Учебно-методическая разработка «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»
учебно-методический материал по теме

Данная методическая разработка содержит всю информацию о том, как провести мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Мастер-класс я провожу в качестве дополнительного занятия по основам композиции и цветоведения в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Чудеса из ниток".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miroshnikova_l.i._metodicheskaya_razrabotka.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка

«Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»

Мирошникова Любовь Ивановна,

педагог доп. образования ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Уже много лет в ГБУ ДО ДДТ «Юность» проводятся занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования детей «Чудеса из ниток», предназначенной для учащихся 1-4 класса и включающей в себя вязание крючком, вышивание шелковыми лентами и плетение кружева челноком – фриволите. На занятиях, посвященных цветоведению и основам композиции, составляются различные цветочные композиции, которые, в зависимости от используемой техники, смотрятся совершенно по-разному. К сожалению, учебный план программы не подразумевает занятия по основам флористики. И поэтому в качестве дополнительного занятия по основам композиции и цветоведения проводится мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Время проведения мастер-класса выпадает, как правило, на осенние или весенние каникулы.

Актуальность. Работа с природными материалами всегда пользовалась спросом, а сейчас, в Год экологии, она становится еще более актуальной. На занятии по изготовлению закладки для книги с использованием элементов флористики дети знакомятся с растительным миром, узнают новые названия растений и способы их засушивания. Мастер-класс воспитывает бережное и уважительное отношение к природе, заставляет по-другому посмотреть на окружающий мир и увидеть то, что растет у нас под ногами; обратить внимание на то, что они раньше просто не замечали.

Цель и задачи.

Цель: формирование художественных и духовно-нравственных ценностей у учащихся в процессе создания цветочной миниатюры с использованием элементов флористики.

Задачи:

  • обучающие:
  • ознакомить с миром растений;
  • научить отличать одни растения от других;
  • закрепить знания об основах композиции, полученные на занятиях в рамках образовательной программы;
  • создать предпосылки для формирования профессионального взгляда на изобразительное и прикладное искусство;
  • развивающие:
  • вызвать эмоциональную отзывчивость;
  • способствовать раскрытию творческих способностей;
  • сформировать художественный взгляд на мир;
  • способствовать развитию образного мышления;
  • воспитательные:
  • научить видеть красоту окружающего мира;
  • привить любовь к прекрасному;
  • пробудить чувство сопричастности к окружающему миру;
  • обратить внимание на проблемы экологии (вымирающие растения);
  • научить бережному и уважительному отношению к природе.

Педагогический замысел. Более десяти лет автор данной разработки  изучал основы флористики. Долгое время шла работа над поиском доступных форм, чтобы реализовать эти знания по флористике на практике. В результате созрела идея о проведении занятия по изготовлению цветочных миниатюр, которое дает возможность провести не только познавательное, но и увлекательное занятие с получением быстрого и осязаемого результата. Данный мастер-класс дает уникальную возможность вложить в детей любовь к природе, заинтересовать творческим процессом, взглянуть на мир глазами художника или фотографа, раскрыть глаза на красоту природы.

Технология. Для организации данной досуговой деятельности учащихся в каникулярное время используется такая созидательная технология, как мастер-класс.

Форма организации досуга. Подарок своими руками. Коллективный характер работы.

Адресная группа. Мастер-класс рассчитан на детей от 6 лет (верхний порог отсутствует, могут принимать участие даже взрослые).

Пространство проведения. Рекомендуется проводить мастер-класс в помещении (кабинете) за одним большим столом. Если такой возможности нет, то можно использовать и обычный школьный класс с партами, сдвинув их буквой «П».

Используемые методы и приемы:

  • словесные (беседа);
  • наглядные (иллюстративный метод, метод наблюдения);
  • практические (самостоятельная работа).

Дидактическое сопровождение:

  • учебно-наглядные пособия:
  • (модель готовой закладки);
  • Без красок и кисти. Флористика/ Сост.: Н.В. Тихомирова, С.Н. Левина. – СПб., 2011.
  • раздаточный материал (гербарий).

