ОДО "Волонтеры"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 5»
(МБОУ «Школа № 5»)
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ «Школа № 5» протокол от «29» августа 2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «Школа № 5» от «1» сентября 2017 № 371 п |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
объединения дополнительного образования
«Волонтерское объединение «Открытие»»
Возраст обучающихся: 14 - 16 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Бурлака Алиса Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Дзержинск,
2017 г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Учебный план | 5 |
Содержание учебного плана | 11 |
Методическое обеспечение | 15 |
Список литературы | 15 |
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Программа объединения дополнительного образования «Волонтерское объединение «Открытие»» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Нормативно-правовая база:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.
- Постановление главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015г. №87 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г № 09-3242
Цель программы: формирование у обучающихся позитивных установок на добровольческую деятельность через развитие волонтерского движения на базе школы, создание условий для возрождения лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости и сострадания.
Задачи программы:
- Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
- Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
- Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
- Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 36 часов в год.
Набор учащихся в объединение дополнительного образования свободный, осуществляется на добровольной основе.
Занятия первого года обучения (8 класс) формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. На втором году обучения (9 класс) внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий:
- Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты:
- Формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах, отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Расширение круга приёмов составления разных типов плана, структурирования материала;
- Умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать и организовывать волонтёрскую деятельность;
- Способность оценивать результаты волонтёрской деятельности.
Учебный план
1 год обучения (8 класс)
№ п\п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения: Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. | 5 | 5 | - | Опрос, тестирование |
2 | Игровые технологии в работе волонтера: Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры - кричалки. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. | 5 | 3 | 2 | Опрос, ролевые игры, ситуационные упражнения |
3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ: Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов. | 8 | 5 | 3 | Опрос, тестирование, участие в конкурсах, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады |
4 | Информационные технологии в работе волонтеров: Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. | 2 | 2 | - | Опрос, тестирование, участие в конкурсах |
5 | Основы проведения социальных дел: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с ветеранами ВОВ и ветеранам. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн. | 4 | 1 | 3 | Опрос, тестирование, участие в конкурсах |
6 | Психологическая подготовка волонтеров: Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. | 8 | 4 | 4 | Опрос детей, тренинг, ролевые игры, ситуационные упражнения |
7 | Специальная подготовка волонтеров: Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи. Организация встреч и проведение праздников для ветеранов в школе. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. | 4 | 2 | 2 | Опрос детей, тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады |
ИТОГО: | 36 | 22 | 14 |
2 год обучения (9 класс)
№ п\п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Деятельность общественного объединения волонтеров: Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг. | 4 | 4 | - | Опрос, тестирование |
2 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ: Сопротивление групповому давлению. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка». | 4 | 2 | 2 | Опрос, ролевые игры, ситуационные упражнения |
3 | Информационные технологии в работе волонтера: Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика. | 6 | 3 | 3 | Опрос, тестирование, участие в конкурсах, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады |
4 | Социальные технологии в работе волонтера: Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного». Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. | 4 | 2 | 2 | Опрос, тестирование, участие в конкурсах |
5 | Основы социального проектирования и проведения социальных дел: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация. | 7 | 3 | 4 | Опрос, тестирование, участие в конкурсах |
6 | Специальная подготовка волонтеров: Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой «Диалог индивидуальностей». Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска». Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. | 7 | 4 | 3 | Опрос детей, тренинг, ролевые игры, ситуационные упражнения |
7 | Лидерство в волонтерском объединении: Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии. | 4 | 3 | 1 | Опрос детей, тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады |
ИТОГО: | 36 | 21 | 15 |
Содержание учебного плана
1 год обучения (8 класс)
Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера
Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов.
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров
Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Раздел 5. Основы проведения социальных дел
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с ветеранами ВОВ и ветеранами. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.
Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров
Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи. Организация встреч и проведение праздников для ветеранов в школе. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов
2 год обучения (9 класс)
Раздел 1. Деятельность общественного объединения волонтеров.
Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.
Раздел 2.Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Сопротивление групповому давлению. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка».
Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера
Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.
Раздел 4. Социальные технологии в работе волонтера
Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного». Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания.
Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.
Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой «Диалог индивидуальностей». Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска». Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 7. Лидерство в волонтерском объединении.
Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.
Методическое обеспечение
- Библиотечный фонд
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Интерактивная доска
Список литературы
- Добровольцы и добровольчество.- Ростов-на-Дону, 2011.
- Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2016, № 5
- Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтрского движения». – 2014.
- Матвиенко И. Волонтерство - перспективное направление: Прил. «Социономия» / И. Матвиенко // Социальная защита. – 2012. - № 1.
- Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 2015.
- Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. – 2015.
- Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2014.
- Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2012.