МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
методическая разработка по теме

В статье представлены модель и функции профессиональной деятельности тренера по вольной борьбе и моделирование учебного процесса в высшей школе. Среди видов работ, применяемых в практике подготовки специалиста в высшей школе и обеспечивающих развитие субъективной позиции студента, используют подготовку концептуальных сообщений, выполнение информационно-аналитических справок и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_professionalnoy_deyatelnosti.odt21.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ТРЕНЕРА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

В статье представлены модель и функции профессиональной деятельности тренера по вольной борьбе и моделирование учебного процесса в высшей школе. Среди видов работ, применяемых в практике подготовки специалиста в высшей школе и обеспечивающих развитие субъективной позиции студента, используют подготовку концептуальных сообщений, выполнение информационно-аналитических справок и др.

Введение

Рассматривая профессиональную деятельность тренера по борьбе [1], необходимо выделить следующие блоки: организаторский, учебный (образовательный), методический, пропагандистский, оздоровительный и общественно-политический.

К блоку организаторской деятельности тренера относится решение многих вопросов: от финансирования учебно-тренировочной деятельности вплоть до строительства залов, загородных баз, материально-технического обеспечения. Важны также создание системы спортивных школ, системы общего и специального образования (школа - колледж - вуз -магистратура - аспирантура - докторантура), организация соревнований (в том числе международных). Все это способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения задач подготовки высококвалифицированных борцов.

Блок учебной деятельности тренера включает в себя подготовку спортсменов-разрядников, тренеров-общественников и судей по видам борьбы.

Блок методической работы тренера направлен на развитие моральной, интеллектуальной, эстетической, волевой, технической, стратегическо-тактической подготовки борцов.

Блок пропагандистской деятельности тренера связан с организацией и проведением соревнований, показательных выступлений, а также организацией и проведением прессконференций в СМИ.

Блок оздоровительной деятельности тренера направлен на укрепление здоровья, формирование телосложения, совершенствование кондиционных качеств воспитанников (выносливости, гибкости, мощности и т. д.).

Блок общественно-политической деятельности тренера - это участие в работе региональных федераций и общественных организаций, выполнение отдельных поручений руководства федерации.

Все эти блоки, образуя модель профессиональной деятельности тренера, составляют основу содержания учебных дисциплин и учебных программ для подготовки и переподготовки тренерских кадров.

Результаты исследования и их обсуждение

При создании модели тренера была выделена 21 функция, составляющая его работу.

Функции тренера

Очень важные:

- управление технико-тактической подготовкой;

- повышение личного профессионального и культурного уровня;

- организация воспитательной работы в коллективе;

- планирование процесса подготовки борцов;

- управление волевой подготовкой борцов;

- контроль за спортивной деятельностью и состоянием тренированности спортсменов;

- управление физической подготовкой борцов;

- управление соревновательной деятельностью борцов;

- управление работой коммерческой группы.

Важные:

- проведение спортивного отбора;

- повышение и восстановление работоспособности спортсменов;

- управление теоретической подготовкой борцов;

- организация учебно-тренировочных сборов;

- решение организационных вопросов;

- оказание первой медицинской помощи;

- организация соревнований;

- контроль за повышением общеобразовательного уровня воспитанников;

- фиксирование спортивных достижений борцов;

- участие в научно-методической работе.

Менее важные:

- организация судейства соревнований;

- подготовка тренеров-общественников и судей.

Функции профессиональной деятельности тренера по спортивной борьбе (по Г. С. Туманяну, 2006)

1. Управление технико-тактической подготовкой. Технико-тактическая подготовка спортсменов осуществляется на протяжении многолетних тренировок. В течение всего времени тренер последовательно составляет индивидуальные программы (или программы для групп обучающихся), используя единицы техники, стратегии и тактики, процесс разучивания и совершенствования мастерства ведения схватки [2], [3]. С этой целью применяются следующие методы:

- стенографирование, или знаковая запись, тренировочных и соревновательных поединков с последующим расчетом различных критериев, характеризующих конкретные стороны технико -тактического мастерства;

- контроль за качеством выполнения атакующих, контратакующих и защитных действий;

- измерение и оценка различных временных, пространственных, силовых и ритмических характеристик отдельных технико-тактических действий и их комбинаций.

2. Повышение личного профессионального и культурного уровня. Данная функция тренерской деятельности тесно связана с определением таких понятий, как «образованность», «культурный уровень», «самообразование», «самовоспитание», «развитие», «саморазвитие» и др.

