Организация работы педагога дополнительного образования по сохранности контингента учащихся
методическая разработка на тему

        В учреждениях дополнительного образования всегда одним из важных вопросов деятельности педагога дополнительного образования, был и остается вопрос сохранности контингента учащихся в объединениях. Потому что заставить ребенка посещать занятия в том или ином творческом объединении нельзя. Только заинтересованность самого ребенка поможет ему раскрыть свой творческий потенциал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Организация работы педагога дополнительного образования по сохранности контингента

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=be502a1a20f3b79fc7eeff32441fed29&n=33&w=367&h=150

(методические рекомендации)

Бирюч 2018

Одобрено к печати Методическим Советом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района  

(Протокол     №   от                  2017 г.)

Ответственный за выпуск: Дьячкова Т. В.- методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

 

Организация работы педагога дополнительного образования по сохранности контингента  

/ Сост. Дьячкова Т.В. г. Бирюч: МБУДО СЮН, 2018. 34 с.

В сборнике представлены методические рекомендации и опыт работы педагогов дополнительного образования в  работе по сохранности контингента.

Данные рекомендации будут полезны педагогам дополнительного образования и помогут в планировании и проведении работы по сохранности контингента учащихся в творческих объединениях.    

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………4

2.  Формы и методы работы педагогов дополнительного образования по сохранности контингента учащихся в творческих объединениях.......................................................................................5

3. Советы педагогу дополнительного образования по сохранности контингента………………………………………………………......6

4. Литература…………………………………………………………8

5.Материалы из опыта работы педагогов дополнительного образования Станции юных натуралистов Красногвардейского района Белгородской области по сохранности контингента в творческих объединениях…………………………………….….…9  

Пояснительная записка

        В учреждениях дополнительного образования всегда одним из важных вопросов деятельности педагога дополнительного образования, был и остается вопрос сохранности контингента учащихся в объединениях. Потому что заставить ребенка посещать занятия в том или ином творческом объединении нельзя. Только заинтересованность самого ребенка поможет ему раскрыть свой творческий потенциал, и будет способствовать реализации его возможностей и формированию положительной мотивации к учебной деятельности, следовательно, и сохранности контингента в объединениях дополнительного образования.

         Немаловажную роль в сохранении контингента в каждом творческом объединении играет создание крепкого ученического коллектива. Но это очень непростая и кропотливая работа, требующая от педагога дополнительного образования умения создать такие условия, при которых дети будут открыты и готовы для встречи с новым, для них еще неизведанным. В процессе такой творческой деятельности дети научатся работать в коллективе и соотносить свои интересы с интересами коллектива.

        Во время занятий в творческих объединениях Станции юных натуралистов педагоги своими стараниями должны пробудить у учащихся интерес и любопытство, раскрыть их способности и талант, показать ребенку его успешность, помочь сформироваться как личность.

        На сохранность контингента в объединениях Станции юных натуралистов существенное влияние оказывает: востребованность того вида деятельности, которое осуществляет педагог в настоящее время, заинтересованность детей.

        Следовательно, работа педагога дополнительного образования по вопросу сохранности контингента складывается из деятельности самого педагога; деятельности детского объединения; контакта педагога с родителями учащихся; совместной работы педагога и руководства.

Формы и методы работы педагогов дополнительного образования по сохранности контингента учащихся творческих объединениях 

          Конечно важно для проведения занятий и воспитательных мероприятий иметь просторное помещение, инструменты, материалы, приборы для проведения практических, лабораторных и исследовательских работ, дидактические и наглядные пособия, таблицы, коллекции, настольные игры, но не менее важно чтобы о работе вашего объединения знало, как можно больше детей и родителей. Добиться этого можно используя рекламу, которая может как в наглядной, так и в устной форме.

Наглядная форма рекламы - это: размещение в СМИ материалов о мероприятиях, проводимых станцией юных натуралистов; статьи в местной газете и репортажи на местном телевидении о достижениях учащихся и педагогов; рекламные плакаты, размещенные в образовательных учреждениях;

красочные рекламные листовки; созданные в социальных сетях сайты творческих объединений; выставки творческих работ учащихся.

Устная форма рекламы - это: устные объявления на мероприятиях в образовательных и культурных учреждениях, выступление агитбригады.

    При использовании той или иной формы рекламы важно не забывать указывать:

  • название и адрес учреждения дополнительного образования; название творческого объединения;
  • Ф.И.О. руководителя объединения;
  • график работы учреждения дополнительного образования на базе, которого будут организованы занятия;
  • указать на платной или бесплатной основе проводятся занятия; краткую информация о деятельности объединения;
  • правила приема детей в творческое объединение;
  • телефон для справок.

         Педагогу дополнительного образования важно осознавать, что мероприятия по сохранности контингента учащихся - это не разовая акция, а ежедневная работа, которая должна вестись в течении всего учебного года.  

        Существенную роль в сохранности контингента играет доброжелательная обстановка на занятиях и воспитательных мероприятиях, проводимых в творческих объединениях, так же созданная педагогом дополнительного образования ситуация успеха, позволяющая каждому ребенку ощутить, свое пусть даже незначительное, продвижение вперед.

