Кружок "Археология"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа предназначена для учащихся 5 классов, подготовлена на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 36 учебных часов, 1 занятие в неделю. На занятиях предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которые в последствии могут быть представлена на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплины, будут заниматься исследованием и сопоставлением различных видов источников: археологических, нарративных, эпиграфических. На практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Татарского района. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность, презентация результатов. По окончанию работы кружка планируется выезд обучающихся к археологическим памятникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arheologiya.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 и от 26.11.2010г. №1241. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №10. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №10.
Цель :
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
- Приобретение компетентности в области археологической науки;
- Подготовка учащихся к работе в сфере гуманитарной науки;
- Воспитание социальной активности учащихся, предполагающее формирование умений и навыков самостоятельных действий в сфере пропаганды археологических знаний и охраны археологических памятников.
Задачи:
- Дать разносторонние знания по истории, культуре, природе, археологических памятниках родного края;
- Организовать работу учащихся по изучению истории родного края средствами экскурсионной деятельности;
- Обучить методике полевых работ;
- Дать представление о методах археологического исследования;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Приобщить к практической деятельности по возрождению и сохранению историко-культурного наследия края.
Общая характеристика учебного предмета. Программа предназначена для учащихся 5 классов, подготовлена на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 36 учебных часов, 1 занятие в неделю. На занятиях предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которые в последствии могут быть представлена на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплины, будут заниматься исследованием и сопоставлением различных видов источников: археологических, нарративных, эпиграфических. На практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Татарского района. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность, презентация результатов. По окончанию работы кружка планируется выезд обучающихся к археологическим памятникам.
Результаты освоения предмета:
- Понимание культурного многообразия Татарского района;
- Овладение целостным представлением об археологии и ее месте среди других исторических дисциплин;
- Умения изучать и систематизировать информацию из источников;
Тематическое планирование.
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
| 36 | 23 | 6 | 7 |
Содержание программы.
1. Введение в курс археология
Археология - наука о древнейшем прошлом человека. Основные понятия и термины археологии (Культурный слой, археологическая культура, стратиграфия, горизонт и т. д.).
2. Методы археологического исследования
Разведка археологических памятников. Основные приемы обнаружения археологических памятников. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике. Раскопка могильников. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения. Исследование погребений. Раскопка поселений. Археологическая периодизация. Способы датировки. Абсолютные и относительные даты. Датировка по письменным источникам, монетам, художественным особенностям древних вещей.
3. Каменный век.
Его периодизация. Климат, растительный и животный мир. Оледенения. Орудия труда, искусство. Самарский край в каменном веке.
4. Энеолит и бронзовый век
Знакомство человека с металлом. Археологические культуры. Самарский край в эпоху энеолита. Появление бронзовых орудий. Расселение людей в эпоху бронзы, их культура, хозяйство, быт, обряды, верования. Самарский край в эпоху бронзы.
5. Железный век.
Появление железа, первые способы его добычи и обработки. Археологические культуры Самарского края. Мир кочевников и лесного населения. Эпоха великого переселения народов. Кочевники и земледельцы на территории Красноярского края. Археологические памятники Красноярского края.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:
1. Периодизацию истории родного края в древности (палеолит, мезолит, неолит);
2. Основные достижения эпохи палеолита, мезолита, неолита (изменения в способах изготовления и обработки орудий труда; особенности сооружения жилищ; обряды древних людей);
уметь:
3. Выполнять задания по контурной карте "Археологические находки на территории нашего края";
(специальные умения, навыки и способы деятельности)
4. Объяснять причины перехода к различным формам ведения хозяйства;
5. Соотносить и сравнивать общие исторические процессы и процессы, происходившие в древности на территории края, выявлять их существенные черты;
6. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция; стоянка, микролиты.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы.
1. Нормативно-правовая база:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Учебно-методическое обеспечение:
- Мартынов А.И. Археология СССР. М.: 1982
- Математические методы в археологических реконструкциях / Отв. ред., академик А.П.Деревянко, д.и.н.Ю.П. Холюшкин. Новосибирск, М.: 1995.
- Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.: 2002.
3. Список литературы:
- Амальрик А.С., Монгайт А.Л.. Что такое археология. М.: 1959.
- Бойко С.П.. Первобытные архимеды: Рассказы об истории вещей. Ставрополь. М: 1977
- Федоров - Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М.: 1990.
- Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.: 1979.
- Смирнов А.С. Сохранение археологического наследия России в современных условияхпо тематике «круглого стола», 2004 г.
Материально-техническое обеспечение.
- Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек;
- Мультимедийный проектор;
- Колонки;
- Иллюстративный материал (электронные карты, фотоматериалы);
- Компьютер (ноутбук) с выделенным каналом выхода в Интернет;
- Канцелярские принадлежности;
- При проведении практических занятий: компас, рулетка, чертежные и измерительные приборы