Освоение техники и тактики вольной борьбы
статья на тему
Обучение и совершенствование технико-тактических действий борца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_tehniki_i_taktiki_volnoy_borby.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16,
тел. 8(30131) 93-341, e-mail: ulukschool@mail.ru.
Мастер - класс
«Освоение техники и тактики вольной борьбы»
Районный семинар тренеров – преподавателей по вольной борьбе
Выполнил: Эрхитуев А.Э., тренер – преподаватель по вольной борьбе
Март 2017 г.
Техника и тактика вольной борьбы
История вопроса.
Известно, что борец должен быть сильным, выносливым, быстрым, ловким, гибким и, наконец, смелым и решительным. Он должен уметь логически мыслить и быстро соображать, чтобы составлять правильный тактический план схватки и вовремя принимать необходимые решения. В учебно-тренировочной работе развитию этик качеств у борцов уделяется много внимания. Однако двигательные качества связаны с генетическим кодом т.е. предел развития их заложен в человеке. С другой стороны настойчивое развитие некоторых из них ограничивает возможность совершенствования других. И, наконец, из-за недостатка времени развить каждое двигательное качество до очень высоких кондиций в процессе тренировочной работы невозможно. Поэтому у борцов старших поколений некоторые показатели развития физических качеств, например силы, были не хуже, чем у современных борцов, но, как показывает практика, предела технико-тактического совершенствования пока не видно.
Техническое совершенство - фактор, компенсирующий недостатки в подготовке борца. Техничный борец тратит меньше энергии в схватке, так как включает в работу только те мышцы, которые в данном движении выполняют какие-либо функции. Он не скован, поскольку уверен в своей способности отразить внезапную атаку противника, он дышит свободно и поэтому меньше утомляется, что позволяет вести активную борьбу на протяжении всей схватки, а именно эта способность - показатель высокого уровня специальной выносливости борца.
При атаке или с целью преодоления сопротивления противника техничный борец целесообразно использует возможности мышц, включая их в работу последовательно или одновременно. Кроме того, он активно использует свой вес, инерцию движения массы тела, а нередко усилия и инерцию движения противника. Все это позволяет техничному борцу преодолевать сопротивление физически более сильных соперников, т. е, отчасти компенсировать недостатки в силовой подготовленности, а также положительно влияет на специальную выносливость.
В процессе овладения техническими действиями (ТД) борец привыкает анализировать движения. При этом в коре больших полушарий головного мозга спортсмена образуются новые временные связи, что является одной из физиологических основ ловкости. Это значит, что борец вырабатывает умение корректировать свои действия с учётом изменения динамической ситуации (ДС) схватки. Хорошая техника дает выигрыш в быстроте. Она основывается на своевременном включении в работу различных мышц, что является одной из основ скорости, или, как говорят борцы, резкости движения. Уровень технического мастерства борца определяет тактику. У техничного борца больше вариантов построения схватки с менее техничным соперником. Кроме того, схватка, в которой много эффектных приемов, - красивое зрелище. Именно это привлекает молодежь к занятиям борьбой, а зрителей - на соревнования.
Этапы овладения техникой борьбы.
Согласно дидактическому правилу "от простого к сложному" сначала технику борьбы нужно изучать без помех и в наивыгоднейшем варианте с осознанием необходимости определенных компонентов движения: направления, амплитуды, нервно-мышечного напряжения, последовательности или одновременности действий и пр. Однако в практике борьбы зачастую этот этап игнорируется. Поэтому многие борцы умеют выполнять приемы лишь в одну сторону или проводят в течение схватки всего два-три приема. Устранению этих недостатков содействует применение частных методик обучения сложным приемам, включающих специальные подводящие упражнения.
Недостатки в развитии силы или общей выносливости можно устранить, если даже борцу 15-16 лет или больше, а недостатки в технической подготовленности, как уже было сказано, исправить зачастую невозможно. Поэтому в тех видах спорта, где техника играет значительную роль, возрастная граница приема в детские группы неуклонно снижается.