         Хорошие впечатления у учащихся и их родителей остаются

-после проведенных педагогом открытых занятий и воспитательных мероприятий, так же совместных экскурсий и походов по родному краю, посещения выставок и музейных экспозиций;

-организация в объединении тематических выставок с демонстрацией детьми своих творческих работ;

-использование педагогом на протяжении всего периода обучения в творческом объединении системы поощрения детей (благодарственные письма, грамоты, буклеты);

-торжественное вручение грамот и дипломов участникам конкурсов, выставок акций, слетов, конференций, и благодарственных писем родителям учащихся;

-организация и проведение в объединении мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива («День именинника», «Самый, самый и т.д.»), стимулирование наиболее активных учащихся.

        Огромную роль в сохранности контингента играет такая форма педагогической деятельности как взаимодействие педагога с родителями детей посещающих данное объединение. Педагог знакомит их с историей и традициями станции юных натуралистов, достижениями обучающихся, с Уставом и правилами поведения в учреждении; с планом работы объединения; предлагает тематику совместных с родителями праздников, выставок, походов на природу; поощряет наиболее активных родителей (вручение благодарственных писем, выражение устной благодарности на проводимом мероприятии).    

Советы педагогу дополнительного образования по сохранности контингента 

Чтобы наполняемость групп в творческих объединениях на протяжении всего учебного года сохранялась постоянной педагогу

дополнительного образования необходимо:

-Станьте для детей интересным и увлеченным человеком, у которого он может всегда найти поддержку.  

- Будьте внимательными при общении с детьми - это поможет вам понять ребенка   и заметить, если ребенок нуждается в вашей поддержке.  

-Старайтесь как можно больше узнать о ребенке: его увлечениях, привязанностях, проблемах со сверстниками и родителями.  Это поможет вам лучше понять ребенка и стать ему другом.

-Никогда не останавливайтесь на достигнутом! Продолжайте совершенствоваться, изучайте новые педагогические методики, пополняйте свои знания, чтобы детям с вами было интересно.

-Будьте доброжелательны, улыбчивы, даже не смотря на ваше плохое настроение. Спокойный, добрый, эмоциональный, но при необходимости требовательный педагог - залог успеха его воспитанников. Которые будут стараться ему подражать во всем.

-На сохранность контингента влияют кажущиеся на первый взгляд мелочи: внешний вид педагога, его грамотная речь, вежливость и доброжелательность, необычное оформление кабинета и учреждения в целом, умение педагогов наладить с детьми контакт.

-Для того чтобы дети с интересом шли к вам на занятия, старайтесь каждый раз приготовить для них что-нибудь интересное и познавательное.  Возможно, это будет, какой-то интересный факт из жизни животных и растений, экологическая сказка или игра, шутка, загадка, которые будут не только хорошим началом образовательного процесса в этот и последующие дни, но и позволят в дальнейшем установить прочные дружеские отношений между педагогом и учащимися.

-Будьте детям партнером во всех их начинаниях.

-Проводить постоянную поддержку детей потерявших родителей и детей из неполных семей.

-Самые близкие для ребёнка люди, безусловно, его родители.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
Следовательно, никто лучше их не знает своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не поможет ребенку безболезненно влиться в новый коллектив для получения новых знаний и умений, которые возможно со временем перерастут в серьёзное увлечение, а в дальнейшем возможно и в профессию. Поэтому устанавливайте доверительные отношения с родителями детей, вовлекайте их в образовательный процесс, и они непременно станут незаменимыми помощниками не только своим детям, но и педагогу.

           Для более тесного контакта с родителями педагогу желательно посещать классные родительские собрания учащихся. Самый верный способ завоевать расположение родителей - это при первой возможности демонстрировать родителям достижения их детей. И непременно следует хвалить самого ребенка, а уж за что -   решать вам.  

 Литература

1.Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. /Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: БАЛЛАС, 2008.

2. Колмогоров А.В. По дороге к творчеству // Дополнительное образование. 2014. №8. С.21-23.

3. Практические рекомендации педагогу дополнительного образования по комплектованию и сохранности контингента обучающихся/Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/raznoe/ Library

/2018/01/29/prakticheskie-rekomendatsii-pedagogu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po

4. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей / авт.-сост. Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 171 с.

5. Симонова О. Н. [Электронный ресурс] Рекомендации педагогу дополнительного образования по комплектованию и сохранности контингента обучающихся. /Режим доступа: https://multiurok.ru/files/

riekomiendatsii-piedaghoghu-dopolnitiel-nogho-obra.html

Материалы из опыта работы педагогов дополнительного образования по сохранности контингента в творческих объединениях Станции юных натуралистов Красногвардейского района Белгородской области

М.Д. Лихачева, 

 педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

«Экскурсия-как одна из форм работы по сохранности контингента»

       Преподавание экологии немыслимо без проведения экскурсий. Поэтому при разработке программы «Юный эколог», в каждый блок я включала экологические занятия – экскурсии. Это занятие, которое проводится не в помещении, а в природе.

        Главная цель заключаться не в том, чтобы показать детям и заставить их запомнить вид и названия нескольких живых существ, и не в том, чтобы научить их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного организма, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы в целом.     Только при этом условии   мы можем достигнуть того, что наши дети будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ.

Использование экологических занятий-экскурсий, как формы сохранности контингента учащихся будет эффективным при соблюдении определенных условий:

- необходимо ответственно подходить к подготовке и проведению экологического занятия-экскурсии;

- много внимания уделять подготовительной и послеэкскурсионной работам;

 - привлекать учащихся к подготовке и проведению экологических занятий- экскурсий,

-давать задания творческого характера:

- ставить перед учащимися вопросы проблемного характера, ответы

на которые требуют целенаправленного, длительного наблюдения,

просматривания дополнительной литературы, проведения

экспериментов, опытов;

- использовать межпредметные связи.

