Креативный танец и импровизация для детей младшего возраста
методическая разработка на тему
Креативный танец и импровизация для детей младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativn_t-etsimprovizatsiya.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие.
Креативный танец.
Преподавание танцевальной импровизации детям.
I. Введение.
Понятие танцевальной импровизации.
Импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения. ru.wikipedia
Будучи явлением относительно молодым на российской почве, танцевальная импровизация не получила еще в литературе, в том числе, в сетевых источниках, исчерпывающего и однозначного определения. Известный специалист в области танце-двигательной терапии и импровизации Александр Гиршон приводит на своем сайте (http://girshon.ru) 5 определений танцевальной импровизации:
1. Словарное Импровизация/Improvisation (от лат.improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) - Метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом 2. Американское импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее (Синтия Новак).
3. Российско-процессуальное Импровизация - умение слышать свое тело, пространство и партнеров и отвечать на него.
Важна активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние.
4. Европейское-интеллектуальное · Танцевальная импровизация - это форма мышления
· Мышление - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать. (парафраз Жана Пиаже)
· Таким образом, импровизация - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать
5. Собственное определение А.Гиршона Импровизация - возможность быть любым.
Очевидно, тем не менее, что можно выделить несколько основных подходов к импровизации в танце, отличающихся по своим базовым, методологическим принципам.
1. Импровизация внутри определенного танцевального стиля. Такой подход к импровизации подразумевает свободное владение техникой и, желательно, идеологией определенного стиля танца, и умение варьировать освоенные элементы танца в свободном порядке, а не в соответствии с жесткой хореографической схемой (например, импровизация на базе техники фламенко, или индийского танца).
2.Дунканистская традиция, наиболее полно воплощаемая в настоящее время таким направлением, как музыкальное движение, рассматривает импровизацию как «способность «здесь и теперь» ответить, откликнуться в движении на музыку и подразумевает контакт с самим собой и с содержанием музыки»( http://www.heptachor.ru).
В этой традиции танец, и импровизация в том числе, является способом интерпретации музыки, эмоционально точного проживания музыки.
3. Современный подход к импровизации как к искусству свободного владения языком тела. Подобное понимание импровизации свойственно новейшим направлениям, или техникам танца - new dance и release based technique (техника релиз). Техника релиз основана на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития движенческой лексики танцора. Можно назвать такой подход к импровизации «импровизация как таковая», или собственно импровизация, поскольку содержанием танца в данном случае не становится содержание внеположенного ему произведения (музыкального), а также отсутствует элемент-посредник (определенным образом стилистически окрашенные движения, как в первом случае). Импровизирующий человек проявляет в своем танце собственное, личное содержание, которое он вкладывает в свое движение. Можно утверждать, что при разнообразии нюансов современных техник импровизации в их основе лежит понимание человека как психофизической целостности и стремление к овладению, пониманию танцором психофизических механизмов движения. Задачей обучения в таком случае становится изучение собственного тела как двигательного механизма, или механики тела, а также развитие способности к сопряжению в движении психического пласта личности с физическим, или способности передать в движении некое психическое содержание.
Предлагаемая методика преподавания танцевальной импровизации детям (Креативный танец) исходит именно из последнего подхода к импровизации как таковой, или собственно импровизации, и ставит целью научить детей владеть механизмом движений своего тела и передаче своих чувств и мыслей непосредственно через движение.
Значение танцевальной импровизации для развития творческого потенциала ребенка трудно переоценить. Движение вообще приносит человеку радость. А когда в движении человек, в том числе и тем более, ребенок, может высказать себя, свою неповторимую и замечательную личность, то это приносит радость ни с чем не сравнимую. А уж если ты сможешь сделать свой танец красивым – причем, не за счет внешнего украшательства, а за счет выявления своих внутренних достоинств, которые ведь есть у каждого человека - то это просто здорово! И когда это танец представляют зрителям – а это и друзья, и учителя, и родные, - то очень важно, что ребенок показывает не плод чужого творчества, хоть и собственным трудом освоенного, но свой личный продукт, он презентует внешнему миру самого себя, осознавая (или, во всяком случае, приближаясь к этому осознанию) ценность собственной личности. Ребенок получает позитивный опыт высказывания себя миру, причем, посредством собственного телесного языка.
