Сохранение памяти о Великой Отечественной войне через приобщение учащихся к участию в культурно-творческих мероприятиях (из опыта работы).
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Агакеримова Линара Зайнудиновна

Статья педагога-организатора Агакеримовой Линары Зайнудиновны об опыте работе в сфере патриотического, нравственного, эстетического воспитания обучающихся. Данное выступление было представлено в дискуссионной сессии «Сохранение памяти о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Опыт образовательных учреждений» в РГПУ имени А. И. Герцена в мае 2018 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агакеримова Линара Зайнудиновна,

педагог-организатор

ГБОУ гимназии № 70 

Петроградского района Санкт-Петербурга

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне через приобщение учащихся к участию в культурно-творческих мероприятиях (из опыта работы).

Сохранение памяти о великой отечественной войне является важной составляющей патриотического воспитания детей и молодёжи. Современные Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования декларируют необходимость воспитания у обучающихся любви к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языков, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям. ФГОС рисует портрет выпускника основной школы: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Неисчерпаемым источником как патриотического, так и эстетического, и гражданского воспитания подрастающего поколения является привлечение детей и молодёжи к искусству в самых разных его видах и жанрах. Литературное, театральное, музыкальное, хореографическое творчество позволяет развивать у обучающихся не только профессиональные навыки, но и значимые личностные качества, вызывать глубокий эмоциональный отклик. Одним из самых распространённых мероприятий в школах России мероприятий по патриотическому воспитанию является концерт. Это публичное выступление с музыкальными, танцевальными, театрализованными, поэтическими и другими номерами, которое не только позволяет обучающимся продемонстрировать свои творческие способности, поделиться своим творчеством с окружающими, но и является мощным инструментом патриотического воспитания. Изучая песни, стихи, посвящённые Великой Отечественной войне, дети получают возможность глубже понять и пропустить через своё сознание всю трагедию нашего народа, познакомиться с творчеством авторов военного и послевоенного времени, а также с современными произведениями о войне.

Именно поэтому в нашей гимназии № 70 концерт является неотъемлемой частью блока мероприятий, посвящённых памятным датам Великой Отечественной войны. Так, в январе 2018 года гимназистами под руководством педагогов был подготовлен концерт ко дню снятия блокады Ленинграда «Непокорённый Ленинград». Выступали обучающиеся с 1-го по 11-й класс. Ребята пели, читали стихи, готовили видеоролики.

К всенародно любимому, национальному празднику Дню Победы ребята и педагоги подготовили концерт «И помнит мир спасённый…». Лейтмотивом программы стала тема Ленинграда – города-героя, которому в 2018 году исполнилось 315 лет.

Открыло концерт стихотворение Ольги Берггольц «...Я буду сегодня с тобой говорить», которое сразу задало соответствующее настроение в зале. Ярким вихрем пронёсся танец учениц 4-го класса «Война»: под тревожную музыку девочки исполнители танцевальную композицию с красным полотном, символизирующим опасность и трагедию войны. Учащиеся 3-го класса исполнили песню «Ленинградцы» на Исаака Шварца и слова Вадима Коростылёва, которая является одной из самых проникновенных, самых трогательных и вызывает у детей глубокий эмоциональный отклик. Стихотворения Юрия Воронова «Опять война…» и «Баллада о музыке» продолжили заявленную «ленинградскую» тему, а песни «Соловьи», «В землянке» и «Огонёк» добавили программе разные оттенки настроений: и трагедия войны, и боль лишений, и вместе с тем неизбывная надежда и вера в Победу, которая сопровождала наш народ в страшное военное время.

Украшением концерта стала песня Владимира Шаинского на слова Михаила Танича «Идёт солдат по городу» в исполнении учащихся 5-го и 3-го классов. В завершение программы все участники вместе с педагогами исполнили а капелла песню «День Победы». Получился очень искренний, эмоциональный и воодушевляющий номер.

Можно с уверенностью сказать, что наши учащиеся с большим энтузиазмом участвуют в концертах, посвящённых памяти о Великой Отечественной войне.

Другим традиционным мероприятием этого блока является конкурс чтецов «День Победы», который проходит в гимназии ежегодно среди учащихся с 1-го по 11-й класс. Педагогами гимназии разработано положение о конкурсе, согласно которому обучающиеся под руководством учителей словесности или самостоятельно готовят свою конкурсную программу из числа стихотворений на тему Великой Отечественной войны. Диапазон выбора авторов не ограничивается, и ребята могут самостоятельно выбрать произведение для выступления на конкурсе. Оповещение о мероприятии происходит в виде публикации афиши в стендах, на сайте и в социальных сетях гимназии информационной рассылки классным руководителям и учителям словесности по электронной почте.

Традиционно наибольшую активность в конкурсе проявляют учащиеся начальной школы, однако всегда участвуют и ученики старших классов. И учащиеся, и их руководители тщательно подходят к выбору произведений, и можно только радоваться, что ребята с каждым годом узнают всё больше новых и разных произведений и авторов.

В жюри приглашаются представители творческой среды Санкт-Петербурга, мнение которых может быть значимо для участников. Принципиальная позиция организаторов конкурса – работа с жюри «со стороны», что даёт возможность для более разносторонней объективной оценки выступлений конкурсантов.

По итогам конкурса выявляются победители в разных возрастных категориях (в соответствии с положением о конкурсе) – обладатели 1-го, 2-го, 3-го мест, а также диплом в специальных номинациях. Все участники награждаются грамотами за участие, а победители получают соответствующие дипломы и сувениры.

В 2018 году нам удалось поощрить ребят хорошими призами: победители конкурса получили в подарок значки с символикой Дня Победы, а главным призом в старшем звене стал штандарт для участия в акции «Бессмертный полк», который получила учащаяся 10-го класса за проникновенное исполнение стихотворения Мусы Джалиля «Чулочки». На наш взгляд, призы в таком конкурсе должны отвечать идеям сохранения памяти о героях войны, благодаря которым мы видим сегодня мирное небо над головой.

Итак, культурно-творческие мероприятия, посвящённые памяти о Великой Отечественной войне, являются традиционными в нашей гимназии, это неотъемлемая часть воспитательной работы с обучающимися, позволяющая растить достойных граждан, осознанно подходящих к сохранению исторической памяти о подвиге своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в судьбах учителей и выпускников Тетюшской средней школы № 1 (Из опыта поисково-исследовательской работы учащихся МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»)

Изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданственности. Самостоятельный поиск информации, исследовательская р...

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности.

Проблемы сохранения и развития исторической памяти о Великой Отечественной войне в современности....

Изучение истории Великой Отечественной войны через исследовательскую работу обучающихся

В данной разработке кратко изложен опыт по воспитанию патриотизма и гражданственности, приводится попытка аргументировано показать эффективность такой работы на уроках и во внеурочное время. Этот опыт...

Сохранение памяти и исторической правды о Великой Отечественной войне через приобщение учащихся к участию в культурно-творческих мероприятиях

Статья преподавателя Самковой Юлии Викторовны об опыте работе в области дополнительного образования с целью повышения патриотического и нравственного воспитания обучающихся....

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Доклад  "Сохранение памяти о Великой Отечественной войне  на уроках литературы и во внеурочной деятельности" на Муниципальной конференции «Великая Отечественная вой...