"Патриотическое воспитание в литературе."
статья на тему

Коломенская Анна Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1aaaa.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-организатор Коломенская А.П.

Зам. директора, учитель русского и литературы Сатунина О.В.

Патриотическое воспитание в литературе.

Почему стоит рассматривать на сегодняшний день вопрос о патриотическом воспитании в литературе и о патриотическом воспитании вовсе? Если мы взглянем на современную молодежь, то, не прибегая к специальным методикам, сможем увидеть как высококвалифицированная молодежь, получив высшее образование, спешит реализовать себя в иностранном государстве, в поисках «лучшей жизни». Не только взрослое поколение родителей этой самой «золотой» молодежи, но и государство заинтересовано в том, чтобы каждое поколение детей стремились реализовать себя каждый в своей стране. Ну а на этом этапе сыграет свою роль патриотизм, а как средство, через литературу.

Определяя понятие патриотизма, мы говорим о чувстве привязанности к месту, где родился и вырос, о гордости за социально-культурные достижения своей страны, говорим об уважении к историческому прошлому своей Родины. Так как в концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», то напрашивается абсолютно логический вывод: «необходимость в создании условий патриотического воспитания, как важной основы государства, является самой актуальной».

Безусловно, необходимо говорить о том, что литература является одним из актуальных способов воздействия на учащихся в вопросе о воспитании в них чувства патриотизма. Так как школа, это первая инстанция сознательной молодежи, через которую возможно повлиять на их духовный мир, на выбор нравственных ориентиров.  Вольтер писал: «Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже прочитанную книгу — значит вновь увидеть старого друга». Но обязательно не нужно забывать, что патриотизм формируется не одномоментно. Это требует постоянного

внимания в течение всего времени обучения в школе. Правильно поставленные задачи в планах учебного заведения дадут непременно положительный результат, так как молодежь научится находить правильные ориентиры и сформирует такую систему отношений, которая позволит сложить в единую картинку мировоззрения культуру и историю своего государства. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература и история государства.

Говоря о литературе любого народа, то все эти книги содержат богатое наследие для воспитания в детях дружеского отношения друг к другу, товарищество, взаимопонимание, трудолюбие, и, наконец, патриотизм. Безусловно, достижению этих целей послужат не только пословицы и поговорки, но и загадки, песни, басни, былины, рассказы и стихотворения. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет». «Житие Александра Невского», «Слова о полку Игореве» и т.д.

Также огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют исторические моменты военных годов. Например, можно вспомнить о войне великого русского народа с наполеоновской Францией 1812г. Рассматривая эпизоды военной истории России, можно с гордостью читать героические страницы истории страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины. Параллельно на уроках истории и литературы проводятся беседы о войне 1812 года. Здесь значение Бородинской битвы следует подчеркнуть. Упомянуть о том, что и сам Лермонтов был участником битвы на Кавказе. В анализе стихотворения четко прослеживается главная мысль, которая и составляет вопрос: «Почему чувства участников далеких событий1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» В этом и заключается глубокий смысл патриотического чувства, воспитывающийся в учениках.

Говоря о героических поступках русского народа прошлых лет, его героизм, патриотизм, самоотверженность, нашли свое отражение в поэтических произведениях. Эти произведения о войне изучаются на протяжении всего школьного периода, разными возрастами. Например, в пятом классе этому посвящен раздел «Ради жизни на Земле», в шестом «Произведения о Великой Отечественной войне», «На дорогах войны…» седьмой класс, и т.д. все эти рассказы и стихотворения повествуют о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Литературные произведения, изучаемые в школе - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит и от первой встречи с книгой, и от первого учителя. Задача последнего заключается в создании положительного опыта в глазах учащихся о героях, о ситуациях размышлений. Следует подключать подростков к беседам о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

В современной прозе часто встречаются глубокие воспоминания о героических эпохах, истории великого народа. А их духовные и нравственные корни поступков показывают высокий нравственный потенциал человека. Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире.

Таким образом, работая в современной школе, особый акцент следует делать на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам нашего народа. Они заставят детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы....

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...