Программа дополнительного образования для учащихся 2-5 класс «Творческая мастерская авторской игрушки»
рабочая программа (5 класс) на тему

Воробьева Светлана Владимировна

Программа расчитана на возрастную категорию 8-12 лет, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Игрушки, выполненные своими руками, позволяют ребенку отразить в них свой внутренний мир. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от созданной своими руками игрушки. Такая игрушка мила сердцу, с ней играют, ее бережно берегут.  

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская авторской игрушки»» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основными методами создания игрушек из глины, авторской куклы, мягкой игрушки, валенных игрушек из шерсти.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА «СПЕКТР»

Принята на заседании

методического совета

 «___»____________ 20___г.

Протокол №_____________      

Утверждаю:

Директор ГБОУ «Школа «Спектр»

_________________Р.А. Виноградова

«___» _________________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Творческая мастерская авторской игрушки»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 8-12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель (разработчик):

Воробьева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования

Москва 2018г.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………....

3

Учебно-тематическое планирование…………………………………..……

7

Содержание программы занятий ……………………………….…………..

9

Организационно-педагогические условия реализации программы……….

13

Литература...…………………………………………………….……………

14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская авторской игрушки» (далее – программа) художественно-эстетическая.

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было, лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку более занимательной, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.

Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

Игрушки, выполненные своими руками, позволяют ребенку отразить в них свой внутренний мир. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от созданной своими руками игрушки. Такая игрушка мила сердцу, с ней играют, ее бережно берегут.  

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская авторской игрушки»» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основными методами создания игрушек из глины, авторской куклы, мягкой игрушки, валенных игрушек из шерсти.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

 Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно -  одна из главных задач руководителя кружка.

Данная программа актуальна тем, что обучение по ней создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы заключается в том, что она состоит из четырех блоков по созданию игрушек с использованием абсолютно разных методик изготовления и материалов (глиняная игрушка, авторская кукла, мягкая игрушка, игрушка, созданная методом валяния). Это разнообразие творческих приёмов позволяет каждому ребенку попробовать себя в разных сферах и выбрать для себя занятие, наиболее близкое по духу. Увлечение ребят, поначалу лишь предлагаемыми образцами игрушек, постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, и затем воплощать его в материале.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы в том, что она имеет художественно-эстетическую направленность, базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности. 

        Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый вариант задания, доступный его уровню и возрасту.       

Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  

        С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с опасными инструментами.

         Подведение итогов работы проводится в конце учебного года на выставке, происходит обсуждение работ кружковцев. На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам – День учителя, Новый год, 8 Марта. Лучшие работы выставляются на городской выставке.

                     Цель настоящей программы:

Познакомить учащихся с историей возникновения игрушек; обучить методикам создания игрушек и приемам работы с различными материалами; научить ребенка воплощать свои творческие образы в изготовлении игрушек, почувствовав себя автором-создателем; развить художественный вкус, умение анализировать.

Задачи:

Обучающие:

  • приобщить детей к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать познавательную активность у школьников;
  • формировать у ребенка начальные знания по истории народных промыслов, авторской игрушке;
  • формирование навыков оформительской работы с элементами дизайна;
  • развивать творческие способности, конструкторские умения и навыки у детей в процессе выполнения практических работ;
  • развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, умении сравнивать свою работу с образцом, давать словесный отчет о проделанной работе, подробно анализировать свою поделку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение работать в коллективе с учетом личностных качеств детей, психологических и возрастных особенностей;
  • воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к труду;
  • формировать умение ценить прекрасное в окружающем мире;
  • развивать эмоционально-чувственное восприятие различных видов искусства;
  • развивать личностную потребность к эстетическому самовыражению;
  • воспитывать культуру труда и художественного вкуса;
  • создавать условия для формирования культуры общения детей в процессе труда.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал ребенка;
  • формировать умение использовать знания и опыт на практике;
  • развивать инициативу, самостоятельность и фантазию у детей;
  • прививать эстетический и художественный вкус;
  • развивать зрительную память и пространственное   представление.

Практико-ориентированные:

  • научить методике создания игрушек из различных материалов, открыток и пр.;
  • научить приемам и правилам декорирования готовых изделий.

         В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы изготовления игрушек, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках ИЗО (создание эскиза, использование пропорций, подбор сочетаний различных цветов и красок), на уроках технологии (подбор тканей, навыки шитья, швы и пр.).

