Открытое занятие "Топографические и спортивные карты"
учебно-методический материал (5, 6 класс)
Открытое занятие "Топографические и спортивные карты". Цель: формирование общего представления о топографических и спортивных картах.
Задачи:
- познакомить с понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта»;
- объяснить принцип отличия спортивных карт от топографических;
- развивать внимание и память учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._topografiya_2018.docx | 155.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»
План – конспект открытого занятия
«Топографические и спортивные карты»
г. Таштагол, 2018
Тема занятия: «Топографические и спортивные карты»
Цель: формирование общего представления о топографических и спортивных картах.
Задачи:
- познакомить с понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта»;
- объяснить принцип отличия спортивных карт от топографических;
- развивать внимание и память учащихся.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы: беседа, демонстрация наглядного материала, практическая работа учащихся.
Оборудование: спортивные и топографические карты, условные знаки топографических карт, спортивный инвентарь.
План-конспект занятия
1. Вводный этап занятия.
2. Основной:
- объяснение нового материала;
- закрепление изученного материала посредством игры.
3. Итоговый:
- подведение итогов занятия.
Ход занятия
Этапы | Содержание | ОМУ |
1.Вводный | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта» | Обратить внимание на готовность к занятию |
2.Основной 2.1. Разминка в форме эстафеты. 2.2. Знакомство понятиями «карта», «топографическая карта» и «спортивная карта» 2.3. Закрепление изученного материала. 3. Итоговый. | Карта – верный спутник дороги. А дороги бывают, порой, очень сложными. - Первое препятствие на нашем пути – это узкое бревно через овраг. Для его преодоления разделимся на 2 команды. По моему сигналу первые участники команд проходят по бревну, руки в стороны, обратно возвращаются, прыгая на одной ноге, передают эстафету следующему участнику команды. Побеждает команда, участники которой, преодолеют препятствие быстрее. - Второе препятствие – густые заросли кустарника. Преодолеть их можно, пройдя по узкому коридору, прыгая на одной ноге. Обратно участники возвращаются на другой ноге. Правила эстафеты такие же, как и в предыдущей. - Третье препятствие – крутой спуск. Участники по очереди выполняют 2 кувырка вперед, 2 переката в сторону, проходят по гимнастической скамейке, назад возвращаются бегом. - Итак, мы с вами начинаем изучать раздел туристского ориентирования. Туристу необходимо уметь ориентироваться. А значит надо уметь работать с картой и компасом, но, не умея читать карту, сделать это невозможно. - Как вы думаете, что такое карта? Топографические и спортивные карты. 1.Основные разновидности карт. Карта — уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетание и связи природных и общественных явлений. Содержание карты — совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений. Особенности карты: Наглядность — возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещений объекта. Карта должна легко читаться, создавая наглядную зрительную модель картографируемой поверхности. Измеримость — свойство карты, которое на математической основе обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом, определять координаты, размеры, размещение объектов местности.Измеримость характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их расположению на местности. Информативность — способность карты содержать сведения об изображаемых объектах. Карты бывают: Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них. Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба. К общегеографическим картам относят топографические карты. Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба. Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой. К таким картам относят: - обзорно-географические, - геологические, - политические, - специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей): - споривные, - дорожные, - аэронавигационные и т.д. - морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.) Топографические карты.Содержание этих карт должно быть: полным — т.е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением; достоверным — правильность сведений, изображенных на карте; современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта; точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности На топографических картах изображают: - гидрографию; - населенные пункты; -промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты; - дорожная сеть; - рельеф суши; -растительный покров и грунты; - границы. Подробность сведений зависит от масштаба. Масштабы топографических карт: 1:25000 (1 см на карте соответствует 250 м на местности) 1:50000 (1 см на карте соответствует 500 м на местности) 1:100000 (1 см на карте соответствует 1 км на местности) и т.д. Спортивные карты. В последние годы огромное распространение получили спортивные карты, которые относятся к уровню карт специального назначения и созданы для соревнований по ориентированию. Обычно площадь спортивной карты составляет около 10 км2, Масштабы спортивных карт: 1:5000 (1 см на карте соответствует 50 м на местности) 1:10 000 (1 см на карте соответствует 100 м на местности) 1:15 000 (1 см на карте соответствует 150 м на местности) 1:20 000 (1 см на карте соответствует 200 м на местности) и т.д. Спортивная карта производится в особых условных знаках, в главном не очень отличающихся от топографических. Главное их предназначение — дать спортсмену информацию о местности, необходимую ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а открытое место — поля, луга, поляны в лесу. При пользовании топографическими и спортивными картами необходимо знать условные знаки: - На топографические карты наносят знаки, первое знакомство с которыми, у вас сейчас произойдет. Я предлагаю вам игру на внимание и память. Перед вами перевернутые вниз карточки с изображением топографических знаков. Все знаки в двух экземплярах. Вы должны будете по очереди переворачивать пару карт, если изображения на них одинаковы, вы берете их себе, если нет, возвращаете назад, ход переходит к следующему участнику. Ваша задача: запоминать расположение парных карт. Побеждает тот, кто наберет большее количество карт. - Следующее задание – эстафета на внимание. Вам предстоит собрать карту Кемеровской области из частей. - Следующее задание: определить масштаб карт двух видов: спортивной и топографической. - С какими видами карт мы познакомились? - Что изображают на топографических картах и спортивных картах? - Что нужно знать, чтобы «читать» карту? - На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, что знания, полученные вами, пригодятся вам в походах.
| Участники команд выполняют упражнения, педагог следит за правильностью выполнения.Первое упражнение выполняется на гимнастической скамейке.Для выполнения упражнения№ 2 на пол выставляются фишки в виде узкого коридора.Для выполнения упражнения№3 необходимы гимнастические маты и скамейка.Показ различных карт. Показ карт различных масштабов. Педагог производит первичное знакомство с топографическими знаками. Педагог корректирует правильность выполнения задания. Воспитанники собирают карту из частей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
План - конспект открытого занятия по спортивным - бальным танцам Танцевально- спортивного клуба «Созвездие» для детей первого года обучения (4-5 лет) "Что такое бальный танцец"?
Данный материал предназначен для ознакомления детей с основными танцами спортивной-бальной хореографии....
Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Спортивные танцы - лучший выбор для вашего ребенка!»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Спортивные танцы - лучший выбор для вашего ребенка!». Занятие по бальному танцу развивает физическ...
Тесты по спортивному ориентированию на знание знаков условных обозначений спортивных карт
Пособие предназначено для организаторов, тренеров и руководителей туристских команд детей и юношества образовательных учреждений, участникам многодневных туристских соревнований, участникам много...
Раздел 2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий. Тема: Спортивный лабиринт, как вид спортивного ориентирования
Тема: Спортивный лабиринт, как вид спортивного ориентирования...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого занятия физкультурно- спортивной направленности «Три кита здоровья» Во 2-й младшей группе по теме «Ритмическая мозаика»
Целью занятия является развитие физических качеств: мышечной силы, выносливости, гибкости. Развитие чувства ритма, музыкальной памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой средствам...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого занятия физкультурно- спортивной направленности «Три кита здоровья» Во 2-й младшей группе по теме «Путешествие к игрушкам»
Цель данного занятия :формировать умения двигаться в соответствии с музыкой, формировать творческий потенциал, посредством выполнения под музыку танцевальных движений, образа, выразительности, система...