В нашем учреждении дети должны получить основные сведения о живой и неживой природе, научиться бережно относиться к любому живому существу. Работа в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту даже в некрасивых, с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы.

         Природа открывает свои секреты тем, кто внимательно и бережно относится к ней. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у детей радость. Они с большим удовольствием и интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают её проведения, поэтому я, чтобы заинтересовать детей учебным процессом с первых дней его изучения, провожу тематические экскурсии в природу.

В объединении «Юный эколог» было проведено экологическое занятие-экскурсия на тему «Жизнь растений зимой». Изначально я определила цель занятия: изучение видового состава растений парка в зимний период и наметила задачи по реализации цели. Необходимо за день за два осмотреть место экскурсии, уточнить маршрут, установить места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.  Для того чтобы экскурсия была интересной, необходимо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы. Но к экскурсии нужно подготовиться не только педагогу, но и детям. Дети должны знать, куда и с какой целью они пойдут, что они узнают, что нужно сделать. Также нужно взять оборудование и провести инструктаж по технике безопасности.

Очень важно, чтобы начало экскурсии было эмоционально окрашено, можно прочитать стихи о природе, вспомнить народные приметы. В начале вступительной беседы, я узнала у детей, какие факторы неживой природы оказывают наиболее сильное воздействие на растения в зимний период. После вступления мы перешли к практической части занятия.  В ходе, которой, мы определили видовой состав древесной и кустарниковой растительности парка. Отметили черты приспособленности деревьев и кустарников к переживанию зимних условий, нашли взаимосвязь данных видов растений с животными. Сфотографировали весь видовой состав деревьев и кустарников парка.  Все наблюдения и заметки заносили в дневники наблюдений.

Во время самостоятельных наблюдений контролировала работу отдельных групп. В определенное время дети собираются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и находках, показывают собранный материал. После экскурсии провела занятие с использованием раздаточного материала, дидактических игры с природным материалом, чтением художественной литературы. В заключение провела обобщающую беседу, а дети самостоятельно оформили фотоальбом «Деревья любимого парка».

       Подводя итог, можно сказать, что в ходе экскурсий у детей происходит духовное обогащение посредством общения с природой, раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир.

      Как показывает опыт экскурсии в природу являются эффективным, средством для сохранности контингента.

Литература

1.Кривошеева М.А., Кислинская М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Рстов-на-Дону: Издательский центр «МартТ», 2005. – 256 с.

2.Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002. – 256с.

Касаткина О.Н.,

 педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Мультимедийные технологии как метод сохранности контингента учащихся объединений «Природная мастерская» и «Комнатное цветоводство»

Работая педагогом дополнительного образования в МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области по программе естественнонаучной направленности (объединение «Комнатное цветоводство») и художественной направленности (объединение «Природная мастерская», «Природа и фантазия») не первый год, знаю не понаслышке, что для того чтобы привлечь детей, сконцентрировать их внимание и удержать контингент, нужно приложить максимум усилий при организации своей деятельности. Поэтому, стараюсь на своих занятиях и во внеурочной деятельности использовать разнообразные типы деятельности: это и исследовательский, и проблемно-поисковый, игровой и конечно-же, самый популярный в наше время интерактивный.

   Всю деятельность объединений стараюсь строить не только в традиционной форме, но использую разные нетрадиционные формы организации занятий:

  • творческая мастерская – в течение всего занятия или мероприятия, учащиеся получают интересные задания на смекалку, ребусы, кроссворды, необычные вопросы;
  • проблемные ситуации, при решении которых мотивирую учащихся на их решение;
  • интерактивные игры экологического характера – «Своя игра», «Кто хочет стать ботаником», для совсем маленьких детей «Очисти и обустрой территорию…» и т.д.;
  • дидактические настольные игры – например, «Узнай форму листа по фрагменту и дорисуй его»;
  • экологические диктанты – где учащимся дается текст из пройденного материла с пропущенными словами и т.д.

Но самым популярным видом деятельности среди учащихся являются интерактивные технологии.

В моей педагогической копилке имеется много авторских разработок с использованием таких технологий. Это и мультимедийные презентации, и видеоролики, мультфильмы, игры и т.д. С одной из таких игр мне и хотелось бы вас познакомить: «Создай красоту своими руками».

   Игре предшествует демонстрация мультимедийной виртуальной экскурсии «Сказочное путешествие в парк «Дендрарий»», где учащиеся знакомятся с видами дендрариев, вспоминают правила поведения в природе и далее отправляются в виртуальное путешествие по местному парку «Дендрарий». В ходе экскурсии в занимательной форме знакомятся с территорией парка, растениями, которые в нем произрастают. И далее, как закрепление полученного материала, учащимся предлагается, играя, создать парк своими руками.

        Игру с учащимися проводит анимированный герой – девочка, которая любит путешествовать. Учащимся предлагаются загадки, если они правильно их отгадывают, интерактивный дендропарк преображается. В нем вырастают деревья, кустарники, появляются места для отдыха и в итоге перед учащимися на слайде появляется интерактивная копия дендропарка нашего города. Учащимся очень нравится эта игра, особенно их, привлекает то, что играет с ними анимированный герой, а я нахожусь рядом с ними.

         Таким образом, из собственной практики могу сделать вывод, что использование мультимедийных технологий в работе своих объединений способствует развитию активности учащихся, инициативности, самостоятельности, пополнению и совершенствованию экологических знаний, а также помогает мне сохранить контингент учащихся.