Ресурсы. Для изготовления закладки для каждого участника необходимо подготовить комплект материалов и инструментов:

  • засушенные листья и лепестки растений – готовятся заранее (весной и летом);
  • бумажная салфетка, клеенка или газетный лист – для защиты покрытия поверхности стола;
  • картон белый (цветной) 150 х 40 мм – твердая основа закладки;
  • цветная бумага 150 х 35 мм – для создания фона закладки;
  • клей ПВА – для закрепления деталей;
  • пластиковая крышечка от бутылки – для оптимизации использования клея;
  • картонные полоски с косым уголком – для набора клея;
  • скотч шириной 50 мм – для ламинирования закладки;
  • ножницы – для придания деталям нужной формы;
  • пинцет (по возможности) – для работы с хрупкими цветами.

Предварительный этап. Для проведения данного мастер-класса необходимо заготовить растения в период их цветения. О сборе и засушке трав и растений обычно рассказывается учащимся в заключительном этапе занятия, чтобы потом дома ребята сами смогли повторить весь процесс изготовления книжной закладки, а также увлеклись составлением гербария.


Ход мероприятия. Основные этапы мастер-класса

Содержание этапов

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Подготовительный этап.

  1. Организация рабочего места.
  2. Подготовка и раздача материалов на каждого участника мастер-класса.
  • Расставляет нужным образом столы.
  • Раскладывает комплекты материалов и инструментов для каждого участника мастер-класса.

Заходят в помещение и рассаживаются по местам.

2.

Организационный момент.

  1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
  • Приветствует детей.
  • Проверяет наличие необходимых материалов. Дает инструктаж по технике безопасности, предупреждает, что нельзя:
  • резко чихать;
  • баловаться с острыми предметами;
  • делать резкие движения.

Напоминает о бережном отношении к хрупким засушенным растениям. Просит соблюдать чистоту (на столе и под столом).

  • Приветствуют педагога.
  • Проверяют наличие материалов.
  • Слушают инструктаж по охране труда и технике безопасности.
  • Помогают в перечислении правил безопасности.

3.

Вводная часть.

  1. Игра в ассоциации.
  2. Подбор определений к слову «Цветы».
  3. Сообщение темы и плана внеурочного занятия.

ПЕДАГОГ. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ассоциации». Я называю слово, а вы говорите слова, которые сразу же приходят вам на ум.

Педагог называет слово «лето». Основная задача этой игры – подвести к разговору о цветах.

ПЕДАГОГ. Мы все с вами художники, и должны подобрать много определений для слова «цветы». Отвечаем на вопрос: «цветы КАКИЕ?».

В поле растут какие цветы? В саду какие? В лесу? А в тундре?

На вопрос «Какие цветы растут в тундре» дети обычно затрудняются ответить, поскольку им не подобрать нужное прилагательное. На данном примере можно показать, что всегда можно описать что-либо другими словами. И на вопрос можно ответить так: «Там растут цветы тундры».

Таким образом педагог подводит учащихся к теме внеурочного занятия: «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики».

Дети называют слова, которые ассоциируются у них с летом: «тепло», «жара», «речка», «солнце», «облака», «поле», «цветы».

Дети отвечают: красивые, крупные, махровые, ароматные, желтые и т.д.

Дети отвечают: полевые, садовые, лесные.

4.

Теоретическая часть.

  1. Разговор о строении цветущего растения.
  2. Беседа о композиции.
  3. Демонстрация готовых работ в качестве образца.

ПЕДАГОГ. Итак, сегодня мы будем создавать закладку из цветочной композиции, используя засушенные лепестки цветов и листья. Давайте вспомним, как растет цветок. Сначала появляется росток и первый бутончик. Потом вырастает второй бутончик, а первый уже раскрывается и т.д.

Где располагается самый крупный цветок? Вверху или внизу? Правильно, внизу. А что наверху? Да, бутончики и мелкие листочки.

