Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В»
методическая разработка (11 класс) по теме
Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_prakticheskih_zanyatiy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения практических занятий
по автотренажёрной подготовке
водителей категорий «В»
Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей. Автотренажеры позволяют приблизить условия обучения к реальным, не подвергая ученика и инструктора опасности. Кроме того, они позволяют использовать индивидуальный подход к каждому из обучаемых и допускают многократное повторение отдельных операций по управлению автомобилем, добиваясь четкого их выполнения.
Используя автотренажерные комплексы, можно разбить сложный процесс вождения на отдельные элементы и воспроизвести аварийные ситуации, отработка которых на автодроме и на дороге сопряжена с опасностью.
Основная задача тренажерного этапа подготовки – выработать у учащегося в безопасных условиях элементарные начальные зрительно-двигательные навыки управления автомобилем и восприятия среды движения. Поэтому при обучении на автотренажерах изучаются основные, базовые навыки управления автомобилем, которые отрабатываются более подробно на следующих этапах подготовки водителей.
Объем и разнообразие учебного материала, изучаемого на автотренажере, весьма велик, поэтому овладевать им следует поэтапно:
На первом этапе приобретаются и закрепляются знания о назначении и расположении органов управления автомобилем, приборов сигнализации и контрольно-измерительных приборов, расположенных в кабине автомобиля (тренажере);
На втором этапе знакомство с правильной посадкой водителя на рабочем месте, с приемами регулирования сиденья, зеркал заднего вида, правильным положением рук на рулевом колесе и ног на педалях управления;
На третьем этапе знакомство с действиями органов управления автомобиля;
На четвертом этапе знакомство с приемами подготовки органов управления автомобиля к пуску двигателя, трогании автомобиля с места, его движения и остановки, а также основными приемами маневрирования.
Для проведения практических занятий разработан ряд методических рекомендаций, а цикл занятий разбит на отдельные темы.
Занятие №1 «Задачи обучения по автотренажерной подготовке. Краткое содержание программы. Порядок проведения занятий. Проведение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности»
Учебно-материальное оснащение: Содержание учебного материала (дидактические единицы). Инструкция по технике безопасности при занятии в кабинете автотренажеров. Инструкция по пожарной безопасности.
Ученик должен приобрести прочные знания, умения и навыки, которые являются основными принципами обучения, и уметь применять их на практике.
Занятие №2 «Назначение и расположение органов управления автомобиля. Контрольно-измерительные приборы»
Цели и задачи занятия: показать расположение и назначение органов управления автомобиля, контрольно-измерительных приборов.
Должны уметь: читать показания приборов.
Учебно-материальное оснащение: автомобильный тренажер, мультимедийная система, учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.
Занятие №3 «Посадка и расположение водителя на рабочем месте. Приемы регулирования сиденья, правильное расположение рук на рулевом колесе и ног на педалях управления»
Цели и задачи занятия: рассказать и показать на автотренажере стандартное расположение органов управления, контрольно-измерительные приборы.
Ученик должен знать: посадку и расположение водителя на рабочем месте.
Должен уметь: быстро и правильно располагаться в кабине автомобиля, соблюдая правильное расположение рук на рулевом колесе и ног на педалях управления.
Учебно-материальное оснащение: автомобильный тренажер, мультимедийная система, учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.
Занятие №4 «Различные приемы руления и выработка навыков на автотренажере».
Цели и задачи занятия: знать способы и методы различных приемов руления; уметь: использовать различные приемы руления, практические навыки на автотренажере; рассмотреть «Ошибки при рулении» с помощью мультимедийной системы.
Для того, что бы избавиться от этих ошибок, необходимо заниматься техникой руления.
Упражнение № 1 «Поперечный маятник на четыре счета»
Для выполнения упражнения необходимо следить за тем, что бы руки в исходном, и своих новых положениях были расположены симметрично. Для лучшего контроля своих действий ставится ориентир. Верхняя точка рулевого колеса отмечается мелом или изолентой, руки должны быть расслаблены. А большие пальцы кисти находятся с внутренней стороны рулевого колеса.
Упражнение № 2 «Темповой маятник со скрестными перехватами на восемь счетов»
При этом необходимо следить за равномерностью вращения рулевого колеса. Сначала вращаем рулевое колесо с небольшой скоростью, затем скорость постепенно увеличивается.
Упражнение № 3 «Круговой маятник с перехватами через тыльную сторону кисти руки»
Выполняется движениями вправо, влево, скорость вращения рулевого колеса должна быть равномерной. Изменение вращения рулевого колеса осуществляется без задержки в исходном положении.
Упражнение № 4 «Круговой маятник со сменой рук»
Выполняется следующим образом: вправо руль вращается правой рукой, влево – левой. Вращать рулевое колесо при рулении надо плавно без рывков. Скорость вращения руля левой и правой рукой должна быть одинаковой. Задерживать рулевое колесо при смене рук нельзя.
Упражнение № 5 «Скоростное руление двумя руками»
Одним циклом считается поворот рулевого колеса от упора влево, до упора вправо и обратно.
Упражнение № 6 «Скоростное руление правой рукой»
Это упражнение осуществляется скоростным способом правой рукой вправо, не выпуская рулевое колесо из руки.
