Арт-час "Театр и мы"
методическая разработка по теме
Сценарий проведения арт-часа "Театр и мы" для детей 10-12 лет. В ходе прогрраммы дети знакомятся театрами Санкт - Петербурга, смотрят на сцене выступления детских творческих коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_teatr_i_my.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Театр и мы»
Театральная гостиная
Возраст детей 9-10лет
Авторы-составители:
Венсон Галина Павловна
педагог – организатор отдела художественного воспитания,
Смирнов Анатолий Владимирович
педагог – организатор отдела воспитательной работы,
Кустарева Марина Геннадьевна
методист отдела художественного воспитания
Санкт-Петербург
2017
Цель: создание условий для развития эмоционально – образной сферы детей; формирования интереса детей к театральному искусству.
Задачи.
Обучающие:
- Познакомить с историей развития театра;
- Познакомить со знаменитыми театрами Санкт - Петербурга;
- Познакомить с театральными профессиями.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к различным театральным жанрам;
Воспитательные:
- Воспитывать зрительскую культуру детей;
- Воспитывать уважение к театральной культуре;
Адресат: дети9-10 лет
Сценарий
Слайды | Текст |
Отрывок из мультфильма «Домовенок Кузя» Вид разрушенного дома | (На авансцене сидит Домовенок Кузя с чемоданом) Кузя: Какое несчастье со мной приключилось! Я много лет прожил на чердаке этого старинного дома. Хозяин мой был необыкновенный человек – он служил в театре режиссером. А теперь этот старинный дом пошел на снос, и хозяин купил себе большую просторную квартиру, а я остался без крыши над головой. Только и успел захватить этот чемодан, в котором хранятся старые афиши, программки спектаклей и много разных интересных вещей, которые многое могут рассказать о театре. Пойду по свету, ведь мир не без добрых людей. Может мне повезет, и я найду себе новый дом, где будут жить творческие люди и кому-нибудь пригодятся эти вещи. (Звучит нежная музыка и домовенок уходит за кулисы). |
Театральные маски | (На сцену выходит ведущая) Вед.: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие - мир театра, а он всегда полон фантазий и грез, слез и смеха, он учит нас думать, делает нас добрее и лучше! Сейчас мы отправимся в прошлое попадем, попадем в Древнюю Грецию, узнаем, как же зарождался театр. |
Гора Олимп Звучит музыка Боги Звучит музыка Звучит музыка | (На сцене появляется чтец). Чтец. В древнюю Грецию путь наш лежит, собирайтесь! Там на Олимпе пируют бессмертные боги. Судьбы вершат, принимают устав и законы. О человеки! Будьте внимательны к зову Богов всемогущих! Не прогневите владыку небесного Зевса! (Под музыку выходят Боги) Зевс: Всех вас приветствую я, о всемогущие Боги! Боги: Слава Олимпу и Зевсу! Зевс: Мучаюсь я и страдаю от горя большого. Мне не хватает живительной силы такого искусства, Что бы и плакал я там и смеялся, Что бы в ладоши стучал, как безумный, Радовался и огорчался! Боги: Позвольте нам сказать, громковержец! Афродита: Мы не с пустыми руками явились, владыка! Гефест: Каждый из нас представитель великого дела, Каждый каким - то искусством владеет. Ты же смотри, наслаждайся и лучших приветствуй! Калиопа: Я, Калиопа, скажу я вам Боги, что сила в науке! Боги без знаний похожи на чад неразумных. В знаниях свет и великая сила! Боги шепчут каждый свое: Сила в танце, в спорте… (Полигимния останавливает шум дирижерской палочкой, Боги замирают). Полигимния: Как вы смешны! Вы растрогали Зевса такими речами! Лучше бы гимны слагали во имя отчизны. Как здесь росли вы, учились, науки познали. Только лишь в песне правда. Она совершенна и только! (Ропот возмущения) Терпсихора: Песни прекрасны, но Боги, взгляните, разве не песни волшебные тела ваш взор услаждают? Боги: Тело для танца, только в спорте его красота! Зевс: Всех я внимательно слушал, о Боги, спасибо! Вы меня к жизни вернули, от сна пробудили! Я не напрасно избрал Вас, что б царствовать здесь на Олимпе! Ваши искусства прекрасны (вздыхает) Но….. Гера: Но что же ты замолчал, громовержец! Что же тебе не хватает? (Под музыку выходит Дионис – Бог виноделия) Зевс: О Дионис, мой любимец, как же ты вовремя! Вот Бог веселья, знакомьтесь, только тебя не хватало на празднике этом! Боги: Мы же здесь спорим! Дионис: О чем же ваш спор? Боги: Об искусствах. Чье