Костенко Е. И.,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Проектная деятельность как метод сохранности контингента на занятиях в объединениях «Мастерилка» и «Мир цветов».

        Системно-деятельностный подход является одним из современных методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Он нацелен на формирование у учащихся системы знаний по предмету (новые знания не даются в готовом виде, а добываются детьми в процессе учебного исследования под руководством педагога) и позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для их развития. Среди педагогических технологий - метод проектов, который направлен на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Проектная деятельность является эффективной технологией не только в формировании, но и развитии метапредметных результатов. Темы проектной деятельности учащихся чаще всего связаны с изучением богатств природы, растительного, животного мира, человека, проблемой охраны природа и человеческого здоровья в неблагоприятных экологических условиях города.

Такие темы актуальны и интересны детям. Работа над проектом развивает у них чувство сплоченности, коллективизма, учащиеся учатся работать в команде, ответственно относясь к порученному заданию.

         Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога.

На примерах некоторых моих проектов расскажу, как проектная деятельность позволяет формировать личностные и метапредметные и знания и умения.

Идея проекта «Знакомьтесь: удод!» возникла в ходе подготовки и реализации районного социально-экологического проекта «Удод - птица 2016 года». Очень важно, чтобы подрастающее поколение с раннего возраста училось любить и ценить природу, и тогда жизнь станет богаче и интереснее. 

В современном мире дети редко общаются с природой, да и не во всех школах района ведутся уроки экологии, поэтому посещая учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов», где главным направлением в работе является экологическое воспитание, учащиеся получают дополнительную возможность быть ближе к природе, получать дополнительные знания, заняться практической и исследовательской работой. Наблюдая за детьми в ходе занятий и воспитательных мероприятии, я заметила, что они мало интересуются природой родного края. Знания, которыми учащиеся оперируют, находятся на уровне школьной программы, и расширять их, к сожалению, они не стремится.

Так возникла идея создания и реализации мини проекта «Знакомьтесь: удод!». На подготовительном этапе мы провели анкетирование и социологический опрос среди населения города Бирюча «Знаете ли Вы птицу 2016 года?». Оказалось, что многие местные жители не знали о птице года и были благодарны учащимся за информацию и поделку «Удод».

На основном этапе учащиеся нарисовали птицу 2016 года -  удода, изготовили поделки из природного материала, буклет, сочинили стихи о «царе» птиц, которые затем раздали на улицах города, тем самым повышая экологическую культуру местного населения.

Огромное поле для проектной деятельности даёт природоохранная работа. В нашем районе в рамках проекта «Создание социокультурного комплекса в г. Бирюч», и в целях привлечения учащихся образовательных организаций района к работе по изучению экосистем и практической природоохранной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний по экологии, приобретению умений и навыков по охране природы, способствующих их экологическому воспитанию и образованию проходит кампания по подготовке и реализации природоохранных и эколого-просветительских мероприятий на базе дендропарка г. Бирюч. Совместно с учащимися объединений «Мир цветов» и «Мастерилка» был создан проект «Наш дендропарк». В ходе работы над проектом был проведен социологический опрос населения города Бирюча, организовали экскурсию по дендропарку, с целью изучения видового состава лиственных, хвойных деревьев и кустарников, нарисовали рисунки и изготовили поделки из природного материала. Стихотворение «В дендропарке» и статья «Увлекательная экскурсия» были опубликованы в газете «Знамя труда» Красногвардейского района, результатом совместной деятельности стал фильм, снятый вместе с детьми. 

В процессе работы над данными проектами формировались следующие метапредметные  регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; познавательные универсальные учебные действия(УУД):  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации [1]. Значительный результат, который дает проектная деятельность, требует больших временных затрат, но она способствует формированию метапредметных умений и навыков, а также вовлекает учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого дети сами определяют проблему, производят сбор нужной информации, предлагают варианты решения проблемы, формулируют выводы, анализируют свою деятельность. [2] Проанализировав все сказанное выше, можно утверждать, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов.

Работа по проектной деятельности заинтересовывает детей и способствует сохранности контингента учащихся, потому что для выполнения каждого проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Литература

1. Материал по теме: Проектная деятельность как средство формирования метапредметных знаний и умений. Социальная сеть работников образования. [Текст] Электронный ресурс:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo

2.ПОБ_НАЧ-К-З Павловская К.А..pdf. [Текст].  Электронный ресурс: https://old.mgpu.ru/materials/degree_works/2044/degree_work_file.pdf

Кравченко Л. С.,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Создание условий для сохранности контингента в объединениях дополнительного образования

         Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского объединения. Ведь заставить ребенка посещать объединение – нельзя, можно только заинтересовать его, создать благоприятную атмосферу для реализации его талантов. Это способствует формированию положительной мотивации к учебной деятельности и, как следствие, сохранности контингента в объединениях дополнительного образования.

        Являясь руководителем детских объединений «Юный натуралист» и «Хранители природы» естественнонаучной направленности, для создания положительной мотивации, я стараюсь формировать в каждом объединении полноценный детский коллектив, способный самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности.

       Формирование и развитие детского коллектива осуществляю посредством:

- создания доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

- создания «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

- использования разнообразных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый учащийся мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.