Задача педагога – подвести к учащихся к тому, что при выполнении закладки необходимо соблюдать законы композиции.

ПЕДАГОГ. Одной из отличительных особенностей художника является умение подчеркнуть красоту природы. И сейчас у нас с вами есть редкая возможность из творений природы создать свое, новое произведение искусства.

  • Вспоминают вместе с педагогом, как устроен цветок.
  • Проверяют свои знания о композиции.
  • Изучают образцы готовых работ.
  • Продумывают свои дальнейшие действия.
  • Отвечают на вопросы.

5.

Практическая часть.

  1. Выполнение творческой работы.
  • Подготовка основы закладки.
  • Подбор цветочных элементов.
  • Работа с клеем.
  • Корректировка, заполнение пустого пространства.
  1. Осуществление фотосъемки готовых, но еще не заламинированных работ (осуществлять фотосъемку лучше до того, как закладка покрыта скотчем, чтобы не было бликов).

ПЕДАГОГ. А сейчас мы с вами будем делать закладку. Цветную полоску бумаги наклеиваем на белый картон. Затем аккуратно подбираем засушенные цветочные элементы. Начинаем составлять цветочную композицию с нижней части закладки, подбирая и приклеивая крупные веточки, листочки и цветы. Движемся снизу вверх, от большого к малому. Выше располагаются цветы поменьше размером, а вверху приклеиваются самые мелкие детали. Чем выше композиция, тем мельче детали. Заполняем пустое пространство. Можно при помощи лепестков изобразить бабочку или птичку.

Обратите внимание на связь всех деталей: они соединены между собой и представляют собой единую веточку. Поэтому нельзя наклеивать листочек отдельно, оторванным от веточки (см. Приложение №2).

Важно обратить внимание участников мастер-класса на соразмерность предметов, композиционное решение и цветовую гармонию.

Работа с клеем.

ПЕДАГОГ (для приклеивания хрупких деталей используется полоска картона, обрезанного наискосок). Окунаем острый кончик картона в баночку с клеем, затем аккуратно дотрагиваемся до мелкой детали и пальчиком прикрепляем в нужном месте композиции. Основная задача здесь – лишь слегка прихватить клеем деталь. Основной закрепляющий момент осуществляет скотч. Он фиксирует все элементы и придает долговечность работе.

Когда все работы готовы, педагог их фотографирует. Обращает внимание на допущенные ошибки (в приложении №2 приведен пример неверно выстроенной композиции). Здесь уместно отметить, что «ошибаться не страшно, страшно ошибки повторять».

  • Выполняют работу над закладкой.
  • Пытаются узнать, что за растения у них  руках.
  • Примеряют каждый понравившийся элемент.
  • Подгоняют растительный элемент под размер закладки. При необходимости отрезают лишнее ножницами.
  • Фотографируют готовые закладки.

6.

Заключительный этап.

  1. Рассказ о заготовке.
  2. Подведение итогов.
  3. Выставка работ.
  4. Совместная фотография на память.
  5. Рефлексия.
  6. Уборка помещения.

ПЕДАГОГ. Чтобы провести данный мастер-класс, мне нужно было собрать и засушить множество листочков и лепестков. Хотите узнать, как это делается? Сложный цветок мы разбираем на лепестки, мелкие цветы и травы берем целиком, соцветиями и даже веточками и раскладываем в один слой на двойном тетрадном листе. Сверху кладем газетный лист – промокашку для сбора влаги. И так несколько слоев. Сверху ставим пресс: подойдет ровный кусок фанеры, на которую ставится груз (например, трехлитровая банка с водой). Каждый день меняем листы газеты на сухие. И так повторяем 3-4 дня. Готовые засушенные растения удобно хранить в двойных листах, коробках, конвертах и т.д.

Педагог обращает внимание учащихся на короткий и различный у каждого растения период цветения. Например, лютики хорошо смотрятся в композиции, но собирать их можно только в июне месяце. Необходимо присматриваться к природе, уметь находить выигрышные растения для композиции.