Правильная техника имеет значение не сама по себе, а лишь в связи с особенностями схватки, и усилия тренера должны быть направлены на выработку вариативного навыка, т, е. умения борца учитывать изменения ДС. Поэтому вторым этапом в овладении техникой должна быть выработка умения связывать прием с тактической подготовкой. Чтобы провести прием, необходимо ввести соперника в заблуждение относительно своих намерений или вынудить его занять удобное для проведения приема положение (о средствах и методах решения этой задачи говорится в главе "Тактика борьбы").
Второй этап овладения техникой связан с первым. Ведь некоторые приемы вообще не могут быть выполнен без тактической подготовки так как проводятся не из исходных положений, а в ответ на действия соперника. Чем больше вариантов тактической подготовки приема, тем больше возможностей применить его. Поэтому коронный прием удается и тогда, когда сопернику хорошо известно, чего следует ждать от атакующего. Но и после проведения тактической подготовки соперник нередко успевает предпринять защитные действия, тем более что иная тактическая подготовка направлена лишь на достижение выгодного захвата. Таким образом, третья задача - научить борца использовать защиту от первой атаки для проведения еще одной (такие соединения называются комбинациями). На этом этапе изучаются также способы нейтрализации приемов путем применения защит, опережения, проведения контрприемов. Причем следует учиться выполнять все технические действия в обе стороны.
Четвертый этап овладения техникой - это отработка. Что это такое? Каждый человек без всякой подготовки может толкнуть ядро. Но при первой попытке оно улетит метров на пять. Овладев азами техники, спортсмен добавит к этому результату метра два. А потом начнется кропотливая работа, ядро будет улетать все дальше, причем неискушенному человеку разница в форме движения не будет заметна. В этот период будут укрепляться мышцы, налаживаться и улучшаться межмышечная и внутримышечная координация. То же самое будет происходить при совершенствовании технико-тактических действий (ТТД) борца. Но это лишь одна сторона работы на этапе. Другая, не менее важная, сторона - выработка вариативного навыка, т. е. умения действовать в различных ДС, в условиях сопротивления соперника и недостатка времени. Этап этот длительный: пойдут годы,_прежде _чем борец научится выполнять целостные действия с высокой степенью совершенства, быстро, точно, экономно. Именно потому, что процесс этот длительный нужно первые три этапа пройти форсировано в раннем возрасте когда обучение наиболее плодотворно. Следует заметить, что во время отработки борцов обычно предоставляют самим себе, т.е. они занимаются условиях отсутствия целенаправленного руководства. В таких условиях юные борцы предпочитают выполнять те приёмы, которые у них получаются лучше, чтобы положить партнёра на лопатки. Очевидно, отработку надо направлять, чтобы спортсмены осваивали те приемы, которые они выполняют плохо.
Большую пользу при приобретении вариативных навыков может принести схватка по типу обязательной программы в парном катании, где необходимо выполнять определенные элементы в произвольном сочетании. При этом количество приемов может постепенно возрастать. Отрабатывать разученные элементы нужно регулярно, причем не только во время основной тренировки, но и в конце утренней зарядки (если зарядка проводится не на ковре, то в нее включаются фрагменты приемов, защит и контрприемов), а также непосредственно после разминки во время тренировки в зале. Следующий, пятый, этап совершенствования технико-тактического мастерства представляется как формирование, а затем и пополнение технического арсенала борца, причем выбираются ТТД, наиболее подходящие ему. Обычно борец это делает сам, но тренер должен помочь ему в разработке новых вариантов тактической подготовки. Результаты этой работы контролируются в учебно-тренировочных схватках, когда противник настойчиво сопротивляется и может помимо техника-тактических действий предпринимать силовой и темповой прессинг. Мастера высокого класса на этом уровне осуществляют моделирование схваток против будущих соперников (о6 этом подробно рассказано в главе "Тактика борьбы"). На шестом этапе вырабатывается адаптация к стрессовым ситуациям и к нагрузкам, которые ожидают борца на соревнованиях. На этом этапе отбирают борцов, достойных представлять команду на соревнованиях.
Встречаясь в вольных и контрольных схватках с соперниками, которые его досконально изучили (а так и бывает на крупных соревнованиях), борец должен показать все, на что он способен, в условиях, приближенных к условиям соревнования. Такие схватки и являются шестым этапом совершенствования техника-тактического мастерства. На этом этапе можно вносить коррективы и уточнять какие-либо детали, могут меняться и модели предстоящих схваток.
