МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
методическая разработка по теме
В статье представлены модель и функции профессиональной деятельности тренера по вольной борьбе и моделирование учебного процесса в высшей школе. Среди видов работ, применяемых в практике подготовки специалиста в высшей школе и обеспечивающих развитие субъективной позиции студента, используют подготовку концептуальных сообщений, выполнение информационно-аналитических справок и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_professionalnoy_deyatelnosti.odt | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕНЕРА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
В статье представлены модель и функции профессиональной деятельности тренера по вольной борьбе и моделирование учебного процесса в высшей школе. Среди видов работ, применяемых в практике подготовки специалиста в высшей школе и обеспечивающих развитие субъективной позиции студента, используют подготовку концептуальных сообщений, выполнение информационно-аналитических справок и др.
Введение
Рассматривая профессиональную деятельность тренера по борьбе [1], необходимо выделить следующие блоки: организаторский, учебный (образовательный), методический, пропагандистский, оздоровительный и общественно-политический.
К блоку организаторской деятельности тренера относится решение многих вопросов: от финансирования учебно-тренировочной деятельности вплоть до строительства залов, загородных баз, материально-технического обеспечения. Важны также создание системы спортивных школ, системы общего и специального образования (школа - колледж - вуз -магистратура - аспирантура - докторантура), организация соревнований (в том числе международных). Все это способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения задач подготовки высококвалифицированных борцов.
Блок учебной деятельности тренера включает в себя подготовку спортсменов-разрядников, тренеров-общественников и судей по видам борьбы.
Блок методической работы тренера направлен на развитие моральной, интеллектуальной, эстетической, волевой, технической, стратегическо-тактической подготовки борцов.
Блок пропагандистской деятельности тренера связан с организацией и проведением соревнований, показательных выступлений, а также организацией и проведением прессконференций в СМИ.
Блок оздоровительной деятельности тренера направлен на укрепление здоровья, формирование телосложения, совершенствование кондиционных качеств воспитанников (выносливости, гибкости, мощности и т. д.).
Блок общественно-политической деятельности тренера - это участие в работе региональных федераций и общественных организаций, выполнение отдельных поручений руководства федерации.
Все эти блоки, образуя модель профессиональной деятельности тренера, составляют основу содержания учебных дисциплин и учебных программ для подготовки и переподготовки тренерских кадров.
Результаты исследования и их обсуждение
При создании модели тренера была выделена 21 функция, составляющая его работу.
Функции тренера
Очень важные:
- управление технико-тактической подготовкой;
- повышение личного профессионального и культурного уровня;
- организация воспитательной работы в коллективе;
- планирование процесса подготовки борцов;
- управление волевой подготовкой борцов;
- контроль за спортивной деятельностью и состоянием тренированности спортсменов;
- управление физической подготовкой борцов;
- управление соревновательной деятельностью борцов;
- управление работой коммерческой группы.
Важные:
- проведение спортивного отбора;
- повышение и восстановление работоспособности спортсменов;
- управление теоретической подготовкой борцов;
- организация учебно-тренировочных сборов;
- решение организационных вопросов;
- оказание первой медицинской помощи;
- организация соревнований;
- контроль за повышением общеобразовательного уровня воспитанников;
- фиксирование спортивных достижений борцов;
- участие в научно-методической работе.
Менее важные:
- организация судейства соревнований;
- подготовка тренеров-общественников и судей.
Функции профессиональной деятельности тренера по спортивной борьбе (по Г. С. Туманяну, 2006)
1. Управление технико-тактической подготовкой. Технико-тактическая подготовка спортсменов осуществляется на протяжении многолетних тренировок. В течение всего времени тренер последовательно составляет индивидуальные программы (или программы для групп обучающихся), используя единицы техники, стратегии и тактики, процесс разучивания и совершенствования мастерства ведения схватки [2], [3]. С этой целью применяются следующие методы:
- стенографирование, или знаковая запись, тренировочных и соревновательных поединков с последующим расчетом различных критериев, характеризующих конкретные стороны технико -тактического мастерства;
- контроль за качеством выполнения атакующих, контратакующих и защитных действий;
- измерение и оценка различных временных, пространственных, силовых и ритмических характеристик отдельных технико-тактических действий и их комбинаций.
2. Повышение личного профессионального и культурного уровня. Данная функция тренерской деятельности тесно связана с определением таких понятий, как «образованность», «культурный уровень», «самообразование», «самовоспитание», «развитие», «саморазвитие» и др.
