"Мозаики собора Св.Софии в Константинополе"
план-конспект занятия (6, 7 класс) по теме

Ковалева Лилия Владиславовна

План-конспект занятия педагога дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия педагога дополнительного образования

07 октября 2016 г.

Ковалева Лилия Владиславовна

План-конспект занятия педагога дополнительного образования Ковалевой Л.В. (с показом презентации)

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 255

Тема занятия: «Мозаики собора Св.Софии в Константинополе».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: знакомство с мозаиками собора Св.Софии в Константинополе .

Задачи:

  1. Совершенствовать навык определения характерных особенностей внутреннего пространства христианского храма;
  2. Совершенствовать умения находить информацию о шедеврах византийского искусства;
  3. Совершенствовать умения пользоваться справочной и специальной литературой по искусству;
  4. Приобретать индивидуальный и коллективный опыт работы с электронными информационными ресурсами, опыт создания презентаций PowerPoint.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации.

Используемые средства: мультимедийная установка, презентация.

Подготовка аудитории к занятию: расстановка парт, устанавливается проектор, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.

Ход занятия:

1.Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия.

2. Этап изучения нового материала. Рассказ учителя с использованием презентации.

Конспект

Собор Святой Софии – Премудрости Божией – бывший патриарший православный собор, после – мечеть Ая Софья, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. На строительство было потрачено три годовых дохода Византийской империи.

В VI веке храм был перестроен из старой базилики времен императора Константина Великого (IV в.). Но изменения в его архитектурном облике были столь значительны, что можно говорить о том, что храм был заново создан в 532 - 537 гг. при императоре Юстиниане. Посвящен храм Софии — Премудрости Божией, то есть Самому Христу Спасителю, именуемому в Священном Писании «Премудростию Божией».

Софийский собор был главным храмом Византии, в котором служили константинопольские архиепископы, затем — патриархи. После завоевания Византии турками-османами собор Святой Софии был превращен в мечеть (в 1453 г.), по углам к зданию были пристроены минареты. Православные фрески и мозаики на стенах собора были покрыты слоем штукатурки. В 1937 г. правительством Турции здание объявлено музеем, на стенах его частично открыты древние христианские изображения, соседствующие с мусульманской символикой.

Мозаики в начальный период византийского искусства  были в основном орнаментальными. Период иконоборчества остановил на некоторое время поиск художественных образов святых, но после него процесс продолжился. На сохранившихся мозаиках можно увидеть более поздние изображения уже в привычном нам, каноническом, устоявшемся виде.

В дошедшем до нас памятнике несомненно сохранились следы разновременных наслоений: часть мозаик относится к эпохе Юстиниана, другая к более поздним временам — Льва Мудрого и даже Иоанна Палеолога. Техника и материал этих мозаик  довольно просты, однако вполне соответствуют характеру византийского искусства. Материалом мозаичистов служили кубики с гладко отполированными сторонами. Для соединения их и прикрепления к плоскости стены употреблялся вязкий цемент. Для фигур и орнаментов брались кубики, окрашенные в разные цвета; для золотого и серебряного монохрома кубики белого цвета, на которые накладывался тонкий слой золота или серебра, покрываемый в свою очередь тонким прозрачным слоем расплавленного стекла, предохраняющим золотую или серебряную поверхность от разрушительных внешних влияний. Техника эта не представляет новшества,  она известна по памятникам более древнего времени, но применение серебра к окраске поверхностей стеклянных кубиков, по-видимому, до того времени не было известно в мозаическом производстве.

Есть две любопытных особенности в технике: А) кубики из верхних мозаических изображений по местам расположены не параллельно со стеной, а в наклонном положении. Это нужно было для того, чтобы при рассмотрении мозаик снизу зрительная линия не встречалась с мозаической плоскостью под слишком острым углом. Наклонное положение кубиков увеличивало угол зрения и сообщало блестящей поверхности сильный рефлекс. Б) В иных верхних местах  ряды кубиков расположены не плотно один к другому, но на некотором расстоянии; такое расположение рядов опять рассчитано было на свойство зрения: при взгляде на эти ряды снизу под острым углом с плоскостью стены пустые пространства между рядами не были заметны, нижележащий ряд покрывал их и своим верхним ребром сливался с нижним ребром следующего вышележащего ряда. Преобладающие цвета в софийских мозаиках — красный, синий, серый, золотой и серебряный. Для переходных тонов употреблены иногда особо приготовленные маленькие кубики, окрашенные во все эти переходные тона. В распределении иконографических изображений и орнаментов мозаичисты придерживались здесь следующего правила: так как нижние части храма были облицованы мрамором, то мозаика полагалась лишь в верхних частях. Грунт или фон изображений обыкновенно золотой; рама изображения — из разноцветных камней, а в этой раме полагалось иконографическое изображение или орнамент. Основные элементы орнаментики: зигзаги, меандры, листочки в виде сердца, кресты в круге, квадрате или иной геометрической фигуре; иногда встречаются элементы из царства растительного — лилии и аканты.