лучше не знаем! Евтерпа: Зевс повелел нам представить такое искусство, что бы в нем все воплощалось: и танец, и проза, тела культура и песня, слезы и смех и высокая мудрость! Дионис: Очень смешная затея! (обращаясь к Зевсу) Съешь виноград, улыбнись, жизнь прекрасна! Я же хочу в этом волшебном кувшине все ваши уменья перемешать, взяв только лучшее. Вот уж гремучая смесь получается, что за игра получилась в кувшине волшебном. Как Афродита из пены морской появилась. Рождается новое чудо…. Как же его назовем мы? Зевс: Пусть же отныне во веки веков повсеместно театром зовется это искусство! Вы же, великие Боги, зрителями стать не хотите? Боги: Хотим! Зевс: Зрителем быть – это тоже большое искусство! Душу откройте, сердца распахните для чуда, а главное громко стучите в ладоши! (Боги хлопают в ладоши и затем под музыку уходят). |
Изображение древнегреческого театра Актеры Древнегреческого театра | (На сцену выходит ведущая) Вед. : Так зародился театр в Древней Греции! Актеры играли на улице, а чтобы их было лучше видно и слышно, на голову они надевали большие маски, в рот вставляли специальный рупор. Иногда спектакли шли несколько дней, и никто не расходился. (Раздается стук) Ребята, кто- то пришел к нам в гости! (Входит домовенок Кузя) |
Маски | Кузя: Здравствуйте! Вы извините меня, пожалуйста. Я -домовенок Кузя. Со мной приключилась очень неприятная история, дело в том, что мой дом разрушили, и мне совсем негде жить, а я очень люблю музыку, люблю петь и танцевать, я люблю театр, потому что мой старый хозяин дома был режиссером театра. Я услышал детские голоса, музыку, и мне показалось, что здесь живут люди, которые тоже любят искусство, как и я. |
Маски | Вед.: Дорогой Кузя! Ты попал во дворец творчества к талантливым ребятам, которые любят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и обожают театр. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по театрам нашего города. Хочешь отправиться с нами? Кузя: Очень хочу! Вед.: Тогда мы отправляемся в путь. Как появился театр в Древней Греции мы уже знаем, а как же появился театр на Руси? Это нам предстоит сейчас узнать.
|
Изображение скоморохов. | Давайте вспомним, как на Руси называли первых музыкантов, танцоров, певцов, актеров? А ты знаешь Кузя? Кузя: Конечно, знаю, а вы ребята знаете? Ребята: Скоморохи! Кузя: Какие умные дети, все-то они знают! На Руси было много праздников, гуляний и без скоморошьей шутки обойтись было трудно. |
Скоморохи: фрагмент мультфильма «Как аукнется, так и откликнется» | Вед: Внимание на экран! (фрагмент мультфильма «Как аукнется, так и откликнется») |
Портрет Ф. Волкова | Вед.: Прежде чем появились первые театры, прошло много времени. Появился на Руси талантливый человек, русский актер, Федор Григорьевич Волков. Он родился в купеческой семье, получил разностороннее образование и организовал городе Ярославле, где он жил, домашний театр, а в 1750 г.- публичный театр, в котором играли талантливые актеры того времени. |
Портрет Елизаветы Петровны | Когда императрица Елизавета Петровна узнала о ярославском театре, она срочно вызвала всю труппу в Петербург. После просмотра всех спектаклей этого театра, повелела создать театр в Петербурге и в1756 г. появляется настоящий театр на Васильевском острове близ Кадетского корпуса. |
Карта Санкт - Петербурга | Вед: Сейчас в Петербурге много разных театров, на любой вкус. Кузя: Так хочется хоть краешком глаза заглянуть в эти театры! Вед: Дорогой Кузя! Сегодня мы побываем в некоторых театрах нашего города, а ты выбирай себе театр по вкусу, может, в нем ты найдешь себе второй дом. Помогать в нашем путешествии будет волшебная карта и волшебные слова. (На экране появляется карта) |
Высвечивается Театр юных зрителей им. А. Брянцева (Пионерская пл. 1) | Давайте, произнесем волшебные слова из сказки: крибле, крабле, бумс! (Дети произносят слова все вместе). Кузя: А я знаю этот театр. А вы ребята узнали его? Дети: Это Театр Юного зрителя! Вед.: Правильно, ребята! Этот театр носит имя своего основателя, педагога, народного артиста А.А.Брянцева. Репертуар его очень разнообразный. Здесь идут и детские спектакли, и взрослые. В этом театре начинали свою актерскую деятельность многие известные актеры. Итак, давайте заглянем на сцену. А какой спектакль, вы должны отгадать. |
