Учебно-методическая разработка «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»
учебно-методический материал по теме
Данная методическая разработка содержит всю информацию о том, как провести мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Мастер-класс я провожу в качестве дополнительного занятия по основам композиции и цветоведения в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Чудеса из ниток".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка
«Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики»
Мирошникова Любовь Ивановна,
педагог доп. образования ГБУ ДО ДДТ «Юность»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Уже много лет в ГБУ ДО ДДТ «Юность» проводятся занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования детей «Чудеса из ниток», предназначенной для учащихся 1-4 класса и включающей в себя вязание крючком, вышивание шелковыми лентами и плетение кружева челноком – фриволите. На занятиях, посвященных цветоведению и основам композиции, составляются различные цветочные композиции, которые, в зависимости от используемой техники, смотрятся совершенно по-разному. К сожалению, учебный план программы не подразумевает занятия по основам флористики. И поэтому в качестве дополнительного занятия по основам композиции и цветоведения проводится мастер-класс по изготовлению закладки для книги с использованием природных материалов. Время проведения мастер-класса выпадает, как правило, на осенние или весенние каникулы.
Актуальность. Работа с природными материалами всегда пользовалась спросом, а сейчас, в Год экологии, она становится еще более актуальной. На занятии по изготовлению закладки для книги с использованием элементов флористики дети знакомятся с растительным миром, узнают новые названия растений и способы их засушивания. Мастер-класс воспитывает бережное и уважительное отношение к природе, заставляет по-другому посмотреть на окружающий мир и увидеть то, что растет у нас под ногами; обратить внимание на то, что они раньше просто не замечали.
Цель и задачи.
Цель: формирование художественных и духовно-нравственных ценностей у учащихся в процессе создания цветочной миниатюры с использованием элементов флористики.
Задачи:
- обучающие:
- ознакомить с миром растений;
- научить отличать одни растения от других;
- закрепить знания об основах композиции, полученные на занятиях в рамках образовательной программы;
- создать предпосылки для формирования профессионального взгляда на изобразительное и прикладное искусство;
- развивающие:
- вызвать эмоциональную отзывчивость;
- способствовать раскрытию творческих способностей;
- сформировать художественный взгляд на мир;
- способствовать развитию образного мышления;
- воспитательные:
- научить видеть красоту окружающего мира;
- привить любовь к прекрасному;
- пробудить чувство сопричастности к окружающему миру;
- обратить внимание на проблемы экологии (вымирающие растения);
- научить бережному и уважительному отношению к природе.
Педагогический замысел. Более десяти лет автор данной разработки изучал основы флористики. Долгое время шла работа над поиском доступных форм, чтобы реализовать эти знания по флористике на практике. В результате созрела идея о проведении занятия по изготовлению цветочных миниатюр, которое дает возможность провести не только познавательное, но и увлекательное занятие с получением быстрого и осязаемого результата. Данный мастер-класс дает уникальную возможность вложить в детей любовь к природе, заинтересовать творческим процессом, взглянуть на мир глазами художника или фотографа, раскрыть глаза на красоту природы.
Технология. Для организации данной досуговой деятельности учащихся в каникулярное время используется такая созидательная технология, как мастер-класс.
Форма организации досуга. Подарок своими руками. Коллективный характер работы.
Адресная группа. Мастер-класс рассчитан на детей от 6 лет (верхний порог отсутствует, могут принимать участие даже взрослые).
Пространство проведения. Рекомендуется проводить мастер-класс в помещении (кабинете) за одним большим столом. Если такой возможности нет, то можно использовать и обычный школьный класс с партами, сдвинув их буквой «П».
Используемые методы и приемы:
- словесные (беседа);
- наглядные (иллюстративный метод, метод наблюдения);
- практические (самостоятельная работа).
Дидактическое сопровождение:
- учебно-наглядные пособия:
- (модель готовой закладки);
- Без красок и кисти. Флористика/ Сост.: Н.В. Тихомирова, С.Н. Левина. – СПб., 2011.
- раздаточный материал (гербарий).
Ресурсы. Для изготовления закладки для каждого участника необходимо подготовить комплект материалов и инструментов:
- засушенные листья и лепестки растений – готовятся заранее (весной и летом);
- бумажная салфетка, клеенка или газетный лист – для защиты покрытия поверхности стола;
- картон белый (цветной) 150 х 40 мм – твердая основа закладки;
- цветная бумага 150 х 35 мм – для создания фона закладки;
- клей ПВА – для закрепления деталей;
- пластиковая крышечка от бутылки – для оптимизации использования клея;
- картонные полоски с косым уголком – для набора клея;
- скотч шириной 50 мм – для ламинирования закладки;
- ножницы – для придания деталям нужной формы;
- пинцет (по возможности) – для работы с хрупкими цветами.