        Начинаю работу по формированию детского коллектива обычно с самых первых занятий, создавая благоприятную атмосферу для знакомства и формирования начальных взаимоотношений в детском коллективе. При этом использую интересные, творческие формы организации знакомства, например, игры-знакомства, такие, как: «Снежный ком», «Ты - Дрозд, я – Дрозд», «Молекула», где во время игры ребенок рассказывает о себе.

        Также с самых первых занятий мы с ребятами начинаем разработку правил поведения и взаимодействия в детском объединении, определенный «Устав детского объединения». Такой свод правил, в создании которого принимают участие сами дети, в дальнейшем будет значим для учащихся и будет обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

         Немаловажным элементом поддержания значимости и ценности каждого члена детского объединения стал традиционно используемый ритуал - посвящение в члены детского объединения. Этот ритуал у нас проходит в игровой форме, например, игра «Умники и умницы» или в форме инсценировки «Страна Юннатия», в ходе которых каждому ребенку вручается эмблема детского объединения, дети знакомятся с законами и традициями объединения.

Для сохранности контингента детских объединений использую различные формы и методы. Например, очень сплачивают коллектив такие формы занятий, как мини-экскурсии, экскурсии, экспедиции, походы, полевая практика. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. Также сплачивают детский коллектив такие формы мероприятий, как экологические праздники и инсценировки различных сказок, рассказов и других произведений, ведь в этих мероприятиях и процессе их подготовки находится хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Сюжетно-ролевые, интеллектуальные, подвижные, дидактические игры, викторины, конкурсы, турниры являются в объединениях «Юный натуралист» и «Хранители природы» ведущими формами организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей и индивидуальности детей.

Очень популярны в работе объединений такие методы, как метод «активизации познавательных интересов», метод «мозгового штурма», метод «создания проблемных ситуаций», метод «проб и ошибок», методы исследовательской деятельности (наблюдение, сравнение, опыт, эксперимент), во время которых дети предлагают свои самые смелые идеи и принимают активное участие в процессе «добывания» знаний.

Также стараюсь создать в детских объединениях такие условия, чтобы все были открыты навстречу новым идеям, испытывали на занятиях, в первую очередь, любопытство и интерес. Поэтому демонстрирую учащимся различные наглядные опыты, например, опыты с водой, а также, образцы готовых поделок из природных материалов. Сначала у детей появляются эмоции удивления: «Неужели этому можно научиться?», потом эмоции восхищения: «Как здорово! Как красиво сделано!», и, наконец, эмоции восторга: «И я так могу!».

Всегда стараюсь выслушать, поддержать и похвалить каждого ребенка, наладить хорошие отношения с родителями учащихся, вовлекать их по мере возможности в образовательный процесс.  

В работе объединений естественнонаучной направленности «Юный натуралист» и «Хранители природы» реализую системно-деятельностный подход, который заключается в следующем:

- ведение системного анализа существующих проблем в объединениях;

- системное реагирование на изменение социально-педагогических условий;

- оценивание в системном ключе произошедших перемен в ребенке;

- проектирование перспективы работы своих объединений естественнонаучной направленности.

Стараюсь оценить содержание представленного в реализуемой образовательной программе материала в аспекте индивидуально-личностного развития каждого конкретного ребенка, что является основным условием сохранности контингента.

Специфика использования системно-деятельностного подхода в организации моей профессиональной деятельности в учреждении дополнительного образования, как руководителя детских объединений «Юный натуралист» и «Хранители природы» состоит в следующем: -осуществление системной организации воспитательно-

образовательного процесса вокруг изначально тщательно сформулированных целей и задач каждого конкретного объединения;

- планирование содержания образования, а именно – содержания обучения и содержания воспитания, для решения поставленных целей и сформулированных задач;

- организация деятельности и усвоения детьми содержания образовательной программы на основе четкого внутрисистемного плана и педагогических принципов (во взаимосвязи принципов обучения и принципов воспитания), для успешного достижения выдвинутых целей и задач;

- подбор наиболее приемлемых способов достижения целей и задач для каждого объединения, необходимых форм, средств и методов, направленных на конкретный результат планируемой деятельности;

- стремление к достижению конкретных результатов обучения и воспитания, как предельно четко конкретизированных воплощений поставленных целей и задач, допускающих проверку эмпирическими и научно-психологическими методами диагностики;

- непрерывное совершенствование и развитие системы работы детских объединений за счет возможностей опытно-поисковой, проектно-исследовательской и инновационно-творческой деятельности.

Попыткой системного анализа работы педагога с объединением «Хранители природы» является авторская программа «Охрана природы», которая включает в себя проектно-исследовательскую и природоохранную деятельность, определенные технологии работы по программе в соответствии с сезонами года.

          Уделяя особое внимание на занятии необычной форме преподнесения материала, сотрудничеству с детьми через совместное решение проблемы, привлекая детей к оценочной деятельности через организацию рефлексии, стимулируя деятельность через оценку, благодарность, словесное поощрение, можно повысить уровень положительной мотивации учебной деятельности, сформировать навыки самостоятельности и самоконтроля, интерес к занятиям в объединениях дополнительного образования.

Таким образом, формирование положительной мотивации и реализация системно-деятельностного подхода являются основными условиями сохранности контингента в объединениях дополнительного образования.

Литература

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. -М.: ВЛАДОС, 2003;

2.Колмогоров А.В. По дороге к творчеству // Дополнительное образование. 2014. №8. С.21-23;

3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1990.

Дымова Т. Н.,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Экологическая игра как форма работы педагога по сохранению контингента в учреждениях дополнительного образования среди младших школьников

Система дополнительного образования призвана, не просто, соответствовать реалиям времени, но быть ориентированной на будущее, создавать интеллектуальные предпосылки для формирования творческой личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие.