Постоянно занимаясь самообразованием, накапливая знания, тренер постепенно начинает осознавать себя в новом качестве - не только как тренер-практик, но и как тренер-новатор, тренер-экспериментатор, что позволяет разнообразить тренировки, повысить интерес учеников к занятиям.
3. Организация воспитательной работы в коллективе. Она заключается в том, чтобы решать воспитательные задачи моральной, интеллектуальной и эстетической подготовки спортсменов. Эта функция тренерской деятельности считается одной из самых трудных, так как нацелена на формирование у воспитанников мировоззрения, любознательности, трудолюбия, патриотизма, интернационализма, чувства товарищества, гражданской ответственности.
4. Планирование процесса подготовки борцов. На основе прогноза планирование разрабатывают для четырехгодичного, годового, макро-, мезо- и микроциклов. Наиболее важен план тренировочного года. Его разработка связана с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий, многих сопутствующих факторов и условий спортивной деятельности [4].
Основным моментом при составлении годичного плана тренировки является точный расчет достижения наилучшей тренированности спортсмена (например, к главным соревнованиям года).
5. Управление волевой подготовкой борцов. Волевую подготовленность борца можно определить как идеологическую надстройку его технико-тактической и физической подготовленности. Поэтому в процессе многолетней тренировки, вслед за ростом физических возможностей, уровня владения техникой, тактикой, существенно возрастает и уровень развития волевых качеств борца [5]. Важнейшим направлением в развитии волевой подготовки является воспитание у спортсмена уверенности в успехе, победе, доверия к тренеру, веры в тренировочные программы.
6. Контроль за спортивной деятельностью и состоянием тренированности спортсменов. Результаты контроля позволяют сопоставить запланированные и фактические нагрузки (их величину, направленность, динамику), а также состояние тренированности борцов. Исходя из полученных данных, тренер вносит коррективы в тренировочные программы и отдельные задания [1].
7. Управление физической подготовкой борцов. Данная функция деятельности тренера требует от него глубоких знаний в области медико-биологических основ борьбы. Так как тренеру приходится заниматься укреплением здоровья спортсменов, формируя их телосложение и совершенствуя кондиционные компоненты спортивного мастерства (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость и др.), то ему необходимо разбираться во многих вопросах, связанных со спортивной медициной, иметь представление о динамике различных заболеваний, возможных заболеваниях, причинах травм и многом другом [7].
8. Управление соревновательной деятельностью борцов. Оно заключается в том, чтобы оказывать помощь спортсменам в предсоревновательный период и в процессе проведения соревнований [5]. Главная забота тренера - осуществлять контроль за состоянием тренированности спортсмена, его весовым режимом, сном, питанием, разрабатывать вопросы стратегии и тактики спортсмена в процессе проведения соревнований, следить за восстановлением работоспособности спортсмена, заботиться об организации и проведении тренировочных занятий, оказывать помощь в разработке тактических планов на каждую схватку, помогать разминаться, настраивать на поединок, следить за его ходом, анализировать результаты, просматривать поединки соперников, анализировать особенности работы судей и др.
9. Управление работой коммерческой группы. С развитием новых условий рыночной экономики снизилось финансирование подготовки спортсменов, поэтому тренеры вынуждены создавать коммерческие структуры и привлекать спонсоров для проведения учебно-тренировочных сборов, осуществления поездок на соревнования, проведения самих соревнований, а также для оплаты работы тренеров.
10. Проведение спортивного отбора. При правильном проведении отбора повышается вероятность привлечения одаренных и воспитания выдающихся спортсменов. Данная функция тренерской деятельности делится на три взаимообусловленные, но тоже относительно самостоятельные части:
1) определение спортивной ориентации детей, или начальный отбор;
2) отбор кандидатов в сборные команды;
3) комплектование сборных команд. Тренер, занимаясь отбором участников и комплектованием команд, учитывает задатки и способности отбираемых, мотивированность, или желание заниматься данным видом спортивной борьбы, и т. д.
11. Повышение и восстановление работоспособности спортсменов. При этом весьма полезны психорегулирующие, механические, температурные, электрические, медикаментозные и другие процедуры, восстанавливающие и повышающие работоспособность. Тренер обязан знать и уметь применять тонизирующие средства, которые способствуют более эффективному совершенствованию аэробных и анаэробных процессов энергетического обеспечения и в большей мере помогают восстанавливать работоспособность после тренировочных занятий с различной направленностью.