Специфика преподавания импровизации детям связана с необходимостью найти доступную форму для передачи довольно сложных идей, рассматриваемых на взрослых классах импровизации. Естественно, это возможно сделать, прибегая к игровым формам. Этим объясняется широкое использование на занятиях всевозможных танцевальных игр. Использование простых, но красивых объектов также привлекательно для детей. Это могут быть красивые цветные платки, с которыми так увлекательно и радостно танцевать под красивую музыку, и мячи, импровизация с которыми развивает ловкость, координацию движения, и любимые игрушки, танцуя с которыми можно проявить свое отношение к любимому существу.
Иногда на своих занятиях мы рисуем. Темами для рисования становятся образы движения, которые используются в упражнениях и играх. Так, танцу-игре «Звездочки» предшествует рисунок: куда упадет волшебная звездочка, там происходит чудо. Какое чудо произойдет от твоих звездочек? Нарисуй его!В игре «Волшебный садовник» мы рисуем цветы, которые выросли на поляне у садовника – у каждого свой, ни на кого не похожий цветочек!
Очень важный момент при занятии импровизацией с детьми – соблюдение баланса между свободой и дисциплиной. С одной стороны, импровизация предполагает очень большую степень свободы. Но без соблюдения необходимой дисциплины на занятии невозможно освоение комплекса упражнений, да и выполнение собственно импровизации. Наши занятия строятся таким образом, что первая часть урока отводится обязательным упражнениям, и тут мы договариваемся с детьми, что действуют строгие правила учителя, упражнения нужно сделать правильно и точно. Зато в своих импровизациях дети могут быть «хозяевами» своего танца, делать те движения, которые они считают нужными. Педагог может только посоветовать что-то, подсказать, поделиться своим впечатлением от танца. Дети, в свою очередь, часто охотно объясняют, что они танцуют. В таких взаимных обсуждениях постепенно выкристаллизовывается идея танца. Таким образом, на выступлении ребенок показывает импровизацию – но подготовленную. И так или иначе им осмысленную.
II. Комплекс упражнений и игр, используемых при обучении танцевальной импровизации.
- Партер
1. Зернышко. Наше первое упражнение – упражнение, с которого мы начинаем каждый наш урок, называется зернышко: садимся «по-турецки», берем в руку воображаемое волшебное зернышко, из которого у каждого должен вырасти его собственный волшебный цветочек – цветок его жизни – и сажаем его сзади в то место, где начинается наш позвоночник. Зерно прорастает – появляется росточек, из него вытягивается стебелек и тянется к солнцу, как всякое растение, которое словно стремится дорасти до солнышка. Когда стебелечек вытягивается – вместе с ним постепенно вытягивается наш стебелек-позвоночник, и на кончике этого стебелька раскрывается красивый-красивый цветок, у каждого – свой, его собственный цветок жизни. Это наша голова. Цветочек поворачивается и смотрит в одну сторону, потом – в другую, и снова его головка (наша голова) смотрит прямо. И так ему хочется дотянуться до солнца, что из его макушечки вытягивается золотой лучик и тянется вверх – тянется к самому солнышку. Стебелек натягивается – натягивается наш позвоночник. И как только этот лучик дотрагивается до солнышка, цветочек расслабляется и превращается в прекрасный подводный цветок с очень гибким стеблем, который колышется и танцует под водой свой танец – танец подводного цветка.
2. Качалочка. А сейчас мы можем поиграть сами с собой, со своим собственным телом. Представим, что нам хочется покачаться на качелях, а качелей как назло нет – тогда мы можем сделать эти качели из самих себя.
Для этого мы сядем на пол, подтянем к себе коленки и обхватим их руками, сделаем свою спинку круглой-круглой и качнемся: сначала назад – потом вперед, и так можно качаться сколько угодно.
