теперь похлопайте много раз те, кому занятие понравилось.

Мне тоже вы очень понравились и я хочу вам тоже похлопать и на память подарить вам вот такие ладошки. (педагог раздает детям вырезанные из бумаги ладошки, на которых нарисованы ноты).

Спасибо всем. Урок окончен до свидания!

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить созданный рисунок. Как открыть сохранённый на диске рисунок. Материал к уроку информатики в 5 классе

Предлагаемые материалы к уроку информатики в 5 классе представляют взаимосвязанные между собой электронную презентацию к уроку, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» про...

Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.

Графический редактор Paint   Тема урока:Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Тип урока: Изучение нового материала. Вид: Урок – практикум Цели урока: Образовательная: отра...

Словарь основных ритмических рисунков.

Представлены основные виды ритмических рисунков....

Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей.-5 класс.

Тема «Компьютерная графика» на неё отводится 8 часов этот урок в данной теме – 5 Цель урока: создать условие для усвоения понятия фрагмент и для  самостоятельной творческой работы на компьют...

Методическая разработка по предмету рисунок « Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки» 2 класс ДШИ

В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием фо...

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

Экспедиция Г.Я. Седого_ Рисунок (серия рисунков)

Материал к Всероссийскому детско-юношескому конкурсу Русского географического общества «Арктика – притягательная загадка»!. Серия рисунков выполнена ученицей 11 "А" класса Самойленко Лилией...