Предварительный этап. Для проведения данного мастер-класса необходимо заготовить растения в период их цветения. О сборе и засушке трав и растений обычно рассказывается учащимся в заключительном этапе занятия, чтобы потом дома ребята сами смогли повторить весь процесс изготовления книжной закладки, а также увлеклись составлением гербария.
Ход мероприятия. Основные этапы мастер-класса
№ | Содержание этапов | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. | Подготовительный этап.
|
| Заходят в помещение и рассаживаются по местам. |
2. | Организационный момент.
|
Напоминает о бережном отношении к хрупким засушенным растениям. Просит соблюдать чистоту (на столе и под столом). |
|
3. | Вводная часть.
| ПЕДАГОГ. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ассоциации». Я называю слово, а вы говорите слова, которые сразу же приходят вам на ум. Педагог называет слово «лето». Основная задача этой игры – подвести к разговору о цветах. ПЕДАГОГ. Мы все с вами художники, и должны подобрать много определений для слова «цветы». Отвечаем на вопрос: «цветы КАКИЕ?». В поле растут какие цветы? В саду какие? В лесу? А в тундре? На вопрос «Какие цветы растут в тундре» дети обычно затрудняются ответить, поскольку им не подобрать нужное прилагательное. На данном примере можно показать, что всегда можно описать что-либо другими словами. И на вопрос можно ответить так: «Там растут цветы тундры». Таким образом педагог подводит учащихся к теме внеурочного занятия: «Изготовление закладки для книги с использованием элементов флористики». | Дети называют слова, которые ассоциируются у них с летом: «тепло», «жара», «речка», «солнце», «облака», «поле», «цветы». Дети отвечают: красивые, крупные, махровые, ароматные, желтые и т.д. Дети отвечают: полевые, садовые, лесные. |
4. | Теоретическая часть.
| ПЕДАГОГ. Итак, сегодня мы будем создавать закладку из цветочной композиции, используя засушенные лепестки цветов и листья. Давайте вспомним, как растет цветок. Сначала появляется росток и первый бутончик. Потом вырастает второй бутончик, а первый уже раскрывается и т.д. Где располагается самый крупный цветок? Вверху или внизу? Правильно, внизу. А что наверху? Да, бутончики и мелкие листочки. Задача педагога – подвести к учащихся к тому, что при выполнении закладки необходимо соблюдать законы композиции. ПЕДАГОГ. Одной из отличительных особенностей художника является умение подчеркнуть красоту природы. И сейчас у нас с вами есть редкая возможность из творений природы создать свое, новое произведение искусства. |
|
5. | Практическая часть.
| ПЕДАГОГ. А сейчас мы с вами будем делать закладку. Цветную полоску бумаги наклеиваем на белый картон. Затем аккуратно подбираем засушенные цветочные элементы. Начинаем составлять цветочную композицию с нижней части закладки, подбирая и приклеивая крупные веточки, листочки и цветы. Движемся снизу вверх, от большого к малому. Выше располагаются цветы поменьше размером, а вверху приклеиваются самые мелкие детали. Чем выше композиция, тем мельче детали. Заполняем пустое пространство. Можно при помощи лепестков изобразить бабочку или птичку. Обратите внимание на связь всех деталей: они соединены между собой и представляют собой единую веточку. Поэтому нельзя наклеивать листочек отдельно, оторванным от веточки (см. Приложение №2). Важно обратить внимание участников мастер-класса на соразмерность предметов, композиционное решение и цветовую гармонию. Работа с клеем. ПЕДАГОГ (для приклеивания хрупких деталей используется полоска картона, обрезанного наискосок). Окунаем острый кончик картона в баночку с клеем, затем аккуратно дотрагиваемся до мелкой детали и пальчиком прикрепляем в нужном месте композиции. Основная задача здесь – лишь слегка прихватить клеем деталь. Основной закрепляющий момент осуществляет скотч. Он фиксирует все элементы и придает долговечность работе. Когда все работы готовы, педагог их фотографирует. Обращает внимание на допущенные ошибки (в приложении №2 приведен пример неверно выстроенной композиции). Здесь уместно отметить, что «ошибаться не страшно, страшно ошибки повторять». |
|
6. | Заключительный этап.