Замечательная правильность рисунка, изящество форм, сочетание красок ставят софийскую орнаментику в разряд лучших произведений византийского искусства. Еще большую важность представляют иконографические изображения. Отрывочность этих изображений, разбросанных по разным частям храма, позволяет думать, что до нас дошли далеко не все мозаики Софийского храма, а потому судить о великолепии внутреннего убранства мы можем лишь отчасти. Возможно предположить, что в храме Св. Софии вся совокупность мозаических изображений представляла собой некоторое единство, выражала какую-либо идею. Однако определить ее на основании дошедших до нас мозаик слишком трудно.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Цвет одежды – темно-синий на золотом фоне. Для мозаики художник использовал смальту нескольких размеров. Самая большая предназначалась для контура нимба и голов, а также для складок одежды. Смальта среднего размера шла на лики и одежду, а малая моделировала румянец и переходы тонов на ликах. Фон мозаики состоял из золотой и серебряной смальты разного размера. Так достигался более интенсивный эффект мерцания.

На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом). Мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. "…решил он принудить и монаха Лазаря (это был славный рисовальщик того времени). Однако монах оказался выше льстивых убеждений… многократно обрушивался с хулой на царя, и тот, видя такое, предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что ещё жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки. Огонь пожирал и источал его плоть, пока не упал он в изнеможении чуть ли не замертво". (Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей).
По просьбе императрицы Феодоры, измученного Лазаря перевели из темницы в монастырь. После Седьмого Вселенского Собора святой был отпущен. Руки как-то зажили, он снова писал иконы и пользовался почтением императоров.

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. Предполагается, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей.

 Тип ликов буквально совпадает с образами в рукописях, выполненных в патриарших мастерских. Фигуры столпообразны, исполнены достоинства, символические моменты укрупнены и подчеркнуты: это кресты на омофорах (одеяниях) святителей, огромные, трехмерно трактованные кодексы Евангелия в руках, демонстративно преувеличенные длани святых.
Внутри храма, на стенах северной и южной, в довольно глубоких нишах, находящихся вверху и внизу храмовых окон, размещены были изображения святителей и пророков, именно в нижних нишах — святители, в верхних — пророки. Они сохранились не полностью; на южной стороне уцелели: Анфим, епископ Никомидийский, замученный при Максимине в 311 г.; Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской (+ 379 г); Григорий Богослов, патриарх Константинопольский (+ 391 г.); Дионисий Ареопагит, епископ Афинский (| 96 г.); Николай, епископ Мирликийский (+ 330 г.), и Григорий, (просветитель Армении (+ 325 г.). Все эти святые изображены в строгом византийском стиле, с греческими вертикальными надписями. Фон повсюду золотой, головы украшены золотыми нимбами с разноцветными камнями. Заслуживает здесь внимания и то, что все эти святые, несмотря на свой епископский сан при жизни, представлены с короткими волосами, это указывает нам на тот, давно уже забытый греческий обычай, по которому все духовные лица от патриарха и епископа до простого клирика носили короткие волосы. С другой стороны, и в облачениях святых находится немало особенностей по сравнению их с нашими современными епископскими и пресвитерскими облачениями: все они одеты в фелони, а не в саккосы, это доказывает, что древнейшей одеждой епископов была именно фелонь; затем эти фелони в наших мозаиках представлены без всякой вырезки спереди, как безрукавные одежды, покрывающие весь корпус спереди и сзади: такова была и в действительности древняя форма фелони как в Греции, так и в России. Наконец, изображенные на мозаиках омофоры также отличаются от наших современных и представляют значительное сходство лишь с так называемыми малыми омофорами. Изображения пророков в южной стороне уничтожены все, за исключением Исайи (?). На северной стороне, наоборот, уничтожены все святители и уцелело несколько пророков: Иеремия в виде зрелого мужа с длинными волосами и бородой, в плаще, с благословляющей десницей и со свитком в левой руке, Иона — с короткими волосами и со свитком в монументальной позе и Аввакум в виде молодого человека.