3. Ракеты. Ложимся на пол и вытягиваем вверх руки и ноги, ровно-ровно – вертикально вверх – они устремлены в небо, как ракеты, приготовленные к вертикальному взлету. Наше тело – земля, оно полностью должно лежать на земле, а руки и ноги устремляются вверх, они настолько хотят взлететь в небо, что кажется, как будто мы уже достаем кончиками пальцев до неба, наши руки и ноги как будто дотягиваются до неба (но все туловище продолжает лежать на полу).
Отдых. Расслабляем руки и ноги, сгибаем ноги в коленях, кладем руки на колени и свободно вращаем ногами в коленках в разные стороны. После этого можно повторить упражнение «Ракеты».
4. Обезьянка. Сегодня мы сделаем снова упражнение «качалочка», но немного поинтереснее.
Итак, сначала мы хорошо, с удовольствием покачаемся, потом качнемся чуть посильнее назад, и постараемся достать одной ногой пола. Представим себе, что занимаемся этим на полянке в каком-нибудь необыкновенном лесу, вокруг нас растут разные чудесные кусты и деревья, на ветках которых висят бананы, кокосы, апельсины, клубника – кто что любит. И вот мы одной ногой упираемся сзади себя в пол, а другой пытаемся дотянуться и сорвать с веток как можно больше всяких вкусностей. А потом меняем ноги.
5. Растягиваемся в длину. Набрав как можно больше кокосов – ананасов, ложимся на спину отдохнуть.
Вытягиваемся в длину, и представляем, что к рукам и ногам у нас привязаны крепкие веревки, за которые нас тянут одновременно в длину – еще немного, и мы разорвемся, но тут веревки отпускают, и мы расслабляемся (делаем выдох).
6. Четыре глазика. Нам также не мешает развивать мышцы, которые находятся в животе. В этом нам поможет упражнение «Четыре глазика».
Ложимся на спинку, руки кладем вдоль тела, раскрываем ладошки, и представляем себе такую необычную вещь: как будто у нас на каждой ладошке появилось по одному глазику. И получается, что у нас не 2 глаза, как у всех нормальных людей, а целых 4. И всеми этими глазиками мы смотрим ровно вверх, в небо. Смотрим и отрываемся от пола: приподнимаем голову, руки, ноги, плечи, но смотрим при этом – всеми 4-мя глазиками – вверх, в небо.
Потом мы поворачиваемся всем телом на правый бок и смотрим всеми 4-мя глазиками перед собой, затем делаем то же самое в другую сторону.
7. Ракеты – стопы. Сейчас мы вспомним с вами упражнение «Ракеты», но только сделаем его немного сложнее. Итак, мы ложимся, вытягиваем ноги и руки вверх. А теперь, пусть одна нога тянется к небу носочком, а другая – пяточкой. А потом – наоборот.
Это довольно трудное упражнение, но оно нужно нам для того, чтобы наши ноги становились сильными и ловкими и могли танцевать так, как нам этого захочется.
8. Качалочка-3. А теперь мы снова вспомним наше упражнение «качалочка»: мы в свое удовольствие покачаемся, потрогаем сзади себя пол, потянемся сзади себя ногами, а теперь попробуем сделать немного большее усилие, потянемся назад ногами немного сильнее и перетянем за ногами все тело. Подогнем коленки и перевернемся. Делаем это мягко, не спешим.
9. Ножки-ладошки (в партере). Все мы умеем хлопать в ладоши. А что, если похлопать как в ладошки – ножками? Ну, как, получилось?
10. Наклон к стопам – к коленям. А теперь мы соединяем наши ножки (стопы) одну с другой, наклоняемся к своим ногам, свободно свешиваем вниз голову, ладони кладем рядом с ногами на пол. Просто сидим, отдыхаем и слушаем музыку. Теперь мягко, как киска лапками, переступаем ладошками налево и дотрагиваемся лбом до своей коленки – сидим – переступаем обратно в середину – переступаем к правому колену – сидим – «идем» ладошками снова в центр – просовываем руки внутрь между ногами наклоняемся ниже – расслабляемся – сидим – отталкиваемся руками от пола (вдох) - вытягиваемся вверх (вдох) – складываемся пополам.