| ПЕДАГОГ. Чтобы провести данный мастер-класс, мне нужно было собрать и засушить множество листочков и лепестков. Хотите узнать, как это делается? Сложный цветок мы разбираем на лепестки, мелкие цветы и травы берем целиком, соцветиями и даже веточками и раскладываем в один слой на двойном тетрадном листе. Сверху кладем газетный лист – промокашку для сбора влаги. И так несколько слоев. Сверху ставим пресс: подойдет ровный кусок фанеры, на которую ставится груз (например, трехлитровая банка с водой). Каждый день меняем листы газеты на сухие. И так повторяем 3-4 дня. Готовые засушенные растения удобно хранить в двойных листах, коробках, конвертах и т.д. Педагог обращает внимание учащихся на короткий и различный у каждого растения период цветения. Например, лютики хорошо смотрятся в композиции, но собирать их можно только в июне месяце. Необходимо присматриваться к природе, уметь находить выигрышные растения для композиции. Педагог собирает готовые закладки вместе, рассматривает их и обсуждает вместе с детьми. Обращает внимание на оригинальность и неповторимость каждой работы. Готовые работы педагог ламинирует сам, заклеивая скотчем шириной 50 мм, края подворачивает наизнанку. Можно заклеивать скотчем в двух сторон. Данную процедуру могут выполнять и сами участники мастер-класса, однако они должны осознавать, что действовать нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить цветочную композицию и не сделать лишних складок скотчем. ПЕДАГОГ. Как говорили древние мудрецы: «Человек услышал – запомнил, увидел – понял, сделал своими руками – научился». Вам понравилось занятие? Будете заниматься флористикой самостоятельно? Охарактеризуйте, пожалуйста, одной фразой сегодняшнее занятие. По окончании мастер-класса педагог предлагает его участникам навести порядок на рабочем месте. |
|
Анализ результатов апробации
Данный мастер-класс реализуется на практике уже более десяти лет. В его основе заложено творческое начало, непредсказуемость и неповторимость результата. Получаемый на нем продукт – книжную закладку – невозможно копировать.
К концу занятия мы получаем работу, которая имеет завершенный вид и обладает не только эстетической, но и практической значимостью. При изготовлении закладки учащиеся знакомятся с основами композиции, у них развивается образное мышление. Работы, сделанные руками детей, уникальны и неповторимы, а желание подарить свою закладку – бесценно.
Руководствуясь теми же основами композициями, в этой технике цветочных миниатюр можно сделать не только закладку, но и небольшую открытку. Открытку можно не ламинировать – ее лучше поставить в рамочку под стекло. Что касается ламинации закладок, то опыт показывает: заклеивание скотчем – быстрый и дешевый способ, однако не самый совершенный. Помимо использования скотча возможны и другие способы ламинирования закладки. Например, чтобы избежать складок от скотча, можно заказать профессиональную ламинацию либо придумать свой способ сохранения закладки.
Для проведения данного занятия педагогу приходится делать большую подготовительную работу – собирать и правильно засушивать растительный материал. На это уходит много времени, ведь у каждого цветка свой период цветения. Однако работа с природным материалом приносит радость и умиротворение, что и доказывают проведенные не раз мастер-классы.
Список используемой литературы:
- Без красок и кисти. Флористика / Сост.: Н.В. Тихомирова, С.Н. Левина. – СПб.: Самиздат коллектива флористов «Фантазия», 2011. – 96 с.
- Захарюк П. Картины из цветов и листьев. – М.: Контэнт, 2008 г., 48 с.
- Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты/ Под ред. И.М. Кареловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 371 с.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
- Солод Л.Е. Искусство составлять цветочные картины. – М.: Эксмо, 2008. – 80 с.
- Стецюк В. Картины из сухих цветов: Составление композиций из засушенных растений: Техника; Приемы; Изделия. [175]. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – 128 с. (Серия: Золотая библиотека увлечений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-339085-1384015474.jpg)
Учебно-методическое пособие по изготовлению "Кукол-оберегов".
Пособие поможет ознакомиться с технологией изготовления "кукол - оберегов" на примере "Кубышки-травницы"....
План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»
Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....
План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»
Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-444244-1399145597.jpg)
Учебно-методическое пособие по изготовлению мягкой игрушки
Данное учебно-методическое пособе содержит технологическую карту "Изготовление мягкой игрушки - обезьянки", выкройку и табицу со схемами и рисунками швов, используемых для пошива ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/08/picture-1318532-1662643735.jpg)
Технологическая карта изготовления закладки для книги
Технологическая карта изготовления закладки для книги...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318805-1614527176.jpg)
Технологическая карта изготовления закладки для книги
Технологическая карта изготовления закладки для книг...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-654617-1439736904.jpg)
Презентация мастер-класса изготовление закладки для книг «Винни-пух»
Быстро, легко и просто можно изготовить бумажную закладку для книг из картона....