Вопросы педализации в классе специального фортепиано в ДШИ
методическая разработка на тему

Лобанова Елена Александровна

Педализация на фортепиано – неотъемлемая часть в создании художественного образа музыкального произведения, а умение педализировать – один из элементов профессионального мышления пианиста. Умение педализировать в соответствии с характером и стилем музыкального произведения, учитывая определенные закономерности и особенности педальной системы фортепиано – важнейшая задача в классе специального фортепиано для решения которой должна быть проделана огромная педагогическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosi_pedali.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

городского округа Рошаль Московской области

Методическое сообщение:

"Вопросы педализации в классе специального фортепиано в ДШИ".

Подготовила:

преподаватель МОБУДО «ДШИ» г.о.Рошаль

Лобанова Елена Александровна

Общепризнано, что педализация на фортепиано – неотъемлемая часть в создании художественного образа музыкального произведения, а умение педализировать – один из элементов профессионального мышления пианиста. Нажатие педали вслед за извлечением звука — единственное средство оказать на него воздействие уже после удара молоточка по струне.

Вопросы педализации рассматриваются едва ли не в каждой работе о фортепианном исполнительстве. «Педализация охватывает такую широкую сферу действия, что новичок пользуется педалью наподобие кисти, которой он мог бы раскрасить забор. Педаль требует изучения, дотошного изучения». (Иосиф Левин).

Умение педализировать в соответствии с характером и стилем музыкального произведения, учитывая определенные закономерности и особенности педальной системы фортепиано – важнейшая задача в классе специального фортепиано для решения которой должна быть проделана огромная педагогическая работа.

Относительно употребления педали на раннем этапе обучения игре на

фортепиано существует множество мнений. Среди противников

профессор А.Д. Алексеев – автор известной «Методики обучения игре на фортепиано». Он пишет: «В течение первого года обучения детям трудно справляться с педалью даже тогда, когда их ноги достают до нее. Приступать к изучению педализации следует лишь того, как ученик получил известную пианистическую подготовку».

В результате, во многих школах обучающиеся год-два, а то и три, играют без педали, а когда репертуар начинает складываться из произведений, которые исполнять без педали невозможно, начинают «выполнять» указанную в нотах педализацию в конкретном произведении вместо того, чтобы как можно раньше воспитывать у него педальное чутье, слуховой контроль, понимание цели и результата управления педалью.

При этом возраст ребенка, его физические данные – не помеха, ведь педагог

может подобрать репертуар, доступный любому возрасту. В своей практике, постоянно приходится наблюдать с каким восторгом и горящими от счастья глазами маленький ученик пользуется фортепианной педалью! А для удобства игры с педалью можно использовать специальные приспособления. Несколько вариантов таких приспособлений дает в своем сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. Артоболевская, которая была сторонницей раннего применения педали в работе с учеником.

По мнению Г. Г. Нейгауза «педаль надо уметь брать так, как умеешь брать пальцами ноту или аккорд – на лету». «Надо уметь» -это значит, что надо обучать навыкам педализации специально, так же, как мы учим детей извлекать звук, овладевать различными техническими приемами игры.

Работа над педализацией ведется по двум направлениям: развитие техники педализации и воспитание слухового контроля за педалью, так, как только «воспитанное ухо сумеет дать верный приказ ноге и рукам» (Н. Голубовская). Ученику нужно рассказать о возможностях фортепианной педали, о её «тайнах».

Правая педаль помогает достичь большей певучести, объединить то, что невозможно соединить руками (связующая функция), правая педаль может так же по-разному окрасить звучание инструмента (колористическая функция). Рассказать о назначении левой педали. Рассказ о возможностях педалей необходимо иллюстрировать подходящими музыкальными

фрагментами. Ребенок услышит насколько обогащается звучание инструмента с педалью, у него появляется желание самому играть и играть непременно с педалью.

У детей младшего возраста руки довольно неплохо подготовлены к занятиям на фортепиано (лепка, рисование, настольные и спортивные игры, конструкторы, формируют комплекс умелых и довольно быстрых движений руками от плеча до кончиков пальцев). А опыта движений ногами, аналогичных движениям при педализации, дети не имеют.

Поначалу надо показать ученику, в каком положении должна находиться нога на педали. Подошва прикрывает лапку педали, а не всю педаль, и отрегулировать силу давления ноги на педаль (здесь педагогу придется не полениться и рукой понажимать на стопу ребенка, стоящую на педали). При этом можно рассказать, что если грубо давить на педаль или резко ее отпускать, то педаль начнет «рычать», будет очень недовольна. После того, как у ученика появится сноровка в постановке ноги на педаль и правильное ее нажатие, можно приступать к некоторым упражнениям.

Для развития техники педализации, опыт работы и фантазия педагога может подсказать несметное количество упражнений для развития ловкости ноги при педализации для того, чтобы в последствии ученик не думал, каким способом ему нажимать педаль, а умел делать это автоматически, подчиняясь исключительно своим ушам.

