Конспект
план-конспект занятия (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учимся падать правильно
Уроки самбо в школе
Прежде чем приступить к проведению открытого урока физической культуры с элементами самбо, хотелось бы высказать несколько соображений относительно таких важных и необходимых в физическом развитии наших мальчишек и девчонок аспектов, как основные знания и умения по безопасному падению и самозащите.
Я уверен, что навыки по самообороне и безопасному падению просто обязательны для современных детей. Поэтому с моей точки зрения такие уроки следует вводить не в 10–11-х классах, как записано в общеобразовательной программе по физической культуре А.П. Матвеева, а как минимум класса с 5-го. Только главный упор надо делать сначала на приобретении устойчивых навыков безопасного падения и только к старшим классам изучать приемы освобождения от захватов, защиты от холодного оружия.
Согласно той же программе во второй четверти большинства общеобразовательных школ России начиная с младших классов проходит обучение гимнастике. В него входят не только общеразвивающие упражнения, но и акробатика: различные перекаты, кувырки вперед и назад, стойки, мосты. И, пока двигательные навыки не потеряны и не подзабыты, следует с 5-го класса отвести порядка 6–8 часов ежегодно на изучение и приобретение устойчивого навыка безопасного падения вперед, набок, назад. И тогда уже, продвигаясь к старшим классам, давать материал по изучению приемов самбо, не боясь непредвиденных травм при изучении приемов в парах. При таком условии у наших школьников резко сократятся обращения в травмопункты из-за полученных травм при падении на улицах, катках, тренировках.
Почему так долго нужно обучаться безопасному падению? – спросите вы. Да потому, что только знаний недостаточно для применения их в неожиданной ситуации (поскользнулся и упал на спину, ударившись головой и спиной). Необходим устойчивый навык, отработанный до автоматизма.
Освоив главные навыки, мы можем в 10–11-х классах приступить к отработке приемов самозащиты в парах. А вот времени, отведенного для подобных занятий согласно программе А.П. Матвеева, явно мало. Предлагаем увеличить его до 10 часов ежегодно за счет, например, уроков по баскетболу. При условии, что уроки физкультуры проводятся два раза в неделю. Если же они проводятся три раза в неделю, то возможности резко увеличиваются. И, конечно, желательно, чтобы уроки физкультуры в старших классах на время изучения данного материала были сдвоены, так же как уроки по лыжной подготовке. Ведь необходимая дополнительная разминка перед изучением этого материала отнимает время от основной части урока, и уложиться в отведенные 45 минут с построением, перекличкой, разминкой и серьезным прохождением материала представляется сомнительным.
Еще один аспект, не менее важный. Это материально-техническая база. В принципе никакого дорогостоящего инвентаря не потребуется, однако, хочу заметить, необходима комплектация школ борцовским ковром или, что несколько хуже, листами татами. Вполне достаточно нестандартного борцовского ковра от 6х6 м до 9х9 м, ну а если есть возможность постелить в зале стандартный ковер 12х12 м – это праздник. К сожалению, данным оборудованием могут даже в Москве похвастаться единичные школы современных новостроек. Кстати, выкладывать ковер на каждый урок по 45 минут – весьма трудоемкая работа, а содержать зал с постоянным борцовским ковром – большая роскошь, возможная в школах, где есть несколько спортивных залов, или в школах с профильным, углубленным изучением самбо.
И последнее. Лет 40 назад наши папы и мамы успешно сдавали общесоюзные нормативы ГТО разных ступеней, и одним из обязательных нормативов была сдача приемов самбо (самозащиты без оружия). Так что нам мешает возродить у наших детей способность защититься и постоять за себя и близких?!
Работая в школе не первый год, могу сказать, что уровень физической подготовки современных школьников значительно ниже, чем у школьников 70–80-х годов теперь уже прошлого века.
Выходит, деградируем и вырождаемся? Нет, просто в век всеобщей компьютеризации и новых требований налицо явная нехватка двигательной деятельности. Например, в нашем классе было стыдно не уметь подтягиваться. Из 10–12 мальчишек не могли подтянуться на перекладине только один или два человека, а теперь не могут отжаться от пола из того же количества мальчиков 7–10 человек, а про подтягивание и сказать страшно... Значит, наша святая обязанность – ввести в основной учебный процесс больше физически разносторонних нагрузок, научить ребят защищаться, стать уверенными в своих силах и более подготовленными для несения воинской службы.
Открытый урок физкультуры с элементами самбо
(для школьников, имеющих определенную подготовку в приемах самостраховки)
Тема: «Изучение безопасного падения назад на спину через партнера».
Тип урока: получение и закрепление новых навыков самостраховки.
Цели:
образовательные – познакомить обучающихся с приемами самостраховки при неожиданном падении;
развивающие – развивать у обучающихся новые координационные навыки;
воспитательные – воспитывать самодисциплину и умение взаимодействовать при выполнении упражнений.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Подготовительная часть – 16 мин.
1. Построение, перекличка – 2 мин.
2. Беговая разминка (бег приставными шагами, спиной, прыжки на одной ноге, ходьба и прыжки в приседе) – 4 мин.
3. ОРУ и упражнения на гибкость, «растяжка», спецупражнения – 10 мин.
II. Основная часть – 20 мин.
1. Повторение кувырка вперед со страховкой, назад со страховкой – 4 мин.
2. Объяснение и показ падения на спину через партнера со страховкой – 2 мин.
