Общеразвивающая программа "Юный фотограф"
рабочая программа (5 класс) на тему

Еремеева Ольга Александровна

Общеразвивающая программа "Юный фотограф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Юный фотограф"271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности  

«Юный фотограф»

(стартовый уровень)

 

Итатский

2017

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

                                                                           

                                                                  Утверждена приказом  № 51  от «29» августа  2017г.

с учётом мнения педагогического совета

                                                                                  (протокол № 3 от «28» августа 2017 года)

                                                            Директор центра ________________ Н.Е. Воронов

 

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности  

«Юный фотограф»

(стартовый уровень)

 

Педагог  дополнительного образования

Еремеева Ольга Александровна

Возраст учащихся:  11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Итатский

2017

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемые результаты
  5. Учебный план
  6. Содержание учебного плана
  7. Календарный учебный график
  8. Методическое обеспечение
  9. Материально-техническое оснащение
  10. Литература
  11. Приложения

Приложение 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный фотограф» (далее – программа) составлена в соответствии с
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей  (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
  • уставом учреждения;
  • Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
  1. Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
  2. Программа относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов. Она предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она является самостоятельным курсом освоения определенного вида деятельности и может служить первой ступенью для перехода к базовой программе обучения.
  3. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по обучению учащихся основам фотографии для их эстетического развития и формирования ценностных ориентаций, что даёт оптимальные возможности для развития их творческих способностей.
  4. Назначение программы:
  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.
  1. Целью  программы является формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности. 
  2. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Петровой Е.А. «Я – юный фотограф». При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  3. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный  материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  4. По содержанию деятельности программа является познавательной.
  5. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности в области основ фотоискусства, нацеленной на  получение сведений по интересующей дисциплине и формирование учебных умений в данной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
  6. Исходной теоретической основой программы являются положения о         предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей.
  7. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и учебных умений в области фотоискусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося.
  8. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  9. Программа предусматривает формирование у учащихся инвариантных (общих для всех дополнительных общеразвивающих программ данной направленности) и специальных (получаемых при освоении данной дополнительной общеразвивающей программы) предметных знаний и учебных умений. Так как дополнительное образование детей и взрослых, усиливая вариативную составляющую общего образования, способствует получению учащимися новых знаний, расширению и углублению тех знаний, которые они получают в рамках стандарта общего образования, программа предусматривает формирование у них универсальных учебных действий.
  10. Срок реализации программы:        
  • программа рассчитана на один год обучения;
  • общая продолжительность обучения составляет 35 учебных часов.
  1. Режим занятий:
  • занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу, продолжительностью 40 минут.
  1. На освоение программы принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень имеющихся у учащихся знаний и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения.
  2. Возраст учащихся: 11 – 12 лет.
  3. Количество учащихся в группе: не более 15 человек.
  4. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  5. Программа реализуется через аудиторные и внеаудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
  • теоретические и практические занятия;
  • индивидуальные и групповые формы работы.
  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
  2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка фотографий, мониторинг участия в конкурсах разных уровней.
  3. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  4. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;
  • оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении 1.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Задачи программы

        Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. личностные:
  • формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности деятельности;
  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
  • формировать у учащихся стремление к самореализации;
  • обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
  • способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.

2. метапредметные – формировать у учащихся умения:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности. 

3. образовательные (предметные):

  1.  расширить и углубить знания о фотоискусстве как виде художественной деятельности и его специфике;
  2. научить:
  • фотографировать в разных жанрах фотоискусства;
  • редактировать фотографии в программе Adobe Photo Shop;   
  1.  формировать:
  • навыки фотографирования в разных жанрах;
  • интерес к фотоискусству, как к культурной ценности;
  1.  способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни.

  1. Формируемые предметные знания, учебные умения

и универсальные учебные действия

Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих

предметных знаний:

инвариантных:

  • художественная деятельность как специфическая форма познания и преобразования мира;
  • выразительные средства языка различных направлений творчества;
  • прекрасное в действительности, труде, общественной жизни.

