Путешествие в мир логики
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодёжи имени А. П. Гайдара»
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор …..… __________________(инициалы, фамилия) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Путешествие в мир логики».
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель программы:
Мокшанова Алла Бенедиктасовна,
педагог дополнительного образования
Москва- 2017 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально-
педагогическая.
1.2. Уровень усвоения программы: ознакомительный.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Есть великая формула ”дедушки” космонавтики К.Э.Циолковского: ”Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым и, наконец, стал открывать истины никому еще не известные”. Это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. В этом и есть новизна программы ”Путешествие в мир логики” . Программа имеет социально-педагогическую направленность.
3-4 года – это очень важный возраст в жизни детей. Ребенок пробует быть самостоятельным, неумело, но требовательно заявляет о праве на собственное решение, выбор. Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Принципиально важно, чтобы новые знания входили в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как ”открытие” закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение “почему?”. С появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребенка. Возникает новый интерес к процессу, к причине, первые “открытия“, первые собственные выводы и удивление, и горящие глазенки, и желание узнать “еще и еще”. Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Программа «Путешествие в мир логики» ориентирована на использование развивающих игр, как основа её практической реализации. Актуальность заключается в том, чтобы помочь «домашним детям» психологически адаптироваться к новой среде, создание благоприятной атмосферы, где бы ребёнок чувствовал себя комфортно. Педагогическая целесообразность программы - в её игровой методике, благодаря которой желание ребёнка научиться чему бы то ни было, возникает естественно, как бы само собой и постепенно перерастает в устойчивый познавательный интерес.
Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;
- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
1.4. Цель программы: привитие ребёнку мотивации для познания им окружающего мира.
1.5. Задачи программы:
Учебные:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчеству.
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения.
- развитие речи.
- тренировка памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитание интереса к процессу обучения.
- воспитание доброжелательности, усидчивости.
Эти задачи решаются в комплексе. Новый материал на занятиях вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
1.6.Категория обучающихся: дети 3-4 года. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей)
1.7.Срок реализации программы - 1 год (36 часов).
1.8.Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:
Занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы -8-10 человек.
Режим занятий: Программа рассчитана на 36 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут. Занятия проводятся на внебюджетной основе.
1.9. Планируемые результаты освоения программы:
По окончании учебного года дети будут знать и уметь:
- - в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).
- -уметь продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, умение самостоятельно составлять подобные ряды.
- - сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до пяти предметов в возрастающем порядке.
- -уметь в простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, “лишний” элемент.
- - считать в пределах пяти.
- - сравнивать совокупности предметов путем составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.
- -уметь правильно устанавливать пространственно – временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
- - распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы похожие по форме.
- -уметь показывать правую и левую руки, предметы расположенные справа и слева от неживого объекта.
Допускается корректировка программного содержания занятия, количество установленных для каждого цикла учебных часов, последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы, особенностей детей, успешности освоения ими программного материала.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план.
№ | Названия раздела (модуля), темы | Теория | Практика | Всего учебных часов | Форма аттестации |
1 | Введение | 1 | - | 1 | Открытое занятие |
2 | Сравнение предметов и совокупностей: - цвет и оттенки цветов - ширина - высота - длина - размер | ||||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
3 | Количественный и порядковый счет, цифры 1 – 5. - понятие “пара” - “столько же” - “больше, меньше” | ||||
1 | 2 | 3 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
4 | Пространственно – временные представления: - “раньше - позже” - “сначала - потом” - “справа - слева” | ||||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
5 | Геометрические фигуры и тела: - круг и шар - квадрат и куб - треугольник и пирамида - прямоугольник - овал | ||||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
1 | 1 | 2 | |||
6 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | |
Итого: | 17
| 19 | 36 |
2.3.Содержание учебного (тематического) плана:
Тема 1.Введение в программу. Первые «открытия». Техника безопасности.(1 час)
Тема 2.Сравнение предметов и совокупностей. (10 часов)
Теория (5ч). Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Выделение признаков сходства и различия.
Практика (5ч). Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте. Объединение предметов по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение ”лишних” элементов.
Игры и упражнения: ”Зоопарк”, ”Магазин”, ”Мамины бусы”, ”В гостях у Мишутки”, ”Прогулка в лес”, ”Поезд”, “Четвёртый лишний’’.
Тема 3.Количественный и порядковый счет. Цифры 1 – 5.(7 часов)
Теория (3ч). Знакомство с понятием ”один” и ”много”. Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар. Равенство совокупностей. Формирование представлений о понятиях ”столько же”, ”больше”, ”меньше”. Прямой счет в пределах пяти.