Упражнение № 7 «Скоростное руление левой рукой»
Это упражнение осуществляется скоростным методом левой рукой влево, не выпуская рулевое колесо из руки.
Для закрепления изученного материала на практике в нестандартных ситуациях ученики делятся на подгруппы, и самостоятельно контролируют друг друга, выявляя ошибки при рулении с соблюдением задач упражнения. Выполнение этого задания проходит под четким наблюдением инструктора.
Учебно-материальное оснащение: автомобильный тренажер, мультимедийная система, учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.
Занятие №5 «Приемы управления автомобилем»
Цели и задачи занятия: знать последовательность действий при начале движения автомобиля. Способы торможения автомобиля; уметь: выполнять приемы управления автомобилем.
Для того, что бы познакомиться с приемами управления автомобилем необходимо знать, как правильно приводить в действия органы управления автомобилем. Отработать навыки приемов управления автомобиля: начало движения, переключение передач в восходящем и нисходящем порядках, остановка автомобиля.
Учебно-материальное обеспечение: Автотренажер, учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И. Рывкин А.А., «Вождение легкового автомобиля» Юрковский И.М, Юрковский О.И.
Занятие №6 «Пуск карбюраторного двигателя. Пуск дизельного двигателя»
Цели и задачи занятия: уметь пускать двигатель; знать способы пуска двигателей при различных климатических условиях.
Учебно-материальное обеспечение: Мультимедийная система; сюжеты «Управление автомобилей в критических ситуациях»; учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А. стр. 30-31.
Занятие №7 «Проверка знаний в письменном виде. Контрольная работа»
Работа выполняется в два варианта на основании дифференцированного подхода к ученикам. Контрольные материалы оформлены в виде тестов.
Занятие №8 «Маневрирование. Движение задним ходом. Разворот в обратном направлении. Разворот в ограниченном пространстве»
Цели и задачи занятия: знать способы маневрирования; уметь выполнять развороты.
Учебно-материальное обеспечение: Мультимедийная система; сюжеты «Управление автомобилей в критических ситуациях»; учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И. Рывкин А.А. стр.20-21.
Занятие №9 «Маневрирование. «Разворот в ограниченном пространстве с применением заднего хода. Постановка автомобиля на стоянку»
Цели и задачи занятия: знать способы маневрирования; уметь выполнять развороты.
Учебно-материальное обеспечение: Мультимедийная система; сюжеты «Управление автомобилей в критических ситуациях»; учебное пособие «Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А. стр.20-22.
Занятие №10 «Зачёт»
В результате тренажерного этапа обучения ученик должен уметь:
- Правильно располагаться на рабочем месте водителя;
- Плавно трогаться с места, останавливаться, переключать передачи;
-Совершать повороты, вращая рулевое колесо силовым и скоростным методами и одной рукой;
- Совершать развороты, в том числе с применением заднего хода в узких проездах;
- Действовать рычагами, педалями, рулевым колесом не глядя на них, не прекращая наблюдения за дорогой.
Ответы на контрольные вопросы выполняются письменно.
Варианты вопросов:
1. Контрольные проверки при начале движения автомобиля.
2. Органы управления автомобилем и стандартное расположение.
3. Передняя панель и щиток приборов.
4. Правильная посадка водителя за рулем.
5. Правильное действие органами управления.
6. Правильное положение рук на рулевом колесе и ног на педелях управления.
7. Пуск карбюраторного двигателя.
8. Пуск дизельного двигателя:
9. Ошибки при рулении.
10. Порядок действий при переключении передач в восходящем порядке.
11. Порядок действий при переключении передач в нисходящем порядке.
12. Порядок действий органами управления при начале движения и остановке автомобиля. Перегазовка.
13. Движение задним ходом.
14. Рассказать последовательность действий органами управления для разворота в обратном направлении.
15. Рассказать последовательность действий органами управления для разворота в ограниченном пространстве с применением заднего хода.
16. Рассказать последовательность действий органами управления для постановки автомобиля на стоянку.
Список используемой литературы
1. В.И. Ваганов, А.А. Рывкин Вождение автотранспортных средств. М Транспорт1990 г.
2. И.М. Юрковский, О.И. Юрковский Вождение легкового автомобиля. М 2003 г.
3. Цыганков Э.С. - Управление автомобилем в критической ситуации
Рипол Классик; 2006
4. Цыганков Э.С. - Скоростное руление в критических ситуациях. Рипол Классик; 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В», «С».
Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей. Автотренажеры позволяют приблизить условия обучения к реальным, не подвергая студента и инструктора опасност...
Методическая разработка на тему: "Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и по экономике отрасли"
В методической разработке рассматриваются приемы и методы, которые целесобразно применять на практических занятиях по экономике организации (отрасли), обосновывается необходимость применения активных ...
Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) .
Методика проведения практических занятий отвечает на следующие вопросы:1.Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?2.Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержан...
Методика проведения практического занятия по управлению конфликтом
Методические указания позволяют студенту выполнить практическую работу по дисциплине Менеджмент самостоятельно или в составе группы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Методика проведения практического занятия с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов». по дисциплине «Математика»
Данная работа является методической разработкой практического занятия по теме: «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»» для студентов, обуч...
Методические рекомендации по проведению практических занятий по МДК 01.04 "Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания"
Методические рекомендации по проведению практических занятий по МДК 01.04 "Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания"...