Категория обучающихся

Возраст обучающихся: 8-12   лет.  

Условия формирования групп: При   некоторой   корректировке   методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей   более младшего или старшего возраста.

Наполняемость учебной группы:

Занятия проводятся в свободное от учебы время 1 раз в неделю. Занятия групповые. Группа - не более 15 человек.

Срок реализации программы: 

общее количество часов в год для 2-5 классов – 68 ч.

Формы организации образовательной деятельности.

Форма занятий - комплексная: сочетание теории и практики.

Занятия проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. 

Режим занятий:  

• количество часов и занятий в неделю для 2-5 классов - 1 раз в неделю по 2 ч.

• периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Планируемые (ожидаемые) результаты

В результате освоения программы, обучающиеся должны достигнуть следующей подготовленности:

Иметь представление:

  • О различных игрушках,
  • Об истории и технологии появления игрушек,
  • О выдающихся мастерах-игрушечниках: Мезрина Анна Афанасьевна (дымка); Бабкина Ульяна (каргополь); Пенкина Е.И. (дымка) и т.д.

Знать:

  • О взаимосвязи между такими понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент;
  • О композиционной основе орнамента;
  • Об истории возникновения мягкой игрушки,
  • О технике выполнения швов используемых в соединении и отделке,
  • О технологии раскроя ткани,
  • О технологии обработки готового изделия,
  • О принципе построения лекала,
  • Об истории создания авторской куклы,
  • О технологии изготовления каркаса куклы (ангела), создания костюма из бумаги, работы с самозатвердевающими пластиками, создания съемной обуви,
  • О технологии изготовления открыток различными способами,
  • Об историю фильцевания,
  • О техники сухого и мокрого валяния.

Уметь:

  • Анализировать произведения народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнамент линейный, замкнутый, на прямоугольной основе, на круге, симметричный, ассиметричный, динамичный или статичный.
  • Применять принципы народного творчества (повтор, вариация, импровизация) в решении художественно-творческих задач;
  • Свободно рисовать кистью орнаментальные композиции;
  • Свободно лепить стилизованные фигуры человека, животных, птиц и т.д.,
  • Самостоятельно выполнять применяемые в соединении и отделке, швы,
  • Самостоятельно соединять детали,
  • Самостоятельно производить раскрой деталей,
  • Работать с инструментом: иглы, ножницы,
  • Обрабатывать готовое изделие,
  • Создать тело куклы, лицо, руки, ноги,
  • Стилизовано оформить куклу,
  • Создать открытки всевозможными способами,
  • Работать инструментами для фильцевания,
  • Создавать плоские и объемные фигуры,
  • Самостоятельно придумывать и воплощать образ своей авторской игрушки, опираясь на полученные технологии изготовления,
  • Создавать собственные технологии изготовления авторской игрушки.

Предполагаемые результаты: 

Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния. Полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.

Оценка результатов занятий по программе осуществляется:

По уровню художественного мастерства;

По уровню теоретических знаний;

По способности взаимодействовать с другими детьми;

По способности принимать самостоятельные решения;

По широте кругозора.

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Входная диагностика (сентябрь) – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий контроль – проводится в течение всего учебного года, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.

Промежуточная аттестация – проводится в середине учебного года (декабрь) как презентация своих изделий.

 Итоговая аттестация - проводится в конце срока обучения и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы за год. Форма проведения: презентация и выставка своих работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 «Творческая мастерская авторской игрушки» для 2-5 классов.

№ п/п

Название тем, разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. История создания игрушек.  Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности.

Фильм по дымковской игрушке (10 мин.).

2

2

-

Устный опрос

Итого:

2

2

-

2.

Создание глиняной игрушки.

2.1

Глина и керамика. Лепка простейших форм «шарик», «лепешка», «квадрат», «колбаска» и составление из них композиции.

2

1

1

Устный опрос, пр. р.

2.2

Создание современной глиняной игрушки. Создание игрушки «Волшебная лягушка» и игрушки «Свинка – символ года 2019».

2

-

2

Пр. р.

2.3

Грунтовка и роспись игрушки «Волшебная лягушка» и игрушки «Свинка – символ года 2019».

2

-

2

Пр. р.

2.4

История создания и виды дымковской игрушки. Создание дымковской (вятской) игрушки «Индюк».