Практика (4ч). Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Игры и упражнения: “Больше - меньше”, “Кто следующий?”, “Разноцветные фонарики”, “Найди пару”, “Магазин”, “Дети и конфеты”, “Что сначала – что потом”.
Тема 4. Пространственно – временные представления.(6 часов)
Теория (3ч). Формирование пространственных отношений: на – над – под; слева – справа – посередине; вверху – внизу; снаружи – внутри; за – перед. Ориентировка в пространстве по заданному направлению. Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра.
Практика (3ч). Установление последовательности событий. Представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь).
Игры и упражнения: “День - ночь”, “Найди игрушку”, “Что когда бывает”, “Найди свое место”, “Куда пойдешь, то и найдешь”, “Запоминай-ка”.
Тема 5. Геометрические фигуры и тела.(10 часов)
Теория (5ч). Знакомство с геометрическими фигурами и телами: круг, шар, квадрат, куб, треугольник, пирамида, прямоугольник, овал.
Практика (5ч). Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Игры и упражнения: “Домино”, “Что у Вас?”, “Украсим ковер”, “Гаражи”, “Разложи коробки”, “Что изменилось?”
Тема 6. Итоговое занятие. (2часа)
Теория и практика
Итоговое занятие за первое полугодие: «В стране математических сказок» (сказка «Колобок»). Контроль знаний по пройденным темам. Сюжетная линия – Колобок встречается со сказочными героями, которые хотят его съесть, но ребята, выполнив все задания, спасают его.
Итоговое занятие за второе полугодие: «В стране математических сказок» (сказка «Репка»). Контроль знаний по базовым разделам программы. Сюжетная линия – герои сказки считают друг друга, встают по росту, делят репку между собой.
Раздел 3.Формы контроля и оценочные материалы
Для осуществления контроля за усвоением программного материала проводятся итоговые занятия в 1-ой половине года и в конце учебного года. В течение года темы программы могут корректироваться.
При работе по программе «Путешествие в мир логики» используются следующие методы:
словесные: (объяснение, рассказ, беседа, загадки), наглядные: (показ, демонстрация наглядных пособий), практические: (рисование, конструирование), игровые: (дидактические игры, упражнения, задания).
Формы организации занятий:
фронтальная работа с демонстрационным материалом; самостоятельная работа с раздаточным материалом; постановка и разрешение проблемных ситуаций; элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины окружающей действительности.
Раздел 4.Организационно – педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно – методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
- Магнитная доска с набором плоскостных фигур
- Наборное полотно для предметных картинок.
- Панно “Фантазия”.
- Цветные мелки, карандаши.
- Магнитики.
- Наборы геометрических фигур, тел.
- Счетные палочки.
- Мелкий раздаточный материал.
- Игрушки, кубики, пирамидки.
- Мячи и веревка.
- Бумага
- Конструктор
4.2. Материально – технические условия реализации программы.
1) Просторное помещение для занятий
2) Столы и стулья
3) Дидактические и лекционные материалы
4) Наглядно-дидактический материал
5) Методические разработки игр
6) Практический курс по развитию математических представлений у детей 3-4 года;
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
7) Разработки тем занятий
8) Тематическое планирование
9) Магнитофон; ноутбук
Список использованной литературы:
- Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (Дата обращения 06.06.2016)
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - http://government.ru/docs/14644/ (Дата обращения 06.06.2016).
- Винокурова Н. К. “Развиваем способности детей”, М., 2002 г., 100 стр.
- Зайцев В. В. «Математика для детей дошкольного возраста», М., 1999 г., 134 стр.
- Ильина М., Парамонова Л., Головнева Н., “Тесты для детей”, С.-П., “Дельта”, 1999 г.
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е., Образовательная программа и пути ее реализации “школа 2100”. М. Баласс, 1999 г., 90 стр.
- Программа развития воспитания детей “Детство”, С.-П., Акцидент, 1999 г.,157 стр.
- Смоленцева А. А. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием», М., 1987 г., 99 стр.
- Тихомирова Л. Ф., “Логика для дошкольников”, Ярославль, 2004 г., 135 стр.
- “Энциклопедия воспитания и развития дошкольников”, Ярославль, 2001 г., 300 стр.
Интернет – ресурсы:
- http://infourok.ru/
- http://dop-obrazovanie.com/
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/http://www.chessm.ru/
- http://uroki-online.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в страну "Логика"
Урок (занятие) по психологии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Основы логики в 8 классе. Задания по логике
Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....
презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"
Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...
Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"
Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...
Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...
Логика, задачи на Логику, Загадка Эйнштейна
Основные определения Логики,детские задачи на Логику2 Загадки Эйнштейна...