специальных:

  • история возникновения фотографий;
  • виды фотоаппаратов: профессиональные и непрофессиональные, цифровые и пленочные, зеркальные и незеркальные и их отличительные особенности;
  • устройство и принцип работы фотоаппарата;
  • инструменты и основные возможности программы Adobe Photo Shop;   
  • правила выбора места и ракурса для фотографирования в жанре «Пейзаж», особенности фотографирования и редактирования фотографий;
  • правила выбора героя для фотографирования в жанре «Портрет», особенности фотографирования и редактирования фотографии;
  • правила выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Архитектура», техника фотографирования и редактирования фотографий»;
  • правила составления композиции для фотографирования в жанре «Натюрморт», фотографирования и приемы редактирования фотографий;
  •  правила выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографирования и особенности редактирования фотографий;
  • правила техники безопасности при работе с фотоаппаратом, компьютером.        

предметных учебных умений:

инвариантных:

  • моделировать и воплощать собственный художественно-творческий замысел с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
  • передавать средствами художественного образного языка своё отношение к произведениям искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • высказывать аргументированное суждение о содержании, сюжете и выразительных средствах произведений искусства.

специальных:

  • определять виды  фотоаппаратов;
  • объяснять устройство и принцип работы фотоаппаратов;
  • работать в программе Adobe Photo Shop;
  • определять место и ракурс для фотографирования в жанре «Пейзаж», фотографировать и редактировать фотографии;
  • выбирать героя для фотографии в жанре «Портрет», фотографировать и редактировать фотографии;
  • выбирать объект и ракурс для фотографирования в жанре «Архитектура», фотографировать и редактировать фотографии;
  • фотографировать в жанре «Натюрморт» и редактировать фотографии;
  • определять объект и ракурс для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографировать и редактировать фотографии;
  • фотографировать на заданную тему и самостоятельно;
  • оформлять собственную фотогалерею;
  • выполнять правила техники безопасности при работе с фотоаппаратом, компьютером.

универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
  • умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  1. Ожидаемые результаты

Предметными результатами освоения программы являются:

  1. учащиеся расширят и углубят знания:

инвариантные:

  • о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
  • о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
  • о правилах создания изделий: пропорции, фоне, форме, уравновешенности, цвете;
  • об инструкционной карте и практической работе по ней;
  • о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;

специальные:

  • об истории возникновения фотографий;
  • о видах фотоаппаратов: профессиональные и непрофессиональные, цифровые и пленочные, зеркальные и незеркальные и их отличительных особенностях;
  • об устройстве и принципе работы фотоаппаратов;
  • об инструментах и основных возможностях программы Adobe Photo Shop;    
  • о  правилах выбора места и ракурса для фотографирования в жанре «Пейзаж», фотографирования и особенностях редактирования фотографий;
  • о правилах выбора героя для фотографирования в жанре «Портрет», фотографирования и особенностях редактирования фотографии;
  • о правилах выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Архитектура», фотографирования и технике редактирования фотографий;
  • о правилах составления композиций для фотографирования в жанре «Натюрморт», фотографирования и приемах редактирования фотографий;
  • о правилах выбора объекта и ракурса для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографирования и особенностях редактирования фотографий;
  • о правилах техники безопасности при работе с фотоаппаратом, компьютером.
  1. у учащихся продолжится формирование умений:

инвариантных:

  • моделировать и воплощать собственный художественно-творческий замысел с использованием выразительных средств художественного творчества;
  • передавать средствами художественного образного языка своё отношение к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • воспринимать произведения художественного творчества, высказывать аргументированное суждение об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
  • использовать дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).

специальных:

  • определять виды  фотоаппаратов;
  • объяснять устройство и принцип работы фотоаппарата;
  • работать в программе Adobe Photo Shop;
  • определять место и ракурс для фотографирования в жанре «Пейзаж», фотографировать и редактировать фотографии;
  • выбирать героя для фотографии в жанре «Портрет», фотографировать и редактировать фотографии;
  • выбирать объект и ракурс для фотографирования в жанре «Архитектура», фотографировать и редактировать фотографии в  жанре «Архитектура»;
  • фотографировать в жанре «Натюрморт» и редактировать фотографии;
  • определять объект и ракурс для фотографирования в жанре «Макросъемка», фотографировать и редактировать фотографии;
  • фотографировать на заданную тему и самостоятельно;
  • оформлять собственную фотогалерею.
  1. у учащихся будет осуществляться воспитание:
  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  • готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
  • потребности в обогащении знаний и умений в фотоискусстве и творческой деятельности.

