Исследовательская работа "Солдат Победы"
проект на тему
Исследовательская работа о солдате-земляке, бывшем директоре школы с.Рязаново
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_geroy_zemli_ryazanovskoy.docx | 686.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов
«Сельская глубинка»
Номинация «Во славу Отечества»
Исследовательская работа на тему: Солдат Великой Победы (участник ВОВ 1941-1945 г.г. Боровков Александр Иванович)
Выполнила: Семенова Анастасия,
ученица 7 класса МКОУ «Средняя школа
с.Рязаново» муниципального образования
«Мелекесский район» Ульяновской области»
Руководитель: Семенова Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Введение
В нашей школе есть музейная комната. Моё внимание привлекли материалы, связанные с Великой Отечественной войной.
Появилось желание подробнее изучить материал о наших земляках- воинах. Открываю летопись « Как это было…» и читаю воспоминания односельчан : «…22 июня… ровно в четыре часа... Все советские люди, в том числе и рязановские колхозники и рабочие совхоза «Рязановский» знали, что если и будет война, то не такая как на Халхин-голе, и не такая как с Финляндией, а война большая и страшная.
И война разразилась.
Длилась она более четырех лет: с 22 июня 1941года по сентябрь 1945 года. После победы над гитлеровской Германией пришлось успокаивать и японских самураев. О войне рязановцы говорили; «кто был на ней, тот не забудет, а кто не был, тот побудет…». В первые дни мужское население, как колхоза, так и совхоза, было призвано на военную службу в армию.
Более трехсот колхозников и рабочих совхоза из села Рязанова были участниками Великой Отечественной войны. Из них примерно 124 человека не вернулись домой. В с. Рязанове есть такие семьи, где не вернулись с фронта по 2-3 человека».
Эти материалы содержат важную информацию о наших воинах- земляках, защищавших Родину от врага.
Особенно меня заинтересовала судьба фронтовика, бывшего директора школы, Боровкова Александра Ивановича. Он принадлежал к поколению, которое многое повидало в жизни.
Цель исследовательской работы: изучить биографию нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, бывшего директора школы с.Рязаново, Боровкова Александра Ивановича и показать вклад земляка-рязановца в дело Победы.
Гипотеза: исследовав и изучив источники, я смогу больше узнать о конкретном человеке и на основе своих выводов предоставить информацию окружающим о легендарной личности земляка.
Объект исследования: история жизни и боевого пути Боровкова Александра Ивановича.
Задачи исследования:
- Подробно изучить биографию и жизненный путь Боровкова А.И. в военное и послевоенное время;
- На конкретных примерах раскрыть героизм земляка во время войны и показать его вклад в дело победы;
- Обобщить и систематизировать полученные результаты для экспозиции школьного музея;
- Продолжить краеведческую работу по сбору информации по истории села Рязаново.
- Воспитывать интерес к исследовательской работе, добросовестность к историческим фактам, любовь и уважение к родному краю, Родине, её историческому прошлому, настоящему и будущему.
Чтобы добиться поставленной цели я изучила материалы музейной комнаты Рязановской средней школы и музея Рязановского сельскохозяйственного техникума. Встретилась с родственниками Боровкова А.И. , которые охотно предоставили фотографии из личного архива. Особенно мне помогли материалы из фонда газеты «Мелекесские вести». Оказалось, что корреспонденты неоднократно встречались с ветераном и брали у него интервью, выпуски этих газет сохранились в редакционном архиве. Конечно, выбранная мной тема не раз освещалась юными краеведами, но я постаралась собрать материал, связанный именно с моей малой родиной. Надеюсь, что он будет использоваться учителями нашей школы в целях патриотического воспитания.
Глава I
Боевой путь фронтовика.
Александр Иванович Боровков родился в 1926 году в с.Рязаново, Мелекесского района Ульяновской области. Здесь же узнал о нападении фашистов на нашу страну. Достигнув совершеннолетия, был призван в армию в 1944 году.
Первый свой бой с фашистами принял при форсировании Вислы. Служил он в артразведке бригады прорыва резерва главного командования.
Из материалов местной газеты я узнаю о том, как Александр Иванович воевал: «Бьёт наша артразведка по врагу, чтобы вызвать его ответный огонь, засечь вражеские огневые точки, а немец- то не дурак, сразу «массеров» пускает на артразведку, да из орудий палит.
Потом освобождали польские города. Сначала Варшаву, потом Лодзь взяли с ходу, за что присвоили бригаде наименование Лодзенская.
