Обзор методических изданий в классе гитарного ансамбля
методическая разработка на тему

Лоскутова Ольга Геннадьевна

О методике и своеобразии российских гитарных школ известно немного. Отдельные описания выступ­лений и отзывы слушателей встречаются у искусствоведов, музыкальных критиков и историков. Из этих скудных сведений можно представить картину гитарного искусства России.

В России в то время были широко распространены две разновид­ности гитар: шестиструнная и семиструнная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ushinskiyrabota.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор методических изданий в классе гитарного ансамбля

О.Г.Лоскутова,

МБУДО ДШИ№6 Советского района Г.Казани

olgalosk.08@mail.ru

Появление гитары в России относится приблизительно к середине XVIII века. В первой работе по истории музыки в России, опубликованной в 1770 году, ее автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин, говоря о музыке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, отмечал, что итальянская гитара хоть и появилась в Москве, но не имела большого успеха. Такую малую популярность гитары в России того времени Штелин объяснял что она не могла «выполнить свое назначение, т. е. сопровождать влюбленные вздохи под окнами возлюбленных, – в стране, где ни вечерние серенады, ни воздыхания на улицах не приняты» [7].

 Интерес к гитаре зарождался медленно, но с появлением в качестве гастролеров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Фернандо Сора, Мауро Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение.

О методике и своеобразии российских гитарных школ известно немного. Отдельные описания выступлений и отзывы слушателей встречаются у искусствоведов, музыкальных критиков и историков. Из этих скудных сведений можно представить картину гитарного искусства России.

В России в то время были широко распространены две разновидности гитар: шестиструнная и семиструнная. Каждая из них имела своих почитателей и выдающихся мастеров-исполнителей. Семиструнная гитара обязана своим становлением в России А. Сихре. Он создает в Петербурге школу игры на семиструнной гитаре. Занимаясь педагогической деятельностью, А. Сихра писал небольшие пьесы, где отражал замеченные им эффекты и различные варианты позиционной игры. Умело соединяя в своих сочинениях арпеджио и пассажи, он таким образом создавал собственные оригинальные методы игры на семиструнной гитаре. В написанной Сихрой «Школе» (1832, переиздание 1840) содержатся гаммы, пассажи для обеих рук, составленные из аккордов прелюдии в различных тональностях, которые рекомендуются автором для овладения гитарной аппликатурой. Особое внимание гитарист уделял постановке и развитию технических возможностей правой руки, отвечающей за качество, чистоту и ясность звукоизвлечения.

Среди множества талантливых гитаристов и педагогов, посвятивших свое творчество семиструнной гитаре, можно особо отметить М. Высотского (17911837), А. Соловьева (1856-1911), В. Русанова (1866-1918). Каждый гитарист оставил заметный след в гитарной педагогике. М. Высотский воспитал посредством своей игры целую плеяду гитаристов-семиструнников, вдохновленных импровизациями мастера. В 1836 году выходит его «Практическая школа семиструнной гитары». Соловьев тоже написал свою «Школу» (1896). Эта работа в то время считалась лучшим учебным пособием. В. Русанов опубликовал в 1901 году «Исторические очерки. Гитара в России» и организовал издание журнала «Гитарист» (1904-1906). В. Русанов также занимался написанием Школы. Выдержки из нее печатались в журнале, хотя сам труд не был закончен. Вторую часть Школы — «Катехизис гитариста» называли «библией или энциклопедией гитары». «Катехизис гитариста» освещал важные вопросы музыкального образования: знание особенностей инструмента и связанное этим совершенствование техники, важную роль педагога-наставника в процессе обучения, упор на осмысленное, художественное исполнение.

Шестиструнная гитара обрела выдающихся исполнителей в лице М. Соколовского и Н. Макарова. М. Соколовский (1818-1883) был известен как гитарист-виртуоз не только в России, но и за ее пределами. Выдающийся гитарист, он виртуозно владел инструментом, который в его руках приобретал особенно певучий звук, а исполнительское искусство Соколовского отличалось яркой эмоциональностью, выразительностью, широкой палитрой тембров. Его репертуар включал в себя сочинения Мауро Джулиани, Луиджи Леньяни, Фернандо Карулли, собственные переложения музыки Шопена и других композиторов. Среди его собственных многочисленных работ для гитары, многие из которых остались неизданными ― полонезы, мазурки, вальсы, фантазии на тему «Венецианского карнавала», русских и польских народных песен.

Творчество Николая Макарова совпало с периодом упадка гитарного искусства. Начиная с тридцатых годов XIX века, к гитаре стали относиться не так серьезно, как к фортепиано или скрипке. Анализируя сложившуюся ситуацию, сам Макаров объяснял это механическим несовершенством инструмента, отсутствием талантливых композиторов и исполнителей. Поэтому делом своей жизни видел привлечение интереса широкой общественности к гитаре, считая, что этот инструмент заслуживает пристального внимания со стороны как музыкантов-любителей, так и профессионалов. С целью популяризации гитары он организовывает конкурсы для гитаристов-исполнителей, для композиторов, пишущих для гитары, а так же для мастеров, изготовляющих эти инструменты. Николай Макаров издал «Несколько правил высшей гитарной игры». Брошюра содержала ценные советы по совершенствованию гитарной техники: исполнение трелей, флажолетов, хроматических гамм, применение мизинца руки в игре и т. п.