3. Выполнение задания в парах – 8 мин.
4. Выполнение задания в двух колоннах (мальчики, девочки) – 6 мин.
III. Заключительная часть – 9 мин.
1. Игра – 5 мин.
2. Упражнения на восстановление дыхания – 1 мин.
3. Построение – 1 мин.
4. Подведение итогов занятия – 2 мин.
ХОД УРОКА
Подготовительная часть
Наше занятие сегодня полностью посвящено изучению и отработке безопасного падения на спину, или, по-другому, падению со страховкой. В течение урока вы попробуете освоить такой необходимый в жизни навык, как безопасное падение на спину. Мне бы хотелось, чтобы вы поняли: не надо паниковать во время падения, необходимо сгруппироваться, прижав голову к груди, и сделать сильный хлопок руками во время падения. А сейчас мы, как обычно, начнем урок с беговой разминки.
Разминка
Направо, в обход по залу шагом марш! Бегом марш! Бег с высоким подниманием коленей, с захлестыванием голени назад, бег приставными шагами правым и левым боком, бег спиной вперед, бег скрестным шагом. Шагом марш! Восстанавливаем дыхание, три глубоких вдоха и длинных выдоха. Прыжки на правой ноге, затем – на левой. Ходьба в полуприседе, в полном приседе, прыжки в приседе. Шагом марш!
- Перестроение в 3 или 4 колонны для выполнения общеразвивающих упражнений на месте.
- Руки на пояс, ноги на ширину плеч, вращение головой в правую и левую стороны. Наклоны головой вправо и влево, повороты.
- Вращения в кистях, разминаем пальцы.
- Руки в стороны. Вращения в локтевых суставах. Кисти сжали в кулаки, вращение прямыми руками вперед и назад, навстречу друг другу.
- Правая рука – вверху, левая – внизу, рывки руками назад.
- Руки перед грудью. Рывки руками назад, два рывка – руки согнуты, два – руки прямые.
- Руки на пояс, наклоны в правую и левую стороны.
- Три наклона вперед – один назад. Теперь вращения туловищем в правую и левую стороны.
- Выпад правой ногой вперед, и прыжком меняем положение ног.
- Опустились на колени и выполнили «упор головой в ковер». Выполняем накаты и дополнительно разминаем шею.
Наша разминка подошла к концу, сейчас мы с вами вспомним, как выполняются кувырки назад со страховкой и вперед со страховкой.
Основная часть
Встать! Становись, направо, вперед сомкнись! Кругом! Повторяем кувырок вперед через плечо со страховкой, дистанция – два кувырка. Теперь кувырок назад со страховкой. Отлично!
Теперь вы послушаете и посмотрите, как правильно выполнить падение на спину со страховкой. Итак, вы уже знаете, что при падении назад голова прижата подбородком к груди и наклонена в любую удобную для вас сторону. Это объясняется тем, что, перекатываясь назад, ноги переносим через противоположное от наклона головы плечо. Например: если голова наклонена вправо, то ноги при перекате закидываем влево или наоборот. Вы разбиваетесь по парам, один из вас встает в положение «низкой скамеечки». Второй садится так, чтобы бедра касались спины товарища, а таз съезжает и касается мата. В этот момент вы делаете сильный хлопок о ковер прямыми руками, держа голову на груди... Приступаем к выполнению упражнения. Теперь попробуем сделать то же самое, только из положения «высокой скамеечки». Отлично!
Вот вы и получили представление о правильном и безопасном падении. Теперь закрепим этот навык, выполняя падение в колоннах. Мальчики строятся в одну колонну, а девочки – в другую. Первый, находящийся в колонне, принимает положение «высокой скамеечки». Остальные по порядку начинают движение вперед и один за другим выполняют падение на спину со страховкой. Когда последний выполнит задание, второй в колонне встает на место первого – и так до конца, пока на месте первого не побывают все, стоящие в колонне. Молодцы!
Заключительная часть
Мальчики и девочки разбиваются на две команды. Игра называется «Петушиный бой». Две команды выстраиваются по росту друг против друга. Из каждой команды по одному человеку – по порядку, начиная с самых высоких – выходят на середину и, прыгая на одной ноге, держа руки за спиной, должны принудить соперника опереться на вторую ногу. Кто упал, сошел с ковра или коснулся второй ногой, тот проиграл. Затем выходят следующие по росту. Игра продолжается до тех пор, пока последние в команде игроки не пройдут испытание.
Восстанавливаем дыхание. Затем подводим итоги. Победившей считается та команда, игроки которой смогли большее количество раз победить в бою.
Общее построение. В одну шеренгу становись! Итак, ребята, сегодня вы смогли убедиться в возможности неожиданного падения на спину без каких-либо криминальных для вашего здоровья последствий. Вы не только узнали о такой возможности, но и смогли сами попробовать. Теперь, я надеюсь, вы сможете правильно себя повести в случае, если вдруг поскользнулись, идя по улице, или упали, катаясь на коньках. Теперь вы точно знаете, что руки – это ваши амортизаторы и они спасут вас от ушибов, а голову в случае падения надо всегда прижимать к груди. И тогда никакие сотрясения мозга вам не страшны!
Литература
1. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 5–9-е кл. – М.: ВАКО, 2005.
2. Матвеев А.П. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. – М.: Дрофа, 2001.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. 1–11-е кл. – М.: Дрофа, 2005.
4. Программы по физической культуре. 5–11-е кл. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...