Чтобы ученик умело и органично пользовался педалью, необходимо вместе с учеником работать над педализацией, «быть его дополнительными ушами, подталкивать его воображение, помогать разбираться, что мешает его звуковому намерению» (Н. Голубовская).

Существуют виды педали, применяемые в соответствии с необходимостью извлечения нужной в данный момент звучности:

- связующая — для «соединения» звуков, расстояния между которыми недоступны пальцам;

- мелодическая, которая помогающую окрасить и подчеркнуть некоторые звуки мелодии;

- гармоническая - для окраски и подчёркивания отдельных гармоний или целого ряда аккордов;

- вуалирующая педаль, которая делает звучание быстрых пассажей более слитными и текучими и не всегда поддаётся письменной фиксации;

- фоновая педаль – для создания звучащего фона из звуков, не удерживаемых пальцами и применяемая чаще всего в пределах одной гармонии;

- полупедаль, применяемая как неполное или небольшое нажатие в различных видах короткой педали, когда педальная лапка не нажимается глубоко за отсутствием времени, которое бы «затратилось» на её поднимание из глубокого нижнего положения и привело бы к ненужному шуму, а также возможная быстрая подмена педали, при которой демпферы инструмента успевают заглушить или ослабить звучание струн среднего регистра, но при этом взятый ранее бас продолжает звучать.

Система развития фортепианной техники, разработанная С. Майкапаром, нашла своё воплощение в цикле фортепианных миниатюр «20 педальных прелюдий» для фортепиано. Главное достоинство этой работы - в последовательной и тщательной отработке трудностей, возникающих по ходу изучения того или иного вида педализации. В их основе лежит не только задача усвоения навыков пользования педалями в различных случаях, но и воспитание у учащегося соответствующего слухового контроля. С первых занятий ребёнка музыкой опора на слух, которую автор считал необходимой, является главной и при изучении «Педальных прелюдий». Все пьесы сопровождаются авторским текстом и примечаниями. Примечания объясняют тот или иной характер исполнения педали, а также получаемый в итоге звуковой результат.

Когда педаль нажимается одновременно с моментом появления педализируемого звука или аккорда, то такая педаль называется ритмической или прямой. Применение ритмической педали во многих случаях может вызвать загрязнение педализируемых звуков, так как она имеет свойство захватывать предшествующие звуки, если они звучат вплотную до момента её нажима. Поэтому ритмическая педаль может использоваться в начале пьесы, после пауз или после нот, исполняемых на стаккато.

Таким образом, во всех случаях, когда педализации предшествуют непосредственно примыкающие к педализируемым звукам другие звуки, ритмическая педаль оказывается не пригодной и только применение запаздывающей педали обеспечивает чистоту звучания.

Самым существенным отличием запаздывающей педали по сравнению с ритмической является то, что нажим педали производится не одновременно с педализируемым звуком или аккордом, а после того как он уже начал звучать.

Необычайно важно объяснить ребёнку положения ноги.

Необходимо сразу приучать ученика к бесшумности ее нажатия и отпускания педали к «слитности» ноги с педалью - как будто подошва «приклеилась» к педали.

Это требует специальной работы и обострения слухового внимания ученика. Полезно учить, останавливаясь на сильной доле без нажатия педали, и слушать, исчезли последний затактовый звук, чисто ли звучит интервал на «раз». Лишь после этого нажать педаль. Полезно также останавливаться, взяв педаль на сильную долю, и слушать – что звучит в педали.

Изучение основных видов педализации необходимо начинать как можно раньше, так как это «позволит вызвать в ученике живую эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и творческое воображение».

Литература:

А.Д. Алексеев Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1978.

Голубовская Н.И. Об искусстве фортепианной игры. -М., 1987.

С. Майкапар «Двадцать педальных прелюдий для фортепиано» (Курс практического и теоретического изучения основных приёмов фортепианной педализации.

А. Шмидт –Шкловская. О воспитании пианистических навыков. - Л.: Музыка, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проведение урока с начинающими в классе специального фортепиано"

Что должен уметь педагог? Каким ему следует быть? Педагог должен владеть секретами пианистического мастерства, самому хорошо играть, быть человеком широкой образованности и культуры, с развитым художе...

Проведение урока в классе специального фортепиано

Цель фортепианного обучения – профессионально-ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные к...

Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано

Современные инновационные педагогические технологиикак мотивация к творчеству в классе специального фортепиано...

Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано

Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано...

Работа над техникой в классе специального фортепиано

Данная работа раскрывает важнейшие аспекты преподавания специального фортепиано: формирование технических навыков, связь музыкального и технического развития, совершенствование слухового контроля...

«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...

СТАТЬЯ На тему: Теоретические основы реализации культурологического подхода в классе специального фортепиано (на примере занятий фортепиано в начальных классах гимназии)

В данной статье рассматриваются такие понятия, как "культура", "культурологический подход", "культурология". Возникновение культурологии, ее методы, направления,разновидн...