Рабочая программа
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Рахмангулова Регина Сабирьяновна

Краеведение. Музейная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Гимназия г. Советский

Рассмотрено

Руководитель кафедры

Ф.И.О. ____________

Протокол № _______

«___»______2015г.

Подпись__________

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Ф.И.О.__________

«___»_______2015г.

Подпись________

Утверждено

Директор МБОУ гимназии г. Советский

Быданов В.А.______

«___»______2015г.

Подпись_______

Рабочая программа по кружку

 «Краеведение. Музейная деятельность»

                                                     

                                                                                   Составила учитель истории, обществознания

                                                                                   I квалификационной категории

                                                                                   Рахмангулова Регина Сабирьяновна

г. Советский 2015 г.

Личностные и метапредметные результаты

результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

• формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

познавательные

• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

• добывать необходимые знания  с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

коммуникативные

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• умение координировать свои усилия с усилиями других;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Содержание учебного предмета.

Раздел I. Источники и методы изучения истории родного края.

Тема 1. Откуда можно узнать о прошлом края.

Вещественные источники. Археологические памятники: древние поселения, погребения с надмогильными сооружениями, орудия труда, оружия, предметы домашнего обихода. Изобразительные источники: фотографии, произведения изобразительного искусства. Письменные источники- предметы, смысловые содержания которых выражено с помощью письма: букв цифр.

Тема 2. Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения.

Основные пути сбора историко-краеведческих материалов: планомерный систематический сбор сведений и документов. Изучение краеведческой литературы.

Тема 3. Знакомство с музеем.

Место школьного музея в системе воспитания и образования учащихся. Понятие «музей». Школьный музей, его признаки и задачи. Положение о школьном музее. Профили школьных музеев.

Раздел 2. История родного края.

Тема 1. Мой дом.

Семья ячейка общества. Что такое генеалогическое дерево. Откуда можно узнать о прошлом моей семьи.

Тема 2.Родословная моей семьи.

Мои родители. Где учлись. Их трудовая и общественная деятельность. Поколение дедушек и бабушек .Их жизнь их дела.

Тема 3. Связь поколений. Характеристика поколений: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, их трудовые и ратные дела. Семейные традиции.

Тема 4. Родная школа, ее история и традиции. Гимназия- очаг культуры, просвещение народа. Источники сведений о прошлом школе. Основные этапы истории гимназии.

Тема 5. Наши учителя.

Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Их участие в трудовой деятельности.

Тема 6. Город: прошлое, настоящее, будущее.

Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания. Происхождения названий.

Тема 7. История города.

Города и их функции. Исторические типы городов. Герб города, его символика.

Тема 8. История района.

Районирование, его принципы. Роль исторических и экономических факторов. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района.

Тема 9. История края.

Для чего создаются, области, края. Памятники прошлого на территории округа. Занятия  жителей.

Тема 10. Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера.

Религия, роль церкви. Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Социальный характер образования.

Тема 11. Великая Отечественная война в истории края.

Великая Отечественная война. Подвиг трудящихся на фронте и в тылу.

Тема 12. Итоговое занятие.

Прошлое края- неотъемлемая часть история страны, частица всемирной истории. История Отечества, и края, неоднозначна: в ней победы и неудачи, героическое и трагическое.

Учебно-методические материалы

Список литературы для обучающихся

  1. И Кондратьева, Города России. Энциклопедия – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
  2. Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
  3.  1.http://yandex.ru

Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ( Стандартные второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 2007. – 78 с.
  5. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. – М.: Глобус, 2007. – 140 с.
  6. Даринский А.В., Краеведение. – М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
  7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис – пресс, 2005. – 95 с.

Оснащение учебного процесса

• Компьютеры

• Проекты

• Экран

• Карта РФ,



Предварительный просмотр:

Содержание курса  «Краеведение. Музейная деятельность».

№ п/п

Раздел

Содержание

раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

1.

Откуда можно узнать о прошлом края

Вещественные источники. Археологические памятники: древние поселения, погребения с надмогильными сооружениями, орудия труда, оружия, предметы домашнего обихода. Изобразительные источники: фотографии, произведения изобразительного искусства. Письменные источники- предметы, смысловые содержания которых выражено с помощью письма: букв цифр.

3

Урок-лекция

Работать со справочным

аппаратом книги. Усвоить

понятие «исторический

источник».

2.

Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения.

Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения. Основные пути сбора историко-краеведческих материалов: планомерный систематический сбор сведений и документов. Изучение краеведческой литературы

3

Урок-практикум

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

3.

Знакомство с музеем

Место школьного музея в системе воспитания и образования учащихся. Понятие «музей». Школьный музей, его признаки и задачи. Положение о школьном музее. Профили школьных музеев

3

Урок экскурсия

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

4.

