Конспект беседы о героическом прошлом нашей Родины «Богатыри земли русской»
план-конспект по теме
Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими.
Задачи:
1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием богатырей.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_na_sayt.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРИЗОНТ»
Конспект беседы
о героическом прошлом нашей Родины
«Богатыри земли русской»
Аудитория: дети среднего возраста (10-14 лет)
Автор (составитель):
Великанова Мария Валерьевна,
педагог-организатор
г. Ярославль
2016 год
Пояснительная записка
Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими.
Задачи:
1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием богатырей.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Формы непосредственной образовательной деятельности:
- коммуникативная (беседа, ситуативный разговор);
- игровая (дидактическая игра);
-двигательная (игровое упражнение)
Методы: рассказ, беседа, контактная игра.
Материалы и оборудование
Используется следующее оборудование: настенная магнитная доска, парты, стулья в необходимом количестве, ноутбук, колонки, видеопроектор.
Демонстрационный материал:
Презентация «Богатыри земли русской».
Ход занятия:
1. Вводное слово.
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте ребята на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали.
2. Объявление темы занятия.
Слайд 1
- Ребята, как назывался государственный праздник, который недавно отмечала вся страна? (День Защитника Отечества)
Сегодня поговорим о героях – богатырях древней Руси в которой жили 1000 лет тому назад, а вот слава об их подвигах, как о Защитниках земли родной из глубокой древности дошла до наших дней.
А я беседу начну с поговорки, вы послушайте и попробуйте определить в ней главное слово. «Славна богатырями земля русская». (Богатырь)
3. Основная часть.
Слайд 2.
- Кто такие богатыри? (Это храбрые воины, защитники русской земли).
Каких богатырей вы знаете?
Откуда вы о них узнали? (из сказок, м/ф, песен, былин, сказаний).
Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (силач, воин, боец, защитник, храбрец, герой, орел, заступник).
Подберите к слову «смелый» слова, близкие по значению? (храбрый, отважный, бесстрашный, решительный, доблестный, героический, дерзкий, сильный).
Ребята, вы желаете почувствовать в себе богатырскую силу?
Представьте, что вы богатыри!
- Физ. минутка
- Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу! (Дети садятся)
Слайд 3.
- Ребята, посмотрите на картину
Как называется картина?
Кто автор?
В. М. Васнецов, конечно, не видел богатырей. Они жили на много раньше художника, но он слушал, о чем поет народ в былинах.
Ребята, кто мне скажет, что такое былина? (Былина-это русская народная песня о подвигах богатырей).
Художник их себе представил так. Он работал над картиной 25 лет, это большой промежуток времени.
И теперь для нас они именно такие, как на этой картине. (Музыка окончена).
Кто назовет имена богатырей?
Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).
Где тут самый старший богатырь! (Самый старший, мудрый и опытный богатырь-это Илья Муромец).
А где самый молодой богатырь? (Самый молодой богатырь-это Алеша Попович. Он мне очень нравится, потому что умеет играть на гуслях).
Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).
Про него можно сказать, что он душа-парень. Художник хотел нам показать то, что если он молод и не сможет взять силою врага, то хитростью победит и смекалкой, вы согласны)
Что охраняют богатыри! (Они охраняют землю русскую, ее границы).
Чем вооружены богатыри? (Ребенок рассказывает самостоятельно).
Слайд 4.
- Правильно, У Ильи Муромца вороной конь. Богатырь кряжист, могуч, как вековой лес. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье.
Слайд 5
- По правую руку от Ильи Муромца- Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Одет он нарядно и богато. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь, ноздри раздувает, видно врага чует.
Слайд 6
- Алеша Попович храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Добрыня Никитич и Илья Муромец, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он воин и гусляр. Вооружен он скромнее.
Какие отношения между богатырями? (Отношения между богатырями дружеские).
Как вы догадались об этом? (потому что они рядом стоят, вместе охраняют землю).
Ребята, на картине богатыри все разного возраста и пожилой, и очень молодой, вы это заметили? Что их объединяет всех. (Любовь к Родине, родной земле, своему народу)
Настоящий защитник он в любом возрасте отважен и смел.
Об этом и пословицы говорят (Дети говорят пословицы о силе, отваги)
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Слайд 7
- Но это не единственные богатыри земли русской. Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет Илья Муромец.
Слайд 8
- Еруслан Лазаревич (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора.
В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.
Слайд 9
- Полкан — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца.
Слайд 10
- Святогор-богатырь — отождествляется с исполином - громовником, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Самому громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем.
Слайд 11
- Давайте познакомимся с другими картинками Виктора Михайловича Васнецова.
Слайд 12 – 16
Просмотр и обсуждение картин
Слайд 17
- Есть еще один художник, изображающий богатырей. Посмотрите внимательно на его картины
Слайд 18 - 27
Просмотр и обсуждение картин
3. Заключение.
- А сейчас выберете, пожалуйста, своего любимого героя, богатыря и нарисуйте.
Просмотр и обсуждение картин
Все работы повесить на доску
- Ребята, что вам запомнилось с сегодняшнего занятия?
- Хорошо. Я благодарю вас за внимание. До скорых встреч!
Список литературы
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.
2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.
Интернет-источники
- http://открытыйурок.рф/статьи/569270/
- https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/proekt-quot-russkie-bogatyri-quot-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-792718
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...
Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....
интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».
интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....
Героическое прошлое нашей Родины
Урок по ИЗО....
Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».
Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....
Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни».
Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни»....
Героическое прошлое нашей Родины. Великая Битва
Проект ученика...