ОДО "Волонтеры"
рабочая программа (8, 9 класс) на тему

Миронова Алиса Анатольевна

ОДО "Волонтеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odo_volontery.docx343.68 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа № 5»

(МБОУ «Школа № 5»)

 

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МБОУ «Школа № 5»

протокол от «29» августа 2017 г.  № 1                         

                УТВЕРЖДЕНА

    приказом МБОУ «Школа № 5»

                от «1» сентября 2017 № 371 п

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

объединения дополнительного образования

 «Волонтерское объединение «Открытие»»

Возраст обучающихся: 14 - 16 лет

Срок реализации: 2 года

   Автор-составитель:

Бурлака Алиса Анатольевна,

       учитель начальных классов

г. Дзержинск,

2017 г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Учебный план

5

Содержание учебного плана

11

Методическое обеспечение

15

Список литературы

15

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Программа объединения дополнительного образования «Волонтерское объединение «Открытие»» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Нормативно-правовая база:

  1. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.
  5.  Постановление главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015г. №87 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г № 09-3242

Цель программы: формирование у обучающихся позитивных установок на добровольческую деятельность через развитие волонтерского движения на базе школы, создание условий для возрождения лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости и сострадания.

Задачи программы:

  1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
  2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
  3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
  4. Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.) 
  5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 36 часов в год.

Набор учащихся в объединение дополнительного образования свободный, осуществляется на добровольной основе.

Занятия первого года обучения (8 класс) формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. На втором году обучения (9 класс) внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий:

  • Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
  • Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
  • Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
  • Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах, отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
  3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных        

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  2. Расширение круга приёмов составления разных типов плана, структурирования материала;
  3. Умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать и организовывать волонтёрскую деятельность;
  4. Способность оценивать результаты волонтёрской деятельности.

Учебный план

1 год обучения (8 класс)

п\п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

        Практика

1

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения: Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

5

5

-

Опрос, тестирование

2

Игровые технологии в работе волонтера: Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры - кричалки. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.

5

3

2

Опрос, ролевые игры, ситуационные упражнения

3

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ: Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов.

8

5

3

Опрос, тестирование, участие в конкурсах, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады

4

Информационные технологии в работе волонтеров: Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

2

2

-

Опрос, тестирование, участие в конкурсах

5

Основы проведения социальных дел: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с ветеранами ВОВ и ветеранам. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.

4

1

3

Опрос, тестирование, участие в конкурсах

6

Психологическая подготовка волонтеров: Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

8

4

4

Опрос детей, тренинг, ролевые игры, ситуационные упражнения

7

Специальная подготовка волонтеров: Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи. Организация встреч и проведение праздников для ветеранов в школе. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.

4

2

2

Опрос детей, тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады

ИТОГО:

36

22

14

2 год обучения (9 класс)

п\п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

        Практика

1

Деятельность общественного объединения волонтеров: Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.

4

4

-

Опрос, тестирование

2

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ: Сопротивление групповому давлению. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка».

4

2

2

Опрос, ролевые игры, ситуационные упражнения

3

Информационные технологии в работе волонтера: Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.

6

3

3

Опрос, тестирование, участие в конкурсах, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады

4

Социальные технологии в работе волонтера: Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного». Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания.

4

2

2

Опрос, тестирование, участие в конкурсах

5

Основы социального проектирования и проведения социальных дел: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.

7

3

4

Опрос, тестирование, участие в конкурсах

6

Специальная подготовка волонтеров: Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой «Диалог индивидуальностей». Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска». Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

7

4

3

Опрос детей, тренинг, ролевые игры, ситуационные упражнения

7

Лидерство в волонтерском объединении: Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

4

3

1

Опрос детей, тестирование, ролевые игры, ситуационные упражнения, выступление агитбригады

ИТОГО:

36

21

15

Содержание учебного плана

1 год обучения (8 класс)

Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера

Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом. Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов.

Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров

Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Раздел 5. Основы проведения социальных дел

Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с ветеранами ВОВ и ветеранами. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.

Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров

Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров

Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи. Организация встреч и проведение праздников для ветеранов в школе. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов

2 год обучения (9 класс)

Раздел 1. Деятельность общественного объединения волонтеров.

Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Фандрайзинг.

Раздел 2.Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Сопротивление групповому давлению. Наркомания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Знакомство с акцией «Красная ленточка».

Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера

Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа над созданием видеоролика.

Раздел 4. Социальные технологии в работе волонтера

Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного». Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания.

Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел

Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Разработка социальных проектов, их реализация.

Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров

Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Знакомство с программой «Диалог индивидуальностей». Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска». Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 7. Лидерство в волонтерском объединении.

Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

Методическое обеспечение

  1. Библиотечный фонд
  2. Мультимедийный проектор
  3. Компьютер
  4. Интерактивная доска

Список литературы

  1. Добровольцы и добровольчество.- Ростов-на-Дону, 2011.
  2. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2016, № 5  
  3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтрского движения». – 2014.
  4. Матвиенко И. Волонтерство - перспективное направление: Прил. «Социономия» / И. Матвиенко // Социальная защита. – 2012. - № 1.
  5. Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 2015.
  6. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. – 2015.
  7. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2014.
  8. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2012.

C:\Documents and Settings\Элла1\Рабочий стол\2017-09-29\Сканировать1.JPG