2

1

1

Беседа, включающая тест с выбором ответа

2.5

Рассмотрение особенностей росписи дымковской игрушки (символического орнамента). Грунтовка и роспись игрушки «Индюк».

2

1

1

Пр. р., выставка работ

2.6

Создание глиняной игрушки по собственному эскизу.

2

-

2

Пр. р.

2.7

Грунтовка и роспись игрушки, созданной по собственному эскизу.

1

-

1

Пр. р., презентация своих изделий

Итого:

13

3

10

3.

Авторская кукла. Аксессуары.

3.1

Беседа «Кукла в искусстве». Подготовка материалов и инструментов. Техника безопасности.

1

1

-

Устный опрос

3.2

Создание куклы-марионетки.

2

-

2

Пр. р., презентация своих изделий

3.3

Декорирование коробки для куклы.

2

-

2

Пр. р.

3.4

Создание поздравительной открытки.

2

1

1

Пр. р., выставка работ

3.5

Создание игрушки по авторскому проекту

4

-

4

Пр. р., выставка работ

Итого:

11

2

9

4.

Мягкая игрушка.

4.1

Создание игрушек из ткани. Техника безопасности. Игрушка из носочков.

4

1

3

Устный опрос

4.2

Пошив игрушек Тильды (Тони Финангер). «Котик».

3

1

2

Пр. р., презентация своих изделий

4.3

Пошив игрушки «Спящий ангел».

5

-

5

Пр. р., презентация своих изделий

4.4

Создание мягкой игрушки по авторскому проекту

6

-

6

Пр. р., презентация своих изделий

Итого:

18

2

16

5.

Игрушка, созданная методом валяния

5.1

История происхождения игрушек методом валяния. Сухое, мокрое валяние. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.

1

1

-

Устный опрос

5.2

Создание игрушки методом  сухого валяния «Песик», «Котик».

7

1

6

Пр. р., презентация своих изделий

5.3

Создание игрушек методом мокрого валяния «Миньон», «Мышонок».

8

1

7

Пр. р., презентация своих изделий

5.4

Создание игрушки методом валяния по авторскому проекту

6

-

6

Пр. р.

Итого:

22

3

19

6.

Выставка работ.

2

2

-

Выставка работ

Итого:

2

2

-

Всего:

68

14

54

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ для 2-5 классов (68ч.)

1. Вводное занятие. История создания игрушек.  Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности. Фильм по дымковской игрушке (10 мин.).  (2 ч.)  

Теоретические сведения. Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. История создания игрушек. Материалы и приспособления (рассказ и демонстрация). Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

Фильм по дымковской игрушке (10 мин.).

2. Создание глиняной игрушки. (13 ч.)

2.1. Глина и керамика. Лепка простейших форм «шарик», «лепешка», «квадрат», «колбаска» и составление из них композиции. (2ч.)

        Теоретические сведения. Интересные сведения об использовании глины ласточками (для постройки гнезд) и людьми (дощечки письменности, посуда, кирпич, игрушки и пр.). Ответ на вопрос «Когда глиняное изделие становится керамикой?». Краски, используемые для росписи. Обжиг изделий. Подробное знакомство с природными материалами (свойства глины, требования к состоянию глины, пригодной для лепки), инструментами для лепки.

        Практическая работа. Лепка простейших форм «шарик», «лепешка», «квадрат», «колбаска» и составление из них композиции. В виде образца детям демонстрируется создание грибов на полянке. Они создают свою авторскую композицию.

2.2. Создание современной глиняной игрушки. Создание игрушки «Волшебная лягушка» и игрушки «Свинка – символ года 2019». (2ч.)

        Теоретические сведения. Краткая зарисовка о создании современной глиняной игрушки. Демонстрация образцов игрушек «Волшебная лягушка» и «Лошадка – символ года 2014».

Практическая работа. Подготовка рабочего места, инструментов, глины к лепке. Знакомство с методикой изготовления данных игрушек. Поэтапное создание игрушек.

2.3 Грунтовка и роспись игрушки «Волшебная лягушка» и игрушки «Свинка – символ года 2019».  (2ч.)        

        Практическая работа. Варианты окрашивания изделия. Грунтовка и роспись гуашью или темперными красками игрушки «Волшебная лягушка» и игрушки «Лошадка – символ года 2014».

2.4. История создания и виды дымковской игрушки. Создание дымковской (вятской) игрушки «Индюк». (2ч.)

Теоретические сведения. История зарождения промысла. Вятский праздник – «Свистопляска». Особенности дымковской игрушки.

