Балет "Жизель"
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адан Адольф Шарль Французский композитор. Член Института Франции (1844). Окончил парижскую Консерваторию, с 1849 её профессор. Автор около 40 опер, в том числе "Почтальон из Лонжюмо " (1836), "Король из Ивето " (1842, обе поставлены в театре "Опера комик", Париж), балетов, музыки к драматическим спектаклям, пьес для фортепьяно и песен. Наиболее популярны балеты А. "Жизель, или Виллисы" на либретто Т. Готье (поставлен в 1841, Парижская опера).
28 июня 1841 года на сцене Парижской Королевской Академии музыки состоялась премьера балета "Жизель" французского композитора Адольфа-Шарля Адана (1803-1856). Впоследствии, всего за два года она обошла почти все балетные сцены мира. А после премьеры, состоявшейся 18 декабря 1842 года в Петербурге, балет был признан выдающимся достижением хореографического театра.
В основу балета была положена поэтическая легенда о девушках-виллисах - невестах, обманутых своими возлюбленными и умерших до свадьбы.
Французский литератор Теофиль Готье познакомился с этой историей в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне, и вместе с опытным сценаристом Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем он создал либретто, повествующее об истории любви и смерти нежной крестьянки, обманутой ветреным графом Альбертом, но в потустороннем мире спасающей его от злых призраков.
Противопоставление мира суровой действительности, где в силу сословного неравенства любовь героев невозможна, и призрачного мира, в котором человеческая любовь бессмертна и побеждает саму смерть - вот, в чём состоит сущность балета "Жизель" и что так ярко отражает основную идею произведения, в которой любовь обладает немеркнущей силой.
" Жизель" выгодно отличалась от других балетов эпохи романтизма не только своим сюжетом, где первое место отводилось не ундине, сильфиде или иному таинственному существу, а молодой девушке, но и богатой хореографии балета, насыщенной как сольным, так и ансамблевым танцем. Именно это обусловило небывалый интерес к этому балету.
Один из авторов хореографического текста, Жюль Перро, сочинял его для своей жены - Карлотты Гризи - первой исполнительницы партии Жизели, известной романтической балерины. " Жизель" вывела Жюля Перро и Жана Коралли в число первых хореографов Европы и подарила славу молодой итальянской балерине Карлотте Гризи .
В 1881-м году под присмотром одного из авторов - Жюля Перро, блистательный хореограф, Мариус Петипа, сумел вдохнуть новую жизнь в спектакль: он расчертил "романтический беспорядок" кордебалета строгими линиями, поставил призрачных виллис на пуанты, отредактировал сольные танцы.
Балетмейстер, бережно сохранив стиль романтического балета, огранил его настолько убедительно, что ныне Петипа по праву считается третьим (после Коралли и Перро) автором хореографии "Жизели".
ХХ век подарил миру трёх великих Жизелей: Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву , Галину Уланову.
Созданный более полутора веков назад балет и сегодня вызывает интерес у зрителя благодаря уникальному сочетанию трогательного сюжета и редкой безмолвной выразительности этого хореографического шедевра.