11. Игрушечный магазин. Мы сидим, сложившись пополам, как будто мягкие тряпичные куколки, которые лежат на полке в игрушечном магазине и ждут, когда их кто-нибудь купит.
И вот они оживают. Берем себя правой рукой за правую ногу и ложимся на пол. Смотрим вверх. Не выпускаем ногу из руки. Садимся – складываемся – меняем ногу и руку.
12.Плаваем в небе. Я думаю, что танцевать – это значит чувствовать себя в пространстве так же свободно, как чувствуют себя птица в небе или рыба в воде. И сегодня мы с вами представим себе, что мы плывем в небе.
Для этого мы с вами ляжем на пол, на спину, посмотрим вверх над собой и представим себе, что над нами не потолок, а очень голубое, высокое небо, которое так прекрасно, что нам хочется в него взлететь. Мы смотрим в это прекрасное небо, тянемся к нему руками и ногами и постепенно отрываемся от пола: приподнимаем от пола голову, ноги, плечи, а руки и ноги как будто свободно плывут в небе. Смотрим все время вверх. Когда сильно устанем, то мы приляжем отдохнуть на проплывающее мимо облачко. Расслабимся, полежим немного, и опять взлетим – поплывем.
13. Магазин игрушек-2. Теперь, когда мы поплавали по небу, мы снова отправляемся в магазин игрушек. Сегодня наша куколка сделает немного более сложное движение.
После того, как мы ляжем на спину, держа в руке свою ногу, мы аккуратненько положим ее в сторону, не выпуская из руки. Свободную руку вытянем в сторону и в эту же сторону повернем голову. Поднимаем ногу вверх. Садимся. Складываемся пополам. Повторяем то же самое с другой ногой.
14. Капелька. Садимся на коленки и очень мягко перетекаем сначала в одну сторону, потом в другую, мягко, как будто мы – капельки воды.
Те, у кого хорошо получилось это движение, могут сделать немного сложнее: вытягиваем вперед ногу и накатываемся на нее, потом – на другую ногу.
15. Плаваем в небе - с поворотами. Вспомним, как мы с вами плавали в небе в прошлый раз, но теперь попробуем изменить направление взгляда: если в прошлый раз мы смотрели вверх прямо над собой, то теперь попробуем не спеша, плавно посмотреть в одну сторону, в другую, немного обернуться назад, посмотреть за себя. Одновременно постараемся делать более свободные движения в пространстве руками.
16. Растягиваем себя в разные стороны руками. Лежа на полу, берем крепко руками себя за пальцы ног и вытягиваем ноги ровно вверх, стараемся вытянуть колени.
Соединяем пятки вместе, разводим в стороны носки и колени – как будто присели вверх ногами – разводим руки и ноги вместе в стороны. Тянем себя за пальцы ног стороны, стараемся вытянуть колени, чуть-чуть покачиваемся из стороны в сторону. Не выпуская ног из рук, ложимся на один бок, затем не спеша перекатываемся на другой. На протяжении всего упражнения не выпускаем ноги из своих рук.
17. Растягиваем себя за ноги в сторону-2. Вспомним наше упражнение из предыдущего урока, когда мы растягивали себя, схватившись руками за носки своих ног. Сделаем это упражнение немного сложнее: Не выпуская из рук пальцев ног, потянем себя в разные стороны, затем одну ногу аккуратно подвернем внутрь, и «повесим» в таком растянутом положении в пространстве.