Пережив период упадка с середины 1800-х годов до начала XX века (что было связано с отношением к гитаре как к мещанскому инструменту, с отсутствием образовательной системы обучения игре на гитаре, острой нехваткой высокохудожественных произведений для пополнения концертного репертуара) гитара выходит из тени лишь в 30-х годах двадцатого столетия. Открываются многочисленные музыкальные школы и консерватории, в которых начали обучать игре на гитаре. Одними из первых педагогов были Петр Агафошин и Петр Исаков.

Преподавательская деятельность Петра Ивановича Исакова началась с обучения детей императора Николая II. В условиях нехватки учебно-методического материала он сочинял собственные упражнения, этюды, делал аранжировки, отличающиеся гармонической изобретательностью и оригинальностью, которые позволяли не только совершенствовать технику игры на гитаре, но и развивать исполнительскую культуру.

Большая роль в развитии обучения игре на гитаре принадлежит Петру Спиридоновичу Агафошину. Начиная с 1931 года он вел класс гитары в музыкальном училище имени Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками (к числу самых известных можно отнести го, Е. Русанова, И. Кузнецова). Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре». Впервые познакомив русских читателей с историей шестиструнной гитары, автор описывает ее преимущества перед семиструнной гитарой, долгое время бытовавшей в России, Также Агафошиным издана книга «Школа игры на шестиструнной гитаре», в основу которой легла методика А. Сеговии [10].

В качестве особенностей собственной программы он указывал на тщательность разработки и систематизацию гармонических средств игры, художественную ценность помещенного в ней материала и использование всей «клавиатуры» гитары для его исполнения, включая виртуозные приемы игры. В задачу автора Школы входила увязка теоретической части с практической, соединение тренировочного материала с художественным, а также развитие коллективного чувства ансамблевой игры.

Музыкальное образование в России в годы Великой Отечественной войны и десятилетием позже нее по объективным причинам отступило на второй план. Это касается и преподавания гитары. Лишь в 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы. 

Со второй половины 1950-х годов вновь активизируется концертная деятельность гитаристов (Александра Иванова-Крамского, Бориса Хлоповского, Льва Андронова, Яна Пухольского). Также они сочиняли произведения для гитары, преподавали гитару.

В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Александра Иванова-Крамского (1947 год) автором поставлена задача охватить период, начиная с самого первого этапа освоения инструмента (постановка рук, знакомство с приемами и т.п), до уровня, примерно соответствующего I-II курсам музыкального училища.

В последующие годы нарастающий интерес советских композиторов к гитаре как к самодостаточному концертному инструменту естественным образом привел к созданию целого ряда оригинальных сочинений для гитары. Так, композиторы Б. Асафьев, Н. Речменский В. Золотарев, А. Мосолов, Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин, В. Шебалин и другие писали для гитары как небольшие пьесы, так и произведения крупной формы (например, концерты для гитары и симфонического оркестра Н. Речменского и Б. Асафьева). Вторая волна авангарда, захлестнувшая искусство 70-х80-х годов, отразилась и на технике письма композиторов-гитаристов. Сочинения для гитары начинают изобиловать диссонансами, поиски новых тембровых звучаний приводят к нетрадиционным приемам звукоизвлечения.

С начала 1980-х годов получает известность композитор-гитарист Никита Кошкин, который создал для своего инструмента более двухсот произведений. Будучи причисляем музыкальной общественностью к композиторам-авангардистам, сам себя Кошкин позиционирует в качестве продолжателя классических традиций. Связывая свои новации с естественным процессом использования найденных приемов на гитаре в собственных пьесах, композитор использует открытые им новые красочные возможности для создания различных образов в музыке [29].

 Такой всплеск увлечения гитарной музыкой не мог не отразиться на появлении новых методических пособий по освоению инструмента. Одним из таких пособий, широко используемым наряду с методиками Агафошина и Иваного-Крамского, является «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Е. Ларичева (1991 г.). В отличие от своих предшественников, Ларичев в «Самоучителе игры на шестиструнной гитаре» предлагает не только собственные упражнения, но и упражнения известных гитаристов, как зарубежных, так и отечественных. Таким образом, работая над тем или иным приемом, можно обратиться к опыту Ф. Тарреги, Э. Пухоля, П. Агафошина, и другим прославленным мастерам.