Входная мозаика нартекса (нарфика)

При входе в храм из нартекса над средними, именуемыми царскими, вратами прежде всего обращает на себя внимание крупное мозаическое изображение величия и славы Иисуса Христа в формах, заимствованных от византийского придворного церемониала. Мозаика была создана в правление императора Льва VI (886—912). На широком пространстве, обрамленном расцвеченной золотом и серебром дугой, изображен трон в виде роскошного кресла с подушкой, разукрашенной золотом и серебром с геометрическими и крестообразными фигурами. На троне сидит Спаситель с серьезным выразительным лицом, обрамленным темно-каштановыми длинными волосами и бородой; правой рукой Он благословляет, левой - поддерживает на колене Евангелие, раскрытое на словах: "Мир вам, Я есмь Свет вселенной". Голова Спасителя украшена золотым нимбом, разделенным белым крестом на четыре части; две одежды — туника раззолоченная и гиматий серый — покрывают все Его тело; на ногах сандалии.

С правой стороны Спасителя — медальонное изображение Богоматери в синем мафории, с руками, простертыми к Спасителю, с левой стороны — в таком же медальоне архангел с жезлом, в белой одежде, со светло-желтыми крыльями, проложенными золотом, с каштановыми волосами, перевязанными тороками. Вся композиция напоминает наше изображение "Деисус", появившееся в византийской иконографии около VI в., с тем, впрочем, крупным различием, что здесь главное изображение Спасителя сильно увеличено, а место Иоанна Предтечи занимает архангел. Несколько ниже Богоматери изображен византийский император, припадающий к ногам Спасителя; на нем светло-голубой хитон с золотыми поручами и светло-зеленый далматик, застегнутый на правом плече; на ногах желтые сапоги, украшенные перлами, указывающими на привилегию властелина. На голове императора золотая диадема с крестом; вокруг головы золотой нимб. Тип лица близкий к старческому: борода седая, волосы длинные. Общий фон картины золотой.

Основная мысль, которую хотел выразить мозаичист, — это величие Иисуса Христа, Царя Небесного. Само местоположение этой мозаики над царскими вратами, чрез которые вступал в храм император, снимая с себя здесь царскую диадему, настойчиво напоминало о величии Царя Небесного как самому императору, так и всем вступающим в храм. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью.

Вопрос о личности изображенного императора еще до конца не решен. Если это Лев VI, то по трактовке некоторых исследователей, он неслучайно пал ниц - он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал василевсу в венчании и не пустил в храм.

По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. Софии. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости. Эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол.

Портрет императора Александра

На северо-западном столбе северной галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй), и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, расшифровывающиеся как «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору». На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемых периодом Юстиниана I.

Особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики была непокрыта подготовительная фресковая живопись.

Мозаика южного вестибюля

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нартекс собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.

Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.

Во времена пребывания на  троне Константина Мономаха (1042-1056 гг) исполнена мозаика, изображающая предстояние Константина Мономаха и императрицы Зои перед Спасителем. В мозаике появилось много тонких оттенков, создающих сложную живописную гамму.
Императорская чета представлена в момент ритуала возложения на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров. Здесь грамоту держит в руках императрица Зоя, законная наследница Константина VIII , изображенная юной красавицей (ей было на самом деле в тот момент 66 лет). Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императором клиру храма как личный дар.

История вносила свои коррективы, Зоя была трижды замужем, Константин был её третьим мужем. И мозаика претерпевала изменения, "портрет" предудыщего мужа был сбит и замененен головой нового императора. И голова Зои была сбита в тот момент, когда она была в ссылке из-за дворцовых интриг. Когда Зоя вернулась снова на трон, голову восстановили, что опять-таки говорит о византийской традиции использовать рачительно художественное наследие в новых целях.

