Рабочая программа
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Краеведение. Музейная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 26.78 КБ |
Календарно-тематический план | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Советский
Рассмотрено Руководитель кафедры Ф.И.О. ____________ Протокол № _______ «___»______2015г. Подпись__________ | Согласовано Заместитель директора по УВР Ф.И.О.__________ «___»_______2015г. Подпись________ | Утверждено Директор МБОУ гимназии г. Советский Быданов В.А.______ «___»______2015г. Подпись_______ |
Рабочая программа по кружку
«Краеведение. Музейная деятельность»
Составила учитель истории, обществознания
I квалификационной категории
Рахмангулова Регина Сабирьяновна
г. Советский 2015 г.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные | • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
познавательные | • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; • добывать необходимые знания с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
коммуникативные | • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • умение координировать свои усилия с усилиями других; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
Содержание учебного предмета.
Раздел I. Источники и методы изучения истории родного края.
Тема 1. Откуда можно узнать о прошлом края.
Вещественные источники. Археологические памятники: древние поселения, погребения с надмогильными сооружениями, орудия труда, оружия, предметы домашнего обихода. Изобразительные источники: фотографии, произведения изобразительного искусства. Письменные источники- предметы, смысловые содержания которых выражено с помощью письма: букв цифр.
Тема 2. Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения.
Основные пути сбора историко-краеведческих материалов: планомерный систематический сбор сведений и документов. Изучение краеведческой литературы.
Тема 3. Знакомство с музеем.
Место школьного музея в системе воспитания и образования учащихся. Понятие «музей». Школьный музей, его признаки и задачи. Положение о школьном музее. Профили школьных музеев.
Раздел 2. История родного края.
Тема 1. Мой дом.
Семья ячейка общества. Что такое генеалогическое дерево. Откуда можно узнать о прошлом моей семьи.
Тема 2.Родословная моей семьи.
Мои родители. Где учлись. Их трудовая и общественная деятельность. Поколение дедушек и бабушек .Их жизнь их дела.
Тема 3. Связь поколений. Характеристика поколений: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, их трудовые и ратные дела. Семейные традиции.
Тема 4. Родная школа, ее история и традиции. Гимназия- очаг культуры, просвещение народа. Источники сведений о прошлом школе. Основные этапы истории гимназии.
Тема 5. Наши учителя.
Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Их участие в трудовой деятельности.
Тема 6. Город: прошлое, настоящее, будущее.
Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания. Происхождения названий.
Тема 7. История города.
Города и их функции. Исторические типы городов. Герб города, его символика.
Тема 8. История района.
Районирование, его принципы. Роль исторических и экономических факторов. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района.
Тема 9. История края.
Для чего создаются, области, края. Памятники прошлого на территории округа. Занятия жителей.
Тема 10. Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера.
Религия, роль церкви. Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Социальный характер образования.
Тема 11. Великая Отечественная война в истории края.
Великая Отечественная война. Подвиг трудящихся на фронте и в тылу.
Тема 12. Итоговое занятие.
Прошлое края- неотъемлемая часть история страны, частица всемирной истории. История Отечества, и края, неоднозначна: в ней победы и неудачи, героическое и трагическое.
Учебно-методические материалы
Список литературы для обучающихся
- И Кондратьева, Города России. Энциклопедия – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
- Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
- 1.http://yandex.ru
Список литературы для учителя
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ( Стандартные второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 2007. – 78 с.
- Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. – М.: Глобус, 2007. – 140 с.
- Даринский А.В., Краеведение. – М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис – пресс, 2005. – 95 с.
Оснащение учебного процесса
• Компьютеры
• Проекты
• Экран
• Карта РФ,
Предварительный просмотр:
Содержание курса «Краеведение. Музейная деятельность».