18. Три точки опоры. Встанем на колени, упершись руками в пол, постараемся сделать нашу спину параллельной полу, распределим вес тела равномерно на наших 4-х точках опоры, - это две ноги и две руки всего – четыре. А теперь, отрывая от пола то одну, то другую руку или ногу, двигаемся таким образом, чтобы у нас все время было только три точки опоры. Придумываем самые разные движения и позы, главная цель – все время удерживать свое тело на трех точках опоры. Находите положения тела, особенно приятные, удобные для вас, а также наиболее необычные, странные. Если мы будем делать это под музыку, получится достаточно необычный танец.
19. Подъем с колен. Встанем на ноги мы следующим образом: сидя на коленях, хорошо упремся руками в пол перед собой, подставим сзади себя пальчики ног, слегка оттолкнемся от пола руками и вытянем колени. Голова, руки, все тело при это остаются болтаться внизу. Немного встряхнем, поболтаем головой, руками, корпусом внизу – они должны быть совершенно свободными, легкими и расслабленными. Теперь слегка сгибаем колени и распрямляемся – вырастаем вверх, в небо (на движении вверх делается вдох). Все движения вверх мы обращаем к небу, представляя над собой не какой-то там обыкновенный потолок, а прекрасное, высокое голубое небо.
Упражнения стоя
1. Выравнивание. Теперь, когда мы встали, нам нужно немного выровнять, мысленно как бы построить свое тело.
Мы ставим свои ноги (стопы) параллельно; начиная от стоп, вытягиваемся вверх и представляем себе, что у нас на макушке приделана маленькая петелька, за которую нас подвешивают, как елочную игрушку на елку. Макушка тянется вверх, а все остальное свободно свисает вниз (скелетик).
Наше тело – конструкция. Руки, как будто винтиками, приделаны к телу и свободно, легко вращаются в этом направлении (вперед-назад). А макушка продолжает тянуться вверх.
2. Движение за рукой с поворотом. Наши руки приделаны к телу как будто винтиками, мы можем ими легко и свободно подвигать в этом направлении. А сейчас мы очень сильно потянемся рукой вперед, как будто хотим до чего-то дотянуться – и опустим руку, бросим ее.
А теперь потянемся сильно правой рукой вперед, так сильно, что еще немного – и упадем – и в последний момент повернемся на 180*. Во время поворота посмотрим вверх. То же самое – в другую сторону.
3. Весы. Стоим ровно и очень аккуратно «свисаем» в правую и затем – в левую сторону. Наша задача сделать это легко, но ровно, в одной плоскости.
4. Растяжка в длину стоя. То же самое упражнение делаем стоя: вытягиваем руки вверх (вдох), натягиваемся изо всех сил – расслабляемся (выдох).
5. Растяжка в сторону стоя. Стоим очень ровно. Поднимаем правую руку вверх. Растягиваемся вправо до потери равновесия. На выдохе свободно бросаем руку вниз. То же – другой рукой.
6. Солнечный зайчик. Вытягиваем в сторону правую руку ладошкой вверх, представляем себе, что к нам на ладошку опустился ласковый нежный солнечный зайчик. Мы играем с ним, катая его по всей своей руке. То же самое – на левой руке.
Солнечный зайчик перекатывается по двум рукам – с одной на другую. Постепенно он улетает все выше, выше, и мы помашем ему руками и всем телом, чтобы он не растаял и не замерз один: мы посылаем ему свое тепло и любовь.
7. Качалочка стоя. Мы с вами можем покачаться без качелей и стоя тоже, не только лежа.
Для этого выставляем вперед правую ногу, ставим ее на пятку, отклоняемся чуть-чуть назад и покачаемся с ноги на ногу, перенося вес тела с одной ноги на другую. То же самое с другой ноги.
8.Школа шпионов. Предыдущее упражнение усложняется серией шагов. Техника мягкого переноса веса тела с пятки на всю стопу.
9. Пальчики-братики. Чтобы станцевать сегодня наш волшебный танец, нам нужно сделать волшебными наши пальчики. Для этого мы сделаем такое упражнение.
Вытянем вперед руки, посмотрим на наши пальчики и увидим, что среди них есть большой палец (на каждой руке) – старший брат, и маленькие пальчики-братики. И вот, старший брат встает утром, и ему надо разбудить своих младших братиков – для этого он здоровается с ними – дотрагивается по очереди до каждого из них.