Постоянно занимаясь самообразованием, накапливая знания, тренер постепенно начинает осознавать себя в новом качестве - не только как тренер-практик, но и как тренер-новатор, тренер-экспериментатор, что позволяет разнообразить тренировки, повысить интерес учеников к занятиям.

3. Организация воспитательной работы в коллективе. Она заключается в том, чтобы решать воспитательные задачи моральной, интеллектуальной и эстетической подготовки спортсменов. Эта функция тренерской деятельности считается одной из самых трудных, так как нацелена на формирование у воспитанников мировоззрения, любознательности, трудолюбия, патриотизма, интернационализма, чувства товарищества, гражданской ответственности.

4. Планирование процесса подготовки борцов. На основе прогноза планирование разрабатывают для четырехгодичного, годового, макро-, мезо- и микроциклов. Наиболее важен план тренировочного года. Его разработка связана с учетом календаря спортивно-массовых мероприятий, многих сопутствующих факторов и условий спортивной деятельности [4].

Основным моментом при составлении годичного плана тренировки является точный расчет достижения наилучшей тренированности спортсмена (например, к главным соревнованиям года).

5. Управление волевой подготовкой борцов. Волевую подготовленность борца можно определить как идеологическую надстройку его технико-тактической и физической подготовленности. Поэтому в процессе многолетней тренировки, вслед за ростом физических возможностей, уровня владения техникой, тактикой, существенно возрастает и уровень развития волевых качеств борца [5]. Важнейшим направлением в развитии волевой подготовки является воспитание у спортсмена уверенности в успехе, победе, доверия к тренеру, веры в тренировочные программы.

6. Контроль за спортивной деятельностью и состоянием тренированности спортсменов. Результаты контроля позволяют сопоставить запланированные и фактические нагрузки (их величину, направленность, динамику), а также состояние тренированности борцов. Исходя из полученных данных, тренер вносит коррективы в тренировочные программы и отдельные задания [1].

7. Управление физической подготовкой борцов. Данная функция деятельности тренера требует от него глубоких знаний в области медико-биологических основ борьбы. Так как тренеру приходится заниматься укреплением здоровья спортсменов, формируя их телосложение и совершенствуя кондиционные компоненты спортивного мастерства (скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость и др.), то ему необходимо разбираться во многих вопросах, связанных со спортивной медициной, иметь представление о динамике различных заболеваний, возможных заболеваниях, причинах травм и многом другом [7].

8. Управление соревновательной деятельностью борцов. Оно заключается в том, чтобы оказывать помощь спортсменам в предсоревновательный период и в процессе проведения соревнований [5]. Главная забота тренера - осуществлять контроль за состоянием тренированности спортсмена, его весовым режимом, сном, питанием, разрабатывать вопросы стратегии и тактики спортсмена в процессе проведения соревнований, следить за восстановлением работоспособности спортсмена, заботиться об организации и проведении тренировочных занятий, оказывать помощь в разработке тактических планов на каждую схватку, помогать разминаться, настраивать на поединок, следить за его ходом, анализировать результаты, просматривать поединки соперников, анализировать особенности работы судей и др.

9. Управление работой коммерческой группы. С развитием новых условий рыночной экономики снизилось финансирование подготовки спортсменов, поэтому тренеры вынуждены создавать коммерческие структуры и привлекать спонсоров для проведения учебно-тренировочных сборов, осуществления поездок на соревнования, проведения самих соревнований, а также для оплаты работы тренеров.

10. Проведение спортивного отбора. При правильном проведении отбора повышается вероятность привлечения одаренных и воспитания выдающихся спортсменов. Данная функция тренерской деятельности делится на три взаимообусловленные, но тоже относительно самостоятельные части:

1) определение спортивной ориентации детей, или начальный отбор;

2) отбор кандидатов в сборные команды;

3) комплектование сборных команд. Тренер, занимаясь отбором участников и комплектованием команд, учитывает задатки и способности отбираемых, мотивированность, или желание заниматься данным видом спортивной борьбы, и т. д.

11. Повышение и восстановление работоспособности спортсменов. При этом весьма полезны психорегулирующие, механические, температурные, электрические, медикаментозные и другие процедуры, восстанавливающие и повышающие работоспособность. Тренер обязан знать и уметь применять тонизирующие средства, которые способствуют более эффективному совершенствованию аэробных и анаэробных процессов энергетического обеспечения и в большей мере помогают восстанавливать работоспособность после тренировочных занятий с различной направленностью.