Книга Н.Г. Кирьянова «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» (1991), в которой обобщен педагогический опыт автора, связывает изучение игры на гитаре с основами теории музыки. Эта работа предназначена как для любителей, осваивающих инструмент «для себя», так и для профессионалов-гитаристов, т.е. предполагает как самостоятельные занятия по ней, так и работу под руководством педагога-специалиста. Являясь по своей сути не столько учебно-методическим пособием, сколько теоретическим трудом, «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» Кирьянова содержит большое количество разнообразного и высокохудожественного нотного материала, что было большой ценностью, т.к. в период издания книги (1991 г.) наблюдался дефицит любой учебной литературы [2].

В 1995 году было издано учебно-методическое пособие А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В нем подробно рассматриваются самые простые элементы процесса звукоизвлечения. Как и Е. Ларичев, А. Гитман концентрирует внимание на постановке правой руки, утверждая, что именно от нее зависит красота и сила звука. Автором предлагается комплекс упражнений, выполняемых без инструмента, которые нацелены на ощущения веса руки и имеющие целью задействовать нужные группы мышц.

Одной из самых полных методических пособий по обучению игры на гитаре является «Методика преподавания игры на гитаре» Н.П. Михайленко (2003 г.), рекомендованная в большей степени преподавателям, нежели ученикам, в которой автор уделяет внимание проблемам гитарной педагогики и исполнительства, расширяя круг методологических вопросов и предлагая рациональные способы их решения. Михайленко последовательно рассматривает этапы постановки исполнительского аппарата, технике обеих рук, уделяет особое внимание развитию навыков звукоизвлечения, выявлению музыкальных способностей учащихся, способствующих осмысленному исполнению произведений.

В последнее десятилетие гитара стала необычайно популярным инструментом в Республике Татарстан. Повсеместно открываются гитарные отделения в системе детского дополнительного образования, независимые школы, обучающие всех желающих научиться владеть этим инструментом независимо от возраста. Организуются различные конкурсы и фестивали гитарного исполнительства, многочисленные концертные программы, приезжают гитаристы с мировыми именами, такие как Андреас фон Вангенхайм (Германия), Аниелло Дезидерио, Флавио Сала (Италия), Пабло Сайнс Вильегас, дуэт Melis (Испания), Горан Кривокапич (Черногория), Владимир Доценко (Украина), Давид Павлович (Венгрия), Артем Дервоед, Дмитрий Илларионов, Вадим Чебанов, Евгений Финкельштейна (Россия).

Большая роль в популяризации искусства игры на гитаре в Татарстане принадлежит нашему соотечественнику Виталию Харисову. Талантливый исполнитель, композитор и аранжировщик, он заслуженно является членом Союза композиторов Республики Татарстан. Его просветительская работа заключается в организации различного рода фестивалей и конкурсов для гитары, в активной концертной и преподавательской деятельности. Плодовитый автор, помимо множества небольших пьес для гитары он написал еще Сонатину для гитары соло; Музыку для квартета гитар (1999), Сонату для гитары и фортепиано (авторская транскрипция Концерта-симфонии для гитары, флейты и струнных, 2003 г.), Трио-сонату для гитары, флейты и ф-но, (2006). Концерт-симфонию для флейты, гитары и струнных инструментов (2009).[1]

Наряду с Виталием Харисовым художественно-просветительское движение в области гитарного исполнительства в нашей республике возглавляет заслуженный артист Республики Дагестан Айнур Бегутов. Этот молодой гитарист сочетает в себе функции прекрасного исполнителя и организатора, что позволяет ему стать одним из художественных руководителей множества мероприятий, посвященных гитаре.

Рассмотрение в первой главе исторических этапов развития гитарного искусства за рубежом и в России показало большую роль, сыгранную выдающимися исполнителями в процессе популяризации гитары во многих странах. Дидактические и методические пособия, разработанные великими гитаристами своего времени, позволили привлечь к обучению игре на этом инструменте обширный круг населения, способствуя тем самым музыкальному просвещению и образованию. Отличительной чертой данных пособий является их ориентация на индивидуальное техническое развитие учащихся. В них практически не затрагиваются методические аспекты коллективного музицирования на гитаре. Такая недооценка важности ансамблевого исполнительства в воспитании музыканта является причиной фокусировки исследовательского внимания на методических работах, посвященных проблеме обучения игре в гитарном ансамбле.


[1]  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный альманах: информационно-методическое издание деятельности городского лицея № 3

Уважаемые читатели! Это - наш первый ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ!  С одной стороны, лицей достаточно часто публикует различные материалы в рамках обмена опытом; с другой, – это первое издание, в кот...

статья "Гитарные ансамбли"

В отличие от сольных выступлений, где музыкант, как правило, исполняет программу наизусть, в оркестрах и ансамблях традиционно принято пользоваться нотами. Это связано, во-первых, с большим объемом ис...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Обзор периодических изданий в области коррекционной педагогики

Подбор изданий периодической печати в области коррекционной педагогики...

Методическая разработка на тему: «Обзор современных разработок в классе гитары.»

Инновационные подходы к обучению игре на гитаре в ДШИ.         В настоящее время, в эпоху развития современного информационного общества, предполагается приняти...