Общеразвивающая программа "Юный фотограф"
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Итатский детско-юношеский центр»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный фотограф»
(стартовый уровень)
Итатский
2017
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Итатский детско-юношеский центр»
Утверждена приказом № 51 от «29» августа 2017г.
с учётом мнения педагогического совета
(протокол № 3 от «28» августа 2017 года)
Директор центра ________________ Н.Е. Воронов
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Юный фотограф»
(стартовый уровень)
Педагог дополнительного образования
Еремеева Ольга Александровна
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Итатский
2017
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Задачи
- Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
- Ожидаемые результаты
- Учебный план
- Содержание учебного плана
- Календарный учебный график
- Методическое обеспечение
- Материально-техническое оснащение
- Литература
- Приложения
Приложение 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Дополнительная общеразвивающая программа «Юный фотограф» (далее – программа) составлена в соответствии с
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- уставом учреждения;
- Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
- Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
- Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она является самостоятельным курсом освоения определенного вида деятельности и может служить первой ступенью для перехода к базовой программе обучения.
- Актуальность программы заключается в востребованности услуг по обучению учащихся основам фотографии для их эстетического развития и формирования ценностных ориентаций, что даёт оптимальные возможности для развития их творческих способностей.
- Назначение программы:
- дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
- сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
- рассказать о конкретном виде деятельности;
- выполнять основные действия;
- объяснить причины выбора данного вида деятельности.
- Целью программы является формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности.
- Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Петровой Е.А. «Я – юный фотограф». При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
- По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
- По содержанию деятельности программа является познавательной.
- По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности в области основ фотоискусства, нацеленной на получение сведений по интересующей дисциплине и формирование учебных умений в данной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
- Исходной теоретической основой программы являются положения о предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей.
- Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и учебных умений в области фотоискусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося.
- Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
- Программа предусматривает формирование у учащихся инвариантных (общих для всех дополнительных общеразвивающих программ данной направленности) и специальных (получаемых при освоении данной дополнительной общеразвивающей программы) предметных знаний и учебных умений. Так как дополнительное образование детей и взрослых, усиливая вариативную составляющую общего образования, способствует получению учащимися новых знаний, расширению и углублению тех знаний, которые они получают в рамках стандарта общего образования, программа предусматривает формирование у них универсальных учебных действий.
- Срок реализации программы:
- программа рассчитана на один год обучения;
- общая продолжительность обучения составляет 35 учебных часов.
- Режим занятий:
- занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, продолжительностью 40 минут.
- На освоение программы принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень имеющихся у учащихся знаний и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения.
- Возраст учащихся: 11 – 12 лет.
- Количество учащихся в группе: не более 15 человек.
- Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
- Программа реализуется через аудиторные и внеаудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
- теоретические и практические занятия;
- индивидуальные и групповые формы работы.
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка фотографий, мониторинг участия в конкурсах разных уровней.
- Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
- Формы подведения итогов реализации программы:
- текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
- оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении 1.
Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.
- Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- личностные:
- формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности деятельности;
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
- формировать у учащихся стремление к самореализации;
- обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
- способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
2. метапредметные – формировать у учащихся умения:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.
3. образовательные (предметные):
- расширить и углубить знания о фотоискусстве как виде художественной деятельности и его специфике;
- научить:
- фотографировать в разных жанрах фотоискусства;
- редактировать фотографии в программе Adobe Photo Shop;
- формировать:
- навыки фотографирования в разных жанрах;
- интерес к фотоискусству, как к культурной ценности;
- способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни.
- Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих
предметных знаний:
инвариантных:
- художественная деятельность как специфическая форма познания и преобразования мира;
- выразительные средства языка различных направлений творчества;
- прекрасное в действительности, труде, общественной жизни.