Практическая работа. Создание дымковской (вятской) игрушки «Индюк». Подготовка рабочего места, инструментов, глины к лепке. Знакомство с методикой изготовления данной игрушки. Создаваемый пластический образ строится на соразмерности части – целому, малого – крупному, на основе единства формы и содержания. Поэтапное создание игрушки по схеме.

2.5. Рассмотрение особенностей росписи дымковской игрушки (символического орнамента). Грунтовка и роспись игрушки «Индюк». (2ч.)

        Теоретические сведения. Рассмотрение особенностей росписи дымковской игрушки (символического орнамента). Каноны и правила составления мотива орнамента, цветовые гаммы и возможности их сочетаний.

Практическая работа. Выполнение главных элементов росписи на эскизе: линия, точка, пятно. От руки и на глаз с постепенным усложнением заданий, дети сначала учатся проводить тонкие сплошные линии (длинные и параллельные) кистью № 1-3. Затем учатся рисовать кистью всевозможные сеточки: прямоугольные, косые, ромбовидные с целью правильного понимания геометрического орнамента. После освоения “сеточки” дети вводят в композицию “точки”. Затем учатся проводить тонкие сплошные волнообразные линии. После этого выполняют творческое задание: составить орнамент, включающий волнообразные полосы и ранее изученные элементы: прямые и наклонные линии, сеточки, точки. Осуществляют грунтовку и роспись игрушки «Индюк».

2.6. Создание глиняной игрушки по собственному эскизу. (2ч.)

        Практическая работа. Создание эскиза собственной игрушки. Подготовка рабочего места, инструментов, глины к лепке. Поэтапное создание игрушки с опорой на ранее полученные знания и навыки.

2.7.  Грунтовка и роспись игрушки, созданной по собственному эскизу. (1ч.)

        Практическая работа. Грунтовка и роспись игрушки, созданной по собственному эскизу с опорой на ранее полученные знания и навыки.

3. Авторская кукла. Аксессуары. (11ч.)

3.1. Беседа «Кукла в искусстве». Подготовка материалов и инструментов. Техника безопасности. (1ч.)

        Теоретические сведения. Беседа «Кукла в искусстве». Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Подготовка материалов и инструментов. Техника безопасности.

3.2. Создание куклы- марионетки (2ч.)

        Практическая часть. Создание эскиза ангела. Подготовка материалов и инструментов. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы. Создание каркаса тела, головы, ручек и ножек из самозатвердевающего пластика. Создание платья, рукавов. Роспись лица марионетки.

3.3. Декорирование коробки для куклы. (2ч.)

        Практическая часть. Подготовка материалов (коробка, клей ПВА, акриловые краски, салфетки) и инструментов. Создание неровной поверхности коробки с помощью салфеток и клея ПВА. Роспись коробки акриловыми красками в соответствии с методикой подбора цветов.

3.4. Создание поздравительной открытки. (2ч.)

        Теоретические сведения. Виды техник изготовления открыток: открытки из картона и ниток, открытки, расписанные акварелью, открытки из скрученных полосок «квиллинг»,  искрящиеся открытки. Инструменты и приспособления, необходимые для создания открыток. Выбор техники исполнения.        

Практическая часть. Подготовка материалов (бланки поздравительных открыток, картон, цветная бумага, бумага с голографическим эффектом, нитки и украшения, краски, бумага для акварели, кисточки, губки, ватные тампоны, бумажные салфетки, соль, белая свеча и пр.), инструментов и принадлежностей (ножницы, линейка, клей, скотч обычный и двусторонний, держатели катушек, гелевые ручки с блестками, палитра, зубная щетка и пр.). Создание открытки по выбранной технике.

3.5. Создание игрушки по авторскому проекту. (4ч.)

        Практическая работа. Создание эскиза собственной игрушки. Подготовка рабочего места, материалов и инструментов. Поэтапное создание игрушки с опорой на ранее полученные знания и навыки.

4. Мягкая игрушка (18ч.)

4.1. Создание игрушек из ткани. Техника безопасности. Игрушка из носочков. (4ч.)        

Теоретические сведения. Перечисление различных видов игрушек из ткани с показом иллюстраций и обсуждением особенностей техник их изготовления. Обсуждение техники изготовления игрушек из носочков. Техника безопасности при работе с инструментами (ножницы, иголки, булавки, электроутюг, клей и пр.). Основные виды ручных швов («вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной»). Демонстрация образцов.