12. Управление теоретической подготовкой борцов. Теоретически грамотный спортсмен становится единомышленником тренера, что обусловливает достижение высоких целей тренировки. Тренер должен всячески поддерживать и развивать любознательность своих учеников, подбирать специальную литературу, вести беседы на практических занятиях и периодически проводить специальные теоретические занятия.

13. Организация учебно-тренировочных сборов. Периодически перед ответственными соревнованиями тренеру приходится организовывать и проводить учебно-тренировочные сборы. Участниками таких сборов обычно являются кандидаты в сборную команду, тренируемые по единой программе с учетом групповых и индивидуальных особенностей. К концу учебно-тренировочных сборов окончательно комплектуется состав сборной команды для участия в предстоящих соревнованиях.

14. Решение организационных вопросов. В перечень обязанностей тренера входят: решение вопросов целевого материально-технического снабжения; научного обеспечения; организация работы постоянно действующего семинара для тренеров и т. д. В процессе многолетней подготовки воспитанников возникает необходимость их трудоустройства, получения высшего образования и т. д.

15. Оказание первой помощи. Занятия спортивной борьбой приводят порой к отклонениям от нормы в состоянии здоровья: к шоковому состоянию при перегрузках, отключению сознания при удушающих приемах, судорогам отдельных мышечных групп, кровотечению, к получению различных травм (ушибов, вывихов, сотрясений и др.). Тренер должен уметь оказать первую помощь в непредвиденных ситуациях.

16. Организация соревнований. Соревнования являются мощным воспитательным мероприятием. Они подводят итоги учебно-тренировочного процесса, служат его продолжением. Тренеры предусматривают все нюансы, необходимые для проведения соревнований.

17. Контроль за повышением общеобразовательного уровня воспитанников. Одна из основных обязанностей тренера - осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий, который существенно влияет на воспитание спортсменов, повышает их общеобразовательный уровень, содействует улучшению всей спортивной деятельности.

18. Фиксирование спортивных достижений борцов. Учёт и оценка спортивных достижений дисциплинируют труд тренера и позволяют в любой момент принять правильное решение. Данные многолетних наблюдений за спортивными достижениями борца периодически заносятся в спортивный паспорт.

19. Участие в научно-методической работе. Тренер-профессионал принимает посильное участие в научно-методической работе и периодически проходит курсы повышения квалификации, занимается исследовательской работой, пишет статьи, методические и учебные пособия и т. д.

20. Организация судейства соревнований. Многие тренеры совмещают тренерскую работу с работой судьи соревнований. Такое совмещение способствует повышению профессионального уровня тренера, позволяет быть причастным к изменениям в правилах соревнований.

21. Подготовка тренеров-общественников и судей. Эта работа проводится с общественниками в ходе учебных занятий, а также на специально организуемых семинарах. Данная функция в профессиональной деятельности тренера отнесена к менее важным, однако в связи с ориентацией физкультурного движения на массовость, особенно среди детей школьного возраста, она становится весьма значимой.

При рассмотрении вопроса профессиональной подготовки тренеров представляет интерес суждение Е. А. Башаркиной [8], которая предлагает в системе подготовки современного специалиста уделить значимое внимание знание-деятельностному моделированию учебного процесса, чтобы реализация универсальной модели образования была направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений и навыков, сколько на развитие у них способностей получения этих знаний, их поиска и осмысления, применения в изменяющихся условиях. Педагог должен стать помощником в самостоятельном, активном освоении обучающимся нового содержания образования, предложить ему разноплановые виды и формы работы, активизирующие его деятельностную позицию в учебном процессе. Среди видов работ, применяемых в практике подготовки специалиста в высшей школе и обеспечивающих развитие субъективной позиции студента, используют подготовку концептуальных сообщений, выполнение информационно-аналитических справок.

Концептуальное сообщение - вид самостоятельной работы, представляющий собой сообщение в устной или письменной форме, основанное на раскрытии значимой, вызывающей профессиональный интерес идей или свода идей. Работа с материалом ведется в заданном направлении - раскрытие ключевой сути идеи, изложение, осмысление и анализ которой выступает основной исследовательской задачей будущего специалиста. Концептуальное сообщение позволяет осуществить комплексную проверку знаний, потому что знание в рамках одной темы не позволяет выполнить задание; только посредством аналитической работы по ряду смежных тем и разделов обеспечивается получение значимого результата, а также демонстрируется оптимальность индивидуального решения исследуемой проблемы в соответствии с ведущей проблематикой выбранной специальности.