Результатами формирования универсальных учебных действий являются умения:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

5. Учебный план

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

История возникновения фотографий

1

1

устный опрос

3

Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки

1

1

устный опрос

4

Программа 

Adobe Photo Shop

2

1

1

устный опрос

5

Фотография в жанре «Пейзаж»

8

8

готовая фотография

6

Фотография в жанре «Портрет»

6

6

готовая фотография

7

Фотография в жанре «Архитектура»

5

5

готовая фотография

8

Фотография в жанре «Натюрморт»

5

5

готовая фотография

9

Фотография в жанре

«Макросъемка»

5

5

готовая фотография

10

Итоговое занятие

1

1

выставка фоторабот

Итого:

35

4

31

6. Содержание учебного плана

Вводное занятие (1ч). Беседа по оценке готовности учащихся к освоению программы. Правила техники безопасности.        

История возникновения фотографий (1ч). Первая в мире фотография «Вид из окна». Фотография в России.  Цветная фотография.

Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки (1ч). Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные. Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Устройство и принцип работы фотоаппарата.

Программа Adobe Photo Shop  (2ч) Знакомство с программой Adobe Photo Shop. Основные возможности  и инструменты программы Adobe Photo Shop.

Фотография в жанре «Пейзаж»  (8ч) Знакомство с жанром фотографии «Пейзаж». Правила выбора места и ракурса для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Особенности редактирования фотографий жанра «Пейзаж». Выставка фоторабот.

Фотография в жанре «Портрет» (6 ч) Знакомство с жанром фотографии «Портрет». Правила выбора героя для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Особенности редактирования фотографии. Выставка фоторабот.

Фотография в жанре «Архитектура» (5ч) Знакомство с жанром фотографии «Архитектура». Правила выбора объекта и ракурса для фотографирования. Самостоятельное фотографирование. Редактирование фотографии. Выставка фоторабот.

Фотография в жанре «Натюрморт» (5ч)  Знакомство с жанром фотографии «Натюрморт». Правила составления композиции для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Редактирование фотографии. Выставка фоторабот.

Фотография в жанре «Маскросъемка» (5ч) Знакомство с жанром фотографии «Макросъемка». Правила выбора объекта и ракурса для фотографирования. Фотографирование на заданную тему. Самостоятельное фотографирование. Особенности редактирования фотографии. Выставка фоторабот.

Итоговое занятие (1ч) Оформление и проведение выставки фоторабот.

 

  1. Календарный учебный график

1

Период освоения программы

02 сентября – 31 мая, с учетом каникул учащихся в общеобразовательной школе

2

Продолжительность учебного года

35 недель

3

Нерабочие праздничные дни

1-8 января – новогодние каникулы

7 января – Рождество Христово

23 февраля – День Защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник весны и труда

9 мая – День Победы

12 июня – День России

4 ноября – День народного единства

4

Продолжительность освоения программы

1 год

5

Общая продолжительность обучения

35 учебных часа

6

Время проведения учебных занятий

ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 часов по расписанию, утвержденному директором Центра

7

Режим занятий

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут

8

Основная организационная форма обучения

аудиторные учебные занятия в группе не более 15 человек. Группа может иметь постоянно-переменный состав: учащиеся могут включаться в ее работу по мере возникновения запросов без включения их в основной состав

9

Формы проведения занятий

аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний

10

Система и форма обучения

безоценочная система,  очная форма обучения

11

Формы подведения итогов реализации программы

текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на формирование учебных умений;

оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении 1.

Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.

  1. Методическое обеспечение

В основу построения программы заложены следующие принципы организации и содержания деятельности:

  • научности – соответствие современным научным достижениям различных отраслей знаний;
  • системности – подход к обучению, воспитанию и развитию как целостной системе;
  • многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности. Используемые виды и формы работы являются одновременно привлекательными для учащихся, имеют чётко выраженные результаты, содержат эффект новизны, позволяют проявить творчество и самостоятельность, способствуют самоутверждению личности;
  • свободы творчества, предполагающий право выбора ролевой позиции (организатор, исполнитель, участник);
  • социальной активности.

Методами обучения и воспитания являются:

  • методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
  • методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные аудиторные занятия с созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия. Большая их часть занятий носит комплексный характер. Такие занятия включают учебно-игровую практическую и теоретическую работу.

Формы  занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.

В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:

  • самостоятельности и креативности мышления;
  • исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
  • коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
  • умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
  • потребности в непрерывном образовании.

Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:

  • моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
  • ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
  • временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.

Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.

Содержание учебных занятий определяется программой.

Учебное занятие должно:

  • быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
  • обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
  • предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.

Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:

  • создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
  • целесообразно расходовать время занятия;
  • применять разнообразные педагогические средства обучения;
  • осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
  • чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.

Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.

В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.

Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными, дидактическими и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы. Для оптимальной реализации цели и задач программы на занятиях необходимо широко использовать наглядный материал.

Построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.

Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение выставки творческих работ и участие в конкурсном движении, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах и выставках.

  1. Материально-техническое оснащение

  1. Техническое оснащение:
  • фотоаппарат или телефон;
  • компьютер, принтер.
  1. Методические материалы:
  • программа Adobe Photo Shop;
  • образцы фотографий в разных жанрах.
  1. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек
  2. Доступ к информационно-коммуникационным сетям

  1. Литература

для педагога, учащихся и их законных представителей: 

  1. Ефремов А.И.   Секреты RAW. Профессиональная обработка [Текст] / А.И. Ефремов. – Питер, 2008 год
  2. Лапин А.В. Фотография как... [Текст] /А.В. Лапин.- Московский университет, 2003год
  3. Коуп Питер Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры [Текст] /Питер Коуп- Арт-Родник, 2006 г.
  4. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
  5. http://www.photoshop-master.ru/
  6. http://www.teachvideo.ru/course/127

Приложение 1

Оценка результатов освоения учащимися

дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества

Количе

ство баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблю-дение

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1

2-5

6-10

наблю-дение

II. Практическая подготовка:

1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы)

Соответствие учебных умений программным требованиям

  • минимальный уровень (овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

1

2-5

6-10

наблю-дение

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Уровень использования  специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6-10

наблю-дение

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень (в состоянии выполнять лишь простейшие задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет задания в основном на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

1

2-5

6-10

наблю-дение

III. Общеучебные умения:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение использовать дополнительную литературу

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

  • минимальный уровень (испытывает серьезные затруднения при работе с дополнительной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с дополнительной литературой с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (работает с дополнительной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6-10

наблю-дение

1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы

Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы

  • минимальный уровень (испытывает серьезные затруднения в самостоятельной подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы выполняет в основном самостоятельно с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подготовку доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы выполняет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблю-дение

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1.Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

  • минимальный уровень  (испытывает серьезные затруднения при восприятии идущей от педагога информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (воспринимает идущую от педагога информацию с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (адекватно воспринимает идущую от педагога информацию, не испытывает особых трудностей) 

1

2-5

6–10

наблю-дение

2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации

  • минимальный уровень(испытывает серьезные затруднения при подаче учащимся информации, нуждается в постоянной помощи педагога);
  • средний уровень (подачу учащимся информации осуществляет с помощью педагога или родителей)
  • максимальный уровень (подачу учащимся информации осуществляет самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2-5

6–10

наблю-дение

3. Учебно-организационные умения:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • минимальный уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой при постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с помощью педагога)
  • максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой)

1

2-5

6–10

наблю-дение

3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности в основном соответствуют программным требованиям);
  • максимальный уровень (реальные умения соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям)

1

2-5

6–10

наблю-дение

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема умений);
  • средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (учащийся освоил практически весь объем умений, предусмотренных программой)

1

2-5

6-10

наблю-дение

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:

Список учащихся

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие учебных умений программным требованиям

Владение специальным оборудованием и оснащением

Креативность в выполнении практических заданий

Список учащихся

Общеучебные умения

Самостоятельность в использовании дополнительной литературы

Самостоятель-ность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы

Адекват-ность восприя-тия информа-ции, идущей от педагога

Свобода  подачи подготов-ленной информа-ции

Способ-ность самосто-ятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Соответ-ствие реальных умений соблюде-ния правил безопасно-сти программным требова-нииям

Аккурат-ность и ответственность в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:

Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –

из них достигли:

  • максимальный уровень (от 61 балла до 120 баллов) –
  • средний уровень (от 24 баллов до 60 баллов) –
  • минимальный уровень (до 23 баллов включительно) –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.

Рекомендации для родителей. Беседа....

Дополнительная общеразвивающая программа "Цифровая компьютерная фотография"

Дополнительная образовательная программа «Цифровая фотография и компьютерные технологии» предназначена для обучения детей и молодежи фотографии и работе с фото редакторами на компьютере....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Основы техники фотографии и фотомастерства»

Основная цель программы – на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализаци...

"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...

История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.

Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....

Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии.

Конспект занятия для обущающихся, который полностью раскрывает тему, а главное интересно....