специальных:
- история возникновения фотографий;
- виды фотоаппаратов: профессиональные и непрофессиональные, цифровые и пленочные, зеркальные и незеркальные и их отличительные особенности;
- устройство и принцип работы фотоаппарата;
- инструменты и основные возможности программы Adobe Photo Shop;
- правила выбора места и ракурса для фотографирования в жанре «Пейзаж», особенности фотографирования и редактирования фотографий;
- правила выбора героя для фотографирования в жанре «Портрет», особенности фотографирования и редактирования фотографии;
- правила выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Архитектура», техника фотографирования и редактирования фотографий»;
- правила составления композиции для фотографирования в жанре «Натюрморт», фотографирования и приемы редактирования фотографий;
- правила выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографирования и особенности редактирования фотографий;
- правила техники безопасности при работе с фотоаппаратом, компьютером.
предметных учебных умений:
инвариантных:
- моделировать и воплощать собственный художественно-творческий замысел с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
- передавать средствами художественного образного языка своё отношение к произведениям искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- высказывать аргументированное суждение о содержании, сюжете и выразительных средствах произведений искусства.
специальных:
- определять виды фотоаппаратов;
- объяснять устройство и принцип работы фотоаппаратов;
- работать в программе Adobe Photo Shop;
- определять место и ракурс для фотографирования в жанре «Пейзаж», фотографировать и редактировать фотографии;
- выбирать героя для фотографии в жанре «Портрет», фотографировать и редактировать фотографии;
- выбирать объект и ракурс для фотографирования в жанре «Архитектура», фотографировать и редактировать фотографии;
- фотографировать в жанре «Натюрморт» и редактировать фотографии;
- определять объект и ракурс для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографировать и редактировать фотографии;
- фотографировать на заданную тему и самостоятельно;
- оформлять собственную фотогалерею;
- выполнять правила техники безопасности при работе с фотоаппаратом, компьютером.
универсальных учебных действий:
- личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
- умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
- познавательных универсальных учебных действий, включающих:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
- учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- Ожидаемые результаты
Предметными результатами освоения программы являются:
- учащиеся расширят и углубят знания:
инвариантные:
- о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
- о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
- о правилах создания изделий: пропорции, фоне, форме, уравновешенности, цвете;
- об инструкционной карте и практической работе по ней;
- о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
специальные:
- об истории возникновения фотографий;
- о видах фотоаппаратов: профессиональные и непрофессиональные, цифровые и пленочные, зеркальные и незеркальные и их отличительных особенностях;
- об устройстве и принципе работы фотоаппаратов;
- об инструментах и основных возможностях программы Adobe Photo Shop;
- о правилах выбора места и ракурса для фотографирования в жанре «Пейзаж», фотографирования и особенностях редактирования фотографий;
- о правилах выбора героя для фотографирования в жанре «Портрет», фотографирования и особенностях редактирования фотографии;
- о правилах выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Архитектура», фотографирования и технике редактирования фотографий;
- о правилах составления композиций для фотографирования в жанре «Натюрморт», фотографирования и приемах редактирования фотографий;
- о правилах выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографирования и особенностях редактирования фотографий;
- о правилах техники безопасности при работе с фотоаппаратом, компьютером.
- у учащихся продолжится формирование умений:
инвариантных:
- моделировать и воплощать собственный художественно-творческий замысел с использованием выразительных средств художественного творчества;
- передавать средствами художественного образного языка своё отношение к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- воспринимать произведения художественного творчества, высказывать аргументированное суждение об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
- использовать дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
специальных:
- определять виды фотоаппаратов;
- объяснять устройство и принцип работы фотоаппарата;
- работать в программе Adobe Photo Shop;
- определять место и ракурс для фотографирования в жанре «Пейзаж», фотографировать и редактировать фотографии;
- выбирать героя для фотографии в жанре «Портрет», фотографировать и редактировать фотографии;
- выбирать объект и ракурс для фотографирования в жанре «Архитектура», фотографировать и редактировать фотографии в жанре «Архитектура»;
- фотографировать в жанре «Натюрморт» и редактировать фотографии;
- определять объект и ракурс для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографировать и редактировать фотографии;
- фотографировать на заданную тему и самостоятельно;
- оформлять собственную фотогалерею.
- у учащихся будет осуществляться воспитание:
- ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
- готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
- потребности в обогащении знаний и умений в фотоискусстве и творческой деятельности.