Подготовка концептуального сообщения представляет собой творчески поисковую и одновременно преобразующую деятельность. Студент имеет возможность получения потенциально новых данных для исследуемой предметной области знания - новой информации, модели, обобщения, интерпретации, проекта, организационного плана и др.

Информационно-аналитическая справка - вид самостоятельной работы будущего специалиста по изучению и анализу учебного материала. Информационно-аналитическая справка состоит из двух частей.

Первая, информационная, часть включает в себя научный материал, содержащиеся в учебной литературе научные точки зрения на обозначенную проблему, констатацию нормативно -правовых, законодательных и других факторов, изложение теоретических идей, концепций, парадигм, моделей и т. д., описание практических примеров. В информационной части справки выделяются основные педагогические понятия и категории. сущностные характеристики которых раскрываются в тексте справки без перехода на какие-либо другие, не соответствующие теме термины. Терминология изучаемой проблемы имеет четкую трактовку, согласованную с основной учебной литературой, словарями, энциклопедиями. Излагаемый материал рассматривается с учетом современных трактовок, раскрываемых в нормативных актах, осмысления новых точек зрения, излагаемых в периодической педагогической печати.

Вторая, аналитическая, часть представляет собственную точку зрения студента на излагаемую проблему, анализ ее состояния, путей решения с учетом личностного опыта, профессионального взгляда на проблему. При написании аналитической части он раскрывает суть проблемы, описывая видимые в ней противоречия, способы их решения, т. е. осмысливает, анализирует и профессионально оценивает учебную проблему.

Выводы

1. Модель специалиста - это обобщённый образ человека, представляющий собой совокупность его должностных обязанностей, общественных, профессиональных, деловых качеств и социально-психологических особенностей. Модель специалиста может включать в себя набор таких качеств человека, как тип сенсорной организации, задатки, темперамент, интеллект, интересы, потребности, знания, убеждения, уровень культуры, мировоззрение и др. Такая характеристика специалиста требует кропотливого изучения мнений многочисленных экспертов. Процедура разработки модели не ограничивается определением подобного набора качеств.

2. При создании модели тренера необходимо получить, в частности:

- усреднённые показатели нравственных и волевых качеств спортсмена;

- представление о профессиональных качествах, т. е. о спортивном мастерстве, педагогической зрелости;

- представление об особенностях взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, администрацией, спортивными судьями и другими лицами, вовлечёнными в сферу спортивной деятельности, и др.

3. Самостоятельный выбор и работа с профессионально значимой информацией определяет формирование умений воспринимать учебную информацию, понимать и применять ее, анализировать и синтезировать полученные знания, оценивать их, т. е. обеспечивает деятельностное участие будущего тренера в учебном процессе.

Литература

1. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. С. Туманян. - М. : изд. центр «Академия», 2006. - С. 53-61.

2. Алиханов, И. И. Техника спортивной борьбы / И. И. Алиханов. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 216 с.

3. Ленц, А. Н. Тактика в спортивной борьбе / А. Н. Ленц. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 152 с.

4. Медведь, А. В. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы / А. В. Медведь, Е. И. Кочурко. - Минск : Полымя, 1985. - 144 с.

5. Спортивная борьба : учеб. для ИФК / А. П. Купцов [и др.] ; под общ. ред. А. П. Купцова. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 424 с.

6. Спортивная борьба : учеб. для ИФК / Н. М. Галковский, А. З. Катулин ; под общ. ред. Н. М. Галковского. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 583 с.

7. Туманян, Г. С. Спортивная борьба. Кинезиология и психология : учеб. пособие / Г. С. Туманян. -М. : Советский спорт, 1998. - 279 с.

8. Башаркина, Е. А. Знание-деятельностное моделирование учебного процесса в высшей школе : материалы Междунар. науч.-практ. конф. государств-участников СНГ по проблемам физ. культуры и спорта, 27-28 мая 2010 г. : в 3 ч. / Е. А. Башаркина / БГУФК ; под ред.: М. Е. Кобринского [и др.]. - Минск, 2010. -Ч. 1. - С. 318-322.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе

Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове...

Образовательная программа для групп начальной подготовки "Вольная борьба"

В представленной программ представлена модель построения системы тренировки для групп начальной подготовки, учебный план, примерные планы...

конспект занятий по вольной борьбе на тему "Перевороты забеганием"

конспект занятий по вольной борьбе на тему "Перевороты забеганием"...

Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича

 Мастер класс по вольной борьбе тренера-преподавателя Тюлюш Вячеслав Хулер-ооловича...

Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»

Мирзоян С.А. История развития спортивной борьбы дисциплины «вольная борьба»...