Кружок "Археология"
рабочая программа (5 класс) на тему

Руднев Сергей Владимирович

Программа предназначена  для учащихся 5 классов, подготовлена на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 36 учебных часов, 1 занятие в неделю. На занятиях предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которые в последствии могут быть представлена на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплины, будут заниматься исследованием и сопоставлением различных видов источников: археологических, нарративных, эпиграфических. На практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Татарского района. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность, презентация результатов. По окончанию работы кружка планируется выезд обучающихся к археологическим памятникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arheologiya.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 и от 26.11.2010г. №1241. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №10. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №10.

Цель :

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
  2. Приобретение компетентности в области археологической науки;
  3. Подготовка учащихся к работе в сфере гуманитарной науки;
  4. Воспитание социальной активности учащихся, предполагающее формирование умений и навыков самостоятельных действий в сфере пропаганды археологических знаний и охраны археологических памятников.

Задачи:

  1. Дать разносторонние знания по истории, культуре, природе, археологических памятниках родного края;
  2. Организовать работу учащихся по изучению истории родного края средствами экскурсионной деятельности;
  3. Обучить методике полевых работ;
  4. Дать представление о методах археологического исследования;
  5. Развивать коммуникативные навыки;
  6. Приобщить к практической деятельности по возрождению и сохранению историко-культурного наследия края.

Общая характеристика учебного предмета. Программа предназначена  для учащихся 5 классов, подготовлена на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 36 учебных часов, 1 занятие в неделю. На занятиях предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которые в последствии могут быть представлена на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплины, будут заниматься исследованием и сопоставлением различных видов источников: археологических, нарративных, эпиграфических. На практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Татарского района. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность, презентация результатов. По окончанию работы кружка планируется выезд обучающихся к археологическим памятникам.

Результаты освоения предмета:

  1. Понимание культурного многообразия Татарского района;
  2. Овладение целостным представлением об археологии и ее месте среди других исторических дисциплин;
  3. Умения изучать и систематизировать информацию из источников;



                      Тематическое планирование.




п/п



ТЕМА


Количество часов


Способы отслеживания результатов


всего


теория


практика в помещ.


практика на мест.


1


Вводное занятие


1


1




Анкетирование


3


Основные понятия об археологии


1


1




Мини-опрос


4


Археология и ее место в системе научного познания


1


1




Мини-опрос


5


Методы археологических исследований


3


1


1


1


Мини-опрос, проверка правильности выполнения практических заданий


6


Археологическая периодизация и хронология. Методы археологического датирования



1



1




Опрос, выполнение письменных заданий


7


Естественнонаучная история Земли и биологическая эволюция


1


1




Сообщения учащихся


8


Древнейшее прошлое человечества


1


1




Викторина


9


Древний каменный век – палеолит. Палеолитическое искусство


1


1




Сообщения учащихся


10


Мезолит в истории человечества


1


1




Сообщения учащихся


11


Неолит. Неолитическая революция


1


1




Сообщения учащихся


12


Гончарство: происхождение, развитие и методы археологического изучения


2


1


1



Опрос, выполнение письменных заданий


13


Энеолит. Зарождение производящего хозяйства


1


1




Опрос, выполнение письменных заданий


14


Археологические культуры эпохи бронзы.


1


1




Сообщения учащихся


15


История медно – бронзовой металлургии


1


1




Сообщения учащихся


16


Камеральная обработка археологических материалов: основные принципы и методы.




2




1




1



Опрос, выполнение письменных заданий


17


Чтение и обсуждение художественной и научно-популярной литературы.



1



1




Сообщения учащихся, круглый стол


18


Моделирование. Макетирование. Археологический рисунок.


2


1


1



Проверка правильности выполнения 


19


Археологическая карта края. Археологическая разведка


2


1



1


Выполнение заданий по карте


20


Экскурсии в музеи и на выставки


2



2



Наблюдение


21


Исторические вечера


1


1




Конкурсы , викторины


22


Организация археологической экспедиции. Оборудование лагеря. Техника безопасности в быту и на раскопках.



2



2





23


Методика археологических раскопок.


1


1




Проверка правильности составления археолог. планов и чертежей


24


Выезды к археологическим памятникам (походы)


5




5


Проверка правильности выполнения заданий


25 


Диагностика 


1


1




Тестирование, контрольная работа



ИТОГО:

36

23

6

7

 Содержание программы.


1. Введение в курс археология

Археология - наука о древнейшем прошлом человека. Основные понятия и термины археологии (Культурный слой, археологическая культура, стратиграфия, горизонт и т. д.).

2. Методы археологического исследования

Разведка археологических памятников. Основные приемы обнаружения археологических памятников. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике. Раскопка могильников. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения. Исследование погребений. Раскопка поселений. Археологическая периодизация. Способы датировки. Абсолютные и относительные даты. Датировка по письменным источникам, монетам, художественным особенностям древних вещей.

3. Каменный век.

Его периодизация. Климат, растительный и животный мир. Оледенения. Орудия труда, искусство. Самарский край в каменном веке.

4. Энеолит и бронзовый век

Знакомство человека с металлом. Археологические культуры. Самарский край в эпоху энеолита. Появление бронзовых орудий. Расселение людей в эпоху бронзы, их культура, хозяйство, быт, обряды, верования. Самарский край в эпоху бронзы.

5. Железный век.

Появление железа, первые способы его добычи и обработки. Археологические культуры Самарского края. Мир кочевников и лесного населения. Эпоха великого переселения народов. Кочевники и земледельцы на территории Красноярского края. Археологические памятники Красноярского края.



                Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:

1. Периодизацию истории родного края в древности (палеолит, мезолит, неолит);

2. Основные достижения эпохи палеолита, мезолита, неолита (изменения в способах изготовления и обработки орудий труда; особенности сооружения жилищ; обряды древних людей);

уметь:

3. Выполнять задания по контурной карте "Археологические находки на территории нашего края";

(специальные умения, навыки и способы деятельности)

4. Объяснять причины перехода к различным формам ведения хозяйства;

5. Соотносить и сравнивать общие исторические процессы и процессы, происходившие в древности на территории края, выявлять их существенные черты;

6. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция; стоянка, микролиты.







 Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы.


    1. Нормативно-правовая база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

    2. Учебно-методическое обеспечение:

  1. Мартынов А.И. Археология СССР. М.: 1982
  2. Математические методы в археологических реконструкциях / Отв. ред., академик А.П.Деревянко, д.и.н.Ю.П. Холюшкин. Новосибирск, М.: 1995.
  3. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.: 2002.

    3. Список литературы:

  1. Амальрик А.С., Монгайт А.Л.. Что такое археология. М.: 1959.
  2. Бойко С.П.. Первобытные архимеды: Рассказы об истории вещей. Ставрополь. М: 1977
  3. Федоров - Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М.: 1990.
  4. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.: 1979.
  5. Смирнов А.С. Сохранение археологического наследия России в современных условияхпо тематике «круглого стола», 2004 г.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Учебный кабинет,  удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек;  
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Колонки;
  4. Иллюстративный материал (электронные карты, фотоматериалы);
  5. Компьютер (ноутбук) с выделенным каналом выхода в Интернет;
  6. Канцелярские принадлежности;
  7. При проведении практических занятий: компас, рулетка, чертежные и измерительные приборы