Так возникла идея о необходимости создания условий для становления у воспитанников экологической культуры, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Изучив и проанализировав различные формы и методы формирования ответственного отношения младших школьников к природе, пришли к выводу, что наиболее эффективным средством является экологическая игра. Достаточно серьёзную проблему для младших школьников, занимающихся в объединении «Следопыт» представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.

Игры с экологической направленностью - сравнительно новый метод в педагогике, возникший с появлением проблем организации экологического воспитания и решения задач, связанных с формированием у учащихся

экологической культуры

Игра является своеобразным проводником в мир экологии, позволяет воспитанникам по-другому взглянуть на мир вокруг них.

Игра является своеобразным проводником в мир экологии, позволяет воспитанникам по-другому взглянуть на мир вокруг них. Занятия проходят в доверительных отношениях. Общение друг с другом на природе также является немаловажным аспектом в работе. В сущности, как отмечают специалисты, развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста есть не что иное, как процесс накопления личного опыта ребенка в отношениях к самому себе, социальному и природному окружению. «В игре, − отмечает Л.П.Молодова, − школьники находят как бы «рабочую площадку» для своего духовного развития.

  В играх экологической направленности основное содержание, как правило, выглядит в виде изображения сцен из жизни общества и окружающей природы, имитации природоохранительных действий, воспроизведении диалогов, конкурсов в игровой форме, индивидуальных и командных вопросов, задач, кроссвордов на экологическую тематику и др.

В процессе общения с природой, в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости, у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу; видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной  жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе, формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

В воспитательно-образовательной системе объединения «Следопыт» экологические игры рассматриваются как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая учащегося в целом интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально. При подборе форм и методов сохранности контингента экологическая игра рассматриваем как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В ходе игры включаются разнообразные анализаторы детей. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе занятия и мероприятия используются игровые действия детей с натуральными объектами. Экологические занятия с элементами игры — это непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

Использование экологической игры   как метода сохранности контингента будет эффективным при соблюдении определенных требований:

  1. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития

    детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются

    на данном возрастном этапе.

  1. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике

    уже полученные экологические знания и стимулировать к

   усвоению новых.

  1. Содержание игры не должно противоречить экологическим

знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

  1. Игровые действия должны производиться в соответствии с

     правилами и нормами поведения в природе.

  1. Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать

    не только задачи экологического воспитания, но и обеспечивают решение общих задач развития ребёнка.

  1. Необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт.
  2. Игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы).

Каждая экологическая игра, проводимая с целью формирования ответственного отношения младших школьников к природе, имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль - они определяют характер и способ действий, организовывают и направляют поведение, взаимоотношения обучающихся в игре. Правила, применяемые в экологических играх, являются критериями правильности игровых действий, их оценки. Усвоение школьниками правил игры и следование им воспитывает в них самостоятельность и взаимоконтроль в игре.

Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного, ответственного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

С целью повышения интереса младших школьников к знаниям, как основного средства формирования положительного отношения к природе можно провести игру «Учимся решать экологические проблемы. В ходе, проведения которой детям предлагается выполнить целый ряд заданий: викторины, игры на определение лишнего предмета или объекта, игры на сообразительность и внимание, чередующиеся с вопросами экологии и моделированием экологических ситуаций.

 Переход от игровой к учебной деятельности часто навязывается ребенку от взрослых, а не происходит естественным путем. Выход заключается в использовании игр, формирующих положительное отношение младших школьников к природе. Такой игрой является игра «Экологический балансир». Цель игры - показать место человека и его роль в природе. От учащихся требуется вырезать фигурки животных, человека и затем прикрепить их к «весам». В течение игры сделать вывод о том, что человек занимает незначительное место в природе, но велика его роль, то есть его жизнедеятельность, которую он оказывает на окружающую среду.

Одной из острых проблем в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, напротив, активизации пассивных учащихся, при этом и тем и другим школьникам становится дискомфортно. У младших школьников появляются специфические реакции: страх, слезливость, напряженность, истерики, всё это может привести, к нежеланию посещать дополнительные, а порой и основные занятия. Все эти проблемы легко можно преодолевать, используя игры на занятиях по экологическому образованию младших школьников, которые формируют положительное отношение к природе, ее охране.

При разработке игр ориентировались на общие правила использования экологических игр, таких как:

1. Игра должна приносить радость.

2. К игре дети должны готовиться заранее и самостоятельно: учить слова, роли, подбирать дополнительный материал по природе.

3. Присутствие в игре сказок, стихотворений, песен – все то, что придаст необычность, праздничность.

4. В основе игры должны лежать личные наблюдения за природой.

5. В конце игры детей желательно похвалить, оценить, особенно если похвала будет от лиц природного или животного миров.  

Особенно вызвали интерес такие занятия и мероприятия с

элементами игры как «Посвящение в юннаты», «Насекомые», «В гостях у природы» и др.

Младшие школьники охотно включались в игровую деятельность, с радостью принимались за подготовку к играм. В процессе экологических игр знакомились с закономерностями природы, решали экологические задачи.

 Через игровую форму, в процессе реализации программы, младшие школьники усваивали экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы, моделировали экологически − целесообразные действия и поступки, которые формировали у них экологические чувства, экологическое отношение к себе и ко всему, что их окружает.