Седьмой этап (соревновательный) подводит итоги большой работы тренера и спортсмена. Результаты этой работы дают материал для размышлений о направленности учебно-тренировочной работы в будущем.
Каким быть тренеру?
Итак, мы показали этапы становления вариативной техники. Что же мешает наладить такую систему подготовки? Во-первых, невысокий уровень квалификации тренеров и, во-вторых, стремление их быстро подвести своих воспитанников к хорошим результатам. Чтобы глубоко разобраться в технике (а иначе обучать нельзя), необходимо прочувствовать и осознать детали технического мастерства. В этом одно из отличий борьбы от других видов спорта, технику которых можно изучить по кинограммам и данным, полученным различными методами. Другая особенность борьбы в том, что точно повторенное (по форме) движение может резко отличаться от образца, так как в нем не будет тонкостей, которые зрительно уловить не удается, а можно лишь прочувствовать с помощью механорецепторов. Третье отличие борьбы в том, что приемы постоянно перестраиваются с целью преодоления различного по форме и характеру сопротивления. Описание приемов борьбы по кинограммам без изучения их часто приводит к ошибкам, а в тексте обычно поясняется то, что и так видно на кадрах. Отсюда следует: чтобы учить приему надо предварительно "прочувствовать" его на себе. А таких приемов у тренера (если он сам постоянно не учится, в том числе у своих учеников и других борцов) не так уж много: это приемы, которыми он пользовался, когда боролся сам.
Откуда берутся личные, свойственные одному борцу, приемы? Немало теоретиков и тренеров связывают овладение конкретным ТТД с самобытностью авторов коронных приемов. При этом им приписывается чуть ли не монопольная способность выполнять эти приемы, обусловленная особенностями двигательного аппарата. В результате вместо надежной методики, которая помогла бы овладеть этим ТТД, создается "теория", согласно которой тот или иной прием под силу лишь одному спортсмену. Конечно, не все, что доступно борцу весом 52 кг, может делать тяжеловес. Чрезвычайная подвижность плечевого сустава позволяет некоторым борцам лучше обороняться от переворотов с захватом шеи из-под плеча или обратного захвата предплечья. Могут быть нюансы и в проведении технического элемента, обусловленные особенностями телосложения. Но это все касается частностей, а вовсе не арсенала техники в целом.
Заключение
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод: индивидуальные приемы медленно распространяются потому, что тренеры не знают методик обучения сложным приемам борьбы.
Реализация принципов доступности и последовательности в учебно-тренировочном процессе. Использование приведенных в пособии частных методик позволит решить вопрос о возможности обучения детей тому или иному техническому элементу. Таким образом, дело не в том, чему можно учить, а в том, способны ли организм и двигательный аппарат выдержать воздействие неоднократных приземлений, напряжений и пр. Чтобы не ошибиться при решении этого вопроса, рекомендуется ,следующее:проводить хорошую общую и специальную разминку перед каждым занятием на ковре, чтобы подготовить организм и двигательный аппарат ко второй части урока;
начинать вторую часть урока с борьбы в партере (будь то обучение или отработка);
работая с новичками поначалу больше внимания уделять изучению ТТД в партере. Благодаря этому будет укрепляться двигательный аппарат спортсменов, они научатся ориентироваться в пространстве, чувствовать партнера, пользоваться мостом, рычагами тела и т. д.
Будьте здоровы, занимайтесь спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения технике вольной борьбы
Методические рекомендации...
Анализ техники основных приемов в вольной борьбе
Метод рекомендации...
Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по физкультурно-спортивному направлению занимающихся вольной борьбой.Она может использоваться воспита...
Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»
Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»...
Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»
Методическая разработка для проведения занятия по вольной борьбе «Технико-тактическая подготовка юного спортсмена»...
Методика обучения технике вольной борьбы
Исследовательская работа...
Гассиев Т. Р. - Методика обучения технике вольной борьбы
Гассиев Т. Р. - Методика обучения технике вольной борьбы...