12. Управление теоретической подготовкой борцов. Теоретически грамотный спортсмен становится единомышленником тренера, что обусловливает достижение высоких целей тренировки. Тренер должен всячески поддерживать и развивать любознательность своих учеников, подбирать специальную литературу, вести беседы на практических занятиях и периодически проводить специальные теоретические занятия.
13. Организация учебно-тренировочных сборов. Периодически перед ответственными соревнованиями тренеру приходится организовывать и проводить учебно-тренировочные сборы. Участниками таких сборов обычно являются кандидаты в сборную команду, тренируемые по единой программе с учетом групповых и индивидуальных особенностей. К концу учебно-тренировочных сборов окончательно комплектуется состав сборной команды для участия в предстоящих соревнованиях.
14. Решение организационных вопросов. В перечень обязанностей тренера входят: решение вопросов целевого материально-технического снабжения; научного обеспечения; организация работы постоянно действующего семинара для тренеров и т. д. В процессе многолетней подготовки воспитанников возникает необходимость их трудоустройства, получения высшего образования и т. д.
15. Оказание первой помощи. Занятия спортивной борьбой приводят порой к отклонениям от нормы в состоянии здоровья: к шоковому состоянию при перегрузках, отключению сознания при удушающих приемах, судорогам отдельных мышечных групп, кровотечению, к получению различных травм (ушибов, вывихов, сотрясений и др.). Тренер должен уметь оказать первую помощь в непредвиденных ситуациях.
16. Организация соревнований. Соревнования являются мощным воспитательным мероприятием. Они подводят итоги учебно-тренировочного процесса, служат его продолжением. Тренеры предусматривают все нюансы, необходимые для проведения соревнований.
17. Контроль за повышением общеобразовательного уровня воспитанников. Одна из основных обязанностей тренера - осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий, который существенно влияет на воспитание спортсменов, повышает их общеобразовательный уровень, содействует улучшению всей спортивной деятельности.
18. Фиксирование спортивных достижений борцов. Учёт и оценка спортивных достижений дисциплинируют труд тренера и позволяют в любой момент принять правильное решение. Данные многолетних наблюдений за спортивными достижениями борца периодически заносятся в спортивный паспорт.
19. Участие в научно-методической работе. Тренер-профессионал принимает посильное участие в научно-методической работе и периодически проходит курсы повышения квалификации, занимается исследовательской работой, пишет статьи, методические и учебные пособия и т. д.
20. Организация судейства соревнований. Многие тренеры совмещают тренерскую работу с работой судьи соревнований. Такое совмещение способствует повышению профессионального уровня тренера, позволяет быть причастным к изменениям в правилах соревнований.
21. Подготовка тренеров-общественников и судей. Эта работа проводится с общественниками в ходе учебных занятий, а также на специально организуемых семинарах. Данная функция в профессиональной деятельности тренера отнесена к менее важным, однако в связи с ориентацией физкультурного движения на массовость, особенно среди детей школьного возраста, она становится весьма значимой.
При рассмотрении вопроса профессиональной подготовки тренеров представляет интерес суждение Е. А. Башаркиной [8], которая предлагает в системе подготовки современного специалиста уделить значимое внимание знание-деятельностному моделированию учебного процесса, чтобы реализация универсальной модели образования была направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений и навыков, сколько на развитие у них способностей получения этих знаний, их поиска и осмысления, применения в изменяющихся условиях. Педагог должен стать помощником в самостоятельном, активном освоении обучающимся нового содержания образования, предложить ему разноплановые виды и формы работы, активизирующие его деятельностную позицию в учебном процессе. Среди видов работ, применяемых в практике подготовки специалиста в высшей школе и обеспечивающих развитие субъективной позиции студента, используют подготовку концептуальных сообщений, выполнение информационно-аналитических справок.
Концептуальное сообщение - вид самостоятельной работы, представляющий собой сообщение в устной или письменной форме, основанное на раскрытии значимой, вызывающей профессиональный интерес идей или свода идей. Работа с материалом ведется в заданном направлении - раскрытие ключевой сути идеи, изложение, осмысление и анализ которой выступает основной исследовательской задачей будущего специалиста. Концептуальное сообщение позволяет осуществить комплексную проверку знаний, потому что знание в рамках одной темы не позволяет выполнить задание; только посредством аналитической работы по ряду смежных тем и разделов обеспечивается получение значимого результата, а также демонстрируется оптимальность индивидуального решения исследуемой проблемы в соответствии с ведущей проблематикой выбранной специальности.