Мой дом.

Семья ячейка общества. Что такое генеалогическое дерево. Откуда можно узнать о прошлом моей семьи

3

Урок практикум

Добывать необходимые знания  с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

5.

Родословная моей семьи

Мои родители. Где учлись. Их трудовая и общественная деятельность. Поколение дедушек и бабушек .Их жизнь их дела.

3

 Самостоятельная работа

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проектная деятельность

6

Связь поколений

Характеристика поколений: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, их трудовые и ратные дела.

3

Урок практикум

Умение работать с учебником, выделение главного от второстепенного, расширение кругозора

7.

Родня школа, ее история и традиции

Родная школа, ее история и традиции. Гимназия- очаг культуры, просвещение народа. Источники сведений о прошлом школе. Основные этапы истории гимназии.

5

Урок лекция

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

8.

Наши учителя

Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Их участие в трудовой деятельности.

4

Урок практикум

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

9.

Город: прошлое, настоящее, будущее

Источники знаний о прошлом города. Первые упоминания. Происхождения названий.

5

Урок экскурсия

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

10.

История города

Города и их функции. Исторические типы городов. Герб города, его символика.

4

Урок практикум

Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы

11.

История района

Районирование, его принципы. Роль исторических и экономических факторов. Памятники истории и культуры района. Документы о его прошлом. Территория района.

5

Урок лекция

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

12.

История края

Для чего создаются, области, края. Памятники прошлого на территории округа. Занятия  жителей.

6

Урок практикум

Уметь читать историческую карту; уметь определять причинно следственные связи, делать выводы

13.

Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера.

Религия, роль церкви. Развитие культуры. Школа. Высшие учебные заведения. Социальный характер образования

.2

Урок лекция

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

14.

Великая Отечественная война в истории края.

Великая Отечественная война. Подвиг трудящихся на фронте и в тылу.

4

Урок практикум

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

15.

Наши «Земляки-герои»

Великая Отечественная война. Подвиг трудящихся на фронте и в тылу.

4

Урок практикум

Анализировать исторический источник; и осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

16.

Военная фотография

Великая Отечественная война на фотографиях.

4

Урок лекция

Анализировать исторический источник; и осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

17.

Итоговое занятие.

Прошлое края- неотъемлемая часть история страны, частица всемирной истории. История Отечества, и края, неоднозначна: в ней победы и неудачи, героическое и трагическое.

3

Повторительно-обобщающий урок.

Добывать необходимые знания  с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

18.

Итоговое занятие - резерв.

2

Итого:

70

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Откуда можно узнать о прошлом края

1

2

Откуда можно узнать о прошлом края

3

Откуда можно узнать о прошлом края

4.

Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения

5

Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения

6

Как организовать поиск, сбор и изучение материалов краеведения

7.

Знакомство с музеем

8.

Знакомство с музеем

9.

Знакомство с музеем

10.

Мой дом

11

Мой дом

12

Мой дом

13

Родословная моей семьи

14

Родословная моей семьи

15

Родословная моей семьи

16

Связь поколений

17

Связь поколений

18

Связь поколений

19

Родная школа, ее история и традиции

20

Родная школа, ее история и традиции

21

Родная школа, ее история и традиции

22

Родная школа, ее история и традиции

23

Родная школа, ее история и традиции

24

Наши учителя

25

Наши учителя

26

Наши учителя

27

Наши учителя

28

Город: прошлое, настоящее, будущее

29

Город: прошлое, настоящее, будущее

30

Город: прошлое, настоящее, будущее

31

Город: прошлое, настоящее, будущее

32

Город: прошлое, настоящее, будущее

33

История города

34

Города и их функции

35

Герб города и его символика

36

История города

37

История района

38

История района

39

История района

40

История района

41

История района

42

История края

43

История края

44

История края

45

История края

46

История края

47

История края

48

Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера

49

Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера

50

Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера

51

Культурные и религиозные традиции народов крайнего севера

52

Великая Отечественная война в истории края

53

Великая Отечественная война в истории края

54

Великая Отечественная война в истории края

55

Великая Отечественная война в истории края

56

Наши «Земляки-герои»

57

Наши «Земляки-герои»

58

Наши «Земляки-герои»

59

Наши «Земляки-герои»

60

Военная фотография

61

Военная фотография

62

Военная фотография

63

Военная фотография

64

Прошлое края -неотъемлемая часть страны

65

Прошлое края -неотъемлемая часть страны

66

Прошлое края –неотъемлемая часть страны

67

Итоговое занятие

68

Итоговое занятие

69

Резерв

70

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...