Педагог собирает готовые закладки вместе, рассматривает их и обсуждает вместе с детьми. Обращает внимание на оригинальность и неповторимость каждой работы.

Готовые работы педагог ламинирует сам, заклеивая скотчем шириной 50 мм, края подворачивает наизнанку. Можно заклеивать скотчем в двух сторон. Данную процедуру могут выполнять и сами участники мастер-класса, однако они должны осознавать, что действовать нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить цветочную композицию и не сделать лишних складок скотчем.

ПЕДАГОГ. Как говорили древние мудрецы: «Человек услышал – запомнил, увидел – понял, сделал своими руками – научился».

Вам понравилось занятие? Будете заниматься флористикой самостоятельно?

Охарактеризуйте, пожалуйста, одной фразой сегодняшнее занятие.

По окончании мастер-класса педагог предлагает его участникам навести порядок на рабочем месте.

  • Слушают педагога.
  • Рассматривают готовые закладки.
  • Рассказывают или пишут, что им особенно понравилось и запомнилось.
  • Убирают рабочее место.

Анализ результатов апробации

Данный мастер-класс реализуется на практике уже более десяти лет. В его основе заложено творческое начало, непредсказуемость и неповторимость результата. Получаемый на нем продукт – книжную закладку – невозможно копировать.

К концу занятия мы получаем работу, которая имеет завершенный вид и обладает не только эстетической, но и практической значимостью. При изготовлении закладки учащиеся знакомятся с основами композиции, у них развивается образное мышление. Работы, сделанные руками детей, уникальны и неповторимы, а желание подарить свою закладку – бесценно.

Руководствуясь теми же основами композициями, в этой технике цветочных миниатюр можно сделать не только закладку, но и небольшую открытку. Открытку можно не ламинировать – ее лучше поставить в рамочку под стекло. Что касается ламинации закладок, то опыт показывает: заклеивание скотчем – быстрый и дешевый способ, однако не самый совершенный. Помимо использования скотча возможны и другие способы ламинирования закладки. Например, чтобы избежать складок от скотча, можно заказать профессиональную ламинацию либо придумать свой способ сохранения закладки.

Для проведения данного занятия педагогу приходится делать большую подготовительную работу – собирать и правильно засушивать растительный материал. На это уходит много времени, ведь у каждого цветка свой период цветения. Однако работа с природным материалом приносит радость и умиротворение, что и доказывают проведенные не раз мастер-классы.


Список используемой литературы:

  1. Без красок и кисти. Флористика / Сост.: Н.В. Тихомирова, С.Н. Левина. – СПб.: Самиздат коллектива флористов «Фантазия», 2011. – 96 с.
  2. Захарюк П. Картины из цветов и листьев. – М.: Контэнт, 2008 г., 48 с.
  3. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты/ Под ред. И.М. Кареловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 371 с.
  4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
  5. Солод Л.Е.  Искусство составлять цветочные картины. – М.: Эксмо, 2008. – 80 с.
  6. Стецюк В. Картины из сухих цветов: Составление композиций из засушенных растений: Техника; Приемы; Изделия. [175]. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 128 с. (Серия: Золотая библиотека увлечений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по изготовлению "Кукол-оберегов".

Пособие поможет ознакомиться с технологией изготовления "кукол - оберегов" на примере "Кубышки-травницы"....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

Учебно-методическое пособие по изготовлению мягкой игрушки

Данное учебно-методическое пособе содержит технологическую карту "Изготовление мягкой игрушки - обезьянки", выкройку и  табицу со схемами и рисунками швов, используемых для пошива ...

Технологическая карта изготовления закладки для книги

Технологическая карта изготовления закладки для книги...

Технологическая карта изготовления закладки для книги

Технологическая карта изготовления закладки для книг...

Презентация мастер-класса изготовление закладки для книг «Винни-пух»

Быстро, легко и просто можно изготовить бумажную закладку для книг из картона....