Практическая работа. Раскрой  игрушки из носочка. Соединение деталей. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование лица.

4.2. Пошив игрушек Тильды (Тони Финангер). Игрушка «Котик». (3ч.)

Теоретические сведения. История создания игрушек Тильды автором Тони Финангер с показом иллюстраций и с обсуждением их характерных особенностей. Обсуждение техники изготовления. Техника безопасности при работе с инструментами (ножницы, иголки, булавки, электроутюг, клей и пр.).

Практическая работа. Виды тканей и их подбор для выполнения данной работы. Окрас ткани. Перевод  выкройки игрушки «Котик». Раскрой  игрушки. Сшивание и соединение деталей. Набивка мягкой игрушки. Украшение котика лоскутками, вышивкой и пуговицами.

4.3. Пошив игрушки «Спящий ангел». (5ч.)

Практическая работа. Виды тканей и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани, сшивание и соединение деталей спящего ангела, оформление игрушки, роспись (вышивка) личика.

4.4. Создание мягкой игрушки по авторскому проекту. (6ч.)

        Практическая работа. Создание эскиза собственной игрушки. Подготовка рабочего места, материалов и инструментов. Поэтапное создание игрушки с опорой на ранее полученные знания и навыки.

5. Игрушка, созданная методом валяния. (22ч.)

5.1. История происхождения игрушек методом валяния. Сухое, мокрое валяние. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. (1ч.)

        Теоретические сведения. История происхождения игрушек методом валяния. Рассказ о технике сухого и мокрого валяния. Необходимые материалы (мохеровая пряжа, гребенная лента, ровница, мыло для мокрого валяния, стразы, бусины и пр. для украшения, глазки), инструменты и приспособления (технологические карты, эскизы, губки поролоновые, иглы для фильцевания, терка, нож, мисочка, рамка для фильцевания при изготовлении плоских изделий и пр.). Техника безопасности при работе с иглами для фильцевания, ножницами.

5.2. Создание игрушки методом  сухого валяния «Песик», «Котик». (7ч.)

        Теоретические сведения. Использование схемы при валянии игрушки.

Практическая работа. Показ приемов работы методом сухого валяния. Раскладка шерсти. Выбор иглы для фильцевания (начало работы - толстая, затем – средняя, в конце работы – тонкая.) и работа ей. Фильцевание объемной  игрушки «Песик» и «Котик» на руках.

5.3. Создание игрушек методом мокрого валяния «Миньон», «Мышонок». (8ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места для валяния игрушек методом мокрого валяния. Использование схемы при валянии игрушки.

Практическая работа. Показ приемов работы методом мокрого валяния. Изготовление мыльного раствора. Валяние игрушки «Миньон» с использованием мыльного раствора, сушка, промывание, сушка и окончательная отделка бисером, бусинами и пр. Игрушка «Мышонок» более сложна в исполнении, т.к. для ее создания используются методы сухого и мокрого валянии. В процессе работы необходимо использование схемы. Голова, туловище, ушки, хвостик выполняются в технике мокрого валяния (валяние с использованием мыльного раствора, сушка, промывание, сушка). Далее ушки необходимо прифильцывать к голове, голову к телу, хвост к телу с использованием кусочков шерсти. Окончательно игрушку оформляем бусинками (глаза и нос.)

5.4. Создание игрушки методом валяния по авторскому проекту. (6ч.)

        Практическая работа. Создание эскиза и схемы собственной игрушки. Подготовка рабочего места, материалов и инструментов. Поэтапное создание игрушки с опорой на ранее полученные знания и навыки.

6. Выставка работ. (2ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения учащиеся знают:

- название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;

- правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;

- правила планирования и организации труда.

По окончании обучения учащиеся умеют:

- самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с преподавателем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;

- выделять основные этапы изготовления, устанавливать последовательность выполнения операций;

- проявлять элементы творчества на всех этапах;

- эстетично оформлять изделия.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

Основой    организации    образовательного    процесса    являются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная. 

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: объектов создания игрушек, использованием тех или иных материалов, цветового решения, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим нас миром, разнообразием игрушек.

С целью более широкого ознакомления детей с миром игрушек, разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе    POWER POINT, отражающие разнообразие народных, винтажных и современных игрушек.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в создании игрушек, дети стараются передавать в них всю красоту своего внутреннего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью форм, линий, колорита и фактуры игрушек.

