Арт-час "Театр и мы"
методическая разработка по теме

Сценарий проведения арт-часа "Театр и мы" для детей 10-12 лет. В ходе прогрраммы дети знакомятся театрами Санкт - Петербурга, смотрят на сцене выступления детских творческих коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_teatr_i_my.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования  

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

 «Театр и мы»

Театральная гостиная

Возраст детей 9-10лет

Авторы-составители:

Венсон Галина Павловна

педагог – организатор отдела художественного воспитания,

Смирнов Анатолий Владимирович

педагог – организатор отдела воспитательной работы,

Кустарева Марина Геннадьевна

методист отдела художественного воспитания

Санкт-Петербург

2017

Цель: создание условий для развития эмоционально – образной сферы детей; формирования интереса детей к театральному искусству.

Задачи.

Обучающие:

  • Познакомить с историей развития театра;
  • Познакомить со знаменитыми театрами Санкт - Петербурга;
  • Познакомить с театральными профессиями.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к различным театральным жанрам;

Воспитательные:

  • Воспитывать зрительскую культуру детей;
  • Воспитывать уважение к театральной культуре;

Адресат: дети9-10 лет

Сценарий

Слайды

Текст

Отрывок из мультфильма «Домовенок Кузя»

Вид разрушенного дома

(На авансцене сидит Домовенок Кузя с чемоданом)

Кузя: Какое несчастье со мной приключилось! Я много лет прожил на чердаке этого старинного дома. Хозяин мой был необыкновенный человек – он служил в театре режиссером. А теперь этот старинный дом пошел на снос, и хозяин купил себе большую просторную квартиру, а я остался без крыши над головой. Только и успел захватить этот чемодан, в котором хранятся старые афиши, программки спектаклей и много разных интересных вещей, которые многое могут рассказать о театре. Пойду по свету, ведь мир не без добрых людей. Может мне повезет, и я найду себе новый дом, где будут жить творческие люди и кому-нибудь пригодятся эти вещи.

(Звучит нежная музыка и домовенок уходит за кулисы).

Театральные маски

(На сцену выходит ведущая)

Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята!  Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие - мир театра, а он всегда полон фантазий и грез, слез и смеха, он учит нас думать, делает нас добрее и лучше!  Сейчас мы отправимся в прошлое попадем, попадем в Древнюю Грецию, узнаем, как же зарождался театр.

Гора Олимп

Звучит музыка

Боги

Звучит музыка

Звучит музыка

(На сцене появляется чтец).

Чтец. В древнюю Грецию путь наш лежит, собирайтесь!

Там на Олимпе пируют бессмертные боги.

Судьбы вершат, принимают устав и законы.

О человеки! Будьте внимательны к зову Богов всемогущих!

Не прогневите владыку небесного Зевса!

(Под музыку выходят Боги)

Зевс: Всех вас приветствую я, о всемогущие Боги!

Боги: Слава Олимпу и Зевсу!

Зевс: Мучаюсь я и страдаю от горя большого.

Мне не хватает живительной силы такого искусства,

Что бы и плакал я там и смеялся,

Что бы в ладоши стучал, как безумный,

Радовался и огорчался!

Боги: Позвольте нам сказать, громковержец!

Афродита: Мы не с пустыми руками явились, владыка!

Гефест: Каждый из нас представитель великого дела,

Каждый каким - то искусством владеет.

Ты же смотри, наслаждайся и лучших приветствуй!

Калиопа: Я, Калиопа, скажу я вам Боги, что сила в науке! Боги без знаний похожи на чад неразумных. В знаниях свет и великая сила!

Боги шепчут каждый свое: Сила в танце, в спорте…

(Полигимния останавливает шум дирижерской палочкой, Боги замирают).

Полигимния: Как вы смешны! Вы растрогали Зевса такими речами! Лучше бы гимны слагали во имя отчизны. Как здесь росли вы, учились, науки познали. Только лишь в песне правда. Она совершенна и только!

(Ропот возмущения)

Терпсихора: Песни прекрасны, но Боги, взгляните, разве не песни волшебные тела ваш взор услаждают?

Боги: Тело для танца, только в спорте его красота!

Зевс: Всех я внимательно слушал, о Боги, спасибо!

Вы меня к жизни вернули, от сна пробудили!

Я не напрасно избрал Вас, что б царствовать здесь на Олимпе! Ваши искусства прекрасны (вздыхает) Но…..

Гера: Но что же ты замолчал, громовержец! Что же тебе не хватает?

(Под музыку выходит Дионис – Бог виноделия)

Зевс: О Дионис, мой любимец, как же ты вовремя!

Вот Бог веселья, знакомьтесь, только тебя не хватало на празднике этом!

Боги: Мы же здесь спорим!

