Открытое занятие:"Юрта-сувенир"
материал на тему
Открытое занятие на тему: "Юрта-сувенир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_yurta-suvenir.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества города Ак-Довурак
Открытое занятие
на тему: «Юрта-сувенир»
Педагог дополнительного образования
Хомушку Шончалай Айдын-ооловна
Открытое занятие
на тему: «Юрта - сувенир»
Цели: Дать детям первоначальное представление о жилище тувинского народа.
Задачи:
- познакомить детей с составными частями юрты, ее особенностями при кочевании, обучить изготовлению игрушки-сувенира, научить применять полученные знания на практике самостоятельно;
- расширять и закреплять знания детей о традициях, жизни и быте тувинского народа;
- воспитывать чувство симпатии и уважения к взрослому человеку, любовь к Родине, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование и материал: силуэт юрты, вырезанный из белой бумаги; картинки с изображением юрты.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
- Здравствуйте, дети! Давайте, поздороваемся и познакомимся друг с другом.
- Я, Хомушку Шончалай Айдын-ооловна – педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДЮ, руководитель объединения «Начально-техническое моделирование».
- А теперь приступим к занятию. Вы готовы?
Беседа.
Сувенир -(фр.sjuvenir- воспоминание, память)- предмет, предназначенный напомнить о чем-то, например о посещении музея и соответственно, сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблемы города, изображение памятного места, объект культуры.
У каждого человека есть дом. У каждого народа дом называется по-разному: у русских – это изба; у украинцев – это хата; у якутов – это чум. А что является основным жилищем тувинцев, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
В этом доме нет угла,
До того она кругла.
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь! (юрта)
Юрта - это маленькая часть природы. Из природы наши предки и позаимствовали структуру юрты. Например, хараача – это солнце, ынаа - солнечны лучи, хана – горы, шала - травы и зелень.
Войлочная часть юрты состоит из следующих частей:
Адаккы — хана даштындан ѳгнү долгандыр шывар кидис — войлочное покрытие вокруг юрты;
Хаяапча — ѳгнүң адаан долгандыр шывар чиңгежээк кидис — войлочное покрытие вокруг нижней части юрты;
Ɵреге — кыжын болгаш соок дүнелерде хараачаны дуй тыртып алыр кидис — войлок, с помощью которого покрывают зимой или в холодные ночи верхнюю часть (хараача) юрты;
Кур — ѳгнүң адаккыларының даштындан ѳгнү долгандыр куржап алыр сарлык дүгүнден азы аът челинден эшкеш, тудуштур сырып каан чептер — войлочные пояса из шерсти яка или гривы коня для укрепления юрты изнутри и снаружи;
Базырык — дээвиирни долгандыр быжыглаар чеп — волосяной шнур для закрепления верхних и нижних частей юрты;
Ширтек — ак хой, хураган дүгүнден салган энчектен сырып тургаш кылган чадыг. Ɵгнүң ширтээ үш болур — дѳрнүң, чыышкын баарының болгаш орун баарының — ширтек, сотканный из белой шерсти овцы, войлок для настила в юрте.
Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем.
У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – хараача. Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно.
Практическая часть.
- А сейчас давайте приступим к практической части нашего урока.
Рассматривание образца. Анализ образца. Для начала посмотрим презентацию по изготовлению сувенира. Ну, что попробуем? А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с клеем и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Передавай ножницы кольцами вперёд.
- Работай ножницами только на своём рабочем месте.
- Внимательно посмотрите на юрту. Каким орнаментом она украшена?
Давайте вспомним, как называются элементы тувинские национальные узоры.
-Вот из этих элементов мы будем составлять орнамент для украшения юрты. Но сначала мы разомнем пальчики.
Технологическая карта изготовления юрты-сувенира (презентация)
Физминутка «Юрта».
Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова.(Трясти кистями рук.)
Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится.(Присели.)
Анализ работ обучающихся
Какие красивые получились юрты! Тувинская юрта – это дом живого огня. Тепло, сухо, чисто, уютно. Неизменный вечный порядок. Чабанская юрта добра, гостеприимна: каждого встретит, согреет, посадит на лучшее место; и всем, и при этом говорят: «Это наша традиция, обычай». Отсюда можно сделать вывод, что юрта – малый круг, мир собственного бытия! Он становится ближе, понятнее и доступнее человеку. Юрта для тувинца – это исходная точка всего экологического сознания. И наконец, юрта – это маленький своеобразный мир, в котором ярко выражены все атрибуты природы. Это наш язык, культура, традиции, обычаи, обряды, сознание.
Итоги занятия.
Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали на занятии? А как вы считаете, достаточно ли одного занятия, чтобы научиться изготавливать сувениры красиво? Ведь вы очень старались и замечательно справились со всем, что мы запланировали. Спасибо вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""
Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди домашних питомцев ...
Вступление перед открытым занятием. Открытое занятие для детей младшей дошкольной группы «Домашние животные»
Вступление перед открытым занятием...
Презентация: "Юрта-сувенир"
Презентация открытого урока: "Юрта-сувенир"...
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого занятия от МС ОО)
Совершенствование методов обучения...
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)...