Неприступно брали Познань, долго пытались ворваться в город, но тщетно. За дело взялись артиллеристы, боги войны, били по толстенным стенам крепости. 1-й Белорусский фронт ушел далеко вперед, а цитадель германского вермахта стояла ещё около месяца. Наконец, пробили в стенах крепости огромную брешь. 23 февраля в нее вошли наши танки и пехота. Началось страшное подземное сражение. Немцы приняли ультиматум и сдались.
Сдавшихся было столько, что они выходили из поземных казематов с утра до вечера. Бригада в это время форсировала Одер и неудержимо двигалась к Берлину. И снова были бои, бои…С неделю брали артобстрелом Зееловские высоты, город Кюстрин, после 415 –я Лодзенская артбригада пошла на штурм Берлина.
Я вогнал снаряд в снарядник 76-миллиметровой пушки и, подняв руку, сказал своим пушкарям:
- Мы взяли Кюстрин. Теперь прямо на Берлин! Возьмём вон ту высотку, отдохнем малость, и на логово Гитлера!
Кругом рвались снаряды и мины, а мы четверо, оставшихся в живых артиллеристов взвода, думали только об одном: ворваться в последнюю цитадель фашистского зверя и навсегда поставить точку в этой жестокой войне. Мы бьём из пушки по «гансам» проклятым и некогда думать, что будет после. Взрывается снаряд недалеко от нас и волной валит меня на землю. Я вскакиваю и, не отряхивая и землю с себя, с боевым азартом командую: Огонь! Огонь!
Наконец – то и пехота пошла на высотку, а артиллеристы били туда, где засел враг, который яростно сопротивлялся. Они видели, как дрались пехотинцы в смертельных схватках, сердце каждого дрожало от ярости и горя, когда падал на землю однополчанин-пехотинец. Обреченный на гибель враг сражался отчаянно, словно раненый зверь. Редела советская лодзенская артбригада. Взята высота, перекатываются через неё пехота и артиллеристы. Стало тихо, тихо. Вроде и войны-то нет. Нет вокруг немцев, доложила разведка.
- Ура-а! – неслось по всему склону высоты.
- Рано утром, второго мая, - вспоминает Александр Иванович, - стоявшие рядом с нами польские войска, ни с того, ни с сего открыли ураганный огонь, чему мы удивились и скорее бросились к ним: выручать надо поляков. А они нам кричат: « Пан, война конец!» Вот тогда началась наша стрельба. Радость, поцелуи, пляски, песни.
Александр Иванович продолжает: «В минуты отдыха или привала любили мы картошечку испечь в костре. Я вмиг мог разжечь костерок. Мастером меня звали в этом, казалось бы, нехитром деле. Постоянно палочкой переворачивал клубни. Смотрят солдаты на пылающие угли под картофелем и вспоминают, наверняка, дом родимый. Схватят солдаты картошку горячую с пылу с жару и давай её катать из ладони в ладонь, дуют, чтобы остыла. Макнешь её в соль и без хлеба сунешь в рот. Наслаждаешься этим процессом и понимаешь, что вкуснее родной картошечки, нет ничего вкуснее».
Любил Александр Иванович фотографировать. Даже в бою не расставался с фотоаппаратом. В архиве у Александра Ивановича были фотографии маршала Чуйкова, командующего полком «Нормандия-Неман» Героя Советского Союза Георгия Захарова, таких же героев, командиров полка и взвода, Шумейко и Зинченко. Благодаря таким любителям рядом с винтовкой, автоматом носить фотоаппарат, сохранились исторические моменты войны. Сохранился военный снимок, сделанный фотоаппаратом Боровкова А.И. воином - поляком (приложение 1).
Дома его ждали родители, которым он регулярно писал письма. Одно из писем участника к маме сохранилось (приложение 2).
За мужество, смелость Боровков А.И был награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Самой же памятной медалью считал ту, которую вручили поляки. На золотой медали, на лицевой стороне, отчеканена русалка с мечом в одной руке и поднятой над головой саблей в другой. На обороте надпись: «За Варшаву».
Не сразу вернулся домой Боровков А.И. Сначала служил фотографом в части и только в 1950-м приехал на родину, в свое с.Рязаново, в звании гвардии старшего лейтенанта.
Послевоенное время и увлечение фронтовика.
Александр Иванович закончил Мелекесский учительский институт и стал работать в школе. В это время был первым секретарем Николочеремшанского райкома комсомола. Двадцать лет проработал директором школы, а в 1980-м был избран председателем исполкома Правдинского сельского совета Мелекесского района.
В 1986 году вышел на заслуженный отдых, но Александр Иванович продолжал вести активную общественную работу, возглавлял в с. Рязаново Совет ветеранов войны и труда. Много встреч провел фронтовик с учащимися школы, призывая их любить свою Родину, как любили её наши деды и прадеды (приложение 3).