Теперь все пальчики проснулись, каждый из них может двигаться свободно, словно танцует, и на кончике каждого из них как будто зажигается маленькая звездочка.
- Танец-игра «Звездочки». Это не простые звездочки – волшебные. Куда такая звездочка упадет, там совершается какое-нибудь чудо, волшебство. Нужно придумать какие-то свои чудеса, волшебства, которые мы сможем произвести своим танцем, и постараться послать эти звездочки – свои чудеса – в разные – разные стороны: далеко и близко, и вверх – всюду. Только обязательно надо постараться почувствовать, как слетают звездочки с пальцев, смотреть, куда они упадут, и представлять, что на этом месте возникает, какое чудо.
10. Шаг – садимся на пол. Делаем шаг левой ногой, правую ногу подтягиваем под себя, и садимся на пол, немного помогая себе руками. То же самое с правой ноги.
Теперь мы можем смело перейти к следующему упражнению, в котором нам придется падать.
11. Цветок на скале. Представим себе, что на вершине высокой скалы растет цветок необыкновенной красоты. Нам так хочется дотянуться до него, что мы тянемся к нему – вперед и вверх - до самой последней невозможности. И, когда мы достигаем самой предельной точки своих возможностей тянуться, мы расслабляемся и падаем вниз (делаем при этом выдох).
Танец-игра «Воздушные шарики». Теперь мы с вами сделали все, чтобы у нас получилось поиграть в воздушные шарики. Правила такие. Представляем себе, что мы надуваемся воздухом, как воздушные шарики, и взлетаем вверх: на вдохе мы наполняемся воздухом и взлетаем в небо, как воздушные шарики. Все движения на вдохе мы направляем вверх.
Когда мы выдыхаем, мы сдуваемся, как шарик, который прокололи, и можем или совсем упасть на пол, или только дотронуться до пола, или просто «направить» свое движение вниз.
Потом мы снова набираем в себя воздух и взлетаем вверх.
И так мы летаем, как воздушные шарики: вдох – в небо, выдох – к земле. Очень легко и свободно. Под музыку.
12. Мячики. Очень легко прыгаем вверх-вниз. Макушка тянется вверх, руки легкие свободные. Представляем себе, что мы мячики, в которые кто-то играет: бьет о землю, и они прыгают вверх-вниз, очень легко и ритмично.
13. Рисование: круг над головой. Наши руки – длинные кисточки, которые мы вытягиваем вверх и дотягиваем их до самого неба. Рисуем в небе над головой круг, в движение включаем все тело.
14. Рисование: восьмерка. Наши руки – длинные кисточки. Мысленно зачерпываем ими краски (каждый выбирает свой любимый цвет) и рисуем цифру «8» в вертикальной плоскости, которая находится перед нами : правой рукой…левой… двумя одновременно.
15. Танец-игра: рисование в пространстве. Зачерпываем руками-кисточками красивой-красивой краски и в пространстве нашего зала, как на белом листе бумаги, стараемся нарисовать красивый узор плавной, непрерывной линией. Мы стремимся, чтобы линия нашего движения была плавной, непрерывной, бесконечной.
16. Упражнение на 8 счетов 1. Постепенное расслабление позвоночника и опускание корпуса вниз.
17. Упражнение на 8 счетов 2. Предыдущее упражнение дополняется переносом веса тела на руки и отжиманием.
18. Волшебные нити. Представим, что к кончикам наших пальцев привязаны волшебные длинные нити, уходящие в бесконечность. На конце каждой нити — что-то необыкновенное - звезда, волшебный цветок, Чудо. Движениями своих рук мы можем это Чудо притянуть к себе, или, наоборот, отодвинуть. Движение сначала на одном месте, затем - свободное движение в пространстве.
Танцевальные игры
Кроме уже приведенных выше игр, прямо вытекающих из логики предыдущих движений-упражнений, и потому описанных в разделе упражнений стоя, на занятиях мы играем и в другие танцы-игры.