Результатами формирования универсальных учебных действий являются умения:
- принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
5. Учебный план
Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | История возникновения фотографий | 1 | 1 | устный опрос | |
3 | Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки | 1 | 1 | устный опрос | |
4 | Программа Adobe Photo Shop | 2 | 1 | 1 | устный опрос |
5 | Фотография в жанре «Пейзаж» | 8 | 8 | готовая фотография | |
6 | Фотография в жанре «Портрет» | 6 | 6 | готовая фотография | |
7 | Фотография в жанре «Архитектура» | 5 | 5 | готовая фотография | |
8 | Фотография в жанре «Натюрморт» | 5 | 5 | готовая фотография | |
9 | Фотография в жанре «Макросъемка» | 5 | 5 | готовая фотография | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | выставка фоторабот | |
Итого: | 35 | 4 | 31 |
6. Содержание учебного плана
Вводное занятие (1ч). Беседа по оценке готовности учащихся к освоению программы. Правила техники безопасности.
История возникновения фотографий (1ч). Первая в мире фотография «Вид из окна». Фотография в России. Цветная фотография.
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки (1ч). Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные. Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Устройство и принцип работы фотоаппарата.
Программа Adobe Photo Shop (2ч) Знакомство с программой Adobe Photo Shop. Основные возможности и инструменты программы Adobe Photo Shop.
Фотография в жанре «Пейзаж» (8ч) Знакомство с жанром фотографии «Пейзаж». Правила выбора места и ракурса для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Особенности редактирования фотографий жанра «Пейзаж». Выставка фоторабот.
Фотография в жанре «Портрет» (6 ч) Знакомство с жанром фотографии «Портрет». Правила выбора героя для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Особенности редактирования фотографии. Выставка фоторабот.
Фотография в жанре «Архитектура» (5ч) Знакомство с жанром фотографии «Архитектура». Правила выбора объекта и ракурса для фотографирования. Самостоятельное фотографирование. Редактирование фотографии. Выставка фоторабот.
Фотография в жанре «Натюрморт» (5ч) Знакомство с жанром фотографии «Натюрморт». Правила составления композиции для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Редактирование фотографии. Выставка фоторабот.
Фотография в жанре «Маскросъемка» (5ч) Знакомство с жанром фотографии «Макросъемка». Правила выбора объекта и ракурса для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Особенности редактирования фотографии. Выставка фоторабот.
Итоговое занятие (1ч) Оформление и проведение выставки фоторабот.
- Календарный учебный график
1 | Период освоения программы | 02 сентября – 31 мая, с учетом каникул учащихся в общеобразовательной школе |
2 | Продолжительность учебного года | 35 недель |
3 | Нерабочие праздничные дни | 1-8 января – новогодние каникулы 7 января – Рождество Христово 23 февраля – День Защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник весны и труда 9 мая – День Победы 12 июня – День России 4 ноября – День народного единства |
4 | Продолжительность освоения программы | 1 год |
5 | Общая продолжительность обучения | 35 учебных часа |
6 | Время проведения учебных занятий | ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 часов по расписанию, утвержденному директором Центра |
7 | Режим занятий | занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут |
8 | Основная организационная форма обучения | аудиторные учебные занятия в группе не более 15 человек. Группа может иметь постоянно-переменный состав: учащиеся могут включаться в ее работу по мере возникновения запросов без включения их в основной состав |
9 | Формы проведения занятий | аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний |
10 | Система и форма обучения | безоценочная система, очная форма обучения |
11 | Формы подведения итогов реализации программы | текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений; оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении 1. Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов. |
- Методическое обеспечение
В основу построения программы заложены следующие принципы организации и содержания деятельности:
- научности – соответствие современным научным достижениям различных отраслей знаний;
- системности – подход к обучению, воспитанию и развитию как целостной системе;
- многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности. Используемые виды и формы работы являются одновременно привлекательными для учащихся, имеют чётко выраженные результаты, содержат эффект новизны, позволяют проявить творчество и самостоятельность, способствуют самоутверждению личности;
- свободы творчества, предполагающий право выбора ролевой позиции (организатор, исполнитель, участник);
- социальной активности.