Музыкальный театр «Обыкновенное чудо» показывает фрагмент спектакля «Волшебник изумрудного города» | |
Петрушка | Вед.: Ребята, вы узнали спектакль? Дети: «Волшебник Изумрудного города»! Кузя: А мне бы очень хотелось побывать в кукольном театре! Вед.: Мы обязательно в нем побываем! Кузя: А какая кукла первая появилась. Как ее звали? Дети: Петрушка! |
Вед.: Правильно, ребята, это был зазывала шутник Петрушка! Петрушка-кукла на ширме, который пел куплеты, смешил публику, иногда высмеивал власть, за что жестоко наказывался, но проходило время, и Петрушка оживал снова. Прошло время и стали появляться другие куклы. Они показывали свои представления во время праздников, гуляний на площадях, на ярмарках. | |
Портрет С. Образцова | Большой вклад в развитие кукольного театра внес замечательный режиссер Сергей Владимирович Образцов. Он создал свой неповторимый театр. Его спектакль «Обыкновенный концерт» покорил зрителей не только нашей страны, но и за рубежом. |
Большой театр кукол? Ул. Некрасова 10-12. | Сегодня в нашем городе много кукольных театров и нет такого человека, кто хоть один раз не побывал на кукольном представлении! Кузя: Ребята, скорей произносите волшебные слова и на экране появиться кукольный театр! Ребята произносят слова, Театр кукол «Кузнечик» показывает сценку. |
Маски | Кузя: А вы знаете, ребята, что в театре существует много разных театральных профессий. В моем чемодане для вас есть подсказки. (Кузя открывает чемодан и достает разные нужные в театре предметы: бутафорские фрукты и грим). |
Ваза с фруктами | Вед.: Как называют человека в театре, который создает искусственные (бутафорские) предметы, заменяющие настоящие: например, как эта ваза с фруктами? Дети: Бутафор! |
Гример | Вед.: А как называется профессия человека, который гримирует артистов в театре? Дети: Гример! |
Портрет Г.Милляра | Вед.: Профессия гримера очень интересная и сложная. Иногда гример так может загримировать актера, что происходит полное перевоплощение в сценический образ. Порой бывает трудно узнать артиста, исполняющего данную роль. Сейчас на экране великий актер Милляр. Посмотрите, как искусно он был загримирован в своих персонажей. Какого героя вы узнаете? Дети: Баба- яга! Кузя: Ребята, нам пора в новый театр, а для этого произнесем волшебные слова! (Дети произносят слова и появляется театр «Карамболь») |
Театр Карамболь, Рижский пр. 3 | Вед.: Дети, мы попали в детский музыкальный театр «Карамболь». В театре есть оркестр, кордебалет, детская студия – это настоящий семейный театр. Один из любимых спектаклей театра - «Маленький принц» по произведению французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери. |
Звездное небо | (на сцене «Маленький принц» - музыкальный театр «Обыкновенное чудо» и хореографическая студия «Позитифф».) |
Фойе театра | Кузя: Ребята, а с чего начинается театр? С вешалки! Еще в театре есть фойе, где висят портреты известных актеров, макеты декораций к спектаклям, красивые люстры, зеркала. |
Театральный зал Сцена и занавес театра | И, наконец, мы попадаем в зал, где все видно и слышно. Места располагаются определенным образом: партер, бельэтаж, бенуар и балкон и т.д. Но самым главным в театре является сцена. И пока спектакль еще не начался, сцену украшает красивый занавес. И вот, он открывается и идет спектакль. Главным действующим лицом на сцене является актер. От его таланта зависит успех всего спектакля. |
Филармония Пл. Искусств | Кузя: Нам пора отправляться в новый театр! (Дети произносят волшебные слова: Крибле, крабле, бумс! (появляется здание Большого зала филармонии). Вед: Это Большой зал Филармонии, который находится на площади Искусств. Когда-то он назывался домом Дворянского собрания. Здесь проходили разные государственные мероприятия и праздники. |
Зал Филармонии | Когда -то в этом зале П.И. Чайковский на новогодней елке (когда был ребенком) выиграл деревянного солдатика. Сейчас в этом зале выступают профессиональные музыканты, певцы. Сегодня будут выступать ансамбль аккордеонистов, прозвучит музыка Штрауса. (Звучит музыка) |
Зал Филармонии | Кузя: Ребята! Мы сегодня еще не все театральные профессии вспомнили. В моем чемоданчике есть подсказка еще к одной театральной профессии. (Достает картину). Эту картину нарисовал очень талантливый человек, который часто бывал в нашем доме, а вы угадайте, кем же он работал в театре? Дети: Художником! |