№ п/п | Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. | Откуда можно узнать о прошлом края | Вещественные источники. Археологические памятники: древние поселения, погребения с надмогильными сооружениями, орудия труда, оружия, предметы домашнего обихода. Изобразительные источники: фотографии, произведения изобразительного искусства. Письменные источники- предметы, смысловые содержания которых выражено с помощью письма: букв цифр. | 3 | Урок-лекция | Работать со справочным аппаратом книги. Усвоить понятие «исторический источник». |
2. | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения. | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения. Основные пути сбора историко-краеведческих материалов: планомерный систематический сбор сведений и документов. Изучение краеведческой литературы | 3 | Урок-практикум | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
3. | Знакомство с музеем | Место школьного музея в системе воспитания и образования учащихся. Понятие «музей». Школьный музей, его признаки и задачи. Положение о школьном музее. Профили школьных музеев | 3 | Урок экскурсия | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
4. | Мой дом. | Семья ячейка общества. Что такое генеалогическое дерево. Откуда можно узнать о прошлом моей семьи | 3 | Урок практикум | Добывать необходимые знания с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; |
5. | Родословная моей семьи | Мои родители. Где учлись. Их трудовая и общественная деятельность. Поколение дедушек и бабушек .Их жизнь их дела. | 3 | Самостоятельная работа | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проектная деятельность |
6 | Связь поколений | Характеристика поколений: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, их трудовые и ратные дела. | 3 | Урок практикум | Умение работать с учебником, выделение главного от второстепенного, расширение кругозора |
7. | Родня школа, ее история и традиции | Родная школа, ее история и традиции. Гимназия- очаг культуры, просвещение народа. Источники сведений о прошлом школе. Основные этапы истории гимназии. | 5 | Урок лекция | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
8. | Наши учителя | Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Их участие в трудовой деятельности. | 4 | Урок практикум | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
9. | Город: прошлое, настоящее, будущее | Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания. Происхождения названий. | 5 | Урок экскурсия | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
10. | История города | Города и их функции. Исторические типы городов. Герб города, его символика. | 4 | Урок практикум | Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы |
11. | История района | Районирование, его принципы. Роль исторических и экономических факторов. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района. | 5 | Урок лекция | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп |
12. | История края | Для чего создаются, области, края. Памятники прошлого на территории округа. Занятия жителей. | 6 | Урок практикум | Уметь читать историческую карту; уметь определять причинно следственные связи, делать выводы |
13. | Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера. | Религия, роль церкви. Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Социальный характер образования | .2 | Урок лекция | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
14. | Великая Отечественная война в истории края. | Великая Отечественная война. Подвиг трудящихся на фронте и в тылу. | 4 | Урок практикум | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации |
15. | Наши «Земляки-герои» | Великая Отечественная война. Подвиг трудящихся на фронте и в тылу. | 4 | Урок практикум | Анализировать исторический источник; и осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
16. | Военная фотография | Великая Отечественная война на фотографиях. | 4 | Урок лекция | Анализировать исторический источник; и осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
17. | Итоговое занятие. | Прошлое края- неотъемлемая часть история страны, частица всемирной истории. История Отечества, и края, неоднозначна: в ней победы и неудачи, героическое и трагическое. | 3 | Повторительно-обобщающий урок. | Добывать необходимые знания с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; |
18. | Итоговое занятие - резерв. | 2 | |||
Итого: | 70 |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1. | Откуда можно узнать о прошлом края | 1 | ||
2 | Откуда можно узнать о прошлом края | |||
3 | Откуда можно узнать о прошлом края | |||
4. | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения | |||
5 | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения | |||
6 | Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения | |||
7. | Знакомство с музеем | |||
8. | Знакомство с музеем | |||
9. | Знакомство с музеем | |||
10. | Мой дом | |||
11 | Мой дом | |||
12 | Мой дом | |||
13 | Родословная моей семьи | |||
14 | Родословная моей семьи | |||
15 | Родословная моей семьи | |||
16 | Связь поколений | |||
17 | Связь поколений | |||
18 | Связь поколений | |||
19 | Родная школа, ее история и традиции | |||
20 | Родная школа, ее история и традиции | |||
21 | Родная школа, ее история и традиции | |||
22 | Родная школа, ее история и традиции | |||
23 | Родная школа, ее история и традиции | |||
24 | Наши учителя | |||
25 | Наши учителя | |||
26 | Наши учителя | |||
27 | Наши учителя | |||
28 | Город: прошлое, настоящее, будущее | |||
29 | Город: прошлое, настоящее, будущее | |||
30 | Город: прошлое, настоящее, будущее | |||
31 | Город: прошлое, настоящее, будущее | |||
32 | Город: прошлое, настоящее, будущее | |||
33 | История города | |||
34 | Города и их функции | |||
35 | Герб города и его символика | |||
36 | История города | |||
37 | История района | |||
38 | История района | |||
39 | История района | |||
40 | История района | |||
41 | История района | |||
42 | История края | |||
43 | История края | |||
44 | История края | |||
45 | История края | |||
46 | История края | |||
47 | История края | |||
48 | Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера | |||
49 | Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера | |||
50 | Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера | |||
51 | Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера | |||
52 | Великая Отечественная война в истории края | |||
53 | Великая Отечественная война в истории края | |||
54 | Великая Отечественная война в истории края | |||
55 | Великая Отечественная война в истории края | |||
56 | Наши «Земляки-герои» | |||
57 | Наши «Земляки-герои» | |||
58 | Наши «Земляки-герои» | |||
59 | Наши «Земляки-герои» | |||
60 | Военная фотография | |||
61 | Военная фотография | |||
62 | Военная фотография | |||
63 | Военная фотография | |||
64 | Прошлое края -неотъемлемая часть страны | |||
65 | Прошлое края -неотъемлемая часть страны | |||
66 | Прошлое края –неотъемлемая часть страны | |||
67 | Итоговое занятие | |||
68 | Итоговое занятие | |||
69 | Резерв | |||
70 | Резерв | |||
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...