На занятиях будут использоваться  дидактические материалы, работы  педагога и детей.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это история создания игрушек, объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии игрушек, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

Условия реализации программы

Для успешной работы по программе необходимо:

  • просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением;
  • оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер, проектор;
  • оборудование для изготовления игрушек – доски для лепки, муфельная печь для обжига глиняных игрушек, швейные машинки, утюг, доска для глаженья, подставки;
  • инструменты: для создания глиняных игрушек – стеки, губки, емкости для воды; для игрушек из ткани – иглы, ножницы, булавки; для авторской игрушки - ножницы, кусачки, иглы, нитки, кисти; для валяния – иглы для фильцевания, скалка, рамка для фильцевания.    
  • материалы: для глиняных игрушек -  глина, ангобы, глазурь; для игрушек из ткани – ткани, нитки, материал для набивки, краски для росписи; для авторской игрушки – ткани, бумага (салфетки), материал для набивки, проволока медная или металлическая, самозатвердевающий пластик, краски для росписи, клей ПВА; для валяния – шерстяная пряжа для валяния, мыло, клеенка.
  • методические и наглядные пособия по созданию и видам игрушек.
  • учебные пособия; DVD; CD; видео и аудио материалы; репродукции; альбомы и т.д.)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Изд-во Просвещение, 1979. - 142 с.
  2. Воробьева О.Я. «Декоративно – прикладное творчество». – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2007 г.
  3.  Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас.: учеб. для 3 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007
  4.  Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека.: учеб. для 5 кл. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
  5. Жуйкова Е.И. «Изостудия в школе». – М, 2002 г.
  6.  Зайцева А.А. «Валяние. Яркие идеи». – М.: ЗАО «РОСМЕН –ПРЕСС», 2008.
  7.  Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно- методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2007. -288с.
  8. Комаров Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Изд-во «Мозаико –Синтез», 2006.
  9.  Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Искусство и ты: учеб. для 2 кл. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006.
  10. Миловский А. «Скачи добрый единорог». – М.,1993 г.
  11. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
  12.  Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: каждый народ – художник.: учеб. для 4 кл. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007 .
  13. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека.: учеб. для 6 кл. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008 .
  14. Неменский Б.М. «Изобразительная деятельность и художественный труд». – М.: Изд-во «Просвещение», 2007.
  15.  Пиндер П., Гринвуд Д., Крейн Д. «Дизайнерские открытки своими руками». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 80 с.
  16.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  17.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. ч. 2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  18.  Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  19.  Сафонова Е. Ю.  «Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста» / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  20. Федотов Г.Я. «Глина и Керамика». – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 160с.
  21. Чарнецкий Я.Я. «Изобразительное искусство в школе продленного дня». – М, 1993.
  22.  Юрина Н.Г.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - М.: ООО  «Издательство АСТ»», 1998.

Материалы на сайтах интернета по игрушкам:

  1. http://www.ceramicportal.ru/articles/igrushky_svoimy_rukamy.htm
  2. http://glina.teploruk.ru/article/kargopolskaya.html
  3. http://dymkatoy.ru/
  4. http://dymka.teploruk.ru/foto/
  5. http://odensa-sama.ru/kukly-tilda-vintazhnyj-angel/
  6. http://www.diary.ru/~tildamir/?order=frombegin
  7. http://www.vsehobby.ru/igrushki_tildy.html
  8. http://www.trozo.ru/tag/valyanie/page/2
  9. http://www.hand-made-toys.net/kroika_i_shitio/kroika_i_shitio.html
  10. http://toys.mercado.by/category/statiya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для учащихся 8-11 классов "Юный интеллектуал"

Программа дополнительного образования «Юный интеллектуал» имеет социально-педагогическую направленность. Основной идеей программы является создание условий для социализации подростков, развития их инт...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Программа дополнительного образования для учащихся 5-9 классов "Театр моды "Шанс"".

Отличительной особенностью программы "Театр моды "Шанс"" является практическая направленность, она призвана помочь учащимся видеть проблему, самостоятельно критически осмыслить и найти пути рациональн...

Программа дополнительного образования для учащихся 7-11 классов «Карвинг»

Программа по карвингу, расчитана на возраст 13-16 лет, 2 часа в неделю, 68 часов в год.Карвинг в переводе с английского (англ. "curving" от глагола "curve", что означает "реза...