Рядом находится похожий по композиции портрет Комнинов. По сторонам от Богоматери, держащей перед собой младенца Христа, стоят Иоанн II Комнин (1118–1143) и его супруга Ирина, дочь венгерского короля Ладислава. Императорская чета облачена в роскошные, усыпанные драгоценными каменьями одеяния (дивитисии с лорами), головы увенчаны коронами. Иоанн держит в руках мешочек с золотом, а Ирина пергаментный свиток. Господствовавший при византийском дворе церемониал был настолько жестким, что художник не мог от него отступить. Отсюда фронтальная, строго симметричная постановка фигур, отсюда же точное воспроизведение императорских облачений. В 1122 году, когда Иоанн объявил своего сына Алексея соимператором, на боковой грани прилегающего пилястра был добавлен портрет Алексея, выполненный другим, менее искусным мастером.
     В мозаике с портретами Комнинов бросается в глаза усиление линейно-плоскостного начала, что особенно заметно в трактовке лиц императорской четы. Если в лице Богоматери выявлена округлость форм, то лица Иоанна и Ирины выполнены в легкой графической манере, которая как бы растворяет их объем в плоскости. Даже румянец нанесен тонкими штрихами. Колорит мозаики с портретами Комнинов характеризуется подчеркнутой резкостью. В нем чувствуется увлечение художников краской как средством создания иллюзии драгоценности. Они злоупотребляют золотом, которое дается в сочетании с яркими, несколько кричащими синими, красными, малиновыми и белыми цветами. Нейтрально-приглушенным остается фиолетовый тон мужских дивитисиев, который был обязательным для императорских облачений.

 Несоизмеримо более высоким качеством отличается другая мозаика южной галереи — Деисус. От первоначальной композиции сохранились лишь верхние части фигур. Эта мозаика принадлежит выдающимся мастерам, достигшим средствами мозаического искусства столь тонких  эффектов, что роднит их лучшими образцами живописи. Подвизавшиеся здесь художники обладали на редкость верным чувством цвета. Они любят обогащать основной цвет одеяния рядом дополнительных тонов, благодаря чему колористическая гамма приобретает необычайную мягкость. Так, например, напоминающий цвет морской волны зеленый плащ Иоанна Предтечи  объединяет в себе целый ряд различных оттенков: светло-зеленый, серовато-зеленый, голубой, черный. Нечто подобное мы находим также в фиолетовом плаще Марии и в синем плаще Христа. Лица, полные глубочайшей духовности, обработаны с редкой тщательностью: легкие зеленоватые тени обладают удивительной прозрачностью, переходы от света к тени почти неуловимы, в наиболее освещенных частях широко используются розовые и белые кубики нежнейших оттенков. По пропорциям фигур и типам чисто «комниновских» лиц мозаика с изображением Деисуса не выпадает из рамок искусства XII века, нет никаких оснований датировать ее более поздним временем. Здесь мы имеем дело с работой исключительно высокого качества, лишний раз свидетельствующей о том, что даже в столь «жестком» веке, как XII существовали разные художественные течения, одни из которых тяготели к линейно-графическим решениям, другие же были отмечены печатью смелых живописных исканий.
Наиболее вероятным временем исполнения мозаики является вторая четверть XII века.

Список литературы:

1. Всеобщая история архитектуры / Под ред. А.В. Власова. Т. 3-4. - М.: Стройиздат, 1966. – 687 с.

2. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств / Н. Дмитриева. - М.: АСТ-ПРЕСС : Галарт, 2000. - 623 с.: ил., цв. ил.

3. Малая история искусств / Под ред.А.М.Кантора. История Средних веков. – М.: Искусство, 1975. – 367 с.

4. Мерцалова М.Н. История костюма разных времен и народов: В 4-х т. – издание 2-е.- М.: Академия Моды, 1993 – 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мозаики и фрески Киевской Софии

Материалы для урока МХК в 11 классе...

Презентация "Собор Святой Софии в Константинополе"

Презентацию можно имспользовать на уроках МХК в 10 классе при изучении темы:"Мир византийской культуры", по учебнику Г. И. Даниловой....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. 6 класс

Тема: Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло....

Экскурсия по Константинополю

Методическая разработка с презентацией для урока, посвященного устройству города Константинополь, для учеников 6ых классов....

Экскурсия по Константинополю (часть 1)

Презентация к уроку "Экскурсия по Константинополю" (часть 1)...

Экскурсия по Константинополю (часть 2)

Презентация на тему "Экскурсия по Константинополю" часть 2...