Дионис: О чем же ваш спор?

Боги: Об искусствах. Чье лучше не знаем!

Евтерпа: Зевс повелел нам представить такое искусство, что бы в нем все воплощалось: и танец, и проза, тела культура и песня, слезы и смех и высокая мудрость!

Дионис: Очень смешная затея! (обращаясь к Зевсу)

Съешь виноград, улыбнись, жизнь прекрасна!

Я же хочу в этом волшебном кувшине все ваши уменья перемешать, взяв только лучшее. Вот уж гремучая смесь получается, что за игра получилась в кувшине волшебном. Как Афродита из пены морской появилась. Рождается новое чудо…. Как же его назовем мы?

Зевс: Пусть же отныне во веки веков повсеместно театром зовется это искусство! Вы же, великие Боги, зрителями стать не хотите?

Боги: Хотим!

Зевс: Зрителем быть – это тоже большое искусство! Душу откройте, сердца распахните для чуда, а главное громко стучите в ладоши!

(Боги хлопают в ладоши и затем под музыку уходят).

Изображение древнегреческого театра

Актеры Древнегреческого театра

(На сцену выходит ведущая)

Вед. : Так зародился театр в Древней Греции! Актеры играли на улице, а чтобы их было лучше видно и слышно, на голову они надевали большие маски, в рот вставляли специальный рупор. Иногда спектакли шли несколько дней, и никто не расходился.

(Раздается стук)

 Ребята, кто- то пришел к нам в гости!

 (Входит домовенок Кузя)

Маски

Кузя: Здравствуйте! Вы извините меня, пожалуйста. Я -домовенок Кузя. Со мной приключилась очень неприятная история, дело в том, что мой дом разрушили, и мне совсем негде жить, а я очень люблю музыку, люблю петь и танцевать, я люблю театр, потому что мой старый хозяин дома был режиссером театра. Я услышал детские голоса, музыку, и мне показалось, что здесь живут люди, которые тоже любят искусство, как и я.

Маски

Вед.:  Дорогой Кузя! Ты попал во дворец творчества к талантливым ребятам, которые любят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и обожают театр. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по театрам нашего города. Хочешь отправиться с нами?

Кузя: Очень хочу!

Вед.: Тогда мы отправляемся в путь. Как появился театр в Древней Греции мы уже знаем, а как же появился театр на Руси? Это нам предстоит сейчас узнать.

 

Изображение скоморохов.

Давайте вспомним, как на Руси называли первых музыкантов, танцоров, певцов, актеров? А ты знаешь Кузя?

Кузя: Конечно, знаю, а вы ребята знаете?

Ребята: Скоморохи!

Кузя: Какие умные дети, все-то они знают! На Руси было много праздников, гуляний и без скоморошьей шутки обойтись было трудно.

Скоморохи: фрагмент мультфильма «Как аукнется, так и откликнется»

Вед: Внимание на экран!

(фрагмент мультфильма «Как аукнется, так и откликнется»)

Портрет Ф. Волкова

Вед.: Прежде чем появились первые театры, прошло много времени. Появился на Руси талантливый человек, русский актер, Федор Григорьевич Волков. Он родился в купеческой семье, получил разностороннее образование и организовал городе Ярославле, где он жил, домашний театр, а в 1750 г.- публичный театр, в котором играли талантливые актеры того времени.

Портрет Елизаветы Петровны

Когда императрица Елизавета Петровна узнала о ярославском театре, она срочно вызвала всю труппу в Петербург. После просмотра всех спектаклей этого театра, повелела создать театр в Петербурге и в1756 г. появляется настоящий театр на Васильевском острове близ Кадетского корпуса.  

Карта Санкт - Петербурга

Вед: Сейчас в Петербурге много разных театров, на любой вкус.

Кузя: Так хочется хоть краешком глаза заглянуть в эти театры!

Вед: Дорогой Кузя! Сегодня мы побываем в некоторых театрах нашего города, а ты выбирай себе театр по вкусу, может, в нем ты найдешь себе второй дом. Помогать в нашем путешествии будет   волшебная карта и волшебные слова.

(На экране появляется карта)

Высвечивается Театр юных зрителей им. А. Брянцева (Пионерская пл. 1)

Давайте, произнесем волшебные слова из сказки: крибле, крабле, бумс!

(Дети произносят слова все вместе).

Кузя: А я знаю этот театр. А вы ребята узнали его?

Дети: Это Театр Юного зрителя!

Вед.: Правильно, ребята! Этот театр носит имя своего основателя, педагога, народного артиста А.А.Брянцева. Репертуар его очень разнообразный. Здесь идут и детские спектакли, и взрослые. В этом театре начинали свою актерскую деятельность многие известные актеры. Итак, давайте заглянем на сцену. А какой спектакль, вы должны отгадать.