Методами обучения и воспитания являются:
- методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные аудиторные занятия с созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия. Большая их часть занятий носит комплексный характер. Такие занятия включают учебно-игровую практическую и теоретическую работу.
Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:
- самостоятельности и креативности мышления;
- исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
- коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
- умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
- потребности в непрерывном образовании.
Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:
- моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
- ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
- временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.
Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.
Содержание учебных занятий определяется программой.
Учебное занятие должно:
- быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
- обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
- предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.
Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:
- создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
- целесообразно расходовать время занятия;
- применять разнообразные педагогические средства обучения;
- осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
- чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.
Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.
В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными, дидактическими и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы. Для оптимальной реализации цели и задач программы на занятиях необходимо широко использовать наглядный материал.
Построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.
Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение выставки творческих работ и участие в конкурсном движении, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах и выставках.
- Материально-техническое оснащение
- Техническое оснащение:
- фотоаппарат или телефон;
- компьютер, принтер.
- Методические материалы:
- программа Adobe Photo Shop;
- образцы фотографий в разных жанрах.
- Доступ к фондам районной и поселковой библиотек
- Доступ к информационно-коммуникационным сетям
- Литература
для педагога, учащихся и их законных представителей:
- Ефремов А.И. Секреты RAW. Профессиональная обработка [Текст] / А.И. Ефремов. – Питер, 2008 год
- Лапин А.В. Фотография как... [Текст] /А.В. Лапин.- Московский университет, 2003год
- Коуп Питер Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры [Текст] /Питер Коуп- Арт-Родник, 2006 г.
- http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
- http://www.photoshop-master.ru/
- http://www.teachvideo.ru/course/127
Приложение 1
Оценка результатов освоения учащимися
дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества | Количе ство баллов | Методы диагностик |
I. Теоретическая подготовка: | ||||
1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
II. Практическая подготовка: | ||||
1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие учебных умений программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
2.Владение специальным оборудованием и оснащением | Уровень использования специального оборудования и оснащения |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
III. Общеучебные умения: | ||||
1. Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
1.1 Умение использовать дополнительную литературу | Самостоятельность в использовании дополнительной литературы |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы |
| 1 2-5 6–10 | наблю-дение |
2. Учебно-коммуникативные умения: | ||||
2.1.Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
| 1 2-5 6–10 | наблю-дение |
2.2.Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации |
| 1 2-5 6–10 | наблю-дение |
3. Учебно-организационные умения: | ||||
3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
| 1 2-5 6–10 | наблю-дение |
3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям |
| 1 2-5 6–10 | наблю-дение |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе |
| 1 2-5 6-10 | наблю-дение |
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Список учащихся | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||
Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Соответствие учебных умений программным требованиям | Владение специальным оборудованием и оснащением | Креативность в выполнении практических заданий | |
Список учащихся | Общеучебные умения | ||||||
Самостоятельность в использовании дополнительной литературы | Самостоятель-ность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы | Адекват-ность восприя-тия информа-ции, идущей от педагога | Свобода подачи подготов-ленной информа-ции | Способ-ность самосто-ятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой | Соответ-ствие реальных умений соблюде-ния правил безопасно-сти программным требова-нииям | Аккурат-ность и ответственность в работе | |
Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –
из них достигли:
- максимальный уровень (от 61 балла до 120 баллов) –
- средний уровень (от 24 баллов до 60 баллов) –
- минимальный уровень (до 23 баллов включительно) –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.
Рекомендации для родителей. Беседа....
Дополнительная общеразвивающая программа "Цифровая компьютерная фотография"
Дополнительная образовательная программа «Цифровая фотография и компьютерные технологии» предназначена для обучения детей и молодежи фотографии и работе с фото редакторами на компьютере....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы техники фотографии и фотомастерства»
Основная цель программы – на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализаци...
"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...
История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.
Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....
Урок "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии"
План урока ИЗО в 9 классе...
Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии.
Конспект занятия для обущающихся, который полностью раскрывает тему, а главное интересно....