Подготовка концептуального сообщения представляет собой творчески поисковую и одновременно преобразующую деятельность. Студент имеет возможность получения потенциально новых данных для исследуемой предметной области знания - новой информации, модели, обобщения, интерпретации, проекта, организационного плана и др.
Информационно-аналитическая справка - вид самостоятельной работы будущего специалиста по изучению и анализу учебного материала. Информационно-аналитическая справка состоит из двух частей.
Первая, информационная, часть включает в себя научный материал, содержащиеся в учебной литературе научные точки зрения на обозначенную проблему, констатацию нормативно -правовых, законодательных и других факторов, изложение теоретических идей, концепций, парадигм, моделей и т. д., описание практических примеров. В информационной части справки выделяются основные педагогические понятия и категории. сущностные характеристики которых раскрываются в тексте справки без перехода на какие-либо другие, не соответствующие теме термины. Терминология изучаемой проблемы имеет четкую трактовку, согласованную с основной учебной литературой, словарями, энциклопедиями. Излагаемый материал рассматривается с учетом современных трактовок, раскрываемых в нормативных актах, осмысления новых точек зрения, излагаемых в периодической педагогической печати.
Вторая, аналитическая, часть представляет собственную точку зрения студента на излагаемую проблему, анализ ее состояния, путей решения с учетом личностного опыта, профессионального взгляда на проблему. При написании аналитической части он раскрывает суть проблемы, описывая видимые в ней противоречия, способы их решения, т. е. осмысливает, анализирует и профессионально оценивает учебную проблему.
Выводы
1. Модель специалиста - это обобщённый образ человека, представляющий собой совокупность его должностных обязанностей, общественных, профессиональных, деловых качеств и социально-психологических особенностей. Модель специалиста может включать в себя набор таких качеств человека, как тип сенсорной организации, задатки, темперамент, интеллект, интересы, потребности, знания, убеждения, уровень культуры, мировоззрение и др. Такая характеристика специалиста требует кропотливого изучения мнений многочисленных экспертов. Процедура разработки модели не ограничивается определением подобного набора качеств.
2. При создании модели тренера необходимо получить, в частности:
- усреднённые показатели нравственных и волевых качеств спортсмена;
- представление о профессиональных качествах, т. е. о спортивном мастерстве, педагогической зрелости;
- представление об особенностях взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, администрацией, спортивными судьями и другими лицами, вовлечёнными в сферу спортивной деятельности, и др.
3. Самостоятельный выбор и работа с профессионально значимой информацией определяет формирование умений воспринимать учебную информацию, понимать и применять ее, анализировать и синтезировать полученные знания, оценивать их, т. е. обеспечивает деятельностное участие будущего тренера в учебном процессе.
Литература
1. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. С. Туманян. - М. : изд. центр «Академия», 2006. - С. 53-61.
2. Алиханов, И. И. Техника спортивной борьбы / И. И. Алиханов. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 216 с.
3. Ленц, А. Н. Тактика в спортивной борьбе / А. Н. Ленц. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 152 с.
4. Медведь, А. В. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы / А. В. Медведь, Е. И. Кочурко. - Минск : Полымя, 1985. - 144 с.
5. Спортивная борьба : учеб. для ИФК / А. П. Купцов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Купцова. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 424 с.
6. Спортивная борьба : учеб. для ИФК / Н. М. Галковский, А. З. Катулин ; под общ. ред. Н. М. Галковского. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 583 с.
7. Туманян, Г. С. Спортивная борьба. Кинезиология и психология : учеб. пособие / Г. С. Туманян. -М. : Советский спорт, 1998. - 279 с.
8. Башаркина, Е. А. Знание-деятельностное моделирование учебного процесса в высшей школе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. государств-участников СНГ по проблемам физ. культуры и спорта, 27-28 мая 2010 г. : в 3 ч. / Е. А. Башаркина / БГУФК ; под ред.: М. Е. Кобринского [и др.]. - Минск, 2010. -Ч. 1. - С. 318-322.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе
Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...
Образовательная программа для групп начальной подготовки "Вольная борьба"
В представленной программ представлена модель построения системы тренировки для групп начальной подготовки, учебный план, примерные планы...
Конспект занятий по вольной борьбе на тему "Перевод нырком захватом руку и туловища с подножкой "
Конспект занятий по вольной борьбе...
конспект занятий по вольной борьбе на тему "Перевороты забеганием"
конспект занятий по вольной борьбе на тему "Перевороты забеганием"...
Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича
Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича...
Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»
Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»...