Музыкальный театр «Обыкновенное чудо» показывает фрагмент спектакля «Волшебник изумрудного города»

Петрушка

Вед.: Ребята, вы узнали спектакль?

Дети: «Волшебник Изумрудного города»!

Кузя: А мне бы очень хотелось побывать в кукольном театре!

Вед.: Мы обязательно в нем побываем!

Кузя: А какая кукла первая появилась. Как ее звали?

Дети: Петрушка!

Вед.: Правильно, ребята, это был зазывала шутник Петрушка! Петрушка-кукла на ширме, который пел куплеты, смешил публику, иногда высмеивал власть, за что жестоко наказывался, но проходило время, и Петрушка оживал снова. Прошло время и стали появляться другие куклы. Они показывали свои представления во время праздников, гуляний на площадях, на ярмарках.

Портрет С. Образцова

Большой вклад в развитие кукольного театра внес замечательный режиссер Сергей Владимирович Образцов. Он создал свой неповторимый театр. Его спектакль «Обыкновенный концерт» покорил зрителей не только нашей страны, но и за рубежом.

Большой театр кукол? Ул. Некрасова 10-12.

Сегодня в нашем городе много кукольных театров и нет такого человека, кто хоть один раз не побывал на кукольном представлении!

Кузя: Ребята, скорей произносите волшебные слова и на экране появиться кукольный театр!

Ребята произносят слова,

Театр кукол «Кузнечик» показывает сценку.

Маски

Кузя: А вы знаете, ребята, что в театре существует много разных театральных профессий. В моем чемодане для вас есть подсказки. 

(Кузя открывает чемодан и достает разные нужные в театре предметы: бутафорские фрукты и грим).

Ваза с фруктами

Вед.: Как называют человека в театре, который создает искусственные (бутафорские) предметы, заменяющие  настоящие: например, как эта ваза с фруктами?

Дети: Бутафор!

Гример

Вед.: А как называется профессия человека, который  гримирует артистов в театре?

Дети: Гример!

Портрет

Г.Милляра

Вед.: Профессия гримера очень интересная и сложная. Иногда гример так может загримировать актера, что происходит полное перевоплощение в сценический образ. Порой бывает трудно узнать артиста, исполняющего данную роль.  Сейчас на экране великий  актер Милляр. Посмотрите, как искусно он был загримирован в своих персонажей. Какого героя вы узнаете?

Дети:  Баба- яга!

Кузя: Ребята, нам пора в новый театр, а для этого произнесем волшебные слова!

(Дети произносят слова и появляется театр «Карамболь»)

Театр Карамболь,

Рижский пр. 3

Вед.:  Дети, мы попали в детский музыкальный театр  «Карамболь».   В театре есть оркестр, кордебалет, детская студия – это настоящий семейный театр. Один из любимых спектаклей театра - «Маленький принц» по произведению французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери.

Звездное небо

(на сцене «Маленький принц» - музыкальный театр «Обыкновенное чудо» и хореографическая студия «Позитифф».)

Фойе театра

Кузя: Ребята, а с чего начинается театр?  С вешалки!

Еще в театре есть фойе, где висят портреты известных актеров, макеты декораций к спектаклям, красивые люстры, зеркала.

Театральный зал

Сцена и занавес театра

И, наконец, мы попадаем в зал, где все видно и слышно. Места располагаются определенным образом: партер, бельэтаж, бенуар и балкон и т.д.

Но самым главным в театре является сцена. И пока спектакль еще не начался, сцену украшает красивый занавес.

 И вот, он открывается и идет спектакль. Главным действующим лицом на сцене является актер. От его таланта зависит успех всего спектакля.

 Филармония

Пл. Искусств

Кузя: Нам пора отправляться в новый театр!

 (Дети произносят волшебные слова: Крибле,  крабле, бумс!

(появляется здание Большого зала филармонии).

Вед: Это Большой зал Филармонии, который находится на площади Искусств. Когда-то он назывался домом Дворянского собрания. Здесь проходили разные государственные мероприятия и праздники.

Зал Филармонии

Когда -то в этом зале П.И. Чайковский на новогодней елке (когда был ребенком) выиграл деревянного солдатика.  Сейчас в этом зале выступают профессиональные музыканты, певцы. Сегодня будут выступать ансамбль аккордеонистов, прозвучит музыка Штрауса.

(Звучит музыка)

Зал Филармонии

Кузя: Ребята! Мы сегодня еще не все театральные профессии вспомнили.  В моем чемоданчике есть подсказка еще к одной театральной профессии.

(Достает картину).

Эту картину нарисовал очень талантливый человек, который часто бывал в нашем доме, а вы угадайте, кем же он работал в театре?  

