Практическое занятие кружка "Журналистика" по теме «Репортаж и его особенности»
методическая разработка на тему

Скулкина Светлана Вадимовна

 

 Цель: Способствовать формированию понятия «репортаж»

Задачи:

1.          Познакомить с особенностями репортажа как газетного жанра;

2.          Подготовить к самостоятельному написанию репортажа;

3.          Воспитывать уважения к профессии репортера;

4.          Развивать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала: Скулкина С.В.,

педагог дополнительного образования 1 категории

МБУ ДО Шарангский Дом детского творчества.

Практическое занятие кружка "Журналистика"

по теме «Репортаж и его особенности»

 Цель: Способствовать формированию понятия «репортаж»

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями репортажа как газетного жанра;
  2. Подготовить к самостоятельному написанию репортажа;
  3. Воспитывать уважения к профессии репортера;
  4. Развивать умение слушать друг друга.

Оборудование: Блокнот, ручка, ноутбук, презентация к занятию, методические указания по проведению репортажа.

Ход работы:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! (Проверка присутствующих. Настрой на занятие.)

Сегодня мы проведем тренинг под названием «Репортаж – глаза и уши читателя». Это практическое занятие, которое включает в себя проведение репортажа по основным его 3 видам.

  1. Объяснение нового материала:

(Параллельно с объяснением просмотр презентации «Репортаж»)

- Вначале я напомню, что одним из жанров публицистики является репортаж. Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле. «Репортаж – это глаза и уши читателя» - так сказал об этом жанре известный лингвист Г.Я. Солганик. У репортажа и информационной заметки общее содержание: и в том и в другом жанре сообщается о каком-либо общественно важном событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о свершившемся факте, репортаж – изображает событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется. Единых обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет по-своему. Однако выделяют зачин – начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. – все зависит от авторского замысла. Зачин должен быть динамичным. Динамичным его делают различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям. Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно представляет собой тип речи повествование. Организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности» происходящего (так называемое «настоящее репортажа»). Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и др. Выделяют в репортаже и концовку. Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Что же должно быть, какие требования должны быть выполнены, чтобы репортаж был хорошим? Попробуем сформулировать их как пожелания, поскольку, как было сказано, форма репортажа свободная.

* Журналист должен быть свидетелем события. Хороший репортаж индивидуален.

* Событие происходит в определенном месте в определенное время. Весьма желательно, чтобы о месте и времени было прямо сказано в репортаже.

* Репортажи обычно пишутся сразу после события.

* Репортаж не только рассказывает о событии, но и показывает, как оно происходило.

* Репортаж не нуждается в обобщениях. Важна непосредственность восприятия.

3. Практическая работа.

- Давайте сейчас попробуем написать репортаж на одну из тем:

  • «На уроке литературы»
  • «Спортивный праздник»
  • «Большая перемена в нашей школе»
  • «Экскурсия по родному поселку».

Не забывайте главное правило:

вы должны заинтересовать читателя,

пробудить интерес к теме!

Вы можете выбрать свою тему!

Игра – задание «Личный дневник»

  • Придумайте, какие записи могли бы сделать в своих дневниках Маленький водяной, Дед Мороз, Акулакар акула, ваша настольная лампа.
  • Есть ли у вас домашнее животное? Если да, понаблюдайте за ним. Запишите от его имени, как прошёл день.

Игра "Ассоциации".

  • Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например:
  • УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ,
  • ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН,
  • СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.

Упражнение «Ассоциации с мячом».

  • Ведущий называет свое слово, например «солнце», и бросает мяч любому участнику группы. Следующий участник (тот, кто с мячом) называет любую ассоциацию на это слово и также кидает мяч.

4.Подведение итогов занятия.

- Вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось? Предлагаю вам до следующего занятия написать репортаж на тему «Подсмотренная сценка» (в магазине, на улице…)



Предварительный просмотр:

Слайд 1
Жанры журналистики 

Слайд 2
     • информация (короткое сообщение о событии, отвечающее, как минимум, на 3 вопроса: что, где когда);     • репортаж (то же, что и обычная информация, но написанная очевидцем события, а потому в несколько раз длиннее; может дополняться фотографиями);     • зарисовка (маленький рассказ о человеке, группе, классе);     • очерк (большой рассказ о человек, группе, классе);     • статья (известный журналист А. Аграновский сказал однажды: «Мужское дело — статья». Скорее всего, он имел в виду, что этот жанр требует не только описания фактов, но и умения анализировать эти факты, делать выводы, находить варианты решения поднятых в статье проблем);     • интервью (вопрос — ответ);     • фельетон (смешной рассказ о человеке, группе, классе, в котором автор бичует недостатки, выкорчевывает безобразия и клеймит пороки, 

Слайд 3
Репортаж – «король жанров». Виды репортажа, особенности. 