Литература 

  1. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Изд. «Оникс 21 век», 2001. - 54 с.
  2. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учеб. - метод. пособие/ Т. С. Иванова. - М.: ЦГЛ, 2003. - 55 c.
  3. Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России. / Под. Ред. М.В. Медведевой. – М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008. – 240с.
  4. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000, с. 37-45.

      5.  http://www.allbest.ru/referat/

      6.   http://www.referat.ru/referats/view/

Костырченко С. Н.,

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Методика организации и проведения экскурсий в природу в дополнительном образовании на занятиях в объединении «Юный эколог» как средство сохранности контингента учащихся

Жизнь человека в современном обществе постоянно меняется. В настоящее время очень трудно даже описать идеальный образ успешного и образованного гражданина XXI века. Он должен быть не только с активной жизненной позицией, но и творческий, самостоятельный, ответственный, готовый постоянно учиться, находить и применять нужную информацию. Поэтому основной задачей педагога является совершенствование методов и приёмов в обучении и воспитании учащихся, так как качество образования ориентировано на системно-деятельностный подход, предполагающий организацию образовательной среды и образовательного пространства в системе дидактических принципов на основе технологий деятельностного метода [1]. 

Система дополнительного образования так же отвечает требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию.  Но формирование коллектива учащихся в объединениях происходит добровольно по интересам, а занятия в свободное от учёбы время. Поэтому для сохранности и привлечения контингента учащихся в детском объединении, большое значение имеет умелая организация педагога по развитию творческих способностей и индивидуальности детей.

Среди активных методов обучения, заинтересовавших учащихся объединения «Юный эколог» являются экскурсии, призывающие любить, беречь и охранять природу, в которой ты живёшь и которой пользуешься. Во время проведения экскурсии дети постигают мир природы, а также получают знания об окружающих объектах и явлениях.

Экологическое воспитание и образование детей – это основная цель, которую ставит педагог на этом занятии, используя различные методы и приёмы. Например, вовремя или при подготовке к экскурсии новый материал можно преподнести в виде лекции, но интересней и познавательней будет беседа по вопросам, рассказ с пояснениями и наблюдениями, загадывание загадок, чтение стихов, прозы и т.д. Так экскурсия «Общее знакомство с цветковыми растениями» сопровождается мини-викториной о знаниях в области ботаники и экологии. Основные задачи, запланированные учащимися объединения, решаются в процессе наблюдения коллективно, формируя такое важное личностное качество, как наблюдательность. Это та черта, которая подкрепляется только практическими знаниями в природе. Например, экскурсии «Лист», «Зимние явления в жизни растений и определение возраста деревьев по их спилам и побегам», «Экологический десант», «Изучение лекарственных растений своей местности», сопровождались практическими заданиями, наблюдениями в природе, сбором природного материала и лекарственных трав, уборке мусора.

Заключительный этап охватывает всю работу вовремя и после экскурсии и включает в себя закрепление, обобщение и систематизацию знаний учащихся. На этом этапе большое значение имеет поддержка и стимулирование интереса ребёнка. На основе наблюдений и впечатлений, полученных на экскурсиях, дети, сочиняют сказки, пишут стихи, рассказы об увиденных животных или редких растениях. Из природного материала, собранного при проведении экскурсии, они создают необычайно красивые и неординарные композиции, фиториумы, флористические картины, которые вполне можно назвать произведениями искусства, а также участвуют в районных и областных выставках, конкурсах фотографий и рисунков, занимая почётные первые места.

Таким образом, экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение для подрастающего поколения юных экологов. А задача педагога - донести до умов и сердец учащихся, что от состояния окружающей среды зависит состояние человека и его моральные ценности такие как, сердечность, доброта, сопереживание, забота и бережное отношение к объектам природы, к труду человека.

Литература

1.  Ильина А.Б. Системно-деятельностный подход как ресурс повышения качества образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe obobshchenie/library/2015/03/25/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-novye

2. Соколова Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 812-820. — URL https://moluch.ru/archive/110/27077.

Удовина М.С. 

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных

натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области

Сохранность контингента детского объединения посредством использования на занятиях проектно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

Сложившаяся на сегодняшний день в России система дополнительного образования детей способна отвечать требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию. Прежде всего – это обусловлено отличительными чертами системы дополнительного образования детей, а именно: создание условий для свободного выбора каждым обучающимся образовательной области, направления и вида деятельности, профиля дополнительной программы и времени ее освоения, педагога; многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; признание за воспитанником права на пробы и ошибки в выборе, на пересмотр возможностей в самоопределении; применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Казалось бы, ребёнок выбрал для себя образовательную область, определился с объединением, которое он будет посещать. Твори, учись, достигай непостижного, добивайся успеха в коллективе и обществе. Но не тут-то было, зачастую к середине года часть воспитанников либо покидает детское объединение, либо у них пропадает интерес к посещению объединения, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе, ограничение ребенка в самореализации. Поэтому важной проблемой для меня и для каждого педагога дополнительного образования на Станции юных натуралистов является сохранность контингента детского объединения.

На своих занятиях в объединении «Мир вокруг нас», естественнонаучной направленности, я стараюсь создать доброжелательную и комфортную атмосферу, в которой каждый воспитанник мог бы ощутить себя необходимым и значимым элементов для объединения. Ребенок должен чувствовать себя в коллективе неотъемлемой цепочкой в совместной деятельности, действовать девизу: «Кто? Если не я! И как же без меня?»  Обязательно создаю «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться и реализовываться в среде сверстников. Воспитанник должен свободно, не боясь высказывать и отстаивать свое мнение, даже если в последствии он придет к ошибочному ответу, но он все же достиг этого сам. Как говорится: «Каждый учится на своих ошибках».