Александр Иванович являлся всесторонне развитой и талантливой личностью, в творчестве он тоже был передовиком. С тринадцати лет играл на гармони. Учил школьников этому мастерству, организовывая совместные концерты. Создал учительский хор и сам аккомпанировал. Наступило время, когда гармони заменили магнитофоны. Двадцать лет не брал он в руки гармонь, но вот появился В. Заволокин, который стал популяризировать забытый инструмент. Вновь Александр Иванович достал гармонь, собрал гармонистов села, и стали они вместе устраивать концерты (приложение 4).
Однажды Александр Иванович сочинил мелодию и сыграл её своему другу Белоусову А.И., который написал к ней слова. Они незатейливы, но от души, от искренних чувств любви к родной сторонушке (приложение 5).
Александр Иванович умер в 2004 году, но многие жители села до сих пор помнят и чтят память мужественного фронтовика и прекрасного человека.
Заключение
Таким образом, я выяснила, что наши земляки, как истинные патриоты, вместе со всеми защищали нашу Родину. Приятно осознавать, что среди героев войны был мой земляк – Боровков Александр Иванович.
Я смогла узнать о тех боях, в которых он участвовал, увидеть фотографии и письмо с фронта.
Изучив жизненный путь Боровкова Александра Ивановича, мне сразу представился мой любимый образ Василия Тёркина из поэмы А.Т. Твардовского. Александр Иванович, как герой известного произведения, воплотил в себе черты русского национального характера, патриот, который ради жизни на земле готов вынести непомерные тяготы воинских будней.
В настоящее время в нашем селе не осталось участников Великой Отечественной войны, поэтому в знак благодарности мы должны помнить о них.
Войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, — это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле.
Память истории — это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.
Свою работу хочу закончить следующим стихотворением:
Мы помним, чтим поклоном низким всех, кто войну не пережил,
И тех, ушедших в обелиски, и тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами, ушла в историю война,
Мы в сердце вечными словами погибших пишем имена.
У нас, до этих дней доживших, о прошлом память не умрет:
Пока мы чтим за Русь погибших, дотоль бессмертен наш народ!
Список используемой литературы:
- Коноплев Б.А. «Из истории села Рязаново» 1962 г. летопись.
- Районная газета «Знамя труда».
Дополнительные источники
- Беседа с тружеником тыла Барышевым В.А.
- Беседа с Боровковым С.А. (сын Боровкова А.И.).
- Архивные документы школьного музея.
- Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Фотографии с фронта
Приложение 2
Письмо с фронта Боровкова А.И. родителям
Приложение 3
Урок мужества с участием участников ВОВ (выступает Боровков А.И.)
Приложение 4
Увлечение Боровкова А.И. - играй, гармонь любимая…
Приложение 5
Раскинулась сторонушка в привольные края.
Для нас она дороже всех, сторонушка моя.
Сторонушка, сторонушка,
Родной привольный край,
Цвети, моё Рязаново, цвети и расцветай!
Кипит работа дружная на фермах и полях.
И результаты видные во всех её делах.
И славный урожайный итог наш годовой.
Мы славим нашу Родину победой трудовой.
Хорошие в Рязаново постройки и поля.
И будет ещё краше сторонушка моя.
Приложение 6
Фото подписано собственноручно Боровковым А.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный исследовательский проект 5-го класса ТСШИ по теме: "Во имя Победы" под руководством классного руководителя Анасенко Татьяны Семеновны.
В связи с приближением знаменательной даты - 66 - летие Победы в Великой Отечественной войне в нашей школе проводится много мероприятий. Мы провели поисковую работу по сбору ма...
Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г. Руководители: преподаватель химии Баси...
Исследовательская работа по краеведению ученицы 10 класса Веры Градецкой "Трудовой вклад игримчан в дело Победы в Великой Отечественной войне". МОУ ИСОШ №1. 2009г.
Работа содержит воспоминания еще живших в п.Игрим ветеранов. Использованы материалы местного архива. Описание труда рыбаков на Севере в годы Великой Отечественной войны....
«Великая Победа» Исследовательская работа
Исследовательская работа об участии в освобождении Белоруссии ветеранов Великой Отечественной войны, родившихся в селе Маянга Балаковского района Саратовской области...
Советский тыл в Великой Отечественной войне. Вклад жителей Марийского края в Великую Победу. Проектно-исследовательская технология.
Урок истории в 9 классе....
Исследовательский проет, посвященный 70-летию Победы "Память о них для нас - бессмертна"
Данная работа представляет сбор материалов о родственниках- участниках ВОВ...
Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....