Дети: Художником!

Портреты художников

Вед.: Наверно правильно сказать художником - декоратором. Мы знаем таких выдающихся русских художников, которые создавали прекрасные декорации к спектаклям. Их имена вам всем хорошо знакомы: В. Васнецов, Врубель, Коровин, из современных: Шемякин и другие.  

Кузя: Ребята! Нам пора в путь!

(Дети произносят волшебные слова и попадают в Мариинский театр)

Мариинский театр

Театральная пл.

Вед: В 1783 году на Карусельной площади был открыт Большой Каменный театр. Он дал название и площади, она стала называться Театральной. Напротив этого театра стоял цирк, после пожара на его месте построили Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Федоровны. На месте Каменного театра было построено здание Консерватории.

У нас премьера: «Классическая миниатюра» (студия «Позитифф» балетный номер).

Вед: Кузя! Как ты думаешь, как нужно вести себя в театре?

Кузя: Когда вы приходите в театр, то должны быть красиво одеты. Нельзя бежать после спектакля за своими вещами, этим вы покажите неуважение к актерам, которые  целый вечер были на сцене. Нужно выразить свою благодарность аплодисментами.

Вед.: Ты совершенно прав, ведь театр- это настоящий храм искусств. Но мы опять отправляемся в путь!

(Дети произносят волшебные слова и попадают в театр Музыкальной комедии).

Театр музыкальной комедии, ул. Итальянская,13

Вед.: Это здание, в котором находится театр, является одним из старейших в Санкт- Петербурге. У него большая и интересная история. Вы обязательно почитайте об этом театре. В очень трудные блокадные дни во время Великой Отечественной войны, артисты этого театра выступали на передовой перед бойцами, тем самым поднимая патриотический дух солдат. Сегодня в этом театре мы можем услышать лучшие оперетты, спектакли и особенно популярным жанром сегодня является Мюзикл.

А сегодня я приглашаю вас на оперетту «Вольный ветер»- Песенка Пепитты.

Здание Цирка

Кузя: ребята, пора опять произносить волшебные слова!

(Дети произносят волшебные слова)

На экране появляется Цирк.

Вед: Ребята, это здание вы все хорошо знаете и бывали там не раз! Вы узнали его?

Дети: Цирк!

Вед.: Правильно, ребята! Это было первое здание. Которое построено в России для цирковых представлений. Раньше у  цирковых актеров не было своего здания, были передвижные цирки – шапито.Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.

Ребята, вы любите фокусы?

Дети: Да!!!

Вед.: Внимание на сцену!

Цирковой зал

Выступление учащегося театра кукол «Кузнечик» с иллюзионным номером.

Театр «Зазеркалье», ул. Рубинштейна,13.

Вед: Ребята, вам нравиться путешествовать по театрам?  Сейчас мы попадем в какой-то очень необычный театр

(Дети говорят волшебные слова и попадают в театр «Зазеркалье».)

Вед: Кузя! Ты читал книгу Луиса Кэрола «Алиса в стране чудес»?

Кузя: Конечно читал. А вы читали ребята?

Дети: Да!

Вед.: Всем нам иногда хочется попасть по ту сторону зеркала в это Зазеркалье, где живут наши мечты и фантазии! Где вместе с музыкой мы попадаем в прекрасный мир сказки. А какой же сегодня спектакль мы увидим в театре «Зазеркалье»? Итак, внимание!

Сквер (на словах девочки)

Север

(идет сцена из спектакля «Цветик-семицветик».)

Кузя: Ребята, вы угадали спектакль?

(Ребята называют спектакль)

Маски

Дворец творчества

Вед.: Ну вот, дорогие мои, наше путешествие и подошло к концу. Тебе, Кузя, понравились театры, в которых мы сегодня побывали? Может быть, в каком-нибудь из этих театров ты увидел для себя новый дом?

 Кузя: Все театры мне очень понравились, но остаться я хочу здесь во Дворце творчества с вами ребята. Вы мне разрешите?

Дети: Да!

(Звучит музыка)

Вед.: Конечно, Кузя, ты совершенно прав, благодаря таланту ребят мы увидели много замечательных театров и познакомились с их репертуаром. Давайте, мы пригласим их сейчас на эту сцену: Театр студия «Первый этаж», Музыкальный театр «Обыкновенное чудо», театр кукол «Кузнечик», эстрадная студия «Солнышко», эстрадная студия «Волшебные сны», ансамбль аккордеонистов «Надежда».

 (Вокально – эстрадная студия «Волшебные сны» выходит на сцену и звучит заключительная песня о театре, остальные подпевают.

Вед: До свидания, ребята до новых встреч!

 (занавес закрывается)