В дополнительном образовании существует множество несложных педагогических приемов, применение которых способствует формированию сплоченного, дружного, а значит и крепкого, стабильного детского коллектива. Но в своей образовательной деятельности для сохранности контингента в объединении «Мир вокруг нас» я использую и отдаю преимущество проектно-исследовательской деятельности, она обеспечивает формирование интеллектуальной активности, собственной значимости, мотивации к познаниям, статусному моделированию.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в дополнительном образовании детей – это деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация проектно-исследовательской деятельности в объединении школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания и учит их применять па практике.

Сколько радости испытывает воспитанник, когда он находится в поиске решений вместе с педагогом наставником! Что может быть интереснее для самого педагога, чем следить за работой мысли обучающихся, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать юным дарованиям насладиться радостью своего удивительного открытия.

Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики, а также не первый год работы на Станции юных натуралистов, для того чтобы сохранить контингент в объединении «Мир вокруг нас» посредством использования проектно-исследовательской деятельности, я могу с уверенность отметить, что именно эта деятельность воспитанников в наибольшей степени развивает способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует личностный потенциал. Приобщение детей к проектно-исследовательской деятельности является на сегодняшний день одной из приоритетных целей образовательно-воспитательного процесса в дополнительном образовании на занятиях в объединении «Мир вокруг нас».

Все воспитанники от мала до велика активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие в тех видах учебной деятельности, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий. Опыт организации ученических проектно-исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более эффективны. Они продуктивно влияют на ум и душу каждого воспитанника в объединении.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого обучающегося к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские методы обучения. Мною активно используются: метод проектов, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяем анализу справочных и литературных источников. Мы вместе с воспитанниками ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

На своих занятиях в объединении стараюсь каждого воспитанника с первых минут включить их в проектно-исследовательскую деятельность. Вместе с тем рассчитывать на полную самостоятельность детей особенно младшего возраста преждевременно – они ещё не способны проявлять свою самостоятельность в силу своих возрастных особенностей, поэтому здесь моя роль, как педагога очень велика, хотя необходимо строить работу над проектно-исследовательской работой таким образом, чтобы дети выполняли её максимально самостоятельно. Дети младшего школьного возраста уже по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной проектной или исследовательской работе.

В самом начале работы с воспитанниками в объединении, чтобы заинтересовать и не нагружать большим объемом детей, что бы в дальнейшем не был потерян интерес к посещению занятий, выполняем краткосрочные проекты, так как воспитанники только, что начавшие свою деятельность в объединении, увлёкшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого результата.

Маленькие исследователи-проектировщики проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, особенно если проекты создаются по проблемам, волнующим их самих и предложенных самостоятельно.

Проектная деятельность всегда предполагает решение какой–либо проблемы и предусматривает, с одной стороны использование разнообразных методов, с другой – умение применять знания из различных областей науки.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками, я рассматриваю организацию учебных исследований с воспитанниками, как особое направление в совместной работе. Что же даёт организация проектно-исследовательской работы?

-Повышается уровень знаний воспитанников, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений.

-Изменяется уровень сформированности мыслительной деятельности детей.

-Ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе.

При правильной организации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся самостоятельно решают поставленные перед собою задачи, овладевают научным стилем речи. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, юные исследователи и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее воспринимать полученные данные.

Для сохранности контингента в своем объединении мотивирую воспитанников к работе над проектно-исследовательской деятельностью, формирую интерес к данной программе, что в последствии в старшем звене является значимостью для будущего профессионального выбора.

Огромное и немаловажное значение имеет способность педагога создать такой микроклимат в детском коллективе, чтобы не возникало ни малейшего желания покинуть объединение. Сущность взаимоотношений педагога и воспитанников на занятиях в объединении в процессе работы над творческим проектом выявляется и через профессиональную позицию наставника. В данном случае эта позиция – не учить, а помогать учиться, делая опору на его инициативу, потребность в общении, деятельности, обеспечивая тем самым продвижение воспитанника по «лестнице успеха».

Результатом сохранности контингента можно судить об участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, посвященных проектно-исследовательской деятельности. С каждым годом в объединении увеличивается не только количество участников конкурсных мероприятий, но и количество победителей и призеров. Также проанализировав состав обучающихся посещающих объединение за последние годы, можно сделать вывод, что контингент на протяжении всех лет обучения в объединении сохраняется.

Литература

1.Колмогоров А.В. По дороге к творчеству // Дополнительное образование. 2014. №8. С.21-23.

2.Мотивация учащихся как один из факторов, влияющих на сохранность контингента в учреждениях дополнительного образования: методический сборник регионального семинара 20 апреля 2016 г. / составители Иванова М.Н., Паранина Ю.А., Батыршина С.И. – Набережные Челны, 2016 – 94 с.

3.Сохранение контингента обучающихся. Проблемы и пути решения. Тихонович О.В. http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe iskusstvo/library/2015/03/10/sokhranenie-kontingenta-obuchayushchikhsya-v-dmsh-i 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Рекомендации педагогу дополнительного образования по сохранности контингента учащихся творческого объединения

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, соста...

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС

Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

«Рекомендации педагогу дополнительного образования по сохранности контингента учащихся творческого объединения»

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, соста...