Портреты художников | Вед.: Наверно правильно сказать художником - декоратором. Мы знаем таких выдающихся русских художников, которые создавали прекрасные декорации к спектаклям. Их имена вам всем хорошо знакомы: В. Васнецов, Врубель, Коровин, из современных: Шемякин и другие. Кузя: Ребята! Нам пора в путь! (Дети произносят волшебные слова и попадают в Мариинский театр) |
Мариинский театр Театральная пл. | Вед: В 1783 году на Карусельной площади был открыт Большой Каменный театр. Он дал название и площади, она стала называться Театральной. Напротив этого театра стоял цирк, после пожара на его месте построили Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Федоровны. На месте Каменного театра было построено здание Консерватории. |
У нас премьера: «Классическая миниатюра» (студия «Позитифф» балетный номер). | |
Вед: Кузя! Как ты думаешь, как нужно вести себя в театре? Кузя: Когда вы приходите в театр, то должны быть красиво одеты. Нельзя бежать после спектакля за своими вещами, этим вы покажите неуважение к актерам, которые целый вечер были на сцене. Нужно выразить свою благодарность аплодисментами. Вед.: Ты совершенно прав, ведь театр- это настоящий храм искусств. Но мы опять отправляемся в путь! (Дети произносят волшебные слова и попадают в театр Музыкальной комедии). | |
Театр музыкальной комедии, ул. Итальянская,13 | Вед.: Это здание, в котором находится театр, является одним из старейших в Санкт- Петербурге. У него большая и интересная история. Вы обязательно почитайте об этом театре. В очень трудные блокадные дни во время Великой Отечественной войны, артисты этого театра выступали на передовой перед бойцами, тем самым поднимая патриотический дух солдат. Сегодня в этом театре мы можем услышать лучшие оперетты, спектакли и особенно популярным жанром сегодня является Мюзикл. |
А сегодня я приглашаю вас на оперетту «Вольный ветер»- Песенка Пепитты. | |
Здание Цирка | Кузя: ребята, пора опять произносить волшебные слова! (Дети произносят волшебные слова) На экране появляется Цирк. Вед: Ребята, это здание вы все хорошо знаете и бывали там не раз! Вы узнали его? Дети: Цирк! Вед.: Правильно, ребята! Это было первое здание. Которое построено в России для цирковых представлений. Раньше у цирковых актеров не было своего здания, были передвижные цирки – шапито.Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли. Ребята, вы любите фокусы? Дети: Да!!! Вед.: Внимание на сцену! |
Цирковой зал | Выступление учащегося театра кукол «Кузнечик» с иллюзионным номером. |
Театр «Зазеркалье», ул. Рубинштейна,13. | Вед: Ребята, вам нравиться путешествовать по театрам? Сейчас мы попадем в какой-то очень необычный театр (Дети говорят волшебные слова и попадают в театр «Зазеркалье».) Вед: Кузя! Ты читал книгу Луиса Кэрола «Алиса в стране чудес»? Кузя: Конечно читал. А вы читали ребята? Дети: Да! Вед.: Всем нам иногда хочется попасть по ту сторону зеркала в это Зазеркалье, где живут наши мечты и фантазии! Где вместе с музыкой мы попадаем в прекрасный мир сказки. А какой же сегодня спектакль мы увидим в театре «Зазеркалье»? Итак, внимание! |
Сквер (на словах девочки) Север | (идет сцена из спектакля «Цветик-семицветик».) Кузя: Ребята, вы угадали спектакль? (Ребята называют спектакль) |
Маски Дворец творчества | Вед.: Ну вот, дорогие мои, наше путешествие и подошло к концу. Тебе, Кузя, понравились театры, в которых мы сегодня побывали? Может быть, в каком-нибудь из этих театров ты увидел для себя новый дом? Кузя: Все театры мне очень понравились, но остаться я хочу здесь во Дворце творчества с вами ребята. Вы мне разрешите? Дети: Да! |
(Звучит музыка) | Вед.: Конечно, Кузя, ты совершенно прав, благодаря таланту ребят мы увидели много замечательных театров и познакомились с их репертуаром. Давайте, мы пригласим их сейчас на эту сцену: Театр студия «Первый этаж», Музыкальный театр «Обыкновенное чудо», театр кукол «Кузнечик», эстрадная студия «Солнышко», эстрадная студия «Волшебные сны», ансамбль аккордеонистов «Надежда». (Вокально – эстрадная студия «Волшебные сны» выходит на сцену и звучит заключительная песня о театре, остальные подпевают. Вед: До свидания, ребята до новых встреч! (занавес закрывается) |