Игра в «Ладошки». В эту игру мы особенно часто играем на наших первых занятиях, а также тогда, когда в группе появляется новый человек, потому что эта игра позволяет лучше познакомиться друг с другом - запомнить имена, но также и почувствовать друг друга через тактильный контакт.
Все встают в общий круг. По кругу по очереди каждый называет свое имя. Затем один участник называет имя любого другого, стоящего в кругу, они меняются местами, встречаясь друг с другом ладошками, когда проходят мимо друг друга. Так – пока все не встретятся друг с другом. Потом – разлетаемся по залу, как пушинки от одуванчика; пролетая мимо друг друга, прикасаемся друг ко другу и замираем на три счета.
Танец с платками. Попроси у мамы красивый легкий платок, включи красивую мелодичную музыку и попробуй поиграть немного с платком под музыку. Думай не о своих движениях, а о движениях платка. Находи такие движения, чтобы он красиво летал в пространстве, создай танец платка. Твои движения должны подчиняться танцу платка, его легкой невесомой ткани. Попробуй, и у тебя обязательно получится!
Танец огня. Чтобы станцевать этот танец, хорошо было бы найти очень темпераментную, «огненную» музыку. Возьмем яркую – красную или оранжевую - рубашку. И поиграем с ней. Это наш огонь. Мы то убегаем от него, то стремимся к нему. Пытаемся его поймать, но он снова вырывается от нас. Эта схватка с огнем может длиться бесконечно - пока у нас хватает на нее сил.
Танец – игра: «Статуэтки». В эту игру интереснее играть, когда участвует несколько человек.
Один из вас встает в какую-нибудь достаточно простую позу. Второй должен прикоснуться к первому – любой частью тела и в любом месте – и тоже замереть, к нему «прилепляется» 3-й – и так далее. У вас получается небольшая скульптурная группка. Как только она построилась, 1-й человек от нее отсоединяется, свободно движется, танцует в пространстве, пока не находит для себя новое место, где он замирает. Постепенно вся скульптурка строится на новом месте. Позы уже другие. Кто-то может замереть стоя, кто-то – лежа, кто-то – сидя. Чем разнообразнее окажутся ваши позы, тем будет интереснее. Так группа статуэток будет постоянно перетекать из одной точки пространства в другую.
«Раздельный танец». Прежде чем перейти к нашему сегодняшнему танцу-игре, давайте посмотрим, какие движения у нас могут выполнять разные части нашего тела - нашего конструктора.
Как у нас может двигаться голова… руки… ноги.
А теперь включаем музыку, и по моей команде: танцует только правая рука!..голова!..левая нога!.. левая рука!.. голова! правая нога!
Движения могут быть любыми, но старайтесь их делать отдельно друг от друга.
Если вас несколько человек, то пусть сначала игру ведет один человек, а потом кто-нибудь другой.
«Волшебный сад». В игре участвуют две группы: живые дети и скульптуры. Дети пришли гулять в заколдованный сад. Все статуи там – волшебные. Случайно прикоснувшись к такой статуе, человек замирает и сам превращается в скульптуру, а статуя оживает и начинает танцевать. Произвольно в процессе игры роли меняются. Танцуется под «волшебную» музыку.
«Скульпторы и скульптуры». Группа скульпторов и группа скульптур. Скульпторы «лепят» скульптуры: меняют им позы, жесты. При этом они должны заботиться, чтобы «скульптура» не сломалась. Эта игра с одной стороны, воспитывает чувство ответственности за партнера по игре, заботы о нем, с другой стороны, заставляет ребенка обратить внимание на конструктивные особенности нашего тела.