Слайд 4
Репортаж — прежде всего рассказ очевидца событии. 

Слайд 5
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать). 

Слайд 6
Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. 

Слайд 7
Информационные жанр. Репортаж. 

Слайд 8
Репортаж — это рассказ с места события. В нем должно быть много глаголов, чтобы показать действие. Может присутствовать автор-журналист, который везде ходит, все смотрит, выведывает и… описывает.  

Слайд 9
Репортаж должен быть интересным и необычным. 

Слайд 10
Чтобы у читателя возник эффект присутствия на этом событии, журналист все описывает в настоящем времени, как и писатель. Предлагаю тебе написать репортаж с любого мероприятия.Постарайся увидеть в нем изюминку, заметить мелочи, которые видны только глазу журналиста, и по-новому преподнести это читателю. 

Слайд 11
Итак, как же писать репортажи? 

Слайд 12
Прежде всего — просто пишите. Тут нужен и практический навык. Оттачивайте внятность и последовательность изложения событий; бойкость, остроту слога; грамотность речи (а это очень востребовано по нынешним временам). Вырабатывайте свой стиль, опять же. 

Слайд 13
С чего начать? 

Слайд 14
Причем необязательно сразу замахиваться на нечто монументальное. Пишите небольшие заметки-новости. Да и просто — пишите письма. Эпистолярный жанр жив! 

Слайд 15
Пишите внятно 

Слайд 16
Гораздо приятней читать репортаж, в котором присутствует какая-то причинно-следственная связь, а не пытаться продраться через какие-то обрывки никому не нужных фактов, сведений. Если вы цитируете шутки, постарайтесь сделать это максимально дословно. 

Слайд 17
Пишите грамотно 

Слайд 18
Обращайте внимание на построение фраз, допустимость использования тех или иных оборотов, терминов и т.п. Используйте в работе словари и справочники.Старайтесь избегать неблагозвучных словосочетаний, ругательных выражений, обидных слов. 

Слайд 19
Интересный репортаж, как правило, содержит в себе не только повествование, но и прямую речь, красочное отступление, картинное описание какого-либо эпизода, характеристику персонажей, т. е. в репортаже могут сочетаться элементы всех информационных миров. 

Слайд 20
Репортаж — прежде всего рассказ очевидца событии. 

Слайд 21
Если информация называется только событием, то репортаж его показывает, воссоздав картину происходящего, информация отвечает на вопрос что произошло? Репортаж — как произошло? Представляется возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чём сообщает «репортер».      

Слайд 22
К чему стремиться? 

Слайд 23
Автор репортажа как бы берет читателя за руку и ведет его за собой по горячим следам событий. Он наглядно описывает обстановку, в которой происходило событие, с живыми деталями, картинками, разговорами, виденными и слышанными им самим в момент совершения события. 

Слайд 24
Возможности языка. 

Слайд 25
Репортер широко использует сравнение, диалог, эпитет, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Это нужно репортёру для воссоздания картины события. 

Слайд 26
Чем украсить репортаж? 

Слайд 27
Чтобы заметка получилась красочнее- добавляйте картинки, рисунки в тему статьи.И еще — если есть возможность, прилагайте фотографии, они украшают репортажи. Но самое главное, повторюсь, — дерзайте, пишите и у вас все получится! 

Слайд 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практическое занятие по теме "Постороение и чтение графиков линейных функций"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока или внеклассного мероприятия по математике в рамках предметных недель. Тема занятия «Построение и чтение графика линейной функции». Заня...

Задание в тестовой форме для практического занятия на тему "Инфаркт миокарда"

Задание в тестовой форме предназначено для итогового контроля знаний на практическом занятии на тему "Инфаркт миокарда"...

Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"

             Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой,  при отраб...

Практическое занятие по теме "Работа с мультимедиа"

В данном материале содержится необходимая информация для проведения практического занятия по теме "Работа с мультимедийными данными. Разработка приложения "Мутимедийный проигрыватель". В материале сод...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Особенности перевода аннотации к медицинскому препарату»

Данная методическая разработка создана с целью систематизации и углубления знаний студентов медицинских колледжей и училищ углубленного уровня подготовки об особенностях перевода аннотаций  к мед...

Научно-практическая работа на тему«Стилистические, лексические, жанровые особенности английских, башкирских, русских народных сказок. Выявление общего, единичного, частного в них»

Сказки разных народов  имеют определенные  сходства,  но при этом  у каждой свои лексические, стилистические, жанровые особенности. И, конечно, они очень интересные....

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...