«Садовник». Представим себе клумбу в саду. На ней ранней весной посеяны зернышки, из которых со временем появятся сначала нежные росточки, а потом распустятся красивые цветы. Каждый из Вас –маленькое незаметное зерно, но в нем уже спрятан будущий удивительный и прекрасный цветок – у каждого свой, особенный. Представьте себе этот будущий цветочек. Но вот все сильнее пригревает солнышко, садовник поливает клумбу и постепенно на ней появляются – сначала ростки , а затем распускаются и сами цветы. Каждый цветок танцует свой собственный танец – единственный и неповторимый.
«Одуванчик». Все дети стоят в кругу. Это большой пушистый одуванчик. Каждый из вас — пушинка этого большого одуванчика. Я подхожу к одуванчику и дую на него — пушинки разлетаются в разные стороны. Каждая пушинка танцует свой нежный танец. Иногда пушинки встречаютсчя друг с другом, дотрагиваются друг до друга и замирают на три секунды (считаем про себя до трех), затем снова разлетаются. Вдруг подул холодный ветер, и пушинки падают на землю, перекатываются по полу. Дует теплый ветер, и они снова взлетают вверх. Я считаю до трех, и пушинки снова собираются в один большой одуванчик.
«Одуванчик-2». Мы стоим в большом кругу. Одна пушинка вылетает в центр и танцует свой волшебный танец. Затем она прикасается к другой пушинке, выбирая ее на танец, вторая пушинка вылетает в центр и танцует, первая становится на ее место. Так они продолжают дальше, передавая свой танец друг другу.
«Плот». Представим себе, что пол нашего зала — это плот, плывущий в неспокойном море. Если большая часть людей сгрудится с одной стороны плота, плот потеряет равновесие и перевернется. Мы должны распределиться в пространстве зала равномерно. Теперь мы будем перемещаться по залу, быстро или медленно, но так, чтобы наш плот не перевернуся и мы не утонули в море!
Глаза на лопатках. Дотянемся руками до своих лопаток и потрогаем их. Представим себе, что у нас там появились глазки! Теперь мы сможем идти задом наперед, не оглядываясь, смотря перед собой глазами, которые расположены у нас на лопатках! Ведущий подает сигналы: один хлопок в ладоши - двигаемся вперед, глядя своими обычными глазами; два хлопка — задом наперед, глядя глазами на лопатках. Условие: нельзя оглядываться назад.
Земля – Воздух. Сделаем глубокий вдох, представим себе, что мы, как воздушные шарики, наполняемся воздухом и взлетаем вверх. Представляем себе, что летим высоко в небе, купаемся в воздухе. На выдохе становимся тяжелыми, расслабляемся, падаем вниз, на землю, чувствуем свой вес на земле, перекатываемся по ней.
Руки-Ноги-Голова-Хвост. Ведущий поочередно называет ту часть тела, которая в данный момент должна двигаться. Исследуем все возможности движения данной части тела.
В такие танцы играем мы на наших занятиях. Но и вы тоже можете придумать свои танцы. Ставьте музыку, которая вам нравится, и придумывайте, танцуйте, импровизируйте!
III. Раздаточный материал, используемый на занятиях.
- Разноцветные шифоновые платки, воздушные шарики, обручи, мячи
- Фломастеры и цветные карандаши, бумага, игрушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика нарушений речи у детей младшего возраста» 2017 г.
В статье описываются основные направления работы по профилактике нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста....
Музыкальный праздник-путешествие (для детей младшего возраста)
Осенний праздник "Воздушный змей". Праздник Чуянь (Воздушный Змей) отмечают в Китае в середине октября. Согласно легенде, чтобы избежать надвигающееся несчастье, надо забраться куда-нибудь повыше...
Цикл занятий по арт-психопедагогике для детей младшего возраста
Данный цикл используется для профилактики и коррекции возможных нарушений в поведениии. Развивать самовыражение и самопознание ребенка ченрез рисунок...
План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель: Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...
Основы формирования и развития креативности и творческого потенциала у школьников младшего возраста на уроках английского языка
Современному обществу необходимо наличие людей с развитым творческим мышлением, которые умеют подстраиваться под быстро меняющийся и усложняющийся мир и принимать решения в нестандартных ситуациях. Во...
Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"
В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...